| Автор: Анатолий Чургель | 
К знаниям! 
Если мы кита возьмем 
И на хвост поставим – 
На десятом этаже 
Форточку достанем. 
Жаба сорок лет живет, 
Плохо гусь ныряет, 
У стрижа, вся жизнь – полет: 
Лучше всех летает. 
Муравьи совсем не спят, 
Пьет лягушка кожей, 
Выше всех орлы летят, 
Прыгать слон не может… 
![]() Интересно все вокруг – 
Ты пришел учиться, 
Может трудно станет вдруг, 
Но нельзя лениться! 
Талант и труд. 
Кто булыжник подбирает, 
Если золото лежит? 
Кто от жажды умирает, 
А у ног ручей журчит? 
Чтоб такое не случилось – 
Должен грамоту учить, 
Мудрость в школе притаилась, 
Надо только дверь открыть. 
Чтобы сделаться умнее, 
Мало щеки надувать, 
И не факт, что кто скромнее, 
Будет хуже успевать. 
Впереди у вас дорога 
И ленивых там не ждут, 
Все талантливы от Бога, 
Но всему основой – труд. 
Наш народ – народ-мечтатель, 
Он талантлив и умен, 
В каждом есть изобретатель, 
Я в успехе убежден! 
«Велик» сделал Артамонов, 
Создал радио Попов, 
Самолет  - моряк Можайский, 
А турбину – Ползунов. 
Ну, а если ты – Чайковский, 
Глинка, Мусоргский, Кюи…? 
Может Пушкин, Фет, Твардовский? 
Не ленись, учись, твори!!! 
![]() 
О воде и инфекции. 
Вчера мне рассказала мама, 
Сперва немного  рассмешив, 
В воде, текущей к нам из крана, 
Полным-полно существ живых. 
Там нет ни звезд, ни осьминогов, 
Ни рыб, что ловит дед- рыбак. 
Руками их нельзя потрогать - 
И даже видеть просто так. 
Однако могут быть заразны, 
Не важно, что малы совсем: 
Есть вирусы, они - опасны, 
И знать об этом нужно всем. 
Ведь, если воду пить сырую, 
Не фильтровать, не кипятить, 
То нам инфекцию такую 
В желудок можно получить. 
Я маму слушаюсь, люблю, 
И воду кипяченой пью! 
Звездная тишина. 
Там вечный холод ледяной, 
Лишь звезд далекое мерцанье, 
Там неземною тишиной 
Вселенной замерло дыханье. 
Ведь звук – волна, она бежит, 
В воде и в воздухе играя, 
А в пустоте она стоит 
И без опоры умирает. 
Не слышно эхо, как в горах, 
И речки нежное журчанье, 
И голос соловья в кустах, 
И мамы теплое дыханье… 
Но на межзвездном корабле – 
Кусочке голубой планеты, 
Волна бежит, как на Земле, 
Спеша нам передать приветы. 
Туда, где ты сейчас живешь, 
Воздушным шариком играешь, 
Танцуешь, слушаешь, поешь, 
И маме книжку вслух читаешь! 
![]() 
Жужелица 
По весне проснулся жук, 
Только слег с ангиной вдруг, 
И к тому же у жука 
Заломило все бока. 
Где же нам найти врача 
Для такого усача? 
Подошел наш добрый друг – 
Кандидат лесных наук, 
Головою покачал 
И немножко помолчал. 
Нас с сестрой потом спросил: 
«Как жук в банку угодил, 
Кто жуку воды налил 
И три камня положил?». 
Отвечать мы не спешили, 
Взгляды на пол опустили. 
И тогда он рассказал, 
Что о жужелице знал. 
Был полезным этот жук, 
Для растений – добрый друг, 
Отводя от них беду, 
Ел вредителей в саду. 
Если в банку запереть - 
Жук там может умереть. 
Надо с куклами играть 
А жуков полезных - знать! 
![]() 
Сохрани родные реки! 
Обь, Енисей, Амур и Лена, 
Днепр, Волга – шесть великих рек, 
Текут, земли пронзая стену, 
Чтоб в море завершить свой бег. 
Река – дорога человеку, 
Источник рыбы и воды, 
И лесовоз для дровосека – 
Стволов плывут по ней ряды. 
Турбины крутят наши речки 
Чтоб ток бежал по проводам, 
Пасется скот: волы, овечки… 
Каналы дарят жизнь садам. 
