Цели:
– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».
Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».
III. Постановка цели урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:
– Какие слова относятся к дружбе?
IV. Закрепление знаний учащихся.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.
– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.
2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».
– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О дружбе каких явлений, предметов, живых существ говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.
– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».
Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
И медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!
– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?
3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.
– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите словосочетания, ответив на вопрос Т. Павловой «Кто?».
Физкультминутка
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит, тот бежит.
V. Обобщение знаний учащихся.
1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».
Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?
…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»
…Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»
…А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так защитник!»
Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»
…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»
2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».
– Восстановите пословицы и поговорки:
> С людьми браниться – а товарища не забывай.
> Настоящему другу а старых не теряй.
> Новых друзей наживай, да друзей нет.
> Согласье крепче до добра не доведут.
> Приятелей много, никуда не годится.
> О себе заботься, так и душа на месте.
> Ссора да упрямство нет цены.
> Вся семья вместе, каменных стен.
– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:
> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы
– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?
3. Кроссворд «Дружба».
– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.
Вопросы:
1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)
2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)
3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)
4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)
5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)
6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)
7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)
– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие произведения о дружбе вам понравились больше всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?
Домашнее задание: выполните задание 5 на с. 54 учебника.
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям.
Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.
Ход урока
I. Организационный момент.
Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).
II. Проверка домашнего задания.
Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».
Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».
III. Постановка цели урока.
– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:
– Какие слова относятся к дружбе?
IV. Закрепление знаний учащихся.
1. Речевая минутка.
– Прочтите чистоговорку:
Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.
– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.
2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».
– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О дружбе каких явлений, предметов, живых существ говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.
– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».
Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.
И медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!
– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?
3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.
– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите словосочетания, ответив на вопрос Т. Павловой «Кто?».
Физкультминутка
Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит, тот бежит.
V. Обобщение знаний учащихся.
1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».
Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:
– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?
…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»
…Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»
…А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так защитник!»
Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»
…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»
– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»
Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»
2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».
– Восстановите пословицы и поговорки:
> С людьми браниться – а товарища не забывай.
> Настоящему другу а старых не теряй.
> Новых друзей наживай, да друзей нет.
> Согласье крепче до добра не доведут.
> Приятелей много, никуда не годится.
> О себе заботься, так и душа на месте.
> Ссора да упрямство нет цены.
> Вся семья вместе, каменных стен.
– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:
> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы
– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?
3. Кроссворд «Дружба».
– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.
Вопросы:
1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)
2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)
3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)
4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)
5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)
6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)
7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)
– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?
VI. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Какие произведения о дружбе вам понравились больше всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?
Домашнее задание: выполните задание 5 на с. 54 учебника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий