Ребусы
▼
понедельник, 30 ноября 2015 г.
Запоминалки для развития грамотности письма
В
первом и втором классах все дети стараются
избегать трудностей в обучении. Они с
удовольствием выполняют ту работу,
которая вызывает положительные эмоции.
Им все еще больше нравится учиться
играя. Предлагаю использовать родителям
и учителям так называемые запоминалки,
собранные
когда то мною из журналов «Начальная
школа». 
Запоминалки
– это маленькие и веселые рифмованные
упражнения, насыщенные орфограммами.
Запоминалки
служат
для выделения
орфограммы
и
запоминания
ее правописания, в игровой форме. Их
использование позволяет ребенку
непроизвольно запомнить правописание
часто встречаемых слов.Такие упражнения
привлекают
детей к орфограмме,
расширяют их представления о
несоответствии
написания и произношения, помогают
понять и запомнить правила проверки.
В
статье «Грамотно
писать не легко!»,
мы говорили о том, как помочь ребенку
научиться видеть и проверять безударную
гласную в слове. Сейчас я предлагаю вам
использовать веселые стишки-запоминалки
на это правило:
| 
   Безударный
   хитрый гласный:  Слышим мы его прекрасно, А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья!  | 
  
    
Сосна,
   вода,
   дела,
   трава
   —  
проверить надо все слова. Безударный гласный — стоп! Писать опасно! Слуху вы не доверяйте — Удареньем проверяйте: 
сосны,
   воды,
   травы,
   дело,
   
    
а
   теперь пишите смело. | 
 
| 
   Село,
   гнездо,
   сосна,
   весна
   —  одна из гласных не ясна. Не верь таким словам на слух, коль есть в них безударный звук. Ты в них число лишь измени, подскажут гласную они: сёла, гнёзда, вёсны и, конечно, сосны.  | 
  
    
Гряда,
   цена,
   скала
   весна,
   
    
коза,
   стрела,
   стена,
   сосна,
   
    
места,
   земля,
   столяр,
   сова
   — 
    
проверить
   надо все слова. 
    
Ты
   будь внимательным, мой друг:
   
    
в
   словах есть безударный звук, 
    
поставь
   его под ударенье, 
    
потом
   пиши стихотворенье. | 
 
| 
    
Для
   самостоятельных упражнений:
   
    
Р...чной, л...сной, г...ристый, М...рекой, р...дной, л...систый. Проверь слова, да не сп...ши, красиво, грамотно сп...ши.  | 
  
    Стр.на, з.мля, стр.ла, с.сна, Гр…да, .игла, зв…зда, в…сна, Р…са, з…рно, сл..ды, л…сток, К…рмушка, оз…ро, цв…ток. Диктанту нашему конец, кто не ошибся — молодец!  | 
 
Для
обучения правописанию
парной
звонкой и глухой согласной в слове ,
рассмотренной в статье "Писать
грамотно не легко!"
можно использовать такие упражнения:
| 
   Если
   слышишь парный
   звук,
    будь внимательным, мой друг, парный сразу проверяй, слово смело изменяй: «зуб» — на «зубы», «лёд» — на «льды» — будешь грамотным и ты.  | 
  
   Где
   растёт морковь?
    На грядках. Буквы пишут где? В тетрадках. Чистим что мы? Чистим зубки. Одеваем в холод? Шубки. Любим все? Снежки, салазки. А читаем часто? Сказки.  | 
 
| 
   Звук
   согласный проверяй,  рядом гласной подставляй! Грядка. Нет чего? — Нет грядок. А тетрадка? — Нет тетрадок. Зубки! Изменили — зубы. Шубки! Проверяем — шубы. Ждем снежинок и салазок И побольше чудных сказок. Мышка, кошка, глазки, лапки, дружба, книжки и тетрадки, шубка, шапка и сапожки, и берёзка, и серёжки.  | 
  
    Обед, завод, медведь, кровать, отряд, народ, этаж, тетрадь, нож, стриж, снег, гараж, лошадь, пруд, труд, шалаш. Рыбка, грядка, кружка, гладко, травка, сетка и тетрадка, крышка, лапка, лодка, ласка, книжка, ложка, утка, сказка. Ложка, лодка, рыбка, грядка, шутка, утка и тетрадка, книжка, крышка и рубашка, травка, сетка, промокашка. Дружки, снежки, прыжки, сапожки, рожки, пирожки, лужки, флажки и ложки, кружки и поварёшки.  | 
 
