Ребусы

понедельник, 31 марта 2014 г.

Что такое глагол?


Ход урока.
1. Организационный момент.

2. Введение в тему.
На доске запись:
Б…жит, л…жит, кр.. чит, п..ёт, р ..вёт, с..довник.
У : Прочитайте слова. Чем похожи ?
Д : Все слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
У : Какое слово лишнее?
Д : Лишнее слово садовник . Это имя существительное, остальные глаголы.
У : Сегодня на уроке будем работать со словами, обозначающими действие предметов.

3. Чистописание.
Д д Дл Дв Др сд вд од дя
У : Запишем предложение.
Игорь Дроздов живёт в деревне Дубки.
Ученик записывает предложение с комментированием, объясняет орфограммы.

4 . Словарная работа.
У : Запишем словарные слова под диктовку.
Два ученика ведут записи за доской.
Девочка, одежда, ягода, медведь, завод, дежурный, город.
У : На какие вопросы отвечают слова ?
Д : Эти слова отвечают на вопросы кто? что?
У : Что называют эти слова?
Д : Эти слова называют предметы.
У : Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.
Д : В слове ягода звуков больше, чем букв. Буква Я в начале слова обозначает два звука.
У : Назовите слово, в котором звуков меньше, чем букв
Д : В слове медведь звуков меньше, чем букв. Буква Ь звука не обозначает.
У : Устно составьте предложение со словами ягода и медведь.

5. Повторение о словах обозначающих предметы.
У : Запишите слова в два столбика
  1. Человек , который сторожит и охраняет что-либо. (сторож)
  2. Помещение для сторожа. ( сторожка)
  3. Комната с обеденным столом или столами. (столовая)
  4. Человек, который сделал стол. (столяр)
  5. Участок земли, засаженный плодовыми деревьями. ( сад)
  6. Человек, который ухаживает за садом. (садовник)
У : По какому признаку разделили слова на два столбика?
Д : В первый столбик записали слова, которые отвечают на вопрос КТО?
Во второй столбик – слова, отвечающие на вопрос ЧТО?
У : Что обозначают слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Д : Слова, которые отвечают на вопрос кто? что? обозначают предмет.

6. Новый материал.
На доске иллюстрации : ворона, лягушка, солнце, река.
У : Рассмотрите иллюстрации. Назовите предметы и действия, которые они выполняют.
В тетрадях дети делают запись. Учитель показывает образец записи на доске.
Кто? Что делает?
Ворона каркает
Лягушка квакает
Что?
Солнце светит
Река течёт

У : На какой вопрос отвечают слова первого столбика? Что обозначают?
Д : Слова первого столбика отвечают на вопросы кто? что? и обозначает предмет
Слова второго столбика отвечают на вопрос что делает? и обозначают действие предмета.

7. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
У : Назовите слова – действия.
Д : Дует, закачалось

8. Работа по учебнику.
Выполняются упражнения №250, 251 в соответствии с заданиями учебника.
У : Как называются слова , отвечающие на вопросы что делает? что делают?
Д : Эти слова называются глаголами.

9. Закрепление полученных знаний.
У : Запишите слова в нужный столбик.
Учитель диктует слова : рыба, скачет, плавает, птица, лошадь, летит, лягушка, ползёт, змея, прыгает.
В тетрадях у учащихся появляется запись:
Рыба скачет
Птица плывёт
Лошадь летит
Лягушка ползёт
Змея прыгает
У : Что обозначают слова каждой группы?
Д : Слова первой группы обозначают предметы. Слова второй группы обозначают действия предмета.
У :Соедините названия предметов с действиями , которые они совершают. Что у вас получилось? Прочитайте.
Д :Рыба плывёт. Птица летит. Лошадь скачет. Лягушка прыгает. Змея ползёт.

10. Повторение.
Учащиеся на доске и в тетрадях ведут запись слов с комментированием, объясняют орфограммы.
Бежит, дружить, молчат, трещать, катать, хотеть, звонить, ночевать, взглянуть, плясать.
У : Что обозначают слова, которые записали?
Д : Эти слова обозначают действие предметов . Они называются глаголами.

11. Итог урока.
У : Понравился урок?
Д : Да.
У : Что нового узнали?
Д : Узнали, что слова, которые обозначают действия предметов называются глаголами.

12. Домашнее задание.
Выучить правило на с.117, выполнить упражнение №252


Что такое глагол?

Цели и задачи:
  1. Ознакомление учащихся с новой частью речи – глаголом.
  2. Формирование представления о функциях глагола в речи.
  3. Повторение и обобщение знаний об уже известной части речи – имени существительном.
  4. Развитие логического мышления, внимания, памяти, устной речи .
  5. Воспитание любви к малой родине, чувства товарищества, взаимопомощи.
План:
  1. Организационный момент.
  2. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Усвоение новых знаний.
  4. Физминутка.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  7. Итог урока.
Оборудование:
  1. Учебник “Русский язык” 2 класс, Т.Г.Рамзаева.
  2. “Заколдованные листочки” с заданиями.
  3. Карточки с заданиями, картинки, карточки со словами.
  4. Рисунки гномов.
  5. Магнитофон с записью музыки.
  6. Волшебная указка.
  7. Презентация.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы проведем вместе волшебные 40 минут. Давайте вместе поколдуем: сложите пальчики щепоткой и напишите в воздухе три раза букву О. Теперь на ваших партах – не простые листочки, а заколдованные,
они помогут вам достать из уголков памяти все ваши знания и умения, и, наконец, помогут открыть тайну. Запишите сегодняшнее число. Что следует написать дальше? (Классная работа) А вот и не угадали! Мы запишем ВОЛШЕБНАЯ РАБОТА, ведь я сегодня не просто учительница, я – фея из волшебной страны Речь! (записали).
Закройте глаза и прислушайтесь. (Звучит волшебная музыка, я надеваю головной убор феи)
Ну какая же фея без волшебной палочки! Наблюдайте за ней. Она многое может рассказать! (палочка при правильном ответе детей светится).
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Моя страна Речь необъятная, богата разными словами. И как Россия состоит из субъектов федераций, так и Речь состоит из разных частей..
- С какой частью речи вы уже знакомы?(Имя существительное)
- Что вы о ней знаете?
- Распределите слова и картинки в две группы: слова:яблоко, заяц, река, корова, пещера – волк;картинки: водопад, конь, горы, зубр, беркут.
- Приведите примеры имен существительных!
- По какому признаку распределили слова? (Одушевленные и неодушевленные)
- А вы заметили, что все слова и картинки были связаны с нашей Республикой? Адыгея – одно из самых красивых мест на земле – быстрые реки, высокие горы, гостеприимный талантливый народ. В моей стране тоже есть похожее место. А как оно называется, вы узнаете, разгадав филворды(таблица на “заколдованных” листочках).
ФЛГОТВЬН
АААЛСИЛО
ВГЛЩЕТЕЕ
ИТСУЬЧЕР
Работа в парах.
- Кто знаком с ними? Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться.
Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся. (Алфавит)
- Ищем второе слово:
Кто спешит так рано в школу? 
Все спешат ученики! 
Что несут они в портфелях? 
Книги, ручки, дневники. 
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить 
Имя… (существительное).
- Следующее слово:
Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.
(Она бывает письменная и устная). (Речь).
Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? (Глагол) Итак, наша часть Речи называется Глагол. Запишите это слово на заколдованном листе с большой буквы, поставьте точку. Эту часть речи заселяют добрые гномики, зовутся они Глаголики.
Гномики-глаголики большие непоседы! Гномы очень разговорчивы. Они любят рассказывать, разглагольствовать о том, что делают их друзья – имена Существительные. Стоит спросить: что делать предмету, что сделать с предметом, что будут делать предметы? – гномики – глаголики тут как тут.
3. Усвоение новых знаний.
- А вот их первый верный друг! (рисунки собаки в разных действиях)
Кто это? (собака) Что вы можете сказать о слове “собака”? (имя существительное, словарное, с непроверяемой безударной гласной) Запишем это слово с красной строки. (1 у доски) Со-ба-ка ––что делает? Стоит, сидит, бежит, лежит, спит, лает, ест, играет. (запись слов)
Что называют все эти слова? (действия предмета). А как же эти слова назвать одним словом? Надо на помощь позвать мудрую Сову!
Физминутка.
Звучит фонограмма. Физминутка. Повторяйте за мной!
Сова принесла какую-то мудрую мысль! Давайте поищем ее в Книге Заклинаний! Откройте волшебную Книгу Заклинаний (учебник)на странице 131. Найдите Мудрую Сову и прочитайте ее заклинание!
(сначала я, потом про себя, потом 1 ученик):
Слова, которые называют действия предметов, отвечают на вопросы что делать? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? Читать, читает, читал, будет читать, написал, напишет – это глаголы.
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Что называют глаголы?
- На какие вопросы отвечают слова, называющие действия предметов?
- Так как же мы назовем одним словом слова стоит, сидит, лежит…? (Глаголы)
4. Закрепление новых знаний.
На странице 130 Книги Заклинаний найдите заклинание № 251, прочитайте про себя.
Догадались о чем речь? (о ветре) В моей волшебной стране Речи и ветер волшебный. Что-то он нам принесет? Давайте выполним задание, а я запущу пока свежий ветер. Найдите слова, которые обозначают действия предметов! ( что делает? кружит, свистит, что делали? видали, что сделает? влетит, прошепчет, загудит)
Пока вы писали, к нам ветром занесло еще гномиков-глаголиков!! А они к нам пожаловали не одни!
Гномики-глаголики предлагают задания группам, чтобы проверить, что вы сумели запомнить в их волшебной стране! Выбирайте задания и приступайте к работе. (карточки сопровождаются рисунками)
Работа в группах.
1 ряд2 ряд3 ряд
Ответьте: что делаютэтими предметами?Кто как голос подает?Что делает?Кто как передвигается? Что делают?Дополните список животных
Лопатой
Карандашом
Ножницами
Молотком
Топором
Утюгом
Трактором
Серпом
Ложкой
Копают
Лев
Кошка
Кузнечик
Соловей
Рыба
Лошадь
Сорока
Голубь
Рычит
Птицы, бабочки…
Рыбы, дельфины…
Змеи, ящерицы…
Кузнечики…
- Назовите слова.
- На какие вопросы они отвечают?
- Что обозначают?
- К какой части речи относятся?
Если остается время, то игра с карточками – “Найди пару синонимов”. Цель игры — развитие речи. На 13 карточках прямоугольной формы пишут 13 глаголов из левой колонки контрольного листа к игре. Эти карточки будут находиться в первой коробке. Во вторую коробку кладут 13 карточек с глаголами-синонимами (правая колонка контрольного листа).
БоятьсяТрусить
БранитьРугать
ЗагоретьсяЗажечься
ЗакрыватьЗапирать
ИсчезатьПропадать
СпешитьТоропиться
ПлакатьРыдать
ПогаситьПотушить
ПокупатьПриобретать
РаботатьТрудиться
РадоватьсяВеселиться
РазрешатьПозволять
СмеятьсяХохотать
5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ребята, дома запомните волшебное заклинание мудрой Совы из Книги Заклинаний на с.131, и запишите в тетради 8 слов, которые называют ваши любимые действия. Кто что любит делать?
6. Итог урока.
Ребята, так какие же тайны Речи открыла наша Волшебная работа? Гномики-глаголики рады знакомству с вами. Они решили не уходить и еще немного погостить у вас в классе. Вы умеете работать дружно, уважаете мнение каждого. Моя волшебная палочка в награду за старание исполнит ваши желания. Но только желание должно быть добрым и принести пользу людям, живущим в нашей стране.
А теперь возьмите фломастеры и выразите свое настроение после посещения Волшебной страны Речи.! На заколдованных листочках осталось расколдовать последнее задание. Нарисуйте свое настроение, которое увидели гномики в подзорную трубу!
Если вы радостны, настроение прекрасное, нарисуйте вот такое личико.
Если вы невеселы, вы не рады знакомству с Феей из Волшебной страны, нарисуйте вот такое личико.
И если вы огорчены, и думаете, что лучше бы вы сегодня остались дома, поспали, нарисуйте такое лицо.

