ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Данная
рабочая программа внеурочной деятельности
«Мои первые проекты» (Далее по тексту
- Программа) составлена в соответствии
стребованиями Федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Назначение
Программы.
Программа
направлена на обеспечение
духовно-нравственного развития
обучающихся. Программа
предусматривает приобщение обучающихся
к культурным ценностям своей этнической
или социокультурной группы, базовым
национальным ценностям российского
общества, общечеловеческим ценностям
в контексте формирования у них гражданской
идентичности, через внедрение
проектной деятельности.
Проектная деятельность является
обязательной и предусматривает участие
в ней всех учащихся класса.
Актуальность
Программы.
ФГОС нового поколения
требует использования в образовательном
процессе технологий деятельностного
типа, методы проектной деятельности
определены как одно из условий реализации
основной образовательной программы
начального общего образования.
Программа позволяет
реализовать актуальные в настоящее
время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Цель Программы
- обеспечение
духовно-нравственного развития
обучающихся, развитие познавательной
активности младших школьников, их
творческих способностей.
- Формирование
ключевых компетентностей обучающихся
– коммуникативной, информационной,
решения проблем.
Задачи
Программы:
1. Формирование
позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование
коммуникативной компетентности в
сотрудничестве:
— умение
вести диалог, координировать свои
действия с действиями партнеров по
совместной деятельности;
— способности
доброжелательно и чутко относиться к
людям, сопереживать;
— формирование
социально адекватных способов поведения.
3. Формирование
способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание
целеустремленности и настойчивости;
— формирование
навыков организации рабочего пространства
и рационального использования рабочего
времени;
— формирование
умения самостоятельно и совместно
планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование
умения самостоятельно и совместно
принимать решения.
4. Формирование умения
решать творческие задачи.
5. Формирование умения
работать с информацией (сбор, систематизация,
хранение, использование).
6. Формирование
активной деятельностной позиции.
Принципы реализации
программы
- интегративный подход в изучении какого-либо предмета, действия или явления;
- системность в изучении основ проектной деятельности и ее организации;
- непрерывность, углубление и расширение от класса к классу основ проектной деятельности;
- взаимосвязь внеурочной деятельности школьников с урочной;
- принцип доступности, при котором учитывается возраст при выборе темы проектирования
С
учетом возрастных особенностей детей
используются следующие формы
и приемы работы:
- игры;
- работа в библиотеке со справочным материалом, энциклопедиями;
- интеллектуальные головоломки;
- практические занятия;
- работа с компьютерами;
- дискуссии, беседы.
Отличительные
особенности Программы:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;
- проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;
- проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Возрастная группа
учащихся, объем часов.
Программа разработана
для учащихся 1-4 классов. Занятия
проходят во внеурочное время один раз
в неделю (33/34 часа). Продолжительность
занятия 45 минут. Представлен вариант
занятий для учащихся 1 классов, рассчитаный
на 2 часа в неделя.
Структура программы.
Раздел
I. Интерактивные игры на формирование
навыков сотрудничества
Интерактивные игры
на формирование навыков сотрудничества
по темам: «Что делать с агрессий и
гневом», «Учимся сотрудничеству»,
«Проблемы можно решать».
Раздел II. Основы
проектной деятельности
Что такое команда?
Как работать в команде? От проблемы к
цели. Работа со справочной литературой.
Способы первичной обработки информации.
Основы риторики. Публичное выступление.
Вопросы, направляющие проект:
основополагающий, проблемный, учебный.
Раздел
III. Работа над проектом
Работа
над групповыми и индивидуальными
проектами.
Планируемые
результаты освоения Программы
Программа
предусматривает достижение 3 уровней
результатов:
Первый
уровень результатов
(1 класс)
|
Второй
уровень результатов (2-3
класс)
|
Третий
уровень результатов
(4 класс)
|
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. |
Предполагает
позитивное отношение детей к базовым
ценностям общества, в частности к
образованию и самообразованию.
Результат проявляется в активном
использовании школьниками метода
проектов, самостоятельном выборе тем
(подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации
и оформлении интересующей информации.
|
Предполагает
получение школьниками самостоятельного
социального опыта. Проявляется в
участии школьников в реализации
социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Итоги реализации
программы могут быть представлены через
презентации проектов, участие в
конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки, конференции,
фестивали, чемпионаты и пр.
|
Личностные и
метапредметные результаты:
результаты
|
формируемые
умения
|
средства
формирования
|
личностные
|
|
организация на
уроке парно-групповой работы |
Метапредметные
результаты
|
||
регулятивные
|
• учитывать
выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале в сотрудничестве
с учителем;
• планировать
свое действие в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем
плане
|
|
познавательные
|
-
добывать необходимые знания и с их
помощью проделывать конкретную работу.
• осуществлять
поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы;
-
основам смыслового чтения художественных
и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из текстов
разных видов;
|
|
коммуникативные
|
• формулировать
собственное мнение и позицию;
• договариваться
и приходить к общему решению в совместной
деятельности, в том числе в ситуации
столкновения интересов;
|
|
Планируемые
результаты воспитания:
- формирование ценностных ориентаций, социальных компетенций, моделей поведения младших школьников,
- расширение кругозора, развитие общей культуры;
- ознакомление с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
- формирование у обучающихся ценностных ориентаций общечеловеческого содержания, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в образовательной и иной творческой деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
- формирование и расширение опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром, воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Методические
рекомендации
Под методом
проектов понимают
технологию организации образовательных
ситуаций, в которых учащийся ставит и
решает собственные проблемы, и технологию
сопровождения самостоятельной
деятельности учащегося.
В основу метода
проектов была положена идея о направленности
учебно-познавательной деятельности
школьников на результат, который
достигается благодаря решению той или
иной практически или теоретически
значимой для ученика проблемы. Проблема
обязательно должна быть взята из реальной
жизни, знакомая и значимая для ученика,
ее решение должно быть важно для
учащегося. Внешний результат можно
будет увидеть, осмыслить, применить на
практике. Внутренний результат – опыт
деятельности – станет бесценным
достоянием учащегося, соединяющим
знания и умения, компетенции и ценности.
Роль
учителя при
выполнении проектов изменяется в
зависимости от этапов работы над
проектом. Но на всех этапах педагог
выступает как помощник, фасилитатор.
Педагог не передает знания, а направляет
деятельность школьника, то есть:
-
Консультирует.
То есть провоцирует вопросы, размышления,
самостоятельную оценку деятельности,
моделируя различные ситуации, трансформируя
образовательную среду и т.п.
- Мотивирует. Высокий
уровень мотивации в деятельности –
залог успешной работы над проектом. Во
время работы учитель должен придерживаться
принципов, раскрывающих перед учащимися
ситуацию проектной деятельности как
ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Фасилитирует.
Учитель не указывает в оценочной форме
на недостатки или ошибки действий
учащегося, несостоятельность промежуточных
результатов. Он провоцирует вопросы,
размышления, самостоятельную оценку
деятельности, моделируя различные
ситуации, трансформируя образовательную
среду (например, организация групповой
дискуссии, постановка вопросов, ответы
на которые ученику заведомо неизвестны,
постановка вопросов, ответы на которые
прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия
в решениях и способах деятельности,
принятых учащимися, контекстный пересказ
ситуаций, помещение в пространство
классной комнаты предметов, порождающих
определенные ассоциации и т.д.).
- Наблюдает. Следует
особо отметить, что при использовании
метода проектов помимо оценки продукта
проектной деятельности необходимо
отслеживать такой результат, как
психолого-педагогический эффект –
формирование личностных качеств,
рефлексии, самооценки, умения делать
осознанный выбор и осмысливать его
последствия.
Роль
ученика при
выполнении проекта изменяется в
зависимости от этапов работы. Но на
всех этапах он:
- Выбирает (принимает
решения). Выбор должен закрепиться в
сознании
ученика как процесс
принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему
взаимоотношений с людьми. Речь идет не
только о
ролевом участии в
командной работе. Взаимодействие с
учителем-консультантом позволяет
освоить еще одну ролевую позицию. Выход
за пределы школы в поисках информации
или для проверки (реализации) своей идеи
заставляет вступать во взаимоотношения
со взрослыми людьми (библиотекарь,
дворник и т.п.) и сверстниками с новых
позиций. В отношении взрослых происходит
переход с позиций социальной инфантильности
(он – ответственный опекун, я –
безответственный потребитель) на позиции
сотрудничества (он – профессионал,
выполняющий свою работу, принимающий
решения; я – человек, делающий конкретное
дело и несущий за него ответственность).
-
Оценивает. На каждом этапе возникают
различные объекты оценки. Учащийся
оценивает «чужой» продукт – информацию
с позиций ее полезности для проекта,
предложенные идеи с позиций их
реалистичности и т.п. В
то же время он оценивает продукт своей
деятельности и себя в процессе этой
деятельности.
В начальной школе
предложения по шагам, которые следует
выполнить в ходе проекта, могут исходить
от учителя. При организации проектной
деятельности младших школьников
характерна ведущая роль учителя на
аналитическом этапе, а некоторые из
перечисленных выше действий оказываются
пропущены.
Любой проект должен
заканчиваться созданием продукта,
который обязательно должен планироваться.
Младшие школьники описывают продукт,
называют его характеристики, которые
кажутся им важными для использования
продукта по назначению. Младшие школьники
способны высказывать оценочное отношение
к полученному продукту, приводить
аргументы, подтверждающие справедливость
их высказывания. При обсуждении с
учащимися итогов работы над проектом
следует не забывать о том, что ученики
начальной школы в основном высказывают
свои впечатления и называют трудности,
с которыми столкнулись.
В начальной школе
проектная деятельность является
альтернативой ведущей в данном возрасте
игровой деятельности. Организация
проектной деятельности позволяет, таким
образом, создать ситуацию, в которой
дети учатся делать выбор и нести
ответственность (в частности, доводить
до конца – до получения продукта –
начатое дело), а также осмыслять этапы
своей деятельности. В этом возрасте
организация проектной деятельности
тесно связана с различными аспектами
социализации учащихся: преодоление
свойственного возрасту эгоцентризма,
освоение социально приемлемых форм
поведения, сотрудничества как модели
отношений. В сфере выстраивания отношений
со взрослым важно появление нового типа
отношений – с руководителем проекта
как с равноправным партнером. Поэтому
на этой ступени особую роль играют
групповые проекты. Индивидуальные
проекты также могут быть собраны под
эгидой общей темы или формы презентации
продукта (например, книга, выставка,
викторина, панно и т.п.).
Темы проектов учащихся
этого возраста оказываются достаточно
тесно связаны с предметным содержанием,
поскольку наглядно-образное мышление,
характерное для данного возраста,
любопытство, интерес к окружающему
миру подталкивают учащихся к выбору
темы на основе конкретного содержания
предмета, а не на основе анализа своего
опыта и своих проблем.
Этапы
работы над проектом:
1. Поисковый
- Определение
тематического поля и темы проекта.
- Поиск и анализ
проблемы.
- Постановка цели
проекта.
2. Аналитический
- Анализ имеющейся
информации.
- Сбор и изучение
информации.
- Поиск оптимального
способа достижения цели проекта (анализ
альтернативных решений), построение
алгоритма деятельности.
- Составление плана
реализации проекта: пошаговое планирование
работ.
- Анализ ресурсов
3. Практический
- Выполнение
запланированных технологических
операций.
- Текущий контроль
качества.
- Внесение (при
необходимости) изменений в конструкцию
и технологию.
4. Презентационный
- Подготовка
презентационных материалов.
- Презентация проекта.
- Изучение возможностей
использования результатов проекта
(выставка, продажа, включение в банк
проектов, публикация).
5. Контрольный
- Анализ результатов
выполнения проекта.
- Оценка качества
выполнения проекта.
Перечень
возможных форм продуктов:
- WEB-сайт
- видеофильм
- выставка
- газета, журнал
- игра
- постановка
- праздник
- коллекция
- мультимедийный продукт
- справочник
Перечень
возможных форм презентаций:
- демонстрация готового продукта
- выставка
- реклама
- спектакль
Описание
материально-технического обеспечения
1. Список литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
1. Список литературы:
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
5.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
2. Интернет-ресурсы:
1. Метод
проектов.
3. Технические средства обучения.
1.Компьютер.
2.Мультимедиа.
3.Экран.
Календарно - тематический план (1 год обучения, 1 час в неделю)
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Количество
часов |
Дата
проведения
|
1. 1.1 2. 2.1 |
1
четверть - 8 ч
Вводное занятие -1 ч. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества - 7 часов Игры по теме «Что делать с агрессией и гневом». |
1 2 |
сент сент сент |
2.2
|
Игры
по теме «Учимся сотрудничеству»
|
2
|
сент
окт |
2.3
2.4 |
Игры
по теме «Проблемы можно решать»
Обобщающее занятие «Чему мы научились» |
2
1 |
окт
окт окт |
3 3.1 3.2 |
2
четверть - 8 ч
Основы
проектной деятельности
Проект?
Проект!
Какими
могут быть проекты?
Как
выбрать тему проекта?
(Задание:
подумай, что ты можешь сделать к
новогоднему празднику)
|
1 1 |
нояб нояб |
3.3
3.4 3.5 |
Библиотечное
занятие «Знакомство с информационными
справочниками» (Учимся выбирать
дополнительную литературу)
Умение
задавать вопросы
(Предлагается
текст, картина, ситуация и т. д.)
Наблюдение
как способ выявления проблем.
Мы в школе. Мы на улице. Мы в городе. И т. д. (Какие проблемы можно выявить) |
1
1 1 |
нояб
дек дек |
3.6
3.7 3.8 4 4.1 |
Что
такое аннотация к прочитанной книге.
Публичное выступление. Культура
выступления
Работа над проектом «Новогодняя поделка» Защита проекта «Новогодняя поделка»
3
четверть - 9 ч
Работа
над проектами
Работа над проектом «Моя семья» |
1
1 1 2 |
дек
дек дек янв янв |
4.2
|
Презентация
проекта (защита)
|
1
|
янв
|
4.3
4.4
|
Работа
над проектом «Птицы - наши
друзья"
Презентация проекта (защита) |
2
1 |
февр
февр февр |
4.5
4.6
|
Работа
над проектом «Мой путь к здоровью»
Презентация
проекта (защита)
|
2
1 |
март
март март |
4.7 |
4
четверть - 8 ч
Групповые
работы, в том числе и с ролевым
распределением работы в группе
|
2
|
апр
апр |
4.8
|
Групповые
творческие работы на уроке по выбранной
тематике
|
3
|
апр
апр май |
4.9
|
Индивидуальные
творческие работы на уроке по выбранной
тематике
|
2
|
май
май |
4.10
|
Выставки
творческих работ
|
1
|
май
|
Итого:
|
33ч.
|
Календарно
- тематический план (2 год обучения)
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Количество
часов |
Дата
проведения
|
1-2
|
Что
такое команда?
|
2
|
|
3-5
|
Как
работать в команде?
|
3
|
|
6-9
|
Групповые
работы, в том числе и с ролевым
распределением работы в группе
|
4
|
|
10-13
|
Групповые
творческие работы по выбранной тематике
|
4
|
|
14-17
|
Индивидуальные
творческие работы по выбранной тематике
|
4
|
|
18
|
Выставки
творческих работ
|
1
|
|
19-20
|
Выбор
темы проекта (коллективная работа)
|
2
|
|
21-28
|
Работа
над проектом по выбранной теме
(коллективная работа)
|
8
|
|
29-32
|
Защита
проекта
|
4
|
|
33-34
|
Анализ
работы по проекту
|
2
|
|
Итого:
|
34
ч.
|
Календарно
- тематический план (3 год обучения)
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Количество
часов |
Дата
проведения
|
1-2
|
Виды
проектов
|
2
|
|
3-5
|
Мы
учимся определять проблему.
|
3
|
|
6-8
|
От
проблемы к цели.
|
3
|
|
9-10
|
Работа
со справочной литературой.
|
2
|
|
11-13
|
Способы
первичной обработки информации
|
3
|
|
14-16
|
Выбор
темы проекта (коллективная работа)
|
3
|
|
17-24
|
Работа
над проектом по выбранной
теме (коллективная
работа)
|
8
|
|
25-30
|
Реализация
проекта (коллективная работа)
|
6
|
|
31-32
|
Защита
проекта
|
2
|
|
33-34
|
Анализ
работы по проекту
|
2
|
|
Итого:
|
34
ч.
|
Календарно
- тематический план (4 год обучения)
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Количество
часов |
Дата
проведения
|
1-2
|
Проект.
Выбор темы, постановка цели.
|
2
|
|
3-5
|
От
проблемы к цели.
|
3
|
|
6-8
|
Основы
риторики. Публичное выступление.
|
3
|
|
9-11
|
Презентация
продукта.
|
3
|
|
12-14
|
Вопросы,
направляющие проект: основополагающий,
проблемный, учебный.
|
3
|
|
15-17
|
Групповая
работа. Выбор темы проекта
|
3
|
|
18-25
|
Работа
над проектом по выбранной теме (работа
в группе)
|
8
|
|
26-29
|
Реализация
проекта по группам
|
4
|
|
30-32
|
Защита
проекта по группам
|
3
|
|
33-34
|
Анализ
работы по проектам
|
2
|
|
Итого:
|
34
ч.
|
Календарно
- тематический план (1 год обучения, 2
часа в неделю)
№
п/п
|
Наименование
тем
|
Количество
часов |
Дата
проведения
|
1. 1.1 2. 2.1 |
1 четверть
- 16 ч
Вводное занятие -1 ч. Интерактивные игры на формирование навыков сотрудничества - 14 часов Игры по теме «Что делать с агрессией и гневом». |
1 5 |
|
2.2
|
Игры
по теме «Учимся сотрудничеству»
|
5
|
|
2.3
2.4
|
Игры
по теме «Проблемы можно решать»
Обобщающее занятие «Чему мы научились» |
4
1
|
|
3 3.1 3.2 |
2 четверть
- 16 ч
Основы
проектной деятельности
Проект?
Проект!
Какими
могут быть проекты?
Как
выбрать тему проекта?
(Задание:
подумай, что ты можешь сделать к
новогоднему празднику)
|
1
2
|
|
3.3
3.4
3.5
3.6
|
Библиотечное
занятие «Знакомство с информационными
справочниками» (Учимся выбирать
дополнительную литературу)
Умение
задавать вопросы
(Предлагается
текст, картина, ситуация и т. д.)
Наблюдение
как способ выявления проблем.
Мы в школе. Мы на улице. Мы в городе. И т. д. (Какие проблемы можно выявить) |
1
2
2
2
|
|
3.7
3.7 3.8
4
4.1
4.2
|
Что
такое аннотация к прочитанной книге.
Публичное выступление. Культура
выступления
Работа над проектом «Новогодняя поделка» Защита проекта «Новогодняя поделка»
3
четверть - 18 ч
Работа
над проектами
Учимся задавать вопросы
Работа
над проектом «Моя семья»
|
2
2
2
2
3
|
|
3
|
Презентация
проекта (защита)
|
2
|
|
4.4
4.5
|
Работа
над проектом «Птицы - наши
друзья"
Презентация проекта (защита) |
3
2
|
|
4.6
4.7
4.8
|
Работа
над проектом «Мой путь к здоровью»
Презентация
проекта (защита)
Обобщающее
занятие «Чему мы научились»
|
3
2
1
|
|
4.9 |
4
четверть - 16 ч
Групповые
работы, в том числе и с ролевым
распределением работы в группе
|
2
|
|
10
|
Групповые
творческие работы на уроке по выбранной
тематике
|
3
|
|
11
|
Индивидуальные
творческие работы на уроке по выбранной
тематике
|
2
|
|
12
|
Выставки
творческих работ
|
1
|
|
Итого:
|
66
ч.
|
http://kopilka13.blogspot.ru/2016/03/blog-post_78.html#more
Проекты для 1 класса. http://kopilka13.blogspot.ru/2016/10/1.html
Проекты для 1 класса. http://kopilka13.blogspot.ru/2016/10/1.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий