| Автор: Анатолий Чургель |
К знаниям!
Если мы кита возьмем
И на хвост поставим –
На десятом этаже
Форточку достанем.
Жаба сорок лет живет,
Плохо гусь ныряет,
У стрижа, вся жизнь – полет:
Лучше всех летает.
Муравьи совсем не спят,
Пьет лягушка кожей,
Выше всех орлы летят,
Прыгать слон не может…
![]() Интересно все вокруг –
Ты пришел учиться,
Может трудно станет вдруг,
Но нельзя лениться!
Талант и труд.
Кто булыжник подбирает,
Если золото лежит?
Кто от жажды умирает,
А у ног ручей журчит?
Чтоб такое не случилось –
Должен грамоту учить,
Мудрость в школе притаилась,
Надо только дверь открыть.
Чтобы сделаться умнее,
Мало щеки надувать,
И не факт, что кто скромнее,
Будет хуже успевать.
Впереди у вас дорога
И ленивых там не ждут,
Все талантливы от Бога,
Но всему основой – труд.
Наш народ – народ-мечтатель,
Он талантлив и умен,
В каждом есть изобретатель,
Я в успехе убежден!
«Велик» сделал Артамонов,
Создал радио Попов,
Самолет - моряк Можайский,
А турбину – Ползунов.
Ну, а если ты – Чайковский,
Глинка, Мусоргский, Кюи…?
Может Пушкин, Фет, Твардовский?
Не ленись, учись, твори!!!
![]()
О воде и инфекции.
Вчера мне рассказала мама,
Сперва немного рассмешив,
В воде, текущей к нам из крана,
Полным-полно существ живых.
Там нет ни звезд, ни осьминогов,
Ни рыб, что ловит дед- рыбак.
Руками их нельзя потрогать -
И даже видеть просто так.
Однако могут быть заразны,
Не важно, что малы совсем:
Есть вирусы, они - опасны,
И знать об этом нужно всем.
Ведь, если воду пить сырую,
Не фильтровать, не кипятить,
То нам инфекцию такую
В желудок можно получить.
Я маму слушаюсь, люблю,
И воду кипяченой пью!
Звездная тишина.
Там вечный холод ледяной,
Лишь звезд далекое мерцанье,
Там неземною тишиной
Вселенной замерло дыханье.
Ведь звук – волна, она бежит,
В воде и в воздухе играя,
А в пустоте она стоит
И без опоры умирает.
Не слышно эхо, как в горах,
И речки нежное журчанье,
И голос соловья в кустах,
И мамы теплое дыханье…
Но на межзвездном корабле –
Кусочке голубой планеты,
Волна бежит, как на Земле,
Спеша нам передать приветы.
Туда, где ты сейчас живешь,
Воздушным шариком играешь,
Танцуешь, слушаешь, поешь,
И маме книжку вслух читаешь!
![]()
Жужелица
По весне проснулся жук,
Только слег с ангиной вдруг,
И к тому же у жука
Заломило все бока.
Где же нам найти врача
Для такого усача?
Подошел наш добрый друг –
Кандидат лесных наук,
Головою покачал
И немножко помолчал.
Нас с сестрой потом спросил:
«Как жук в банку угодил,
Кто жуку воды налил
И три камня положил?».
Отвечать мы не спешили,
Взгляды на пол опустили.
И тогда он рассказал,
Что о жужелице знал.
Был полезным этот жук,
Для растений – добрый друг,
Отводя от них беду,
Ел вредителей в саду.
Если в банку запереть -
Жук там может умереть.
Надо с куклами играть
А жуков полезных - знать!
![]()
Сохрани родные реки!
Обь, Енисей, Амур и Лена,
Днепр, Волга – шесть великих рек,
Текут, земли пронзая стену,
Чтоб в море завершить свой бег.
Река – дорога человеку,
Источник рыбы и воды,
И лесовоз для дровосека –
Стволов плывут по ней ряды.
Турбины крутят наши речки
Чтоб ток бежал по проводам,
Пасется скот: волы, овечки…
Каналы дарят жизнь садам.
Но ты уже, мой друг, заметил –
Вода становится иной,
Поток, что был так чист и светел,
Играет пленкой нефтяной.
Лежат покрышки от машины,
Горами мусор и металл…
Такие горькие картины,
Я тоже часто наблюдал.
Ты подрастешь и станешь взрослым,
Но этой правды не забудь,
Живи и в счастье, и в довольстве,
Но не свиньей – собою будь!
![]()
О полезных растениях.
Премудрый разум Землю сотворив,
Внес силу жизни в каждую былинку,
И ты, свою природу изучив,
Бери, как Божий дар, листок, травинку…
Не поленись ромашки собирать,
Калгана корешки, цветочки липы…
И если их секреты будешь знать,
Избавят от ангины и от гриппа!
Лягушата
Лягушонок словно рыбка
На моем лежал окне,
Рот, раскрытый для улыбки,
И две лапки на спине.
Лягушонка дочке в школе
Кто-то добрый подарил,
Он не жил ни дня в неволе,
Просто, он – бумажным был.
Но в природе лягушата
Могут выжить не везде,
Это – четкий индикатор
Загрязнения в воде.
Не спеши скорей раздеться,
Вот тебе простой совет:
«До купанья приглядеться –
Есть лягушки или нет!»
Нет? Не стоит окунаться,
Ведь опасность может ждать.
Надо в этом разбираться,
А природу - защищать.
![]()
Мобильник.
Мне мобильник подарили:
Телефон и интернет…,
Рты приятели раскрыли:
У других такого нет!
И сижу я на уроке,
В ухе музыка гремит,
А учитель, как нарочно,
Что-то у доски твердит.
Ну, поставили мне пару,
Я ж ее не заслужил,
Ну, подумаешь, не слушал, -
Я же с ТЕЛЕФОНОМ был!
А потом после занятий
Мне учитель объяснил,
Чтоб я больше на уроки
Свой мобильник не носил.
А еще сказал такое,
Что конкретно напугал:
Вредно детям излученье,
Вот об этом я не знал.
Как свои котлеты в печке
Дома я разогревал,
Фитилем в зажженной свечке
Мозг мобильник расплавлял.
Пригодится он, я знаю,
Только много говорить
По нему я не желаю –
Не хочу коалой быть!
![]()
Жевательная резинка
Кто жует не «как корова»,
Рот умеет закрывать,
Тот подумает, что слова
Не смогу ему сказать.
Ошибаешься, дружище,
Тут чуток поглубже слой,
И проблемища почище:
Хочешь - падай, хочешь – стой!
Но, как только начинаешь
Ты во рту жевать кусок,
Сам того не замечаешь –
Железа пустила сок.
Нет, не яблочный – кислее,
Чтобы пищу растворил,
Чтоб желудок твой быстрее
Все, что съешь – переварил.
И беда, раз пищи нету,
А жуешь резины ком,
Кислота твоя при этом
Ест желудочек – свой дом!
Это - язвы и гастриты
И другим болезням вход,
Вот жевачки чем набиты,
Поберег бы свой живот!
![]()
О Земле, горизонте, атмосфере, глобусе и карте.
Выйди в поле, вдаль смотри
И увидишь край Земли.
Если ты к нему пойдешь,
То и за год не дойдешь,
Может быть, когда-нибудь,
В том же месте кончишь путь.
Догадался, милый друг?
Ты пройдешь огромный круг,
Ведь Земля, как шар воздушный
Солнцу нашему послушный,
Только воздух не внутри,
А снаружи – посмотри!
Небо, как цветастый зонт,
А по краю – горизонт,
Но обман определим,
Ведь на шаре мы стоим,
И не сходится с землей
Неба купол голубой:
Опоясана, как сферой,
Вся планета атмосферой!
Если круглый мячик взять
И моря нарисовать,
Континенты, города…
Глобус будет нам тогда.
Если мячик развернем,
На столе чуть-чуть примнем –
Карта мира пред тобой,
Там земли одной шестой
Русь великая лежит,
Точкой город твой стоит,
Здесь родные и друзья,
Школа средняя твоя.
![]()
Первопечатник Иван Федоров (ок.1510 – 1583г.г.)
Прочли из «Азбуки» рассказ
О книжном мастере Иване,
Его трудами в первый раз
Родной «Букварь» пошел в изданье.
Победа, что ни говори, -
«Грамматика» пришла в Россию,
Но ведь не только буквари
Родной стране придали силу.
«Апостол» раньше вышел в свет,
А позже «Библию» издали.
Но почему об этом нет
Ни строчки в том, что прочитали?
А ведь они куда важней –
По ним учились поколенья,
И с верой Русь была сильней,
И глубина была в ученье!
Не только книжные труды
Ивану славу приносили –
Берег народ свой от беды
И пушки делал для России.
Из века в век страна моя
Врагов набеги отражала
И даже строчки букваря
От оружейника узнала!
![]()
Будьте достойны героев!
Они уходят – той войны герои,
Кем от фашизма спасена страна,
И пусть им где-то памятники строят,
Но память в каждом сердце быть должна!
Безвестные и те, что знамениты:
Покрышкин, Кожедуб и Кузнецов…
Их подвиги в народный подвиг слиты,
Вам знамя Родины принять из рук отцов!
Океан и планктон
Кливер, фок и контр-бизань –
Паруса у корабля,
Покидает судно пристань,
И растаяла земля.
Плещут волны голубые,
Дует легкий свежий бриз,
Словно струи золотые
Солнца свет слетает вниз.
Если вы уже мечтали
В океане побывать,
То, наверное, читали,
Что хочу вам рассказать.
![]()
Что в два раза больше суши,
Соль присутствует везде,
Есть приливы и отливы
И течения в воде.
Я хочу, чтоб понимали
Вы название «планктон»**:
Это – пища, чтоб вы знали,
Тем, кому вода – их дом.
И беда, что эта пища
Стала быстро убывать,
Океан без пищи – нищий:
Всем проблем не миновать!
Но не стоит торопиться -
Крупы засыпать в моря,
Этот способ не годиться.
Вот что нужно нам, друзья:
Каждому - ценить природу,
Мир любить и изучать.
Поберечь леса и воду,
Не рубить, не загрязнять.
Пусть не сразу, но отступит
Набежавшая беда,
Воздух снова чистым будет
Как и суша, и вода.
**Планктон (от греч.— «блуждающие») — разнородные мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды. Планктон непосредственно или через промежуточные звенья пищевой цепи является пищей для всех остальных водных животных.
![]()
Законы физики
Что случится, если дверки
В холодильник не закрыл?
Вы не знаете, – проверьте,
Чур, я вам не говорил!
Побелеет вся посуда?
Иней выпадет на стол?
Стены затрещат повсюду?
И катком вдруг станет пол?!
Вы, наверно, догадались,
Что кошмар придумал я,
И совсем не испугались –
Правы Вы, мои друзья!
Ничего и не случится:
Электричество нажжешь,
Мама сильно рассердится,
Если воду не протрешь.
Чтоб в прохладе белых полок
Нам продукты сохранять,
Надо градусов под сорок
Радиатор нагревать.
Тот, который трубкой черной
У стены всегда стоит
И тепло дает упорно:
Здесь тепло, там – холодит.
Эти физики законы
Очень важно изучать,
Вы – Эйнштейны и Ньютоны,
Вам о будущем мечтать!
Трава и люди
Трава растет ковром почти повсюду:
В горах, низинах, городах, лесах…
Я долго вам рассказывать не буду
О том, как много в мире разных трав.
Банан – трава, гречиха, ананасы,
Морковь, крапива, что так больно жжет.
Трава-пшеница хлебом стол украсит,
Трава-алоэ исцеленье принесет…
![]()
А нет травы, пустыни наступают,
И гибнут звери, птицы, муравьи…
Ручьи и даже реки высыхают,
Песку отдав сокровища свои.
Ты – человек, тебе дана природа,
Чтоб к жизни все потребное иметь,
Но власть – ответственность, а не свобода
Все что не нравится с лица Земли стереть!
![]()
Лед.
Играет радугой алмаз,
Пока на рукавичке,
Но вот в ладошку взяли: «Раз!»,
И…капелька водички.
Лед – интереснейший кристалл,
Он – суши десятина,
Одеты шапкой полюса,
И горные вершины…
Еще морской бывает лед,
И даже атмосферный,
Без льда планета не живет,
Не друг, но спутник верный.
Вода, застыв, толстеет вдруг –
Солидность набирает
И разрывает все вокруг,
Что ей расти мешает.
Но если ты одел коньки-
Она послушной стала
И терпит танцы и прыжки,
Чуть тая под металлом.
Коварным оказался лед
Для корабля «Титаник»,
Но воду в реки лед дает,
Когда под солнцем тает.
Старайся аккуратным быть,
Не рисковать напрасно,
И лед ты сможешь укротить:
Он хвастунам – опасный!
![]()
Осенний дуб.
Седой могучий исполин,
Узлы, как шрамы боевые,
Богатырем стоит один
И листья капают резные.
Корней огромные бугры
Вокруг, как кони боевые,
След топора - он с той поры,
Когда французов здесь разбили.
В природе – осени пора,
И в жизни осень наступила,
Под дуб собралась детвора –
Их крона от дождя укрыла.
Пройдет зима - метели, лед,
Подснежники, капели…
И в старый ствол весна войдет,
Чтоб листья зеленели!
Бонсай – «выращивать на тарелке» (яп.)
Года уходят, поколенья…
По триста, даже больше лет
Стоят, как гномики, деревья
И удивляют белый свет.
Не выше стула, табуретки
Сосна и тополь, дуб, ольха -
В коре стволы и в листьях ветки,
Живут в тарелочках века.
![]()
Наверно, этому искусству
Учиться надо много лет.
Нам не понять японца чувства,
Ведь там лесов российских нет.
Бонсай красив, не отрицаю,
У нас – иная красота,
Ее я лучше понимаю,
Здесь – сила, мощь и высота!
Пчела и мед.
Ну, серьезно, кто не знает
Про пчелу, про улей, рой,
Меда кто не уважает?
Вряд ли сыщется такой!
Еще сфинкс у пирамиды
Львом хвостатым не лежал,
Но у Нила дом пчелиный
Много лет уже стоял.
И медведем назывался
Зверь, что ведал все про мед,
Не в больницу отправлялся,
А к пчеле бежал народ.
![]()
Есть домашняя корова,
Лошадь, курица и гусь,
Но домашних насекомых
Выбрать больше не берусь.
Разумеется, полезных,
Ведь пчела – не таракан:
Тридцать тысяч километров,
Чтобы меда дать сто грамм.
Миллион цветков при этом
Пчелке надо посетить.
Хорошо зимой и летом
Чай с душистым медом пить!
![]()
Где раки зимуют! (Или приглашение в Зоологический музей)
Друг мячом в «Жигуль» попал –
Мыли у площадки,
Дядька только закричал –
Вмиг сверкнули пятки!
Он о раках нам орал,
Где они зимуют:
Показать нам обещал
Невидаль такую.
Был, наверно, незнаком
Он с родной природой,
Ведь на будущий газон
Лил с машины воду!
Если в реку попадет
Грязь от бензобака –
Там ни летом, ни зимой
Не найдете рака!
Ведь зимуют, где живут:
В норах под водою,
Никаких секретов тут
Нет для нас с тобою.
Из икры потомства ждут
Раки-домоседы.
Дядьки пусть в музей идут
Для такой беседы!
![]()
Грибы
Какое множество грибов
Всегда есть рядом с нами,
Их надо знать, чтоб был готов
В соседстве жить с грибами.
Они – особенная смесь:
Ни рыбы, ни растенья,
В них от животных что-то есть,
Но только нет движенья.
Сто тысяч видов на Земле
И вредных и полезных:
Хлеб дрожжевой, что на столе,
Лекарства от болезней.
Грибы съедают урожай
И сами служат пищей,
Есть ядовитые, их знай,
И те, что с папой ищем.
Лисички, грузди, моховик
Наполнили корзинку,
А сверху – гладкий боровик
В коричневой косынке.
Нам аромат грибов лесных
В морозы будет сниться,
Полезно больше знать о них –
Для жизни пригодится.
![]()
Консерватория им. П.И. Чайковского
В консерваторию Чайковского сходила,
Консервов там не видела совсем,
Но и без них так интересно было,
Что рассказать хочу об этом всем!
Не думала, что можно на тромбоне
Так бережно и ласково играть,
Что «альт» не только голос в детском хоре,
Большого брата скрипки альтом звать.
Гобой, фагот и флейта песню пели,
Виолончели звал нежнейший бас,
А скрипка издала такие трели -
Как лучиком пронизывая нас!
Рояль огромный был владыкой сцены,
Всем помогал, а сам, как…водопад,
Нет, не найти мне для него сравнений,
Такие звуки из души звенят!
Хотя не скрою, было и такое,
Что заставляло съежиться чуть-чуть,
Как будто страх в затылке беспокоит
И шапку нужно глубже натянуть.
Советов вам давать не собираюсь,
Я вам не мама, даже не сестра.
Сама сегодня снова отправляюсь
Туда, где так понравилось вчера!
![]()
Яблоки*
Как океан людской язык,
Идет извечное движенье,
К чему-то человек привык,
А что-то – повод к размышленью.
Как ты ответишь на вопрос,
Который дочери задали: -
«Что на столе у нас всерьез
Вы б яблоком сейчас назвали?»
![]()
Был день рожденья у друзей
И осень чудная стояла.
«Чего ж ты ждешь? Давай скорей,
Возьми словарик для начала!»
Семейство :«Яблони, айва,
Кизил, рябина, даже груша!»
Ну вот, уже не дважды два,
Хотя вопрос немного глубже.
Тут красный пом-и-дор лежит,
«Пом» - это «яблоко», узнали?
И «апель» с «сином» не забыт,
Здесь тоже «яблоко» в начале.
«Пэйнэпл» (английский) – ананас,
Дословно – «яблоко от сосен».
«Гарниром «помм-де-терр» у нас?», -
Мы у друзей французских спросим.
«Да, да, картошку будем есть!», -
Ответят те, на стол кивая.
От знаний, братцы, польза есть,
Мы ум свой ими развиваем!
*Яблоко (pomum), невскрывающийся сочный, обычно многосемянный плод растений. При созревании Я. ткань околоплодника дифференцируется на наружную сочную и внутреннюю … (у яблони, груши, рябины и др.), иногда она … (например, у кизильника). Многие Я. съедобны. (БСЭ)
Линии
Рисунок на стене моей висел:
Лежали камни, горы проступали,
Убогий дом на мир окном смотрел,
Деревья в пышной зелени стояли.
Нет цвета, только карандаш,
Им мастера рука водила,
И стал реальностью написанный пейзаж –
В нем будто чувство светлое застыло!
Как странно это, - думал я сперва, -
И цвета нет, и четкой перспективы,
А где-то карандаш задел едва-едва,
Но линии здесь не мертвы, а живы!
Одни струятся тихо, как волна,
И змейкой огибают все преграды,
В других – металл, звенящая струна,
А здесь – колючий угол камнепада.
Искусство – линией характер показать,
Движением руки создать картину,
Одним штрихом плюс с минусом менять
И гору, как мечом, рассечь наполовину!
Листвою линии тихонько шелестят
И чайкой в синеву небес взмывают,
Стрелою острой на врага летят
И рельсами за горизонтом тают.
А чтоб тебе их силу показать,
Скажу я честно, правды не скрывая,
Что линии похожи «два» и «пять»,
Но вам я лишь «отлично» пожелаю!
|
Ребусы
- Главная страница
- Айкьюша
- Видео - 2 кл
- ВикторинаОнлайн
- Внеурочка
- В мире сказок
- Воспитание
- ВПР
- Грамота.РУ
- Дисциплина
- Ерошкина полянка
- Звуковой анализ слова (Фонетический разбор)
- Играемся!
- Изложение
- ИЗО
- ИКТ учителю
- Интерактивный калейдоскоп
- Календарь праздников
- Лит Чтение
- Музыка на уроке
- Образовательные тесты
- Обучалка
- Первоклассные родители
- Проверь себя
- Программа развития
- Презентации
- Разбор по составу
- Ребусы
- Реестр программ
- Русский язык в таблицах
- Самоучка
- Светофорчик
- Сказочные викторины
- Словарь фразеологизмов
- Словарь однокоренных слов
- Словарь синонимов
- Словарь русской идиоматики
- Стихи о Москве
- Создание тестов
- Словарные слова
- Солнечные лучики
- Стихи Юным гражданам
- Таблицы
- Тесты
- Толковый словарь Даля
- Толковый словарь Ожегова
- Тренажёры по русскому языку
- УМК "Школа России"
- Урок русского языка
- Учителя Донецка
- Фразеологизмы
- Числовые раскраски
- ЭлЖурнал
- ЭлУчебники
- Электронные учебники
четверг, 9 октября 2014 г.
Книжка-знайка первоклашкам
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)







































Комментариев нет:
Отправить комментарий