Цель урока: формирование умения обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, переносить слова с удвоенными согласными.
Задачи:
- Образовательные:
- ознакомить учащихся с произношением и написанием наиболее часто употребляемых слов с удвоенными буквами; познакомить с происхождением слов;
- способствовать развитию фонематического слуха (умению выделять слова с двойными согласными в корне в тексте), обогащению словарного запаса детей словами с удвоенными согласными, учить точному употреблению слов в зависимости от их лексического значения;
- Развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, наблюдательность, умение делать выводы и обобщать;
- развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к русскому языку, потребность пользоваться языковым богатством;
- совершенствовать умение слушать и слышать, работая в группах, воспитывать взаимопонимание и взаимопомощь.
Принципы:
- наглядности;
- воспитывающего обучения;
- активности (игровой момент);
- учет возрастных особенностей.
Методы:
- Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
- наглядный;
- словесный (рассказ, беседа);
- практический (упражнения);
- проблемный;
- исследовательский;
- информационно-коммуникативный.
- Стимулирование и мотивация (игровой момент, получение «5» при выполнении заданий).
- Контроля и самоконтроля:
- устный и письменный;
- фронтальный и групповой;
- текущий.
- Самостоятельность ученика:
- под руководством учителя;
- самостоятельная учебная деятельность.
Приемы обучения: наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, презентация, карточки для самостоятельной работы, листы с заданиями в группах, этимологический словарь, словарь иностранных слов.
Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3; №4; 2 квадратика — желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).
Для учащихся – карточки «Исследовательская группа №1», №2, №3; №4; 2 квадратика — желтый и зелёный (для оценки своей работы на уроке).
Тип урока по образовательной цели: урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-исследование (проблемно-диалогический).
Форма работы: коллективная, в парах, в группах.
План урока:
- Организационный момент. Мотивация.
- Чистописание. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
- Введение в игровой сюжет
- Работа по теме урока
- Физкультминутка
- Работа в группах
- Итоги урока. Рефлексия.
- Домашнее задание
Вопросы и задания: по ходу урока.
(СЛАЙД 2)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок
– Добрый день!
– Дети, вам тепло? (Да!)
– В классе светло? (Да!)
– Прозвенел уже звонок? (Да!)
– Уже закончился урок? (Нет!)
– Только начался урок? (Да!)
– А хотите ли вы учиться? (Да!)
– Значит можно всем садиться!
Рассказать секреты слова (СЛАЙД 3)
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.
– Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.
Запись даты урока в тетрадях уч-ся.
– Откройте тетради, отступите от домашней работы две строки, на третьей запишите число. Сегодня .... Классная работа.
II. Чистописание. Актуализация знаний
(Минутка чистописания становится “мостиком” к теме).
– Можно ли сказать, что это слоги? (Нет, состоят из двух согласных, а в слоге должен быть гласный)
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).
– Какая буква может быть лишней? (П – обозначает глухой согласный звук)
– Запишите данные соединения себе в тетрадь в алфавитном порядке, соблюдая при этом высоту букв и наклон.
Проверка.
– В каком порядке записали буквы? (л, м, п, р)
– Что общего в предложенных мною сочетаниях букв? (Согласные, удвоенные).
– Поиграем в игру «Доскажи словечко»
1) Где доска и парты есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный …
2) Простудился я вчера
Голова болит с утра
Я закашлялся, охрип
У меня наверно ...
(грипп)
3) Вдоль дороги по бокам
Липы, клены тут и там.
Всем идти здесь веселее
Этот путь зовут …
– Посмотрите, чем интересны эти слова, что в них необычного?
– Запишите эти слова в тетрадь на следующей строке через запятую.
– Подчеркните буквы, которые повторяются в этих словах.
III. Постановка учебной задачи
– Сегодня мы отправимся в город, который называется
Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением). Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук).Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …
Вы сегодня будете не просто путешественниками, а исследователями.
– Как вы думаете, что может быть объектом исследований в этом городе? (Объектом наших исследований будут слова с двойными согласными в корне)
– Какие орфограммы корня мы знаем? (Безударная гласная, парная согласная, непроизносимая согласная)
– Есть ли правило правописания безударной гласной в корне слова? (Можно изменить слово так, чтобы она была под ударением). Например, …
– О правописании парной согласной? (Изменить слово так, чтобы после неё был гласный звук).Например, …
– О непроизносимой согласной? (Изменить слово так, чтобы непроизносимый согласный слышался отчётливо). Например, …
– Как же мы определим, является ли слово жителем города Удвоенные согласные? (Предположения детей)
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
– Есть ли общее правило о написании двойных согласных в корне слова?
– Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? (Активными, внимательными, помогать друг другу)
– А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
IV. Физминутка для глаз (СЛАЙД )
V. Работа по теме урока
1. Упражнение в написании слов с удвоенными согласными
Каждая группа получает листок с предложениями: Слуховой диктант. «Послушай и скажи». (Цель – понаблюдать за словами, сходными по звучанию, объяснить их написание). Определение лексического значения слов.
– Определите на слух, в каких словах, сходных по звучанию, надо писать двойные согласные, а в каких – нет?
1) Если в доме много (с, сс)ора,
Может в доме вспыхнуть (с, сс)ора.
– В чём сходство и различие слов сора и ссора? Назовите синоним слова сор.
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)
– Объясните их значение (сор — мусор, ссора — разлад, разногласие)
2) Спросите, не повысив то (н, нн)а:
Что больше центнер или то (н, нн)а?3) Кто получит низкий ба (л, лл),
Не придёт на школьный ба (л, лл).
4) Приятнее найти под ёлкой гри (б, бб),
Чем получить ангину или гри (п, пп)
– Назовите слова, сходные по звучанию.
– В чем их различие? (Написание, лексич. значение)
– Подчеркните только те буквы, которые надо вставить в слова.
2. Проблемный вопрос:
Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)
Каким образом мы на слух определяем написание удвоенных согласных? (Дети называют слова – рифмы, делают вывод, двойные согласные мы произносим долго)
– Всегда ли двойные согласные произносятся долго? (Нет, поэтому не всегда можно определить по слуху, какую согласную нужно писать)
А как же тогда найти выход из ситуации? (Предположения детей) Вывод.
3. Классификация слов
– Распредели слова по группам (CЛАЙД 17)
Суббота, Инна, аллея, перрон, Анна, коллекция, жужжит, Алла, колонна, троллейбус, ванна, тонна, территория.
Проверь себя (CЛАЙД )
– На какие группы мы можем классифицировать слова с удвоенными согласными?
нн Инна, Анна, колонна, ванна, тонна
лл аллея, коллекция, Алла, троллейбус
рр перрон, территория
жж жужжит
Работа по учебнику (По буквам рр, лл, нн, мм.)
– А еще каким образом можно классифицировать? Произнесите слова колонна и теннис. Что вы заметили? (В одном случае звук [н] тянется долго, а во втором проговариваем его быстро.)
колонна теннис
пассажир класс
телеграмма килограмм
Сделайте вывод. (К первой группе можно отнести слова, в которых произносится долгий согласный звук, а ко второй — слова, в которых не произносится долгий согласный звук, т. е. он произносится быстро и без затруднения,
Обрати внимание:
В словах галерея, юный, длина нет
удвоенной согласной!
удвоенной согласной!
4. Происхождение слов
– А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова. АЛЛЕЯ заимствовано в 18 веке из польского языка, где АЛЕЯ от французского АЛЛЕ, что значит — проход, дорога. (Зачитать из словаря).
– Есть еще один интересный факт — УДАРЕНИЕ во французских словах. Почти во всех словах с двойными согласными, оно падает на последний слог. Но есть и исключения из правил.
МИЛЛИОН БАССЕЙН
ШОССЕ КРОССВОРД
Узнать о происхождении слов можно обратившись к специальному словарю, который так и называется «Словарь иностранных слов» (показать).
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.
А этимологический словарь (показать) подскажет, от какого слова образовалось, или с каким выражением оно связано.
– Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
V. Физкультминутка музыкальная
VI. «Выведение правила переноса слов»
– Мы записываем слова, но у некоторых они могут не уместиться на одной строчке. Надо знать правило переноса слов с двойными согласными.
– Давайте в группах попробуем сами вынести правило переноса слова с удвоенными согласными с одной строки на другую
1 вариант | 2 вариант |
шо-ссе один-надцать расс-каз хок-кей | акк-уратно пер-рон с-сора груп-па |
При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, а другую переносят (шос-се).
- Шестой день недели (суб-бота)
- Дорога с твёрдым покрытием (шос-се)
- Спортивная игра с мячом и шайбой (хок-кей)
- Место, где продают билеты (кас-са)
- Комната для занятий (класс)
- Дорога с рядами деревьев по сторонам (ал-лея)
– Используя слова с двойными согласными, придумайте связный текст. Озаглавьте его.
- Суббота, Одесса, касса, пассажир.
- Класс, теннис, хоккей.
Прослушивание текстов. (Последнее упражнение носит творческий характер, что способствует развитию воображения, фантазии, развитию связной речи. По окончании работы предложить детям оценить, насколько дружно работали в паре (группе), сумели ли договориться, правильны ли были найдены ответы. Такая работа сплачивает детей, учит совместной деятельности).
VIII. Итог урока
К концу подходит наш урок
Пора нам подвести итог.
– С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)
– Какой новый секрет русского языка вы узнали?
– Были ли решены задачи, которые мы поставили в начале урока?
– Как проверить написание удвоенных согласных? (Нельзя, их нужно запомнить)
Проблемный вопрос и правило. (СЛАЙДЫ 19-20)
– Как определить, является ли слово жителем города Удвоенные согласные?
Сделайте вывод: подчиняется ли написание двойных согласных в корне какому-нибудь общему правилу? (Их невозможно проверить)
– Чему учились на уроке? (Правильно писать и переносить слова с удвоенными согласными, познакомились с новыми словами)
(СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
(СЛАЙД 21)
– Что нужно делать, чтобы правильно писать слова с удвоенными согласными? (Нужно знать, как они пишутся)
– Как нужно переносить слова с двойными согласными?
VII. Рефлексия (СЛАЙД 22)
– Оцени свою работу на уроке.
VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (СЛАЙДЫ 23-24)
ну ооочень интересная разработка.
ОтветитьУдалитьжаль, скачать не получается.
ОтветитьУдалить