Руководителям органов местного самоуправления,
осуществляющих управление в сфере образования
Руководителям государственных учреждений,
подведомственных министерству образования и науки Хабаровского края
10 июня
2011 № 04.1-17-4659
Организация
внеурочной
деятельности
в начальной школе
В соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее
- ФГОС НОО), утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. №
373, зарегистрированным Минюстом России от 22 декабря 2009 г. № 15785, (с
изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241,
зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707), основная
образовательная программа начального общего образования реализуется
образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Основная образовательная программа начального
общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками
образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80%, а часть, формируемая участниками
образовательного процесса, - 20% от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Основным нормативным правовым документом,
определяющим внеурочную деятельность,
является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы
начального общего образования определено, что внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,
духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том
числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы,
конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.
Перечисленные формы
внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:
- целостного,
социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и
разнообразии природы, культур и народов;
- эстетических
потребностей, ценностей и чувств;
- навыков
сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на
безопасный, здоровый образ жизни;
- способности
принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы
достижения результата;
- умения активно
использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных
задач;
- способности
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
- логических действий
сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- умения
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
- способности использования начальных математических знаний
для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также
оценки их количественных и пространственных отношений;
-
пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета,
прикидки и оценки;
-
значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
-
уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни;
-
навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
-
умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.
Внеурочная деятельность может быть
территориально организована как в общеобразовательном учреждении, так и за его
пределами.
В период каникул используются возможности
организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних
школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений, образовательных
учреждений дополнительного образования детей и других учреждений.
Формы
организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной
деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования определяет образовательное учреждение.
Внеурочная деятельность, как и деятельность
обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения
основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение
личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной
деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен
узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Психофизиологические
особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции
деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны
статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с
одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще
очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном
детстве, в первую очередь, игровая деятельность.
Поэтому, использование
таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки,
экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования
умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление
будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах
обучения в школе.
Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает
направления внеурочной деятельности, определяет временные рамки (количество
часов на определённый вид деятельности). Содержание занятий, предусмотренных в
рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Основным преимуществом внеурочной
деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра
занятий, направленных на их развитие.
Внеурочную деятельность эффективнее
организовать в режиме деятельности групп продлённого дня, где предусмотрены
прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.
Обучающимся,
посещающим группы продленного дня, до самоподготовки лучше организовать
прогулки, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке
общеобразовательного учреждения, а после самоподготовки - участие в
мероприятиях эмоционального характера (занятия внеурочной деятельности, игры,
посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов
самодеятельности, викторин и другие мероприятия) (п.
10.28. и п. 10.29. СанПиН 2.4.2.2821-10).
Спортивно –
оздоровительное направление
реализуется через такие формы как физкультурные праздники и соревнования,
факультативы, кружки (подвижных, народных, оздоровительных игр), детские
спортивные секции, разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в
соответствии с программой лагеря).
Духовно-нравственное
направление, общекультурное
направление реализуется через кружки художественного
творчества, прикладного искусства: вышивка «крестом», «гладью».; лоскутная
пластика, мягкая игрушка; плоскостная и объёмная флористика, коллаж; роспись по
камням, дереву; бумажная пластика; холодный батик; витраж; работа с кожей, с
соломкой и др.; кружки технического творчества (лего -
конструирование), домашних ремесел; посещение
художественных выставок, музеев, кино, фестивалей искусств, спектаклей в
классе, школе, театре; художественные акции школьников в окружающем школу
социуме. Игры – миниатюры, инсценирование сюжетов из истории, диалоги на темы,чтение и просмотр красочных познавательных
программ, компьютерные игры (специально отобранные специалистом), игра на
инструменте, прослушивание музыкальных произведений и т.д.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через такие формы как познавательные беседы,
предметные факультативы «Информатика: логика и
алгоритмы», «Информационные технологии» и др., «Детская риторика» и др., кружки «Путешествие в прошлое», «Занимательная
топонимика» и др., олимпиады, дидактический театр,
общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» и др., детские
исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности
(конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей-клуб и
др.
Самостоятельная
или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать
их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную
деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками
урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются
подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время
урока можно использовать для организации работы над определением тематического
поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации
результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт,
выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год.
Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько
вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального
учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например,
вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом.
Примерный перечень тем и видов проектов для учащихся
начальной школы, реализуемых в единстве урочной и внеурочной деятельности приводится ниже
Предмет
|
Темы
|
Виды проектов
|
Литературное чтение
|
Малые жанры устного народного творчества (пословицы, поговорки,
небылицы, потешки, побасенки)
|
Создание сборника пословиц поговорок, побасенок, загадок;
викторина; сочинение собственных произведений малых жанров устного народного
творчества и др.
|
Сказки
|
Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе,
медведе, волке); герои сказки в лепке, в рисунках; создание собственных
сказок и др.
|
|
Окружающий мир
|
Человек и природа
|
Осенние работы и праздники в традиции народов моего края; образы
природы в устно – поэтическом творчестве народов моего края и др.
|
Человек и семья
|
Терминология родства; роль
хозяина и хозяйки; традиции семьи и др.
|
|
Человек и история и др.
|
Мои земляки в истории России;
мои земляки в культуре России; хозяйственные промыслы моего края и др.
|
|
Математика
|
Математические развлечения: игры с числами; логические,
старинные задачи; фокусы с числами и др.
|
Бумажный домик с мебелью, бумажный макет транспорта (самолёты,
корабли, машины); конкурс математических игр, энциклопедия математических игр
и др.
|
Логические игры: морской бой, крестики-нолики, логические игры в
книгах, кино; забытые игры и др.
|
Книга о логических играх,
комплекты игр и др.
|
|
Математика вокруг нас: числа в пословицах и поговорках;
математика в торговле, кулинарии, в строительстве и др.
|
Макет зданий из
геометрических фигур; кулинарный праздник «Пересчитанные рецепты»; книга о
числах и др.
|
|
Технология
|
Мир техники и технологий
|
Космонавты России; компьютеры
вокруг нас (в магазине, аптеке и др.); что делать с мусором; как вода
приходит в дом и др.
|
Мир профессии
|
Кем работают мои родные; кем
я хочу быть; сладкие профессии; как хлеб в дом пришёл и др.
|
|
Великие изобретатели и др.
|
Русский изобретатель И.
Кулибин; изобретения Архимеда в нашем доме и современной технике; кто изобрёл
радио и др.
|
В основу организации внеурочной
деятельности в рамках социального
направления может быть положена общественно – полезная деятельность. Формы организации социального направления: работа в рамках
проекта «Благоустройство школьной территории»; работа по озеленению класса,
школы; организация дежурства в классе; профориентационные беседы, встречи с
представителями разных профессий; выставки поделок и детского творчества;
трудовые десанты, субботники; социальные пробы (инициативное участие ребенка в
социальных акциях, организованных взрослыми); коллективное творческое дело;
социально-образовательные проекты; сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта»,
«Город мастеров», «Фабрика») и др.
Социальное направление может быть ориентировано и на
патриотическое воспитание обучающихся и реализовываться через формы: поисково-исследовательская
работа в архивах (семейных, школьных) и музейных фондах и др., встречи с
ветеранами, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности,
тематические сборы, творческие конкурсы (песни, рисунка, фотографии и др.),
военно – спортивные праздники («Зарница», «Юный спасатель» и др.) и др.
Волонтёрская деятельность: шефство.
При организации внеурочной деятельности обучающихся
образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений
дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В настоящее
время в общеобразовательной школе существует четыре основных модели организации
внеурочной деятельности.
Первая модель характеризуется случайным набором кружков,
секций, клубов, работа которых не всегда сочетается друг с другом, связи с
общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны. Вся внеклассная работа и
внеучебная деятельность школы полностью зависят от имеющихся кадровых и
материальных возможностей; стратегические линии развития организации
деятельности детей во второй половины дня не корректируется. К сожалению, пока
что это наиболее распространенная модель. Но даже и такой вариант организации
внеучебной деятельности в школе имеет определенный смысл, поскольку
способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.
Вторая модель отличается внутренней организованностью каждой
из имеющихся в школе структур воспитательной системы, хотя единая система в
полной мере еще не функционирует. Тем не менее, в таких моделях встречаются
оригинальные формы работы, объединяющие как детей, так и детей и взрослых
(ассоциации, творческие лаборатории, “экспедиции”, хобби-центры и т. п.).
Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные
центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе
изолированно; связи с общешкольной работой также фрагментарны. Нередко в таких
школах сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в
процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и
опытной лабораторией.
Третья модель организации внеурочной деятельности может быть
построена на основе тесного взаимодействия общеобразовательной школы с одним
или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением
культуры — центром детского творчества, клубом по месту жительства, спортивной
или музыкальной школой, библиотекой, театром, музеем и др. Такое сотрудничество
должно осуществляется на регулярной основе. Школа и специализированное
учреждение, как правило, разрабатывают совместную программу деятельности,
которая во многом определяет содержание внеучебной деятельности в данной школе.
Четвертая модель организации внеучебной деятельности в
современной школе предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного
образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых
концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Это
учебно-воспитательный комплекс, школа-клуб, школа коммунарского типа.
Образовательное
учреждение самостоятельно решает вопросы формирования и наполняемости групп. В соответствии с п.1.6. раздела I «Санитарно-эпидемиологические требования к
учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03 (Постановление от
03 апреля 2003 г. № 27) «в учреждениях дополнительного образования детей
наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением
хоровых, танцевальных, оркестровых и т.п.».
Продолжительность
занятий внеурочной деятельности и их количество в неделю определяется приказом
общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана. Сумма недельных часов по внеурочной деятельности может быть не равна 10
часам в одном классе. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности
выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Внеурочная деятельность по направлениям: военно-патриотические, экологические клубы, предметные кружки, социальная работа, проектная деятельность может проводиться учителями начальных классов, а по направлениям: спортивные кружки, секции, музыкальные кружки, театральная студия – учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования детей, тренерами-преподавателями, хореографами, концертмейстерами и другими. В этом случае они являются работниками школы на условиях совместительства или почасовой оплаты.
Механизмы взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, художественными, музыкальными и спортивными школами могут быть различными и определяются образовательным учреждением самостоятельно.
Должна быть
исключена двойная оплата труда (в школе и в учреждении дополнительного
образования детей), выстроены (при необходимости) договорные отношения (если
используются не только школьные ресурсы), обеспечена ответственность за жизнь и
здоровье детей.
В каждом образовательном
учреждении, реализующем ФГОС, рекомендуем создать банк рабочих программ
внеурочной деятельности, в который можно внести программы, рекомендованные
серией «Стандарты второго поколения», типовые программы для внешкольных
учреждений и общеобразовательных школ, авторские образовательные программы. Данный перечень программ будет являться основой для
разработки рабочих программ по направлениям внеурочной деятельности.
Рабочие программы по внеурочной деятельности
разрабатываются на основе требований к программам дополнительного образования
детей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844).
Примерные программы служат основанием для составления
рабочих программ по внеурочной деятельности.
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий систему организации внеурочной деятельности.
Рабочая программа – это учебная программа,
разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного
учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и
дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов,
использовании организационных форм обучения и т.п.
Рабочая программа включает следующие структурные
элементы:
- титульный лист;
- пояснительная записка;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- календарно-тематический план;
- содержание рабочей программы;
- средства контроля;
- учебно-методические средства обучения.
Примечание:
Законом Российской Федерации «Об образовании» не определены требования к
рабочей программе. Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей,
текстового варианта рабочей программы. Данная
структура рабочей программы носит примерный рекомендательный характер.
Титульный лист содержит:
- наименование образовательного учреждения;
- гриф утверждения программы (с указанием даты и номера
приказа руководителя образовательного учреждения);
- название учебного курса внеурочной деятельности;
- Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего рабочую
программу внеурочной деятельности;
- год обучения;
- возраст детей;
- год составления программы.
В тексте пояснительной записки к Рабочей
программе указывается: - название,
вид, уровень и направленность образовательной программы, автор и год
утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе
которой разработана Рабочая программа;
- цели и
задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений
на текущий учебный год;
- изменения,
внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование;
- количество
учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов
для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;
- особенности,
предпочтительные формы организации, а также режим занятий внеурочной
деятельности.
Элемент
структуры Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся»
представляет собой описание требований к знаниям и умениям, которые должен
приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; качества личности,
которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом
деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета
знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной
деятельности обучающихся. Основанием для выделения требований к уровню
подготовки обучающихся выступает образовательная программа, на базе которой
разрабатывается Рабочая программа.
«Календарно-тематический план» Рабочей программы самый объемный раздел, отражает
реализацию образовательной программы в течение учебного года. Для написания
календарно-тематического плана Рабочей программы потребуется использовать «Учебно-тематический
план» образовательной программы и «Содержание программы». Составляется
календарно-тематический план на текущий срок обучения, т.е. на один учебный
год.
Как правило, этот
структурный элемент программы оформляется в виде таблицы, и мы предлагаем два
ее варианта.
Первый вариант (традиционный) подходит для тех видов внеурочной
деятельности, в которых все обозначенные в образовательной программе учебные
темы изучаются последовательно. К этой группе можно отнести внеурочную
деятельность изобразительного, декоративно-прикладного, эколого-биологического,
культурологического направления и технического творчества.
Календарно-тематический
план в первом варианте может быть оформлен следующим образом:
№
п/п
|
Дата
|
Тема учебного занятия
|
Всего часов
|
Содержание
деятельности
|
Воспитательная работа
|
|
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
|
Практическая часть занятия /форма
организации деятельности
|
|||||
Графы «Теоретические
занятия» и «Практические занятия» составляются на основании образовательной
программы, на базе которой разрабатывается Рабочая программа, и отражают ход ее
изучения в течение данного учебного года. При этом нужно не забыть про
каникулы, окончание учебных четвертей, полугодия и учебного года.
В графе «Воспитательная
работа» отражается содержание текущей воспитательной работы с детьми.
Второй вариант составления календарно-тематического плана для тех
видов внеурочной деятельности (музыкальные,
спортивные, хореографические), в которых все обозначенные в образовательной
программе учебные темы изучаются не последовательно, а параллельно.
Для второго варианта можно
предложить такую форму календарно-тематического плана:
Названия тем
|
Всего часов
|
Содержание деятельности
|
Сентябрь
|
Октябрь
|
Ноябрь
|
…
|
||
Тема № 1
|
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
|
|||||||
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
|
||||||||
Тема № 2
|
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
|
|||||||
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
|
||||||||
И т.д.
|
||||||||
При таком варианте
планирования в графе «Название тем» сразу выписываются все темы в соответствии
с образовательной программой, а затем в графах с названиями месяцев отражается
изучение каждой темы в течение учебного года.
Раздел «Содержание
рабочей программы» включает краткое описание каждой темы учебного
занятия согласно нумерации в календарно-тематическом плане (3-4 предложения).
Результатом деятельности внеурочной деятельности
структурного элемента рабочей программы «Средства контроля» могут быть
концерты, выставки, конференции и т.д.
Раздел «Учебно-методические средства
обучения» может включать описание: учебных методических пособий для
педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на
различных носителях, оборудование, специальную литературу и т. д.); материалов
по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся
(методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и
родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики
диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии
коллективных мероприятий и дел, игровые методики).
Учебно-методические
средства обучения также включают список основной и дополнительной литературы.
В него должна включаться как
литература, используемая педагогом
для подготовки учебных занятий, так и научная литература, расширяющая кругозор самого педагога.
Может быть составлен отдельный
список литературы для детей и родителей по тематике занятий (для расширения диапазона образовательного воздействия и помощи родителям в обучении и воспитании ребенка). Литература оформляется в
соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны
приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к
библиографическому описанию.
Рабочая программа обновляется ежегодно.
Сроки и порядок рассмотрения рабочих программ
внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного
учреждения.
После
утверждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в
данном образовательном учреждении.
Часы,
отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении
максимально допустимой учебной нагрузки учащихся, но являются обязательными для
финансирования.
Оплата часов по внеурочной деятельности осуществляется
в соответствии с приказом образовательного учреждения. Организация внеурочной
деятельности может осуществляться как за счет ресурсов самого
общеобразовательного учреждения, так и за счет интеграции ресурсов
общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей.
Учет занятости учащихся
внеурочной деятельностью осуществляется педагогом в Журнале учета. Журнал учета
должен содержать следующую информацию: фамилию, имя, отчество педагога,
фамилии, имена обучающихся, класс, дату и форму проведения занятия, содержание.
Содержание занятий в Журнале учета должно соответствовать содержанию программы
внеурочной деятельности.
Первый заместитель министра –
начальник управления
реализации
государственной
образовательной
политики И.И. Иванцева
Храмова Мария Александровна
(4212) 32 40 56
Комментариев нет:
Отправить комментарий