Эти
запоминалки помогут малышу понять, для
чего служит разделительный Ъ, а для чего
смягчающий Ь, где их писать. Подробнее
дано в статье 
| 
   Мягкий
   знак, мягкий знак —  без него нельзя никак! Без него не написать тридцать, двадцать, десять, пять. Вместо «шесть» получим шест, вместо «есть» напишем ест, станут пенками «пеньки», уголками — «угольки», «банька» в банку превратится. Вот что может получиться, е если будем забывать мягкий знак в словах писать.  | 
  
   День,
   динь,
   сон, тень,
    сыр, сок, лось, лень, нос, нёс, рыть, ныть, кон, конь, шум, шить. Укажи, в каких словах не напишешь мягкий знак.  | 
 
| 
    Разделительный Ь Я в корнях(словах) стою, друзья. Воробьи, семья, жильё — перед я, ю, и, е, ё. Воробьи, жильё, ручьи, листья, крылья, стулья, чьи, колья, перья и семья, вьюга, осенью, друзья.  | 
  
   Разделительный
   Ъ
    Было «сели», стало «съели», догадаться вы сумели, почему случилось так? Кто виновник? — Твердый знак. Твердый знак нам нужен тоже, без него писать не сможем: съезд, съедобный, объясненье, И подъезд, и объявленье  | 
 
Приведу
несколько заданий такого типа,
направленных на накопление зрительного
восприятия орфограммы
в
именах и фамилиях людей, названиях
городов: 
| 
   Таня,
   Ваня, Петя, Галя,  Лена, Нина, Мила, Валя, Коля, Ира, Алексей, и Серёжа, и Андрей. Никогда не забывайте — Имя буквой выделяйте.  | 
  
   Кошка
   — Маришка,  Котёнок — Тишка, Щенок — Дружок, Цыплёнок — Пушок, Корова — Бурёнка, Коза — Найдёнка, Поросёнок — Хрюша и бычок — Гаврюша. Все их клички до одной пишут с буквы прописной!  | 
  
   Кошка
   — Пушинка,  Собака — Смешинка, Петух — Крикун, Козёл — Бодун, Воробей — Тишка, Поросёнок — Гришка. Красотка-синичка. Как напишешь клички?  | 
 
Задания,
направленных на накопление зрительного
восприятия орфограммы 
Сочетания
жи, ши, ча, ща, чу, щу
| 
   Ча
   и ща,
   ча
   и
   ща
   —
    роща, чаща и свеча, пища, туча, саранча — с буквой а и ща и ча.  | 
  
   Пища,
   чаща,
   роща,
   куча,
    саранча, кочан и туча, дача, гуща и свеча — все слова на ча и ща.  | 
 
| 
    Сочетанья ща и ча в словах пища и свеча, куча, гуща, каланча, туча, роща, саранча, чаща, дача и печать — нужно с буквой а писать.  | 
  
    Я грамотно писать хочу, слова на чу и щу учу: чулок, и чудо, и чугун, чудак, и щука, и ворчун, чумазый, чучело, чурбан, чудесный, чувство и чулан, кричу, ворчу, ищу, тащу — я с у пишу и чу, и щу.  | 
 
| 
   Щука,
   чум, ищу, молчу —  я слова учу, учу. Чу да щу, чу да щу — я пятерку получу.  | 
  
    Не стучу, не пищу, не ворчу и не кричу, а учу да учу все слова на щу и чу: чум, чудак, чулок, чурбан, щука, чудо и чулан.  | 
  
    | 
 
Правописание
ЧН и ЧК
| 
    Ёлочка и белочка, тучка, щучка, стрелочка, бочка, почка, спичка, речка, ручка, птичка, шуточка, минуточка, дочка, прибауточка, булочка и строчка, свечка, печка, точка!  | 
  
   Речка,
   ночка,
   строчка,
    точка, кочка, дочка, срочный, булочный, ночной, точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, где чн, а где чк.  | 
  
    | 
 
Козочка,
горочка,
33
пригорочка.
Ой
чк!
чк! чк!
Кочка,
почка,
звёздочка
Материал сайта:
http://1-4class.blogspot.com/2010/02/blog-post.html
















