Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
 - строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);
 - (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством учителя);
 - пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
 - различать устную и письменную речь;
 - различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
 - отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
 - анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
 - понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), подбирать заглавие к тексту, распознавать части текста по их абзацным отступам, определять последовательность частей текста;
 - читать вопросы к повествовательному тексту, находить на них ответы и грамотно их записывать;
 - составлять текст по рисунку, вопросам и опорным словам; по рисунку и вопросам, по рисунку (после анализа содержания рисунка); составлять текст по его началу и по его концу.
 
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
 - соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;
 - озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
 - распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
 - замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
 - составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
 - находить средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы);
 - составлять небольшие высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка; на определённую тему;
 - составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в учебнике);
 - письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной подготовки) по вопросам;
 - проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические ошибки, замечать и исправлять неточности в содержании и оформлении.
 
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова;
 - определять качественную характеристику звука: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объёме изученного);
 - характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
 - понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуковом обозначении);
 - анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков;
 - определять функции букв е, ё, ю, я в слове;
 - определять способы обозначения буквами твёрдости-мягкости согласных и звука [й’];
 - определять количество слогов в слове и их границы, сравнивать и классифицировать слова по слоговому составу;
 - определять ударный и безударные слоги в слове;
 - правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту;
 - использовать знание алфавита при работе со словарями;
 - определять функцию мягкого знака (ь) ккак разделительного;
 - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я и мягким знаком (ь) – показателем мягкости согласного звука: коньки, ёлка, маяк;
 - находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка);
 - произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём учебника).
 
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма;
 - устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга;;
 - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания и орфоэпии (различать ударные и безударные гласные, согласные звонкие – глухие, шипящие, мягкие и твёрдые и др.);
 - пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем.
 
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
 - выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
 - различать однозначные и многозначные слова (простые случаи);
 - иметь представление о синонимах и антонимах;
 - распознавать среди предложенных слов синонимы и антонимы;
 - подбирать к предложенным словам 1 – 2 синонима или антонима;
 - наблюдать за использованием синонимов и антонимов в речи;
 - наблюдать за словами, употреблёнными в прямом и переносном значении.
 
Обучающийся получит возможность научиться:
- выявлять в речи незнакомые слова, спрашивать об их значении учителя или обращаться к толковому словарю;
 - на практическом уровне распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
 - замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении;
 - пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
 
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- осознавать значение понятия «родственные слова», соотносить его с понятием «однокоренные слова»;
 - владеть первоначальными признаками для опознавания однокоренных слов среди других (неоднокоренных) слов;
 - распознавать группы однокоренных слов при решении учебной задачи; подбирать родственные (однокоренные) слова к данному слову либо с заданным корнем;
 - определять в слове корень (простые случаи), пользуясь заданным алгоритмом (памяткой определения корня слова).
 
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
 - различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
 - подбирать однокоренные слова и формы слов с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова.
 
Морфология
Обучающийся научится:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов), вопросы, на которые они отвечают, и соотносить их с определённой частью речи;
 - находить грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
 - находить имена существительные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные по вопросам «кто»? и «что?», собственные и нарицательные имена существительные, определять форму числа имён существительных;
 - находить имена прилагательные, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа имён прилагательных, роль в предложении;
 - находить глаголы, понимать их значение и употребление в речи, опознавать форму числа глаголов, роль в предложении; узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;
 - находить предлоги и понимать их роль в предложении и тексте;
 - подбирать примеры слов разных частей речи и форм этих слов.
 
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать грамматические группы слов (части речи) по комплексу усвоенных признаков, определять их синтаксическую функцию в предложениях;
 
- выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, определять признаки частей речи;
 - различать имена существительные, употреблённые в форме одного числа (ножницы, кефир);
 - выявлять роль разных частей речи в художественном тексте;
 - использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
 - пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях.
 
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи;
 
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения; соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
 - сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения;
 - находить главные члены предложения (основу предложения): подлежащее и сказуемое;
 - различать главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации на виды);
 - устанавливать связи слов между словами в предложении;
 - соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
 - восстанавливать деформированные предложения;
 - составлять предложения по схеме, рисунку, на определённую тему.
 
Обучающийся получит возможность научиться:
- опознавать предложения распространённые и нераспространённые; составлять такие предложения, распространять нераспространённые предложения второстепенными членами;
 - находить предложения с обращениями.
 
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
- раздельное написание слов в предложении;
 - написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
 - отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чт, чн, щн, нч;
 - перенос слов;
 - прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
 - проверяемые безударные гласные в корне слова;
 - парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
 - непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике), в том числе удвоенные буквы согласных;
 - разделительный мягкий знак (ь);
 - знаки препинания конца предложения (. ? !);
 - раздельное написание предлогов с именами существительными;
 - раздельное написание частицы не с глаголами;
 
б) применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
в) безошибочно списывать текст объёмом 40 – 50 слов с доски и из учебника;
г) писать под диктовку тексты объёмом 30 – 40 слов в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать значение понятий «орфограмма», «проверяемая орфограмма», «непроверяемая орфограмма»;
 - определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
 - разграничивать орфограммы на изученные правила письма и неизученные;
 - обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах;
 - применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
 - пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами.
 
Комментариев нет:
Отправить комментарий