Урок русского языка во 2 классе.
Тема: « Прилагательные близкие и противоположные по значению».
Цели:
Формировать умение выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам; устанавливать смысловые связи прилагательного с именем существительным.
Формировать умение применять в речи имена прилагательные; учить детей подбирать к существительным прилагательные, близкие и противоположные по смыслу.
Прививать навыки правильного аккуратного письма, развивать орфографическую зоркость; расширять знание детей об окружающей действительности; развивать умение наблюдать, делать выводы, обобщать, воспитывать внимательность, развивать память и мышление.
Учебные материалы.
Учебник «Русский язык. 2 класс». (Авт. Зеленина Л.М.); рабочие тетради;
тесты; карточки для дифференцированной творческой работы в парах;
справка-информация для изучения нового материала;
карточки для работы в парах; карточки для самостоятельной работы;
компьютер, экран, проектор; презентация урока.
Ход урока
|
Универсальные учебные действия
|
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс
| |
Девиз нашего урока:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Учитель. О чём идёт речь?
Дети. О прилагательных.
Учитель. Сегодня у нас будет необычный урок-путешествие. Один из Смешариков пригласил всех своих друзей на день рождения. Угадайте, кто это?
Колючки, очки, пара ручек и ножек,
Узнали, кто это?
Конечно же… (Ёжик)
Нам надо зайти по пути в гости ко всем Смешарикам, помочь им выполнить все задания, собраться вместе и принести подарки ёжику.
Мы зашли в гости к Пину. Поможем ему проверить выполнение домашнего задания.
Проверка выполнения домашнего задания.
№ 157, с. 91
Учитель. Укажите известные части речи
2) Учитель. Назовите главные члены предложения. Какими членами предложения являются прилагательные?
Правило: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.
|
Учащимся создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, устанавливаются тематические рамки (личностные УУД)
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, аргументируют свои высказывания(коммуникативные и познавательные УУД).
|
Чистописание.
Цель: организовать фиксацию актуализированных способов действий в знаках: письмо различных соединений букв, организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания
| |
Вместе с Пином мы заходим в гости к Совунье.
мМм ма ме мо
Назвать нижние и верхние соединения.
Назвать слоги с мягкими согласными (ме)
|
Дети рассматривают написание соединений букв и рассказывают о том, что в них не получилось, адекватно воспринимают оценку учителя (регулятивные УУД).
|
2. Актуализация знаний.
Цель: актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания: внимание, мышление;
| |
Словарная работа. Работа в парах (на партах карточки).
Учитель. Угадайте, какие слова спрятались?
Неуклюжий, хищный, бурый, косолапый…(медведь)
Сильный, снежный, злой, трескучий…(мороз)
Белое, ароматное, парное, сгущённое…(молоко)
Пожарная, швейная, красная, легковая… (машина)
Учитель. На какие группы можно разделить эти слова?
Дети.
Слова, состоящие из двух и трёх слогов.
Существительные одушевлённые и неодушевлённые (отвечают на вопросы кто? или что?)
Учитель. В какие группы эти слова модно объединить?
Дети.
Это словарные слова.
Все слова-имена существительные.
Существительные начинаются с буквы «М».
Учитель. Какие слова вам помогли узнать предметы? Как называются эти слова?
Дети. Имена прилагательные. Правило: Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Имена прилагательные связаны с именами существительными по вопросам.
Учитель. Назовите самые характерные признаки, помогающие легко узнать задуманный предмет?
Дети. Медведь (какой?) неуклюжий, бурый, косолапый. Мороз (какой?) сильный, злой, трескучий. Молоко (какое?) белое, парное, сгущённое. Машина (какая?) пожарная, швейная, легковая.
Учитель. Подумайте, какие слова были лишние?
Дети. Хищный медведь. Снежный мороз. Ароматное молоко. Красная машина. Это несущественные признаки данных предметов.
(Запись словарных слов в тетрадь).
Учитель. Назовите слово, в котором не совпадает количество звуков и букв?
Дети. Медведь-7 букв, 6 звуков.
Учитель. Назовите слова, где все согласные звуки твёрдые.
Дети. Мороз, молоко, машина.
|
Учащиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме(познавательные УУД).
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения об объектах, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение(коммуникативные и познавательные УУД).
Дети планируют свои действия, устанавливают аналогии(познавательные, регулятивные УУД).
|
С Пином и Совуньей мы идём в гости к Нюше. Нюше мы поможем выполнить работу над ошибками.
Работа над ошибками.
Учитель. Назовите слова, в которых можно проверить орфограммы?
Дети. Медведь - медведи, мороз - морозы. (Запись в тетрадь).
Учитель. Какое правило применили?
Дети. Проверка парных звонких и глухих согласных.
Правило: Для проверки правописания парного согласного в конце слова нужно изменить слово так, чтобы после парного согласного стоял гласный.
Учитель. Назовите слова, в которых надо запомнить орфограммы.
Дети. Медведь, мороз, молоко, машина.
Учитель. Придумайте устно из этих существительных прилагательные.
Дети. Медвежья (берлога), морозный (день), молочная (каша),машинное (масло), машиностроительный (завод).
|
Учащиеся самостоятельно находят орфограммы, анализируют, устанавливают аналогии, выполняют действия (находят проверочное слово и преобразовывают одну часть речи в другую), сами формулируют правило (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
|
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения.
Цель: подготовить учащихся к самостоятельному открытию нового знания, сформулировать и согласовать цели урока, организовать уточнение и согласование темы урока, организовать фиксацию преодоления затруднения
| |
С Пином, Совуньей и Нюшей мы отправляемся к Лосяшу.
Лосяш предлагает выполнить самостоятельную работу.
Самостоятельная работа по вариантам:
Учитель. На карточках и доске прилагательные.
Трусливый, храбрый, робкий, мужественный, застенчивый, смелый, нерешительный, отважный.
Учитель. I вариант. Выбрать прилагательные, обозначающиехорошие качества человека, подчеркнуть.
Дети: Храбрый, мужественный, смелый, отважный
Учитель. II вариант. Выбрать прилагательные, обозначающиеплохие качества человека, подчеркнуть.
Дети. Трусливый, робкий, застенчивый, нерешительный.
Учитель. Что мы можем сказать о каждой группе?
Дети. Это слова, близкие по значению. Их можно заменять друг другом.
Учитель. Запишите группу прилагательных.
Дети. (Самостоятельно записывают в тетрадь по вариантам выбранные прилагательные).
Учитель. Найдите в справочном тексте на столе, как они называются?
Дети. Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
|
Ребята анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале (коммуникативные и познавательные УУД).
|
Нас ждёт Крош. Вместе с ним мы отдохнём.
Физкультурная минутка (упражнения под музыку).
Цель: Выполнить двигательные упражнения, организовать смену деятельности, подготовить к восприятию основного материала по теме урока.
| |
4. Выявление места и причины затруднения, построение проекта выхода из затруднения.
Цель: организовать уточнение и согласование темы урока, организовать использование предметных действий с моделями, организовать фиксацию преодоления затруднения.
| |
Крош просит выполнить самостоятельную работу.
Самостоятельная работа с учебником № 154, с. 90(закрепление)
Учитель.
Постройте последовательность самостоятельной работы с текстом.
Прочитайте текст.
Какую роль играют прилагательные в тексте?
Самостоятельная работа.
Фронтальная работа: списать последнее предложение, выделить волнистой линией прилагательные
Все вместе мы отправляемся к Копатычу. Поможем ему выполнить следующее задание.
Работа с учебником №155,с.90
Самостоятельно вписать противоположные прилагательные. Как они называются?
Учитель. Найдите в справочном тексте, как называются такие прилагательные?
Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
|
Дети обдумывают проект будущих учебных действий, обобщают полученные знания, сами формулируют правило, устанавливают аналогии (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
Учащиеся анализируют, сравнивают, рассуждают, аргументируют своё мнение, высказываются в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в справочном материале (коммуникативные и познавательные УУД).
|
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: организация дифференцированной самостоятельной работы с заданиями новой темы, корректировка возможных ошибок, определение затруднений при усвоении нового материала.
| |
Нас ждёт Кар - Карыч. Он предлагает выполнить творческую работу. Творческая работа. (Дифференцированная работа).
У кого на парте красный круг - заменяют выделенные словасинонимами.
У кого на парте синий круг – заменяют выделенные словаантонимами.
Карточка. Сегодня холодный хмурый день. Стоитненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ детей: Сегодня прохладный пасмурный день. Стоит дождливая погода. По небу плывут тяжёлые тёмные тучи. Под ногами влажная земля.
Карточка. Сегодня холодный хмурый день. Стоитненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Под ногами сырая земля.
Ответ детей: Сегодня тёплый солнечный день. Стоит ясная (хорошая) погода. По небу плывут лёгкие белые облака. Под ногами сухая земля.
|
Ребята обобщают полученные знания, строят рассуждения, анализируют, подводят под понятие, устанавливают аналогии, выполняют учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД).
|
6.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: выявление границ применения нового знания, закрепление изученного материала, автоматизация умственных действий и формирование вывода.
| |
Все вместе мы встречаемся с Барашем. Он просит выполнить нас тест.
(Самостоятельная индивидуальная работа).
Укажите имена прилагательные, близкие данным по значению.
( Синонимы).
Крошечный - хорошенький, слабый, маленький.
Дождливый – ненастный, страшный, сильный.
Весёлый - громкий, радостный, ласковый.
Мудрый – умный, талантливый, хороший.
Отважный – верный, храбрый, преданный.
Укажите имена прилагательные, противоположные данным по значению.
(Антонимы).
Тёмный - яркий, светлый, красивый.
Дорогой – маленький, новый, дешёвый.
Добрый – злой, грустный, сердитый.
Трудолюбивый – ленивый, плохой, неряшливый.
Грязный – плохой, чистый, новый.
|
Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение, используют письменную речь для регуляции действия (коммуникативные, познавательные и личностные УУД).
|
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: способствовать формированию вывода, подведение итога урока, самооценка учащимися собственной учебной деятельности.
| |
Мы приходим к Ёжику. Поздравляем его с днём рождения. Дарим подарки.
Подводим итог нашего урока.
Учитель. Чему мы научились на уроке? Что запомнили? Какое затруднение возникло? В чём причина затруднения?
Учитель. Какие прилагательные называются синонимами?
Дети. Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
Учитель. Какие прилагательные называются антонимами.
Дети. Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию, имеющие прямо противоположное значение.
Самооценка (на классной магнитной доске, на шкале успеха).
|
Ребята обобщают полученные на уроке знания, проводят самооценку собственной деятельности (коммуникативные и личностные УУД).
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий