Автор-составитель:
Шевченко Е. А., учитель 
начальных классов
МОУ СОШ № 160 
Тайга, 2011
- Пояснительная записка
 
      С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
     Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области краеведение, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область,  может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода. 
Цель:    создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи: 
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
 - Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
 - Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
 - Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
 - Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
 - Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
 
Принципы: 
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника: 
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
 - Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
 - Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
 - Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
 
          Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников.  Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю  – компьютер с проектным  оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ.  Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий.  Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
                                                      
Объем: Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части.   Срок реализации 1 год (1-4 класс):
Способ реализации: внеурочная  деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
  Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу всё знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
 - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
 - формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
 
Основным объектом оценки результатов  освоения программы служит  сформированность  у  обучающегося    коммуникативных  и  познавательных универсальных  действий,  которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
 - умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
 - способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
 - умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
 - наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
 - любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
 
          Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке». 
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».  
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения».   Основными задачами их введения являются: 
- развитие познавательных интересов обучающихся
 - создание ситуации успеха для каждого ученика
 - повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
 - максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
 - приобретение навыков саморефлексии
 
Пример:
Раздел 
 | 
Тема 
 | 
Я знаю 
 | 
Я умею 
 | 
«Школа» 
 | 
Первые рисунки 
 | 
Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер. 
 | 
Рисовать восковыми мелками слона.             
 | 
- Тематический план
 
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления: 
№ п\п 
 | 
Название раздела 
 | 
Количество часов 
 | 
1 класс 
 | 
||
1 
 | 
Игры и игрушки 
 | 
12 
 | 
2 
 | 
Все для дома 
 | 
20 
 | 
итого 
 | 
32 
 | 
|
2 класс 
 | 
||
3 
 | 
Школа 
 | 
20 
 | 
4 
 | 
Еда 
 | 
14 
 | 
итого 
 | 
34 
 | 
|
3 класс 
 | 
||
5 
 | 
Одежда 
 | 
13 
 | 
6 
 | 
Праздник 
 | 
21 
 | 
итого 
 | 
34 
 | 
|
4 класс 
 | 
||
7 
 | 
Предприятия, сооружения, здания  
 | 
16 
 | 
8 
 | 
Транспорт 
 | 
9 
 | 
9 
 | 
Полезные изобретения 
 | 
9 
 | 
итого 
 | 
34 
 | 
Учебно-тематический план
1 класс
№ п\п 
 | 
Тема 
 | 
Практические действия или трудовые операции (примерные) 
 | 
Игры и игрушки 
 | 
||
1 
 | 
Где появились куклы 
 | 
Вырезание бумажных кукол 
 | 
2 
 | 
Русский сувенир 
 | 
Изготовление тряпичных  кукол 
 | 
3 
 | 
История глиняной игрушки 
 | 
Лепка игрушек из глины 
 | 
4 
 | 
Какой музыкальный инструмент был первым 
 | 
Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы 
 | 
5 
 | 
Кто первым запустил бумажного змея 
 | 
Изготовление бумажного змея 
 | 
6 
 | 
Кто придумал мяч 
 | 
Игры с мячом 
 | 
7 
 | 
Настольные игры 
 | 
Изготовление настольной игры 
 | 
8 
 | 
Подвижные игры 
 | 
Разучивание подвижных игр 
 | 
9 
 | 
Настольный театр 
 | 
Оригами. Игрушки 
 | 
10 
 | 
Калейдоскоп 
 | 
Мозаика из разной крупы 
 | 
11 
 | 
Что нам известно об игре в шашки 
 | 
Обучение игре в шашки 
 | 
12 
 | 
Как появились шахматы 
 | 
Обучение игре в шахматы 
 | 
Все для дома 
 | 
||
1 
 | 
«Зажгите, пожалуйста, свечи» (подсвечник) 
 | 
Лепка из пластилина подсвечника 
 | 
2 
 | 
Дырявое шило (про иголку) 
 | 
Вдевание нитки в иголку 
 | 
3 
 | 
Посередине гвоздик (ножницы) 
 | 
Вырезание фигурок из бумаги 
 | 
4 
 | 
Зеркало или жизнь! 
 | 
Изготовление зеркала для куклы 
 (из фольги) 
 | 
5 
 | 
Кто изобрел расческу для волос 
 | 
Прическа для куклы 
 | 
6 
 | 
Королевская шкатулка 
 | 
Рисование узора для шкатулки 
 | 
7 
 | 
Не лает, не кусает (замок) 
 | 
Лепка из пластилина ключей 
 | 
8 
 | 
Клад римских воинов (гвозди) 
 | 
Забивание гвоздиков 
 | 
9 
 | 
Откуда пришла тарелка  
 | 
Тарелка из папье-маше 
 | 
10 
 | 
Как баклуши били (ложки) 
 | 
Роспись ложки 
 | 
11 
 | 
Вилы и вилка 
 | 
Рисование столовых приборов 
 | 
12 
 | 
Преграждающая вход. Дверь 
 | 
Дизайн двери для дворца 
 | 
13 
 | 
От бусинки до окна (стекло) 
 | 
Бусы из бисера 
 | 
14 
 | 
История возникновения мебели (кровать) 
 | 
Проектирование спальни 
 | 
15 
 | 
Дом для одежды (шкаф) 
 | 
Изготовление шкафа из картона 
 | 
16 
 | 
Когда было впервые изготовлено мыло 
 | 
Рисование  упаковки для мыла 
 | 
17 
 | 
Время не ждет! (часы) 
 | 
Изготовление циферблата из картона и проволоки 
 | 
18 
 | 
Из чего построен дом? Глиняный кирпич 
 | 
Лепка дома из кирпичиков (пластилин) 
 | 
19 
 | 
Скатерть-самобранка 
 | 
Вырезание узоров на бумажной скатерти 
 | 
20 
 | 
Висячие сады (комнатные растения) 
 | 
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений 
 | 
итого 
 | 
32 
 | 
2 класс
№ п\п 
 | 
Тема 
 | 
Практические действия или трудовые операции (примерные) 
 | 
Школа 
 | 
||
1 
 | 
Первые рисунки 
 | 
Рисование восковыми мелками  
животных 
 | 
2 
 | 
Кто изобрел перо 
 | 
Изготовление ручки из пера 
 | 
3 
 | 
Карандаш 
 | 
Рисование карандашами (тема любая) 
 | 
4 
 | 
История шариковой ручки 
 | 
Поделки из сломанных ручек 
 | 
5 
 | 
Кто изобрел ноты 
 | 
Письмо нот на нотном стане 
 | 
6 
 | 
Кто изобрел бумагу 
 | 
Аппликация из бумаги (тема любая) 
 | 
7 
 | 
Когда появились первые книги 
 | 
Изготовление книжки-малышки 
 | 
8 
 | 
Кто написал первую энциклопедию 
 | 
Рассматривание энциклопедий 
 | 
9 
 | 
Как возникли библиотеки 
 | 
Экскурсия в библиотеку 
 | 
10 
 | 
Откуда пошли названия дней недели 
 | 
Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков) 
 | 
11 
 | 
Как возникли единицы измерения 
 | 
Измерение разными мерками 
 | 
12 
 | 
Как люди начали добывать полезные ископаемые 
 | 
Рассматривание коллекций полезных ископаемых 
 | 
13 
 | 
У какой страны впервые появился флаг 
 | 
Рисование флага сказочной страны 
 | 
14 
 | 
Какие бывают ребусы 
 | 
Составление и разгадывание ребусов 
 | 
15 
 | 
Первая марка 
 | 
Изготовление «собственной» марки 
 | 
16 
 | 
Кто изобрел кроссворд 
 | 
Разгадывание кроссвордов 
 | 
17 
 | 
Кто придумал первую карту 
 | 
«Найди клад»(по карте) 
 | 
18 
 | 
Кто автор микроскопа 
 | 
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой 
 | 
19 
 | 
Скотч. Шотландская лента 
 | 
«Книжкина больница» (ремонт книг) 
 | 
20 
 | 
Настольные наборы 
 | 
Лепка из глины 
 | 
Еда 
 | 
||
1 
 | 
Хлеб из орехов 
 | 
Поделки из скорлупы орехов 
 | 
2 
 | 
Как картофель попал в Россию 
 | 
Поделки из картофеля 
 | 
3 
 | 
Кое-что из истории конфет 
 | 
Плетение пояса из фантиков 
 | 
4 
 | 
Откуда фрукты и овощи получили свое название 
 | 
Рисование овощей и фруктов 
 | 
5 
 | 
Каменный мед (сахар) 
 | 
Составление сборника народных рецепты лечения (с медом) 
 | 
6 
 | 
Секретное мороженое 
 | 
Составление рецепта мороженного 
 | 
7 
 | 
Где прячутся витамины 
 | 
Поделки из овощей 
 | 
8 
 | 
Секрет каши 
 | 
Аппликация с использованием крупы 
 | 
9 
 | 
Когда появились первые кулинарные книги 
 | 
Составление рецепта(тема любая) 
 | 
10 
 | 
Такая разная капуста 
 | 
Составление загадок о капусте 
 | 
11 
 | 
Где появились арбузы 
 | 
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки) 
 | 
12 
 | 
Из чего делают пряники 
 | 
Лепка пряников из соленого теста 
 | 
13 
 | 
Шоколад 
 | 
Рисование обертки шоколада 
 | 
14 
 | 
Такой разный чай 
 | 
Заваривание чая 
 | 
итого 
 | 
34 
 | 
3 класс
№ п\п 
 | 
Тема 
 | 
Практические действия или трудовые операции (примерные) 
 | 
Одежда 
 | 
||
1 
 | 
Одежда наших предков 
 | 
Составление кроссворда «Одежда предков» 
 | 
2 
 | 
Откуда взялся фартук 
 | 
Рисование и вырезание фартука из бумаги 
 | 
3 
 | 
Зачем нужны пуговицы 
 | 
Пришивание пуговицы 
 | 
4 
 | 
Откуда взялись шапки 
 | 
Вязание (крючком ) 
 | 
5 
 | 
Кто придумал обувь? Секреты башмаков 
 | 
Рисование туфель (дизайн) 
 | 
6 
 | 
История русского сарафана 
 | 
Рисование и вырезание сарафана для куклы 
 | 
7 
 | 
Чем украшают одежду 
 | 
Изготовление аксессуаров 
 | 
8 
 | 
С каких пор применяют носовые платки 
 | 
Изготовление носового платка из ткани 
 | 
9 
 | 
Юбки и брюки 
 | 
Пошив брюк (или  юбки) для куклы 
 | 
10 
 | 
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда 
 | 
Плетение из ниток 
 | 
11 
 | 
Домик для пальчиков. Варежки 
 | 
Вязание петель на спицах 
 | 
12 
 | 
Что такое «мода» 
 | 
Аппликация  
 | 
13 
 | 
Одежда для дома 
 | 
Рисование узора для пижамы (халата) 
 | 
Праздник 
 | 
||
1 
 | 
Первые украшения 
 | 
Бусы из бумаги 
 | 
2 
 | 
Новогодние игрушки 
 | 
Поделки из бумаги 
 | 
3 
 | 
Почему на Пасху красят яйца 
 | 
Роспись яйца 
 | 
4 
 | 
История воздушных шариков 
 | 
Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках 
 | 
5 
 | 
История фейерверков 
 | 
Аппликация «Салют» 
 | 
6 
 | 
История происхождения сувениров 
 | 
Изготовление сувенира из подручных материалов 
 | 
7 
 | 
Широкая масленица 
 | 
Чаепитие с блинами 
 | 
8 
 | 
Приглашаем к столу 
 | 
Сервировка стола 
 | 
9 
 | 
А раньше было так… 
 | 
(Тема любая) 
 | 
10 
 | 
Бал-маскарад 
 | 
Изготовление маски 
 | 
11 
 | 
Рождественские частушки 
 | 
Разучивание (сочинение) и исполнение частушек 
 | 
12 
 | 
Ярмарка 
 | 
Поделки из разных материалов 
 | 
13 
 | 
«Не красна изба углами» 
 | 
Составление рецептов пирогов 
 | 
14 
 | 
Вкусные украшения 
 | 
Украшения для елки из конфет и фруктов 
 | 
15 
 | 
Мишура 
 | 
Поделки из мишуры (фольги) 
 | 
16 
 | 
Толковый словарь маркиза Этикета 
 | 
Правила этикета 
 | 
17 
 | 
Приглашение гостей 
 | 
Конкурсы для мам и  пап 
 | 
18 
 | 
Семейные праздники 
 | 
Составление календаря семейных праздников 
 | 
19 
 | 
Вечеринка 
 | 
Конкурсная программа 
 | 
20 
 | 
Конкурс Золушек и Рыцарей 
 | 
Игровые конкурсы 
 | 
21 
 | 
Мишура 
 | 
Поделки из мишуры (фольги) 
 | 
итого 
 | 
34 
 | 
4 класс
№ п\п 
 | 
Тема 
 | 
Практические действия или трудовые операции (примерные) 
 | 
Предприятия, сооружения, здания 
 | 
||
1 
 | 
Кто основал первый зоопарк 
 | 
Рисование зоопарка 
 | 
2 
 | 
Как идет почта 
 | 
Экскурсия на почту 
 | 
3 
 | 
Когда возникли музеи 
 | 
Экскурсия в музей 
 | 
4 
 | 
Как появился фонтан 
 | 
Рисование фонтана 
 | 
5 
 | 
А зачем нам лестницы? (метро) 
 | 
Заочная экскурсия в метрополитен 
 | 
7 
 | 
Как возникла почтовая служба? 
 | 
Написание письма другу 
 | 
8 
 | 
Как возникли города 
 | 
Аппликация города 
 | 
9 
 | 
Когда люди начали строить дома 
 | 
Изготовление дома из картона 
 | 
10 
 | 
Все на каток! 
 | 
Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке) 
 | 
11 
 | 
Гидроэлектростанция 
 | 
Составление кроссворда на тему «Электричество» 
 | 
12 
 | 
Каким был первый магазин 
 | 
Игра в магазин 
 | 
14 
 | 
Кто вперед? (стадион) 
 | 
Эстафеты на стадионе (в спортзале) 
 | 
15 
 | 
Цирк! Цирк! Цирк! 
 | 
Рисование афиши представления 
 | 
16 
 | 
На подмостках театра 
 | 
Аппликация сцены театра 
 | 
16 
 | 
Чудеса света 
 | 
Рисование пирамиды 
 | 
Транспорт 
 | 
||
1 
 | 
Общественный транспорт 
 | 
Макет улицы из бумаги, картона, других материалов 
 | 
2 
 | 
Кто придумал велосипед 
 | 
Езда на велосипеде 
 | 
3 
 | 
Кто создал автомобиль 
 | 
Сборка машины из деталей конструктора 
 | 
4 
 | 
Кто изобрел самолет 
 | 
Конструирование самолета из деталей конструктора 
 | 
5 
 | 
Луноход 
 | 
Рисование лунохода 
 | 
6 
 | 
Лайнер. Пароход 
 | 
Оригами. Кораблик 
 | 
7 
 | 
Железнодорожный транспорт 
 | 
Рисование поезда 
 | 
8 
 | 
Уборочные машины 
 | 
Конструктор. Уборочная машина 
 | 
9 
 | 
Специальные машины. Машина «Скорой помощи» 
 | 
Оказание первой помощи 
 | 
Полезные изобретения 
 | 
||
1 
 | 
Флюгер 
 | 
Изготовление флюгера 
 | 
2 
 | 
История спичек 
 | 
Поделки из спичек 
 | 
3 
 | 
Когда был изобретен зонтик 
 | 
Рисование узора для зонтика  
 | 
4 
 | 
История происхождения денег 
 | 
Составление коллекции монет 
 | 
5 
 | 
Как был изобретен телефон 
 | 
Придумывание и рисование новой модели телефона 
 | 
6 
 | 
Светофор. Дорожные знаки 
 | 
Макет светофора 
 | 
7 
 | 
Окно в подводный мир (аквариум) 
 | 
Изонить «Рыбки» 
 | 
8 
 | 
Упаковочные материалы 
 | 
Поделки из целлофана, пластика, картона. 
 | 
9 
 | 
Компьютер и Интернет 
 | 
Работа на компьютере (тема «Интернет») 
 | 
итого 
 | 
34 
 | 
- Содержание программы
 
1 класс
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер,  спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
- Список литературы
 
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
 - История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
 - История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
 - История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
 - История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
 - Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
 - Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
 - Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
 - Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
 - Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
 - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
- Словарь
 
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий