Ребусы

пятница, 6 ноября 2015 г.

Память – кладовая знаний

Данный классный час не претендует стать заменой диагностике, тренингу, серьезным психологическим исследованием. По форме это информационно-психологическое мероприятие, задача которого - привлечь внимание детей к процессам памяти, познакомить с некоторыми особенностями ее функционирования, побудить к саморазвитию, самовоспитанию.
Психологические упражнения на развитие памяти выполняются в игровой форме и не предполагают аналитической деятельности Учителя. Важно дать детям почувствовать уверенность в себе, показать возможность реального интеллектуального роста.
Мероприятие не требует длительной подготовки. Весь текст излагает учитель. Лишь небольшие фрагменты текста получает ученица, исполняющая роль греческой богини памяти Мнемозины.
Цели: пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию; формировать положительную оценку способствовать самоорганизации, самодисциплине детей.
Подготовительная работа с детьми
Выбрать ученицу на роль Мнемозины, прочитать с ней ее реплики.
Оборудование:
а) положить на стол каждому ученику тетрадный лист бумаги для теста;
б) поручить оформительской группе (2 ученика) написать правила запоминания. Каждое правило написать на отдельной узкой полоске альбомной бумаги крупными буквами. Все желательно сделать в одном стиле. Всего должно быть 7 полосок (6 правил + название). Эти полоски потом будет держать в руках Мнемозина. Она будет читать правила и прикреплять их липкой лентой к доске. (При недостатке времени можно просто записать эти правила на доске, чтобы Мнемозина их читала по порядку.)


Правила запоминания
1. Запоминай надолго
2. Будь внимателен
3. Учи осмысленно
4. Рисуй, ищи связи
5. Составляй план
6. Повторяй с перерывами
Оформление класса
На перемене перед классным часом написать на доске 3 задания:
а) для первого упражнения:
Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковер, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.
Результаты:
- от 18 до 20 слов - великолепно;
- от 15 до 17 слов - это еще хорошо;
- от 10 до 14 слов-средне;
- меньше 10 - вы не умеете пользоваться вашей памятью;
б) для второго упражнения;
1. Ледовое побоище - 1242 год.
2. Куликовская битва - 1380 год.
3. Полтавская битва - 1709 год.
4. Первая морская победа над шведами - 1714 год;
в) для домашней работы:
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун> Плутон.

План классного часа

1. Интерактивная беседа.
2. Мини-лекция «Что такое память?»
3. Тест «Хорошая ли у вас память?»
4. Игра «Рецепты Мнемозины».
5. Составление памятки «Правила запоминания».
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Здравствуйте, ребята. Сегодняшний классный час посвящен развитию пашей памяти. Представляю вам гостью из Древней Греции - богиню памяти Мнемозину.
Мнемозина. Мое имя произошло от греческого слова «мнемо», что значит «память».
А теперь я хочу задать вам несколько вопросов по греческой мифологии.
- Какие музы покровительствовали искусствам и наукам?
Дети произвольно называют имена древнегреческих муз (достаточно 3-4):
1. Эрато - лирической поэзии.
2. Эвтерпа - лирической песни.
3. Каллиопа - эпической поэзии и знания.
4. Клио - истории.
5. Мельпомена - трагедии.
6. Полигимния - гимнической поэзии.
7. Терпсихора - танца.
8. Талия - комедии.
9. Урания - астрономии.
Мнемозина. Мало кто знает, что матерью всех муз была Мнемозина. Как вы думаете, почему именно богиня памяти была матерью всех муз?
Примерные ответы детей:
- Потому что нельзя научиться ни танцам, ни музыке, ни литературе, ни истории, если не будет памяти.
Мнемозина. Как вы считаете, для чего сейчас нам нужна память?
Примерные ответы детей:
- Нужна, чтобы учиться.
- Чтобы знать свой дом, своих близких.
- Чтобы знать язык и уметь общаться.
- Чтобы знать, что можно есть и пить, а что нельзя.
- Чтоб научиться делать машины, лечить людей, строить дома.
Мнемозина. Как вы думаете, почему приемы запоминания назвали мнемотехникой?
Примерные ответы детей:
- По имени богини памяти Мнемозины. «Мнемо» по-гречески означает «память».
- «Мнемо» - это память, значит, мнемотехника - это техника памяти.
Мнемозина. Есть ли у вас какие-нибудь свои приемы запоминания?
Дети рассказывают о своем опыте.
Какие правила школьной программы вы запомнили с помощью таких приемов?
Примерные ответы детей:
- «Степка, хочешь щец - фи» - в этой фразе все глухие согласные звуки русского языка.
- «Каждый охотник желает знать, где лежит фазан» - 7 цветов радуги.
- «Цыган встал на цыпочки и сказал цыпленку «цыц» - правописание ы-и после ц.
Мнемозина. Поднимите руки, кто доволен своей памятью.
Дети поднимают руки.
А кто хочет улучшить свою память?
Дети поднимают руки.
Сегодня вы узнаете, как можно улучшить свою память. Я вам в этом помогу. Но сначала вам нужно послушать лекцию о том, что такое память.
Мнемозина садится за первую парту.

II. Мини-лекция «Что такое память?»

- Память, ее значение в жизни человека.
- Виды памяти: двигательная, зрительная, слуховая и словесная; кратковременная и долговременная.
- Запоминание: механическое и осмысленное.
Классный руководитель. Итак, каждый день мы узнаем что-то новое. Все, что узнает человек, хранится в памяти. «Память есть кладовая ума», - говорил Суворов.
Память - это психическое свойство человека, способность накапливать, хранить и использовать информацию. Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению и человечество не могло бы развиваться.
Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и словесная.
Представьте себе: идет урок и учитель объясняет новую тему- Мы слышим голос учителя - работает слуховая память, записываем слова в тетрадь - работает двигательная, зрительная и словесная память.
Когда работают все виды памяти, мы запомним 16 слов из 20, когда мы только слушаем - запомним лишь 5 слов. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.
Так запоминается в 3 раза больше информации.
Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить - это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходиться запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.
Таблицу умножения мы запоминаем надолго - это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть - это кратковременная память.
Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.
Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчетам ученых каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы - из-за лени или по незнанию - используем лишь маленькую частичку своего мозга.
Некоторые исторические личности обладали удивительной памятью. Например, Александр Македонский и Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а их было свыше 30 тысяч у каждого. Такими же способностями обладал и Наполеон.
Все эти великие люди упорно работали над своей памятью, развивали ее и достигли невероятных успехов. Помогли им в этом приемы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

III. Тест «Хорошая ли у вас память?»

Классный руководитель. Сейчас вы проверите, хорошая ли у вас память. Результаты проверки вы можете никому не показывать. Они вам понадобятся, чтобы оценить свои силы.
На доске записаны 20 слов:
Мыло, стул, мяч, лодка, банан, ковер, книга, лес, река, пробка, рыба, парта, дом, ваза, кот, орден, море, школа, трава, зебра.
Я читаю вам эти слова, и вы можете изучать этот список в течение 1,5 минут.
Дети смотрят на доску, стараясь запомнить.
Теперь я закрываю этот список и даю вам минуту, чтобы записать на листке слова, которые вам удалось запомнить. Сколько слов удалось вам запомнить? Оцените ваши результаты (вы можете увидеть их на доске):
- от 18 до 20 слов - великолепно;
- от 15 до 17 слов - это еще хорошо;
- от 10 до 14 слов-средне;
- меньше 10 слов - вы не умеете пользоваться вашей памятью.

IV. Игра «Рецепты Мнемозины»

Классный руководитель. Итак, мы хотим улучшить свою память. Какие рецепты нам пропишет Мнемозина?
Мнемозина выходит к доске. В руках у нее б полосок бумаги, на которых записаны правила запоминания. По ходу действия она читает правило и прикрепляет полоску липкой лентой к доске.
Мнемозина. Для улучшения памяти есть несколько рецептов. Рецепт первый: поставить цель - запомнить надолго.
Классный руководитель. Понятно, для школьных знаний нужна долговременная память. Эти знания пригодятся нам на всю жизнь. Еще что посоветуете?
Мнемозина. Рецепт второй. Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и еще раз внимание!
Классный руководитель. Да, но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания? Послушайте небольшой рассказ:
Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошел с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 - вино. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны вина были повреждены, и смесь из вина и дизельного топлива вылилась на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и все масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьезно не пострадал, и только водитель грузовика получил легкие ушибы.
А теперь дайте ответы на вопросы:
1. В какое время года произошло событие? (Весной - 8 апреля.)
2. Каких вагонов было больше - с вином или с соляркой? (С вином.)
3. Сколько цистерн с вином было повреждено? (4 цистерны.)
4. Чего больше разлилось - вина, солярки или масла? (Вина.)
5. Сколько было всего вагонов? (27.)
6. В какое время суток произошло крушение? (Вечером.)
Классный руководитель. Да-а, мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит, таблетки внимания нам нужно принимать еще очень и очень долго. Как еще можно улучшить память?
Мнемозина. Рецепт третий - самое сильное средство - ассоциации.
Классный руководитель. Ассоциации - это связи: между предметами, словами, понятиями.
Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)
А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.
Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.
Внимание, смотрим и слушаем. Наша задача - запомнить второе слово из каждой пары.
Учитель читает слова, записанные на доске, добавляя к ним пары новых слов, которые нужно запомнить (новые слова записывать на доске не нужно).
Мыло - мочалка, стул - стол, мяч - футбол, лодка - весло, банан - гроздь, ковер - самолет, книга - учебник, лес - чаща, река - разлив, пробка - бутылка, рыба - килька, парта - класс, дом - мама, ваза - букет, кот - собака, орден - герой, море - шторм, школа - дневник, трава - газон, зебра - полоска.
А теперь проверим, как вы запомнили пару каждого слова. Я читаю слово, а вы называете его пару. Если никто не запомнил, я рисую на доске нолик. Максимальное количество слов, которые вы можете запомнить, - 20.
Учитель вновь читает слова, которые написаны на доске, ученики хором выкрикивают их пары. Если дети молчат, учитель рисует на доске ноль.
Ну вот, сразу видно, что таблетка ассоциации очень эффективна.
Давайте используем ее для запоминания хронологической таблицы.
На доске записаны даты 4 великих битв из нашего календаря воинской славы России.
Вот эта таблица (читает):
1. Ледовое побоище - 1242 год.
2. Куликовская битва - 1380 год.
3. Полтавская битва - 1709 год.
4. Первая морская победа над шведами -1714 год.
Наша задача - быстро запомнить все даты с помощью ассоциаций. Я, например, легко запомню первую дату:
- сначала разобью ее на 2 числа: 12 и 42;
- для каждой половинки установлю связи - ассоциации;
- 12 - Ледовое побоище - лед бывает зимой - зимняя сказка «12 месяцев» - это первое число;
- 42 - это номер моего дома.
Значит, Ледовое побоище у меня в памяти закрепилась как «"12 месяцев" в моем доме».
Примерно так я буду запоминать 3 даты, а четвертую запомнить легко - в 1709 году Петр Первый победил шведов на суше, под Полтавой, а через 5 лет (на «пятерку») разгромил их на море, под Гангутом. Вообще, всегда легче запоминать несколько дат, чем одну.
А теперь я даю вам 5 минут, чтобы вы установили свои связи для этих 4 дат. Только в классе должна быть абсолютная тишина. Потом вы поделитесь с нами своими находками, может быть, кому-то помогут ваши ассоциации.
Дети думают, затем поднимают руки, рассказывают о том, какие связи они смогли установить, чтобы запомнить даты 3 битв.
А теперь, уважаемая Мнемозина, вы можете проверить, хорошо ли пятиклассники запомнили эти 4 даты.
Мнемозина (задает вопросы в быстром темпе).
- В каком году была Куликовская битва?
- Когда произошло Ледовое побоище?
- В каком году была Полтавская битва?
- В каком году русский флот впервые победил шведов на море?
Дети все вместе быстро отвечают с мест.
Результат прекрасный! А теперь четвертый рецепт - учить осмысленно, не зубрить механически.
Классный руководитель. Отдельные слова и даты учить нетрудно, а как запомнить большой текст?
Мнемозина. Нужно разбить текст на части. В каждой части найти ключевые слова, составить план и пересказать по плану. Это мой пятый рецепт.
Классный руководитель. А читать и пересказывать лучше вслух. Говорят, так всегда делал Авраам Линкольн, наверное, потому и стал первым американским президентом.
Мнемозина. И последний рецепт - повторение! Но это лекарство нужно принимать с умом! Передозировка тут ни к чему!
Классный руководитель. Да, как это ни странно, психологи заметили, что лучше повторить материал 2 раза с перерывом в 5-10 минут, чем повторять б раз подряд!
Мнемозина. На прощание раскрою еще один секрет. Для памяти нужно побольше кислорода и совершенно противопоказаны курение и алкоголь.
Классный руководитель. Спасибо, это очень важная информация.
Мнемозина. Я раскрыла вам только частичку секретов памяти. Остальные секреты вы сможете открыть сами, если будете развивать свою память. А теперь меня ждут музы. Прощайте. Выходит за дверь или садится за парту.

V. Составление памятки «Правила запоминания»

Классный руководитель. Ну а результат нашего классного часа - на доске. (Показывает на 6 полосок бумаги, прикрепленных к доске.) Как мы назовем этот результат? (Прикрепляет к доске название - «Правила запоминания».)
Дети (вместе). Правила запоминания!
Классный руководитель. Давайте еще раз прочитаем эти правила.
Дети по очереди читают пункты правила.
1. Поставь перед собой цель - запомнить надолго.
2. Будь внимателен, не отвлекайся.
3. Учи осмысленно, не зубри механически.
4. Рисуй картинки, схемы, ищи ассоциации.
5. Большой текст разбей на части, составь план.
6. Повторяй с перерывами.

VI. Домашнее задание

Классный руководитель. На доске записаны названия планет Солнечной системы в порядке их приближения к Солнцу. Представьте себе, что нам нужно запомнить их в такой же последовательности. Для этого можно составить из них какой-то текст, пусть даже нелепый и смешной. (Читает слова, записанные на доске: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
У меня, например, получилось так: «Меркурий танцует с Венерой, Земля с Марсом, а Юпитер с Сатурном с криками «Ура!» бросились на Нептуна, но тот сказал, что они Плутоны».
Придумайте свой текст, для того чтобы быстро запомнить эти названия.

VII. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Ребята, сегодня вы познакомились с приемами развития памяти. Как вы чувствуете, помогут ли вам эти приемы?
Примерные ответы детей:
- Запоминать стало интересно, зубрежку можно превратить в игру.
- Учиться, оказывается, можно и без мучений.
- Почувствовал уверенность в себе.
- Захотелось стать лучше, умнее.
- Почувствовал удивление оттого, что мы используем такую малую часть своей памяти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий