В современной школе обучения правописанию, как известно, основывается на орфографических и пунктуационных правилах. Правило изучается, повторяется, демонстрируется при письме, например, дети обозначают условия выбора орфограммы, составляют графические схемы для объяснения пунктограмм и т. д. Однако при этом более чем знакомой является такая ситуация, когда школьник без запинки декламирует правило и тут же делает ошибку – именно на него. Ученик знает правило, но не узнает ситуации его применения. Основная трудность усвоения орфографии заключается в том, что ввод орфографического правила и процесс становления навыков, формируемых на основе этого правила, не совпадают по времени.
Анализируя свою работу относительно повышения орфографической грамотности, пришла к выводу, что для грамотного письма необходимо не заучивать правило, а к его формулированию надо приходить через осознание: от примеров и текста – через поиск объединяющих и выделяющих факторов – к формулированию для себя правила на основе схемы, рисунка, ключевых слов. Абсолютная грамотность, по мнению В. Зайцева, автора данной технологии, поддерживается еще и системными моделями слов, представленными в игровых словариках. Именно они активизируют ассоциативную память, тем самым создают интуитивный навык грамотного письма. Работа с игровым словариком проводится в режиме самопроверки: ученик закрывает поле с вынесенными буквами и отгадывает, какая буква пропущена. Прочтение тридцати слов занимает не более 2 минут. Возможен режим и взаимопроверки, соревнования между учениками, в этом случае потребуется около 4-х минут (Приложение № 1). Закрепление проводится на недеформированных текстах.
Итак, нами создан следующий алгоритм работы с орфограммой.
Текст, насыщенный словами на изучаемую орфограмму
Поиск объединяющих и выделяющих факторов
Формулирование способа написания
Создание опоры
I уровень – на ассоциативной основе (Приложение № 2)
II уровень – опора на ключевое слово
Тренаж с помощью игрового словарика
(Приложение № 3)
Нахождение слов и графическое обозначение
условия написания изученной орфограммы в
недеформированном тексте
По данному алгоритму изучается каждая новая орфограмма, но в большей мере такая работа эффективна при отработке слабо изученных орфограмм.
Как обнаружить, что та или иная орфограмма требует внимания?
Ежемесячно проводятся диагностические диктанты для выбора наиболее трудных орфограмм. В диктант входит 10 слов на 9 изученных орфограмм. Слова диктуются вперемешку. Результаты заносятся в диагностическую ведомость (Приложение № 4), выделяются четыре орфограммы - по одной на неделю (каждая повторяемая орфограмма отрабатывается в течение одной недели). Упражнения должны занимать около 5-6 минут, они проводятся устно. В последний день недели учащиеся пишут контрольный диагностический диктант.
Критерии оценки орфографической грамотности - количество учащихся, выполняющих письменные работы на «4»и «5», должно быть приблизительно 35%
I четверть
|
II четверть
| ||
Качество в %
|
Успеваемость %
|
Качество в %
|
Успеваемость в %
|
30
|
80
|
41
|
92
|
В ряде случаев требуется механическое запоминание (например, правильное написание словарных слов), что особенно характерно для детей с ослабленной памятью, которым необходимо увеличить частоту упражнений. Для этого используются сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки (см. Приложение № 5).
Приложение № 1
Игровой словарик на орфограмму «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением»
И
Я
А
И
О
А
А
А
Я
Я
О
Е
И
Е
|
Уд_вление
Разгл_деть
Препод_вать
Объед_нение
Д_лина
Д_легкий
П_хучий
Просл_влять
Сотр_сение
Св_щенный
Др_жать
Р_деть
Обв_нять
М_няться
|
И
Е
Е
Е
О
О, О
И
Я
О
О, О
Е
И
И
И
А
|
Прибл_жаться
М_лькнуть
Т_мнеть
Нал_теть
Бр_сать
Г_в_рить
Ст_хать
По_виться
Спл_шной
П_л_са
Хл_стать
Прол_вной
Закр_чл
Дв_жение
Ст_новиться
|
Приложение № 2
Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик
- Памятка
КЛЮЧИК, НО ЗАМОЧЕК
Е
И
И
Е
Е
И
И
Е
Е
И
Е
И
Е
Е
И
|
подароч_к
мяч_к
самолет_к
звоноч_к
дружоч_к
карандаш_к
ключ_к
ореш_к
пузыреч_к
зайч_к
кусоч_к
ларч_к
грибоч_к
огонеч_к
дом_к
|
И
Е
И
И
Е
И
И
Е
Е
И
Е
И
И
Е
Е
|
стол_к
человеч_к
кирпич_к
арбуз_к
пенеч_к
гвозд_к
велосипед_к
овраж_к
кулеч_к
комар_к
следоч_к
пальч_к
сухар_к
уголеч_е
венич_к
|
- Сформулировать правило.
Чтобы правильно написать в суффиксах –ек и –ик, надо ……..
Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву ……,
Если гласный ……, то в суффиксе надо писать букву …… .
- Запишите слова в два столбика.
Самолет__к, огонеч__к, зонт__к, ореш__к, паровоз__к, песоч__к, куст__к, кусоч__к, сад__к, кусточ__к, шалаш__к, дружоч__к, дожд__к, мосточ__к, хвост__к, горош__к, огурч__к, овраж__к.
- Выполнение упражнения.
Приложение № 3
Буквы Ч и Щ в суффиксе –чик-(-щик-)
- Памятка
З
Т С
Д Ж
- Игровой словарик
Ч
Щ
Ч
Щ
Щ
Щ
Ч
Ч
Щ
Ч
Щ
Щ
Ч
Щ
Ч
|
извоз_ик
свар_ик
груз_ик
камен_ик
сортиров_ица
кранов_ик
развед_ик
аппарат_ица
арматур_ик
вертолет_ик
смен_ик
прессов_ик
ракет_ик
копиров_ица
пулемет_ик
|
Щ
Щ
Ч
Ч
Щ
Щ
Ч
Ч
Щ
Щ
Ч
Ч
Ч
Щ
Ч
|
забой_ик
прицеп_ик
разнос_ик
рассказ_ик
барабан_ик
танцов_ица
уклад_ица
перебеж_ик
кровель_икп
пиль_ик
перевод_ик
переплет_ик
смаз_ик
бетон_ик
автомат_ик
|
- Сформулируйте правило
В суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв …… пишется буква …… В остальных случаях пишется буква ……
- Объясните выбор пропущенных букв.
Великолепный рассказ__ик, талантливый танцов__ик, опытный рез__ик, отличный свар__ик, отважный развед__ик, аккуратный разнос__ик, юный барабан__ик, сильный груз__ик, обход__ик путей, постоянный болель__ик.
Приложение № 3
Не с существительными
- Памятка.
ВМЕСТЕ РАЗДЕЛЬНО
1) синоним , а
2) не
- Игровой словарик.
+
+
=
+
+
+
=
+
+
+
=
=
+
+
|
(не)настье
сказать (не)правду
(не)правда, а ложь
(не)ученье – позор
(не)брежность
(не)приветливость
(не)работа, а забота
(не)взгоды
(не)годование
(не)ряшливость
(не)вежливость, а грубость
(не)погода, а срочное задание
(не)внимательность
(не)здоровье
|
+
=
=
+
+
=
=
+
+
=
+
=
=
+
|
(не)вольник
упорство (не)помеха, а залог успеха
ум определяется (не)возрастом, а головой
(не)лепость
(не)приятность
(не)лестью, а правдой
ученье без уменья – (не)польза, а беда
(не)пригодность
(не)поседа
(не)разум, а глупость
(не)долет
(не)счастье, а беда
(не)друг, а враг
(не)виновность
|
Примечание: + (слитно) = (раздельно)
- Сформулировать правило.
Не с существительными пишется слитно:
- если слово …
- если существительное с НЕ может быть …
Не с существительными пишется раздельно, если в предложении …
- Раскрой скобки.
(Не)счастье, а упорный труд помогает овладеть знаниями. (Не)настье задержало наш объезд из города. (Не)погода, а срочное задание по работе задержало наш выезд. Я остановился в (не)решительности у кабинета директора. (Не)вежливость, а грубость в поведении некоторых учеников вызвала (не)годование одноклассников. (Не)вежливость – плохая черта в человеке. (Не)внимательность на уроке приводит к (не)приятностям и (не)удовлетворительным оценкам.
Приложение № 4
Диагностическая ведомость
6 А
|
№ 1
|
№ 2
|
№ 3
|
№ 4
|
№ 5
|
№ 6
|
№ 7
|
№ 8
|
№ 9
| |
1
|
Алунц Артур
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Вишневский Александр
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
3
|
Дмитриева Снежана
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Зарипов ильнар
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
5
|
Звягин Максим
| |||||||||
6
|
Иверова Оля
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7
|
Кудрин Вадим
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
8
|
Кучеренко Ирина
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
Максимова Наталья
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
10
|
Мартиросова Наталья
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
11
|
Наботов Аслидин
|
0
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
12
|
Пинчук Иван
|
0
|
0
|
1
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
13
|
Рыжова Ангелина
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
14
|
Сумароков Владимир
|
1
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
0
|
15
|
Сысоева Юля
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
16
|
Титова Мария
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
17
|
Тухватуллин Марс
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
18
|
Хабибов Руслан
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
19
|
Чернышов Алексей
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
0
|
1
|
20
|
Шевченко Денис
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
21
|
Шишкина Ксения
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
22
|
Емельянов Артем
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
23
|
Ханнанов Марс
|
0
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
24
|
Бабанова Юля
|
0
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
13 ч/к
|
18
ч/к
|
6
ч/к
|
5
ч/к
|
3
ч/к
|
2
ч/к
|
5
ч/к
|
11
ч/к
|
3 ч/к
|
Условные обозначения: 1 – справился, о – не справился
№ 1 Безударные проверяемые гласные в корне слова
№ 2 Непроверяемые гласные и согласные
№ 3 Проверяемые согласные в корне слова
№ 4 Непроизносимые согласные в корне слова
№ 5 Буквы И, У, А после шипящих
№ 6 Разделительные Ъ и Ь знаки
№ 7 Раздельное написание предлогов
№ 8 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
№ 9 Гласные и согласные в приставках кроме приставки на з (с).
Приложение № 5
Образец сорбонки
Имя Существительное
|
Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Имена существительные относятся либо к мужскому, либо к женскому, либо к среднему роду; являются собственными или нарицательными; одушевленными или неодушевленными.
Большинство имен существительных изменяется по падежам и числам.
В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями обстоятельствами.
|
чик
Комментариев нет:
Отправить комментарий