А я с вами не прощаюсь, я говорю вам ДО СВИДАНИЯ! В моей стране еще много тайн!

среда, 26 марта 2014 г.

Родительское собрание "Мой ребёнок становится трудным..."

Сколько человеческого счастья
разбилось  вдребезги  только
потому, что кто-то кому-то
не сказал: «Извините».
И.Д.Вильде
          Здравствуйте, уважаемые родители.  Все мы замечаем, как меняются наши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, стал водиться с большими ребятами, начал курить, кто-то отмечает изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится «неудобным», с ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях.
1.Проблема детской трудности помолодела и говорить о ней нужно уже в начальной школе для того, чтобы определить, он действительно стал трудным или повзрослел.
Психологи говорят о том, что трудный ребенок – это ребенок зачастую с высоким уровнем интеллекта и обостренным чувством справедливости. Если они выходят из повиновения, сладить с ним очень трудно.
Прежде всего, попробуем определить, кто он – трудный ребенок?
Давайте вместе подумаем над причинами появления трудных детей.
2. Анализ тестирования.
3. Причины детской неуправляемости:
-борьба за внимание родителей
Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребенку.
-борьба за самоутверждение
Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждет доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших.
-жажда мщения окружающему миру, взрослым
Ребенок мстит за:
-Неверие в его способности и возможности.  Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!».
-Сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами.
-За унижение друг друга в кругу семьи.
-За   потерю одного из родителей в результате развода.
-За появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребенок.
-За  несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания.
-За родительскую ложь и хамелеонство.
-За чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу.
-неверие в свой успех
Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребенком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семей, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребенка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности и умения.
Результаты показывают, что мы ругаем детей за плохие отметки, они перестают верить в собственный успех, замыкаются. А  когда ещё родители ждут от детей слишком многого, у детей развивается страх поражения и снижается мотивация.
Учение – это деятельность, требующая специальных умений и навыков, а также немалой силы воли. Усидчивость, умение читать и понимать текст, навыки запоминания математических операций, наблюдательность, владение письмом, аккуратность, ловкость, внимательность, умение слушать, выражать свою мысль, достаточный запас слов, начитанность, настойчивость, целеустремленность, умения и навыки сотрудничества с окружающими, чувство ответственности - вот лишь часть тех умений, навыков и качеств, без которых трудно и даже невозможно добиться успеха в учении. При поступлении в школу дети обладают только некоторыми из этих качеств. Многие из этих качеств совершенствуются вплоть до выпуска из школы.
Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.
Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не очень высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.
Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
4.Анализ притчи.
В одной общине жили разные люди. Их объединяло стремление к самосовершенствованию. Общиной руководил Мудрый Наставник. Однажды ему необходимо было уехать на длительный срок.   Вместо  себя он оставил руководить общиной   своего заместителя – милую и симпатичную женщину.  Уезжая, он собрал всю общину и при всех вручил женщине тетрадь, в которую он попросил записывать все поступки членов общины, независимо от их значимости.  Пока его не было, главным нарушителем спокойствия был один – единственный живший в ней мальчик.   Меньше всего нарушений было у заместителя.
После возвращения из путешествия руководитель собрал собрание. На собрании он объявил, что хочет раздать вознаграждения за поведения членам общины во время его отсутствия.  Первым он подозвал к себе мальчика и вручил ему такую пачку денег, что все оторопели. Другим он тоже дал премии, но они были гораздо меньше, чем та,  которую получил мальчик.
Меньше всех получила его  заместитель. На этом собрание закончилось, и все, недоумевая, разошлись.  Лишь только мальчик никак не хотел мириться с таким положением вещей. Ему не терпелось узнать, почему именно ему достались незаслуженные деньги.
С этим вопросом он пришел  к наставнику. «Деньги твои. Ты их заработал. Без конфликтов, друг мой, невозможно никакое внутреннее развитие. Конфликты, причиной которых становился чаще всех, нельзя организовать нарочно. В отличие от других, ты вел себя естественно, не оглядываясь на тетрадь, которую я дал своему заместителю.  А это дорогого  стоит», - сказал ему наставник.
Мальчик повернулся и ушел, немного поняв. Уже вдогонку ему, но как бы для себя, учитель сказал: «Эта история – не индульгенция для хулигана.  Она для тех, кто любым поступком видит необходимость осуждения и кары. Она для всех нас.  Стоящих друг к другу. В первую очередь она важна не тем, кого воспитывают, а тем, кто воспитывает».
Заключительное слово психолога
Как воспитать ребенка личностью независимой, незаурядной, целеустремленной и просто целостной? Воспитание ребенка – труд непрерывный и весьма сложный.
Все родители и педагоги знают, что ребенок лучше всего учатся на чужом примере. И в первую очередь таким примером служат сами родители. То есть, если отец говорит сыну: «Мой руки перед едой», а сам, приходя с работы, этого не делает, то, сколько бы малыша не ругали, у него всегда будет подсознательное стремление поступать так, как отец. Возникает конфликт в воспитании – несоответствие требуемого и действительного. И это несоответствие будет рождать непонимание и сопротивление.
Конечно же, в каждой конкретной семье есть свои представления о воспитание детей. Но интересно посмотреть, какие практики воспитания существуют. Недавно прочитала девять заповедей воспитания ребенка  из «Домашней энциклопедии». Это довольно интересные мысли, предлагаю и вам обратить на них внимание.
9 заповедей воспитания ребенка. Родителям на заметку
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Воспитание должно помочь ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.
3. В процессе воспитания не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и, будь уверен, ему его тяжела не менее, чем тебе твоя. А может и больше. Потому что у него еще нет привычки.
5. Не унижай в процессе воспитания.
6. Не мучай себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучай, если можешь и не делаешь.
7. Помни – для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. Это важнейший закон воспитаний!
8. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
9. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.
Можно сделать из всего этого вывод: дети рождаются не только для того, чтобы мы их воспитывали, но и для того, чтобы они воспитывали нас. Для того чтобы сделать своего ребенка лучше, хорошему родителю приходится стать лучше самому. Это основной постулат воспитания!

Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате и попустительстве, в нашем эгоизме и себялюбии. Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарит мир и душевный комфорт. Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: « Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, мы всё преодолеем».
5. Подведение итогов
Задача родителей – проанализировать свои подходы к воспитанию, посмотреть на себя, приступая к воспитанию собственного ребенка.
Анкета для учеников
  1. Если ты задержался после школы, то:
  1. Твое объяснение опоздания выслушают;
  2. На твое опоздание не обратят внимания;
  3. Тебя отругают.
  1. Если ты получишь плохую оценку, то:
  1. Ты сразу расскажешь об этом родителям;
  2. Ты расскажешь об этом, но дождешься удобного случая;
  3. Ты вообще об этом не расскажешь.
  1. За плохую отметку тебя:
  1. Отругают;
  2. Посочувствуют;
  3. Накажут.
  1. Если тебя родители ругают, то ты будешь:
  1. Молчать;
  2. Доказывать свою правоту, даже, если ты не прав;
  3. Оправдываться.
  1. Если тебя накажут несправедливо, ты:
  1. Согласишься с этим;
  2. Промолчишь;
  3. Будешь доказывать свою правоту.
  1. Если тебя обидели, ты своих обидчиков:
  1. Простишь, если они попросят прощения;
  2. Молча, проглотишь обиду;
  3. Накажешь обидчиков при удобном случае.
  1. Если у тебя плохо на душе, ты  обратишься к:
  1. Родителям;
  2. Друзьям;
  3. Посторонним людям.
  1. Если в доме гости:
  1. Ты вместе со всеми за столом;
  2. Ты в своей  комнате;
  3. Ты получаешь возможность уйти из дома.
  1. Если о тебе говорят плохо, то твои родители с этим:
  1. Соглашаются;
  2. Не обращают на это внимание;
  3. Не соглашаются.
  1. Ты себя лучше чувствуешь, когда ты:
  1. Дома;
  2. В школе;
  3. Среди друзей.
Анкета для родителей
  1. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?
  2. Как вы думаете, почему ребенок становиться трудным?
  3. Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?
  4. Как вы считаете, для того чтобы преодолеть трудности в общении с детьми, нужны решительные меры?
  5. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

Использование фразеологических оборотов с системе работы над развитием речи младщих школьников


Дидактическая игра «Крылатые выражения» (пазлы).
Автор:Чернецкая Наталия Владимировна
1.  Актуальность выбранной темы
       В языке заложены огромные ресурсы для развития личности ребенка:
  1. он оказывает влияние на становление его интеллектуальных, творческих, духовных основ.
  2.  Всестороннее образование через язык возможно вследствие того, что он есть синтез и отражение многогранного опыта всего народа, накопленного в ходе его истории. Русский язык богат фразеологическими оборотами, источники которых различны.
        Фразеология представляет собой выражение национальной самобытности носителей языка. Образы, закрепленные во фразеологическом составе, так или иначе, связаны с материальной, социальной или духовной культурой народа. Во фразеологических единицах заложены понятия и отношения к таким категориям как труд, лень, правда, ложь, совесть, судьба, жизнь, смерть.
         «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума  знания жизни, радость и страдания людские смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков». (М.А.Шолохов)
Фразеологическим оборотам присуще выполнение определенных функций в речи. В работах  ведущих лингвистов (Ю.А. Гвоздарева, В.П. ЖуковаВ.Н. Телия, Н.М. Шанского, Д.Н. Шмелева, А.И. Эмировой, А.И. Федорова и других) подчеркивается, что наряду с функциями сообщения, обозначения, обобщения, фразеологизмы способствуют выражению субъективности, индивидуальности в речи. Они не только обозначают, называют предметы, но и одновременно являются специальным языковым средством передачи многообразных эмоциональных и оценочных отношений говорящего к тому, что происходит в его внутреннем мире или вне его. Фразеологические единицы отражают эмоциональное состояние говорящего, гибкость и остроту его ума, являются одной из форм реализации его творческого потенциала.
          К 7 годам складывается основное ядро словаря (А.В. Захарова), поэтому ребенку должна быть предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка. Без знания  языковых обычаев уже в детском возрасте невозможно полноценное общение, формирование основ культуры речи.
        Таким образом, работа с фразеологическими единицами в старшем дошкольном  и младшем школьном возрасте делает связную речь содержательной, насыщенной, точной; приобщает детей к истокам русской национальной культуры.
         Развитие  психических процессов, непосредственно связанных с речью, ( восприятия, мышления,  воображения)  в старшем дошкольном  и мл. школьном возрасте  достигает достаточно высокого уровня, чтобы детям стало  доступно усвоение языковых средств, отличающихся образностью, наличием переносных смыслов. Однако  недостаточно разработан  методический аспект обогащения речи детей фразеологизмами.
        Формирование фразеологического словаря у детей происходит успешно при соблюдении ряда условий:
отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их структуры и семантики, детского опыта, необходимости  фразеологических оборотов для общения и познания, восприятия и понимания текстов детской художественной литературы;
применения методов и приемов, позволяющих наглядно представить образное содержание фразеологических единиц, обеспечивающих
сопоставление прямых и переносных смыслов устойчивых словосочетаний; обращения к личному опыту детей;
расширения ассоциативных связей посредством показа возможных границ сочетаемости фразеологизмов;
- элементарного осознания детьми роли фразеологизмов в высказывании;
- активизации фразеологических единиц в связной речи и создания условий для широкого переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.
  1. Изучение фразеологических оборотов в системе работы по развитию речи.
       Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи.
Особенное значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который являетсясензитивным (наиболее восприимчивым)
-  для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся,
- для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог.  Актуальность этой проблемы не перестает быть значимой.
       Система работы над развитием  речи  на логопедических занятиях  включает  в себя различные виды деятельности,  задания и упражнения направленные на коррекцию нарушений лексико-грамматического строя речи.
         На занятиях дети узнают, что большинство слов русского языка имеет не одно, а несколько значений, упражняются  в определении прямого и переносного значения многозначных слов.Учатся  применять слово в соответствии с его значением,  правильно строить высказывание.
При работе над темой «Синонимы» дети учатся:
выбирать синонимические ряды  из ряда слов;
находить соответствия, объединяя синонимы в пары;
- видеть возможности лексической сочетаемости слов-синонимов с тем или иным словом, а следовательно
подбирать нужные слова в словосочетаниях и предложениях, опираясь на свой речевой опыт и используя помощь логопеда;
- выполнять задания по редактированию предложений, устраняя повторяющиеся слова;
- рассматривается  синонимия многозначных слов;
- дети учатся подбирать синонимы к заданным словам;
- дети знакомятся  со «Словарём синонимов русского языка», учатся  им пользоваться.
           При работе над темой «Антонимы» дети  учатся:
распределять слова на антонимические пары;
искать антонимы в текстах пословиц, поговорок и стихотворений;
вставлять недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст;
подбирать антонимы к многозначным словам.
          Таким образом, дети подготавливаются к восприятию фразеологических оборотов, совершенно нового пласта лексики, не используемого ими до сих пор.
         В данной теме происходит знакомство с фразеологизмами. Чтобы усвоение фразеологизмов шло более эффективно, используются  тренировочные упражнения следующих видов:
-  отграничение фразеологизмов от свободных сочетаний;
-  выяснение лексического значения; компоненты отдельных фразеологических сращений (термин “сращение” не используем) не понятны для учащихся (точить лясы, бить баклуши, попасть впросак, как зеницу ока и т. д.), в таких случаях выясняется не только значение фразеологизма, но и значение не понятного слова, входящего в его состав.
- дети учатся  пользоваться фразеологическим словарем. Вместе с детьми составляется алгоритм поиска фразеологизма в словаре (“Школьный фразеологический словарь” Жукова В.П.).
-  нахождение фразеологических оборотов в тексте;
 - дети учатся подбирать  синонимы и антонимы. Используя словарь, дети выясняют значение фразеологизмов (кот наплакал, с гулькин нос, капля в море, душа в душу – как кошка с собакой и др.) и приходят к выводу о существовании фразеологизмов – синонимов и антонимов.
-  замена слов и словосочетаний фразеологическим оборотом;
- нахождение и исправление ошибок в употреблении фразеологизмов;
-  составление словосочетаний и предложений.
-  Особый интерес у наших учеников вызывает этимология фразеологических оборотов, большинство из которых связано с историей русского народа, его обычаями, трудовой деятельностью, бытом ( после дождичка в четверг, точить лясы, без сучка и задоринки, несолоно хлебавши и т. д.) Младшим школьникам вполне доступно изучение этимологических справок. На занятии логопед и учащиеся  рассказывают об истории происхождения заинтересовавших фразеологизмов.
        Данный материал является сложным для изучения, поэтому на занятиях  при объяснении и закреплении данной темы используются различные игры: кроссворды, лото, «цветовые линейки», и т.п.
3.    Преимущества метода обучения (игры)
             Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей.
         Хотя ещё классики русской педагогики (Ушинский, Сухомлинский, Макаренко, Рубинштейн) в своих теоретических трудах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая её благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности, и указывали на необходимость изучения методической разработки игр для школьников. «Мы придаём такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К. Д. Ушинский.
          Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогики. Ведь основная функция учителя – это не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создавать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться.
       Школьная практика свидетельствует о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
        Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т.е. онавключает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, игра преследует одновременно две цели: игровую и учебную. С одной стороны – это средство моделирования окружающей действительности, а с другой – методический приём обучения.                
      Назначение дидактических игр – развитие познавательных процессов у школьников (восприятие, внимание, память, наблюдательность, сообразительность и другие) и закрепление знаний, приобретаемых на уроке.
      Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в процессе игры, способствуютраскрепощению творческих резервов человеческой психикинейтрализуют чувство тревоги,создают ощущение спокойствия, облегчают общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально – пассивных детей, которых в нашей школе большинство. Проводились специальные исследования, в результате которых выяснилось, что в процессе игры такой ребенок способен выполнить объём учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
           Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
-  дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
-  учебная деятельность подчиняется правилам игры;
 -  учебный материал используется в качестве ее средства,
-   в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
-  успешное выполнение дидактического  задания связывается с игровым результатом.
        Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Требования к игре.
  1. Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
  2. Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, оформление –красочным, разнообразным.
  3. Обязательный элемент каждой игры – её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, весёлое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
  4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
         Очень целесообразно  использовать дидактические  игры при изучении нового материала. Это  способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведёт к более осмысленному усвоению знаний.
             Результативность дидактических игр зависит,
во-первых, от систематического их использования;
во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
           Представляю вашему вниманию свою методическую разработку дидактической игры «Крылатые выражения» (пазлы). В своей работе я опиралась на научные источники, результаты нейропсихологических исследований, материалы курсов, свой опыт. Данный материал уже апробирован, находится в работе и приносит результаты.
Презентация
дидактической игры «Крылатые выражения» (пазлы).
Дидактическое и методическое обеспечение дидактической игры
Данная игра может быть отнесена к разряду
 а) обучающей, тренировочной и обобщающей;
б) познавательной, воспитательной, развивающей, социализирующей;
1.  Цели игры
Игровая цель – собрать картинку- пазл
Учебная цель - познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов;
развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в речи и толковать их значения;
сравнивать значения фразеологизмов, подбирать антонимы и синонимы;
воспитывать любовь к слову и к родному языку.
  1. Текстовые материалы.
В игре использованы фразеологические обороты:
Бежать высунув язык.
Биться как рыба об лёд.
Брать за сердце.
Быть одетым с иголочки.
Дрожать как осиновый лист.
Взять себя в руки.
Видеть кого-либо насквозь.
Ждать у моря погоды.
Вывести на чистую воду.
Гладить против шерсти.
Заблудиться в трёх соснах.
Жить как кошка с собакой.
Яблоку негде упасть.
         Дано толкование фразеологических  оборотов  («Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П.Жуков, А.В.Жуков).
        К данным фразеологическим оборотам подобраны фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы-антонимы.
  1. Картинные материалы.
       В игре использованы картинки художника В.И. Тильмана, иллюстрирующие прямое и переносное значение фразеологических оборотов.
  1. Лингвистические комментарий.
        Использование фразеологизмов  делает речь более живой, богатой, образной, яркой, эмоционально выразительной. Дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих людей, интересоваться родным языком. Кроме того, работа с фразеологическими оборотами способствует совершенствованию мышления ребёнка, поскольку понимание детьми переносного значения фразеологизмов требует достаточно высокого уровня развития логического мышления.
       Данная игра поможет  познакомить детей с фразеологизмами, понять и запомнить их значение.
  1. Правила игры.
             Игра имеет несколько вариантов.
Вариант 1 . Ознакомление с фразеологизмом.
- Детям предлагается рассмотреть картинку (центральная часть мозаики). Обсуждается, что изображено на картинке.
- Далее взрослый называет фразеологический оборот и ставит пазл на своё место. Предлагается детям объяснить, что обозначает данное устойчивое выражение.
- По словарю выясняем значение фразеологизма. Обсуждаем ситуации из жизни, где можно было бы применить данное выражение.
- Детям предлагаются для рассмотрения синонимы и антонимы фразеологизмов, предлагается найти их значение по словарю, обсудить полученную информацию, пазлы ставятся на своё место.
Вариант 2. Закрепление фразеологизмов.
- Выбирается ведущий, который может также участвовать в игре.
- Детям раздаются центральные части мозаики (картинки).
- Ведущий вытаскивает  вразбивку  части (пазлы), читает информацию на  них.
- Играющие должны правильно собрать части своей мозаики (сам фразеологический оборот, толкование, синонимы и антонимы).
- Выигрывает тот, кто первым и правильно соберёт свою мозаику.
  1. Результативность
     Работа по развитию речи начинается с первого класса, на занятиях для анализа детям предлагаются загадки, метафоры, пословицы и поговорки. Работа ведётся систематически, и  у  детей накапливается речевой материал, алгоритм работы с ним. Фразеологизмы – трудный материал, поэтому работу по их изучению мы начинаем с 3-го класса. Первые фразеологизмы для ознакомления были предложены детям в начале учебного года. Недавно проведённая Олимпиада по русскому языку  в начальных классах показала, что дети, регулярно посещающие логопедические занятия, 100% справились с расшифровкой смысла фразеологических оборотов, предложенных им (в составлении заданий  логопеды не участвовали).
  1. Выводы
  1. Систематическая работа над фразеологизмами дает очень многое учащимся. Младшие школьники учатся запоминать фразеологические обороты, понимать их образный характер и воспроизводить в речи.
  2. Использование фразеологизмов активизирует мыслительную деятельность учащихся на уроках, способствует более глубокому пониманию изучаемых произведений, лучшемуусвоению орфографических и грамматических тем, расширяет знания учащихся об истории своего народа.
  3. Можно утверждать, что использование данной дидактической игры на логопедических занятиях, а также на уроках русского языка  активизирует, значительно обогащает словарный запас учеников, дети начинают более внимательно относиться к своей речи и речи окружающих,«наблюдать» речь, интересоваться языком. Кроме того,  игры с фразеологизмами, необходимость изучения и  понимания переносного значения фразеологизмов, способствуютразвитию логического мышления ребёнка.
  4. Фразеологическая работа будет более эффективна, если использовать межпредметные связи. Речь учителя, богатая фразеологизмами, является образцом для подражания, стимулирует интерес к языку. Возможно использование и объяснение фразеологических оборотов на  уроках математики («дважды два четыре», « как свои пять пальцев», «с три короба» и т.д.); на уроках окружающего мира при изучении органов тела человека можно подбирать фразеологические обороты, компонентами которых являются слова: глаза, язык, уши, нос, зубы и т.д. ( «у страха глаза велики», «язык без костей», «вешать нос», «зубы заговаривать» и т.д.); на уроках русского языка и чтения. При подведении итогов на уроке, самооценке также возможно использование фразеологических оборотов («засучив рукава» (работал), «в поте лица» и т.п.). Возможны творческие,  исследовательские домашние задания («найдите фразеологизмы, характеризующую вашу работу на уроке, ваше настроение», и т.д.)
Данная работа может проводиться на уроках русского языка. Если саму игру использовать сложно, то методику работы применить можно при групповой работе на уроке, это может быть работа у доски, индивидуальные задания. Кроме того, по  принципу составленных мной вариантов игры можно составить мозаику на любой фразеологизм.
Литература.
  1. Введенская Л.А., Баранов М.Т., Гвоздарев Ю.А.. Русское слово. Пособие для учащихся – М., 1987.
  2. Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Русский язык и культуру речи: Пособие для вузов. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов на Дону
  3. Гвоздарев Н.А. Рассказы о русской фразеологии. – М., 1988.
  4. Дубровин М.И. Русский язык в картинках. – Художник Тильман В.И. – М. «Русский язык» - 1987.
  5. Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка – М., 1987
  6. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980