Тип урока: объяснение нового материала.
Место урока в структуре по теме: данная тема изучается в разделе “Табличное сложение однозначных чисел с переходом через десяток”.
Цель урока: Познакомить учащихся с понятием “прямой угол” и научить применять полученные знания на практике.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с понятием “прямой угол”;
- Сформировать практические навыки определения прямого угла при помощи треугольника и без него;
- Продолжить работу по совершенствованию навыка устного счёта в пределах 100;
2. Развивающие:
- Развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения;
- Развитие творческих умений и навыков по теме для успешного выполнения заданий;
- Развитие культуры речи и эмоций учащихся.
3. Воспитательные:
- В целях решения задач нравственного воспитания содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков самостоятельной работы;
- В целях решения задач эстетического воспитания содействовать развитию у учащихся чувства прекрасного.
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
- Ребята, сегодня мы опять отправимся в путешествие по королевству Геометрия.
3. Устный счёт.
2 слайд
– У ворот нас встречают король Точка и его дочь – принцесса Прямая. Прежде чем король и принцесса познакомят нас с жителями своего королевства, они хотят вас испытать.
II. Устный счет.
(Слайд 3)
1) Игра “Гусеница-растеряша”.
- Гусеница растеряла числа, посмотрите на оставшиеся, разгадайте по какому правилу можно продолжить ряд чисел. (Дети называют правило: это чётные числа; каждое последующее число на 2 больше предыдущего).
- Какие же числа растеряла гусеница? (2,4,6,8,10,12,14,16)
(Слайд 4)
2) Игра “Математический баскетбол”.
Баскетбол - командная спортивная игра, цель которой забросить руками мяч в подвешенную корзину.
- Любой из вас забьёт гол, если правильно решит пример. (Дети по цепочке решают примеры). 30 + 7 25 + 5 32 – 12 66 + 4 80 – 7 28 – 10 45 – 45 53 + 7 59 – 9 90 + 9
Слайд 5
Задание на логику
- Сколько пятачков у 15 поросят? (15)
- Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу?
6 слайд
– Вы прошли все испытания. Король и принцесса очень довольны вами и готовы познакомить вас с жителями королевства “Геометрия”!
(По щелчку створки ворот открываются.)
(Слайд 7)
- Ребята, перед вами жители королевства “Геометрия”.
- Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему?
(Учащиеся называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор).
- Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать? (Оставшиеся фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.)
- Назовите виды линий и многоугольников, известные вам. (Линии: прямая, ломаная, кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник).
IV. Работа над новым материалом.
(Слайд 8)
1) - Тему урока вам подскажет кроссворд. Кроссворд “Геометрический”.
1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
- Тема нашего урока спряталась по вертикали. Найдите её. (Угол). (щелчок вылетают геометрические фигуры).
- Сформулируйте пожалуйста тему нашего урока.
- Ребята, а зачем мы будем изучать углы?
- Как Вы думаете, вам эти знания пригодятся?
(Ответы детей)
- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.
- Ребята, а может, кто-то знает, что такое угол? (выслушиваются мнения детей)
Правильность нашей формулировки, мы проверим чуть позже.
- Люди, каких профессий чаще всего встречаются с углами? (конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, архитектор, портной и т.д.)
Слайд 9.
Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.
- Ребята, а сейчас Король и Принцесса предлагают немного поиграть.
Слайд 10.
Игра “Им угол имя подарил”.
- Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры.
- Что общего в названиях фигур? (что они имеют угольник – общая часть)
- Почему первая часть слов везде разная? (потому что углов разное количество)
Физминутка 11-16 слайды
Открываем тетради, записываем 18 января, классная работа. (слайд 17)
Слайд 18.
- Ребята, а теперь от красных полей отступите одну клеточку и поставьте точку О. От этой точки проведите два луча.
На доске заранее нарисовать точку О (4-5). Вызвать 4-5 детей, чтобы они провели лучи на доске.
- Что за фигуры у нас получилась? (угол)
- Посмотрите, какие разные эти углы.
- Ребята, а теперь соберите правило из слов.
Работа в парах.
(Вывод: угол - это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами
с общим началом).
- Ребята, а теперь посмотрите на фигуру, которую нарисовала я.
- Это угол, или нет.
(Дети говорят – нет, еще раз возвращаемся к правилу, после этого делаем вывод о том, что это тоже угол – развернутый)
Слайд 19. (вывод по углу)
Плакат на доске
Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда? (На листе чертеж таких углов)
Ответы детей.
- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
Плакат на доске
Слайд 20.
- Ребята, у вас на столах лежат разные виды углов. Найдите пожалуйста одинаковые виды углов.
- Как будете искать? (Ответы детей)
Один человек на моих моделях ищет одинаковые углы.
- Ребята, смотрите, номера 6 и 7 совпали полностью, а 1 и 5 - нет. № 5 больше.
- Какой можно сделать вывод? После ответа детей появляется слайд.
ВЫВОД: слайд 21
- Равные углы при наложении совпадают
- Если один угол наложить на другой и они совпадут, то эти углы равны
Слайд 22.
Изготовление модели прямого угла.
Слайд 23
Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Для этого используют линейку-угольник.
- Каким цветом выделен угол больше прямого? (Голубым).
- Меньше прямого? (Зелёным).
- Какой же угол из трёх предложенных прямой?
- Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).
- Как же определить вид угла?
ВЫВОД:
- Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике.
Слайд 24
- Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.
(На доске появляются таблички с названием углов)
- Какой угол мы будем считать главным?
Мама мой взяла листок,
И загнула уголок,
Угол вот такой у взрослых
Называется ПРЯМЫМ.
Если угол уже - ОСТРЫМ,
Если шире, то - ТУПЫМ.
Слайд 25.
- Ребята, а всегда возможно наложить углы?
- Нет. (Если начерчены в тетради…)
- Для этого существует транспортир, с помощью которого измеряют углы. Углы измеряют в градусах. Посмотрите на виды транспортиров.
Слайд 26.
Очень часто углы мы можем наблюдать на часах. Углы образуют часовые стрелки.
Работа по учебнику.
Задание: Используя модель прямого угла, найди прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).
- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами.
Слайд 27-29 (Учитель на доске, а дети в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах).
Я ОСТРЫЙ - начертить хочу,
Сейчас возьму и начерчу.
Веду из точки две прямых,
Как будто два луча,
И видим ОСТРЫЙ УГОЛ мы,
как остриё меча.А для УГЛА ТУПОГО
Всё повторяем снова:
Из точки две прямых ведём,
Но их пошире разведём.
На чертёж мой посмотри,
Он, как ножницы внутри,
Если их за два кольца
Мы раздвинем до конца.
Практическая работа по закреплению изученного.
На партах у вас проволока. Сделайте из нее прямой угол и проверьте с помощью угольника, затем сделайте острый и тупой.
7. Итог урока.
- Расскажите мне по схеме о том, что вам дал сегодняшний урок математики?
Комментариев нет:
Отправить комментарий