Но ты уже, мой друг, заметил – 
Вода становится иной, 
Поток, что был так чист и светел, 
Играет пленкой нефтяной. 
Лежат покрышки от машины, 
Горами мусор и металл… 
Такие горькие картины, 
Я тоже часто наблюдал. 
Ты подрастешь и станешь взрослым, 
Но этой правды не забудь, 
Живи и в счастье, и в довольстве, 
Но не свиньей – собою будь! 
![]() 
О полезных растениях. 
Премудрый разум Землю сотворив, 
Внес силу жизни в каждую былинку, 
И ты, свою природу изучив, 
Бери, как Божий дар, листок, травинку… 
Не поленись ромашки собирать, 
Калгана корешки, цветочки липы… 
И если их секреты будешь знать, 
Избавят от ангины и от гриппа! 
Лягушата 
Лягушонок  словно рыбка 
На моем лежал окне, 
Рот, раскрытый для улыбки, 
И две лапки на спине. 
Лягушонка дочке в школе 
Кто-то добрый подарил, 
Он не жил ни дня в неволе, 
Просто, он – бумажным был. 
Но в природе лягушата 
Могут выжить не везде, 
Это – четкий индикатор 
Загрязнения в воде. 
Не спеши скорей раздеться, 
Вот тебе простой совет: 
«До купанья приглядеться – 
Есть лягушки или нет!» 
Нет? Не стоит окунаться, 
Ведь опасность может ждать. 
Надо в этом разбираться, 
А природу - защищать. 
![]() 
Мобильник. 
Мне мобильник подарили: 
Телефон и интернет…, 
Рты приятели раскрыли: 
У других такого нет! 
И сижу я на уроке, 
В ухе музыка гремит, 
А учитель, как нарочно, 
Что-то у доски твердит. 
Ну, поставили мне пару, 
Я ж ее не заслужил, 
Ну, подумаешь, не слушал, - 
Я же с ТЕЛЕФОНОМ был! 
А потом после занятий 
Мне учитель объяснил, 
Чтоб я больше на уроки 
Свой мобильник не носил. 
А еще сказал такое, 
Что конкретно напугал: 
Вредно детям излученье, 
Вот об этом я не знал. 
Как свои котлеты в печке 
Дома я разогревал, 
Фитилем в зажженной свечке 
Мозг мобильник расплавлял. 
Пригодится он, я знаю, 
Только много говорить 
По нему я не желаю – 
Не хочу коалой быть! 
![]() 
Жевательная резинка 
Кто жует не «как корова», 
Рот умеет закрывать, 
Тот подумает, что слова 
Не смогу ему сказать. 
Ошибаешься, дружище, 
Тут чуток поглубже слой, 
И проблемища почище: 
Хочешь - падай, хочешь – стой! 
Но, как только начинаешь 
Ты во рту жевать кусок, 
Сам того не замечаешь – 
Железа пустила сок. 
Нет, не яблочный – кислее, 
Чтобы пищу растворил, 
Чтоб желудок твой быстрее 
Все, что съешь – переварил. 
И беда, раз пищи нету, 
А жуешь резины ком, 
Кислота твоя при этом 
Ест желудочек – свой дом! 
Это - язвы и гастриты 
И другим болезням вход, 
Вот жевачки чем набиты, 
Поберег бы свой живот! 
![]() 
О Земле, горизонте, атмосфере, глобусе и карте. 
Выйди в поле, вдаль смотри 
И увидишь край Земли. 
Если ты к нему пойдешь, 
То и за год не дойдешь, 
Может быть, когда-нибудь, 
В том же месте кончишь путь. 
Догадался, милый друг? 
Ты пройдешь огромный круг, 
Ведь Земля, как шар воздушный 
Солнцу нашему послушный, 
Только воздух не внутри, 
А снаружи – посмотри! 
Небо, как цветастый зонт, 
А по краю – горизонт, 
Но обман определим, 
Ведь на шаре мы стоим, 
И не сходится с землей 
Неба купол голубой: 
Опоясана, как сферой, 
Вся планета атмосферой! 
Если круглый мячик взять 
И моря нарисовать, 
Континенты, города… 
Глобус будет нам тогда. 
Если мячик развернем, 
На столе чуть-чуть примнем – 
Карта мира пред тобой, 
Там земли одной шестой 
Русь великая лежит, 
Точкой город твой стоит, 
Здесь родные и друзья, 
Школа средняя твоя. 
![]() 
Первопечатник Иван Федоров (ок.1510 – 1583г.г.) 
Прочли из «Азбуки» рассказ 
О книжном мастере Иване, 
Его трудами в первый раз 
Родной «Букварь» пошел в изданье. 
Победа, что ни говори, - 
«Грамматика» пришла в Россию, 
Но ведь не только буквари 
Родной стране придали силу. 
«Апостол» раньше вышел в свет, 
А позже «Библию» издали. 
Но почему об этом нет 
Ни строчки в том, что прочитали? 
А ведь они куда важней – 
По ним учились поколенья, 
И с верой Русь была сильней, 
И глубина была в ученье! 
Не только книжные труды 
Ивану славу приносили – 
Берег народ свой от беды 
И пушки делал для России. 
Из века в век страна моя 
Врагов набеги отражала 
И даже строчки букваря 
От оружейника узнала! 
![]() 
Будьте достойны героев! 
Они уходят – той войны герои, 
Кем от фашизма спасена страна, 
И пусть им где-то памятники строят, 
Но память в каждом сердце быть должна! 
Безвестные и те, что знамениты: 
Покрышкин, Кожедуб и Кузнецов… 
Их подвиги в народный подвиг слиты, 
Вам знамя Родины принять из рук отцов! 
Океан и планктон 
Кливер, фок и контр-бизань – 
Паруса у корабля, 
Покидает судно пристань, 
И растаяла земля. 
Плещут волны голубые, 
Дует легкий свежий бриз, 
Словно струи золотые 
Солнца свет слетает вниз. 
Если вы уже мечтали 
В океане побывать, 
То, наверное, читали, 
Что хочу вам рассказать. 
![]() 
Что в два раза больше суши, 
Соль присутствует везде, 
Есть приливы и отливы 
И течения в воде. 
Я хочу, чтоб понимали 
Вы название «планктон»**: 
Это – пища, чтоб вы знали, 
Тем, кому вода – их дом. 
И беда, что эта пища 
Стала быстро убывать, 
Океан без пищи – нищий: 
Всем проблем не миновать! 
Но не стоит торопиться - 
Крупы засыпать в моря, 
Этот способ не годиться. 
Вот что нужно нам, друзья: 
Каждому -  ценить природу, 
Мир любить и изучать. 
Поберечь леса и воду, 
Не рубить, не загрязнять. 
Пусть не сразу, но отступит 
Набежавшая беда, 
Воздух снова чистым будет 
Как и суша, и вода. 
**Планктон (от греч.— «блуждающие») — разнородные мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды. Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевой цепи является пищей для всех остальных водных животных. 
![]() 
Законы физики 
Что случится, если дверки 
В холодильник не закрыл? 
Вы не знаете, – проверьте, 
Чур, я вам не говорил! 
Побелеет вся посуда? 
Иней выпадет на стол? 
Стены затрещат повсюду? 
И катком вдруг станет пол?! 
Вы, наверно, догадались, 
Что кошмар придумал я, 
И совсем не испугались – 
Правы Вы, мои друзья! 
Ничего и не случится: 
Электричество нажжешь, 
Мама сильно рассердится, 
Если воду не протрешь. 
Чтоб в прохладе белых полок 
Нам продукты сохранять, 
Надо градусов под сорок 
Радиатор нагревать. 
Тот, который трубкой черной 
У стены всегда стоит 
И тепло дает упорно: 
Здесь тепло, там – холодит. 
Эти физики законы 
Очень важно изучать, 
Вы – Эйнштейны и Ньютоны, 
Вам о будущем мечтать! 
Трава и люди 
Трава растет ковром почти повсюду: 
В горах, низинах, городах, лесах… 
Я долго вам рассказывать не буду 
О том, как много в мире разных трав. 
Банан – трава, гречиха, ананасы, 
Морковь, крапива, что так больно жжет. 
Трава-пшеница хлебом стол  украсит, 
Трава-алоэ исцеленье принесет… 
![]() 
А нет травы, пустыни наступают, 
И гибнут звери, птицы, муравьи… 
Ручьи и даже реки высыхают, 
Песку отдав сокровища свои. 
Ты – человек, тебе дана природа, 
Чтоб к жизни все потребное иметь, 
Но власть – ответственность, а не свобода 
Все что не нравится с лица Земли стереть! 
![]() 
Лед. 
Играет радугой алмаз, 
Пока на рукавичке, 
Но вот в ладошку взяли: «Раз!», 
И…капелька водички. 
Лед – интереснейший кристалл, 
Он – суши десятина, 
Одеты шапкой полюса, 
И горные вершины… 
Еще морской бывает лед, 
И даже атмосферный, 
Без льда планета не живет, 
Не друг, но спутник верный. 
Вода, застыв, толстеет вдруг – 
Солидность набирает 
И разрывает все вокруг, 
Что ей расти мешает. 
Но если ты одел коньки- 
Она послушной стала 
И терпит танцы и прыжки, 
Чуть тая под металлом. 
Коварным оказался лед 
Для корабля «Титаник», 
Но воду в реки лед дает, 
Когда под солнцем тает. 
Старайся аккуратным быть, 
Не рисковать напрасно, 
И лед ты сможешь укротить: 
Он хвастунам – опасный! 
![]() 
Осенний дуб. 
Седой могучий исполин, 
Узлы, как шрамы боевые, 
Богатырем стоит один 
И листья капают резные. 
Корней огромные бугры 
Вокруг, как кони боевые, 
След топора - он с той поры, 
Когда французов здесь разбили. 
В природе – осени пора, 
И в жизни осень наступила, 
Под дуб собралась детвора – 
Их крона от дождя укрыла. 
Пройдет зима - метели, лед, 
Подснежники, капели… 
И в старый ствол весна войдет, 
Чтоб листья зеленели! 
Бонсай – «выращивать на тарелке» (яп.) 
Года уходят, поколенья… 
По триста, даже больше лет 
Стоят, как гномики, деревья 
И удивляют белый свет. 
Не выше стула, табуретки 
Сосна и тополь, дуб, ольха - 
В коре стволы и в листьях ветки, 
Живут в тарелочках века. 
![]() 
Наверно, этому искусству 
Учиться надо много лет. 
Нам не понять японца чувства, 
Ведь там лесов российских нет. 
Бонсай красив, не отрицаю, 
У нас – иная красота, 
Ее я лучше понимаю, 
Здесь – сила, мощь и высота! 
Пчела и мед. 
Ну, серьезно, кто не знает 
Про пчелу, про улей, рой, 
Меда кто не уважает? 
Вряд ли сыщется такой! 
Еще сфинкс у пирамиды 
Львом хвостатым не лежал, 
Но у Нила дом пчелиный 
Много лет уже стоял. 
И медведем назывался 
Зверь, что ведал все про мед, 
Не в больницу отправлялся, 
А к пчеле бежал народ. 
![]() 
Есть домашняя корова, 
Лошадь, курица и гусь, 
Но домашних насекомых 
Выбрать больше не берусь. 
Разумеется, полезных, 
Ведь пчела – не таракан: 
Тридцать тысяч километров, 
Чтобы меда дать сто грамм. 
Миллион цветков при этом 
Пчелке надо посетить. 
Хорошо зимой и летом 
Чай с душистым медом пить! 
![]() 
Где раки зимуют! (Или приглашение в Зоологический музей) 
Друг мячом в «Жигуль» попал – 
Мыли у площадки, 
Дядька только закричал – 
Вмиг сверкнули пятки! 
Он о раках нам орал, 
Где они зимуют: 
Показать нам обещал 
Невидаль такую. 
Был, наверно, незнаком 
Он с родной природой, 
Ведь на будущий газон 
Лил с машины воду! 
Если в реку попадет 
Грязь от бензобака – 
Там ни летом, ни зимой 
Не найдете рака! 
Ведь зимуют, где живут: 
В норах под водою, 
Никаких секретов тут 
Нет для нас с тобою. 
Из икры потомства ждут 
Раки-домоседы. 
Дядьки пусть в музей идут 
Для такой беседы! 
![]() 
Грибы 
Какое множество грибов 
Всегда есть рядом с нами, 
Их надо знать, чтоб был готов 
В соседстве жить с грибами. 
Они – особенная смесь: 
Ни рыбы, ни растенья, 
В них от животных что-то есть, 
Но только нет движенья. 
Сто тысяч видов на Земле 
И вредных и полезных: 
Хлеб дрожжевой, что на столе, 
Лекарства от болезней. 
Грибы съедают урожай 
И сами служат пищей, 
Есть ядовитые, их знай, 
И те, что с папой ищем. 
Лисички, грузди, моховик 
Наполнили корзинку, 
А сверху – гладкий боровик 
В коричневой косынке. 
Нам аромат грибов лесных 
В морозы будет сниться, 
Полезно больше знать о них – 
Для жизни пригодится. 
![]() 
Консерватория им. П.И. Чайковского 
В консерваторию Чайковского сходила, 
Консервов там не видела совсем, 
Но и без них так интересно было, 
Что рассказать хочу об этом всем! 
Не думала, что можно на тромбоне 
Так бережно и ласково играть, 
Что «альт» не только  голос в детском хоре, 
Большого брата скрипки альтом звать. 
Гобой, фагот и флейта песню пели, 
Виолончели звал нежнейший бас, 
А скрипка издала такие трели - 
Как лучиком пронизывая нас! 
Рояль огромный был владыкой сцены, 
Всем помогал, а сам, как…водопад, 
Нет, не найти мне для него сравнений, 
Такие звуки из души звенят! 
Хотя не скрою, было и такое, 
Что заставляло съежиться чуть-чуть, 
Как будто страх в затылке беспокоит 
И шапку нужно глубже натянуть. 
Советов вам давать не собираюсь, 
Я вам не мама, даже не сестра. 
Сама сегодня снова отправляюсь 
Туда, где так понравилось вчера! 
![]() 
Яблоки* 
Как океан людской язык, 
Идет извечное движенье, 
К чему-то человек привык, 
А что-то – повод к размышленью. 
Как ты ответишь на вопрос, 
Который дочери задали: - 
«Что на столе у нас всерьез 
Вы б яблоком сейчас назвали?» 
![]() 
Был день рожденья у друзей 
И осень чудная стояла. 
«Чего ж ты ждешь? Давай скорей, 
Возьми словарик для начала!» 
Семейство :«Яблони, айва, 
Кизил, рябина, даже груша!» 
Ну вот, уже не дважды два, 
Хотя вопрос немного глубже. 
Тут красный пом-и-дор лежит, 
«Пом» - это  «яблоко», узнали? 
И «апель» с «сином» не забыт, 
Здесь тоже  «яблоко» в начале. 
«Пэйнэпл» (английский) – ананас, 
Дословно – «яблоко от сосен». 
«Гарниром «помм-де-терр» у нас?», - 
Мы у друзей французских спросим. 
«Да, да, картошку будем есть!», - 
Ответят те, на стол кивая. 
От знаний, братцы, польза есть, 
Мы ум свой ими развиваем! 
*Яблоко (pomum), невскрывающийся сочный, обычно многосемянный плод растений. При созревании Я. ткань околоплодника дифференцируется на наружную сочную и внутреннюю … (у яблони, груши, рябины и др.), иногда она … (например, у кизильника). Многие Я. съедобны.       (БСЭ) 
Линии 
Рисунок на стене моей висел: 
Лежали камни, горы проступали, 
Убогий дом на мир окном смотрел, 
Деревья в пышной зелени стояли. 
Нет цвета, только карандаш, 
Им мастера рука водила, 
И стал реальностью написанный пейзаж – 
В нем будто чувство светлое застыло! 
Как странно это, - думал я сперва, - 
И цвета нет, и четкой перспективы, 
А где-то карандаш задел едва-едва, 
Но линии здесь не мертвы, а живы! 
Одни струятся тихо, как волна, 
И змейкой огибают все преграды, 
В других – металл, звенящая струна, 
А здесь – колючий угол камнепада. 
Искусство – линией характер показать, 
Движением руки создать картину, 
Одним штрихом плюс с минусом менять 
И гору, как мечом, рассечь наполовину! 
Листвою линии тихонько шелестят 
И чайкой в синеву небес взмывают, 
Стрелою острой на врага летят 
И рельсами за горизонтом тают. 
А чтоб тебе их силу показать, 
Скажу я честно, правды не скрывая, 
Что линии похожи «два» и «пять», 
Но вам я лишь «отлично» пожелаю! 
 | 
Ребусы
▼







































Комментариев нет:
Отправить комментарий