Ребусы

вторник, 22 ноября 2016 г.

Шапка вопросов на родительском собрании

На родительском собрании для классного руководителя очень важно — чтобы родители друг у друга(а не только у него самого) спрашивали совета, чтобы начала складываться особая родительская кооперация, общность. Это нужно и им самим: ведь родители понимают друг друга совсем иначе, чем мы, учителя, их. Нужно и учителю: ведь у него появляется возможность узнать, что родителям в действительности нужно и важно от нас услышать.
___А то учителя начинают родительское собрание со своих бесценных наблюдений, оценок. А родителям, может быть, что-то совсем другое нужно. Что? Как это выяснить? Ведь впрямую говорить они побаиваются…
___Подтолкнуть родителей на общение друг с другом можно с помощью  «Шапки вопросов»Итак, суть «шапки»  (ее, кстати, придумала Александра Петровна Ершова), в том, что родители сочиняют друг для друга вопросы-записки, кладут их в шапку, потом вытягивают — кому какая достанется. Как отвечать — совещаются по парам (хотя, напоминаем, тройки стабильнее: если вдруг коса найдет на камень, то здесь нужен третий).
___Чтобы все шло гладко как по маслу, желательно соблюдать социо-игровую режиссуру. Она нехитрая — давать задания маленькими шажками«Разберите листочки. Готово? Тогда приготовьте ручки. Теперь сочините первый вопрос. Кто готов — отнесите свою записку в шапку». И так далее.
___Типы вопросов — «классические». Первый тип — вопрос «формальный». Он на взаимную проверку родителями своего знания школьной жизни и порядков: когда в последний раз был диктант? Проверяют ли они, родители, сменкуСколько?.. Где?.. Куда? И так далее.
___Со вторым вопросом учителю лучше не спешить. Когда почти все родители прогуляются по классу к первой парте, чтобы положить свои записки в шапку, — вот тогда можно и к объяснению типологии второго вопроса переходить.Его нужно построить на конструкции: я думаю то-то и так-то, а вы? (По любому поводу, связанному с учебой: «Я думаю, что мой сын идиот, а вы?»)
___Третий тип — я не знаю«Я не знаю, как мне укладывать сына спать вовремя» и т.д. и т.п.
___Еще раз напоминаем. Если все три тапа вопросов складываются в одну шапку и там перемешиваются, чтобы родительские «двойки» или «тройки» наугад вытянули бы два билетика для подготовки ответа, то вот сами «малые шажки» сваливать в одну кучу (в одно задание) учителю нельзя. То есть, если он начнёт собравшимся перечислять, что сейчас, дескать, вы возьмете, потом напишете, затем положите и тогда начнете отвечать, то в результате все будут сидеть сложа руки. Если же классный руководитель будет продвигаться маленькими шажками, то режиссура сработает: родители потихоньку и расшевелятся, и разговорятся. Главное — учителю запастись сочувствием, терпением и мужеством их не перебивать._«Шапка вопросов» удобна тем, что родители видят, что к рупору истины может быть допущен каждый из них. Это возвышает их в собственных глазах.
___Вообще-то многие социо-игровые заморочки могут помочь родителям как-то сплотиться, найти общий язык. И друг с другом, и с учителем. А в результате — выигрывают дети!

Вячеслав Букатов
Если сначала родители сразу «пишут вопросы друг для друга», то на искренность уже не стоит рассчитывать. Всё дело, во-первых, в «малых шажках», предшествующих записи родителями своих вопросов. И во-вторых, в последовательности тематик каждого «кона вопросов»: 1) на знание школьных порядков (эти вопросы обычно полуироничны), 2) я думаю так-то, а вы?, 3) я не знаю.
После каждого кона все бумажки складываются в единую «шапку вопросов», где хорошенько перемешиваются. Чтобы все видели: кому и что попадётся – не известно. После чего стоит заняться объединением в рабочие малые группки: «пары» или «тройки» (после того, как родители три раза пройдутся к учительскому столу, чтобы собственноручно опустить в «шапку» сформулированный вопрос, объединиться в рабочую «тройку», меняя свою «мизансцену», уже не будет представлять особой проблемы).
Я сейчас столь подробно повторил эту технологическую цепочку для того, чтобы подчеркнуть, что никаких ответов самого учителя на собрании не планируется. Он может чьи-то ответы расширить, углубить своей репликой-комментарием – не более. И он, как и любой из собравшихся, может вступить в полемику с отвечающей парой-тройкой. И только. То есть ему не следует «вставать в позу оракула».
Вполне вероятно, что ответы на отдельные вопросы у некоторых собравшихся могут вызывать затруднения (Например: «Куда делась сменка у Коли А.?» или «Как подстраховаться от наркотиков?»). И в этих затруднениях нет ничего страшного.
Во-первых, собравшимся полезно видеть, что какие-то вопросы у многих вызывают затруднения. Во-вторых, любой вопрос можно откомментировать в ракурсе значимости. В-третьих, некоторые из затруднений могут оказаться счастливым поводом для возникновения общего разговора по одной из тем, актуальной для жизни класса. Или стать темой следующего собрания, к которой родители будут готовиться заранее.
Так что дело не в том, чтобы учитель как-то «вышел из ситуации» (то есть выкрутился), а в том, чтобы и к «круглому столу» совещания и к «рупору истины» был допущен каждый. Чтобы собравшиеся и задумались, и высказались, и выслушали друг друга. Чтобы интеллектуальная инициативность, проявленная ими на родительском собрании, возвышала бы каждого из них и в собственных глазах и в глазах соседей, и в глазах классного руководителя.
Перечень приёмов (каждый открывается в новом окне)

Комментариев нет:

Отправить комментарий