Ребусы

вторник, 22 апреля 2014 г.

Что такое имя прилагательное?

Урок русского языка 2 класс

Цели:
познакомить учащихся с именами прилагательными и их ролью в речи;
развивать умение выделять имена прилагательные из речи;
формировать умение правильно задавать вопросы (согласование);
закрепить знания учащихся об имени существительном;
развивать речь, мышление, внимание учащихся;
воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
учащиеся научаться ставить вопросы от существительных к прилагательным; находить прилагательные в тексте; устанавливать связь между прилагательным и существительным; подбирать примеры с определенной орфограммой; устанавливать аналоги.

План: 
  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи
  4. Открытие нового знания
  5. Физминутка.
  6. Конкретизация и уточнение первоначальных понятий.
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  8. Итог урока. Оценивание.

Ход урока.
  1. Оргмомент
  1. Минутка чистописания
- Запишите число:
23 апреля.
Классная работа.
- Внимательно посмотрите на данное изображение и скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания?
   бед
  ? бедать
   беденный
    
- Что такое обед? (дневной приём пищи)
- Что можете сказать об этих словах? (однокоренные) 
- Докажите. (Они близки по смыслу и имеют общую часть - корень) 
- Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

- Определите последовательность букв в цепочке:
Оо Оооо …
- Напишите данный ряд букв до конца строки, соблюдая последовательность.
-Запишите однокоренные слова, обозначьте корень:
обед обедать обеденный

Самооценка: + - все буквы написаны правильно;
 (на полях)    + - Хорошо, но есть несколько недочётов в написании элементов букв;
                     -  - надо поработать.
  1. Словарно-орфографическая работа
1.  Замените предложение одним словом. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните орфограмму. (1 ученик у доски)
  1. Предметы, из которых пьют, едят и в которых готовят пищу. (Посуда)
  2. Птица черного цвета с белыми перьями в крыльях. (Сорока)
  3. Синоним слова друг. (Товарищ)    
- Что общего у этих слов? (Безударная гласная О)
- Запишите еще 2 слова на это же правило.

   4. Россия, класс;
- Что общего у этих слов? (удвоенная согласная).  
- Как переносятся такие слова? (при переносе слов с удвоенными согласными 1 буква остаётся на строке, а другая переносится на другую)
- Какое из слов нельзя перенести? Почему? (Это односложное слово)
Запишите 1 слово из этой группы. Подчеркните орфограмму.

    5. коньки, апрель;
- Что общего у этих слов? (мягкий знак)
- О чём надо помнить при переносе слов с Ь? (Ь при переносе не отделяют от стоящей перед ней буквы)
Запишите 1 слово из этой группы. Подчеркните орфограмму.

   6. Запись под диктовку: машина, прощай.
- Что общего у этих слов? (гласные после шипящих)
- Какой совет тётушки Совы необходимо помнить при написании этих слов? 
  Запишите еще 1 слово на это же правило.   

 IV. Самоопределение к деятельности
На доске – слова:
мёд, душистые, трава, сладкий, поле, зелёная, цветы, большое
- Прочитайте слова. Можно ли разделить слова на 2 группы? 
- Какие слова запишем в первый столбик? (имена существительные)
- Назовите имена существительные, задайте к ним вопросы, на которые они отвечают.
Что? мёд
Что? трава
Что? поле
Что? цветы
- Что обозначают имена существительные? предметы

- Давайте вспомним, что такое имя существительное. А поможет схема, составленная нами при изучении имени существительного.

Физминутка (Дует ветер...)

- Прочитайте оставшиеся слова.

- К каждому существительному подберите подходящее по смыслу слово.
- Что обозначают эти слова? 
  душистые - запах, 
  сладкий - вкус, 
  зелёная - цвет, 
  большое - размер.
Эти слова можно назвать одним словом - признаки. На какие вопросы отвечают эти слова?
- Задайте вопросы от существительных к словам, обозначающим признаки предметов.

предметы
признаки предметов
что?мёдкакой?сладкий
что?травакакая?зеленая
что?полекакое?большое
что?цветыкакие?душистые

- Слова, которые называют признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

- Назовите тему нашего урока. (Что такое имя прилагательное)
- Определите цель урока. Продолжите фразу: «Хочу научиться …» ( находить прилагательные, правильно задавать к ним вопросы)

- Верно, сегодня на уроке мы будем учиться находить прилагательные, правильно задавать к ним вопросы от существительных, с которыми они связаны.

- «Хочу. Надо. Могу!»

Какой путь надо пройти от «Хочу» до «Могу!» (Надо. Надо знать правила и применять их)

- Расскажите, что узнали об именах прилагательных.

Гимнастика для глаз

  1. Работа по теме урока
1. Работа с учебником. Чтение правила на стр. 86.
- Прочитайте слова тетушки Совы.
- Что обозначают слова? (Признаки предметов)
- На какие вопросы они отвечают? (Какая? Какой? Какое? Какие?)
- Как называются эти слова? (Имена прилагательные)

2.  Вы - молодцы! Правильно вели поиск и верно определили тему и цель урока.
- Следующее направление поиска - выяснить роль имён прилагательных в нашей речи. Для этого необходимо проанализировать текст, который вы сейчас услышите, и сделать вывод.
Чтение учителем стихотворения
У существительных подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Не просто стук,
А громкий стук,
Не просто шар,
А желтый шар,
Вот сокрушительный удар,
Вот звонкий колокольчик,
А вот и острый кончик!
Речь наша стала яркой, 
Выразительной и точной!

- О каких словах рассказывает поэт? (Об именах прилагательных)
- Какова же роль имён прилагательных в нашей речи? (Имена прилагательные делают нашу речь яркой, точной и более выразительной)

3. Работа в группах

    - Правила работы в группе помним и соблюдаем! 
Задание 1. Обсудить в группах и определить признаки каких предметов могут обозначать эти слова. Анализируем и делаем вывод! (1 мин) стр. 86 упр. 148 (устно)
 (каждая команда работает над 1 группой слов)

4. С. 86 упр. 149 (устно)
- Русский язык объединяет нас, т.к. мы общаемся благодаря ему. И каждый человек о своём родном языке может тоже сказать похожие слова.

Физминутка-игра
- Я буду называть имена существительные и имена прилагательные. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? – 2 хлопка. Если назову слово, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? – наклон влево и вправо, руки на поясе.
Сад, ребенок, холодная, лето, кудрявый, береза, молодые, ручей, звонкая, тетрадь.

6. Задание 2 (по группам). Работа в "Рабочих тетрадях" (5 мин)
3 уровня сложности (на выбор по 2 варианта)
1 уровень - 91, 95             
2 уровень - 92, 94
3 уровень - 93, 96

По времени
7. стр. 87 упр. 151 (самостоятельное выполнение после предварительного разбора)

V. Рефлексия                                                                                   
- Собери «цепочки»: предмет – вопрос признак.

солнце      какой?     белый
                               весеннее
цветок       какая?     нежный
                               сладкая                    
морковь     какое?    яркое
                               сочная

VI. Задание на дом, итог урока:
стр. 86, правило, упр. 150
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
- Какое задание было интересно выполнять?


Комментариев нет:

Отправить комментарий