Учитель с многолетним опытом работы в обще-
образовательной школе предлагает как вариант
конспекта урока технологическую карту. Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта? Только формой. Но такая подача
позволяет сконцентрировать содержание всего
урока. В результате — все перед глазами учителя. Очень четкая структура карты даёт видение
взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания урока. В начале технологической карты
даётся традиционная «шапка», далее — в виде
таблицы — основные элементы содержания. Как
правило, после таблицы уместно разместить дополнения — например, тест или задачи с решениями, схемы и пр. Технологическая карта урока
позволяет экономить время учителя на написание
конспекта и больше времени уделять творческой
составляющей педагогического труда. Предлагаем общую схему технологической карты комбинированного урока, которую можно ксерокопировать и использовать при подготовке урока.
Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление разнообразных связей между этапами в структуре занятия и связей внутри каждого этапа. Логику усвоения учащимися знаний в основном охватывают следующие этапы учебного занятия:
1) организационный момент;
2) проверка домашнего задания;
3) актуализация субъектного опыта учащихся;
4) изучение новых знаний и способов деятельности;
5) первичная проверка понимания изученного;
6) закрепление изученного;
7) применение изученного;
8) обобщение и систематизация;
9) контроль и самоконтроль;
10) коррекция;
11) домашнее задание;
12) подведение итогов учебного занятия;
13) рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
Процесс конструирования учебного занятия в общем виде можно представить как установление разнообразных связей между этапами в структуре занятия и связей внутри каждого этапа. Логику усвоения учащимися знаний в основном охватывают следующие этапы учебного занятия:
1) организационный момент;
2) проверка домашнего задания;
3) актуализация субъектного опыта учащихся;
4) изучение новых знаний и способов деятельности;
5) первичная проверка понимания изученного;
6) закрепление изученного;
7) применение изученного;
8) обобщение и систематизация;
9) контроль и самоконтроль;
10) коррекция;
11) домашнее задание;
12) подведение итогов учебного занятия;
13) рефлексия.
При необходимости несколько этапов могут быть объединены в один. Однако некоторые из них носят инвариантный характер, поэтому должны быть на каждом уроке:
- этап организации учебного занятия;
- этап подготовки учащихся к активной основной учебно-познавательной деятельности (этап актуализации субъектного опыта учащихся);
- основной этап (этап изучения новых знаний и способов деятельности);
- этап подведения итогов учебного занятия;
- рефлексия.
Работа учащихся над соответствующими задачами на уроке может осуществляться как индивидуально, так и в парах или группах.
Группы формируются по кооперирующе-груп-
повому принципу. Задачи дифференцируются на
основании индивидуального подхода. Состав групп
учащихся не должен быть постоянным: с ростом
возможностей ученика его переводят в другую
группу.
Разделение учащихся на группы можно осуществить в соответствии с уровнем их компетентности:
I группа — учащиеся с низким уровнем компетентности;
II группа — учащиеся со средним уровнем компетентности;
III группа — учащиеся с достаточным уровнем
компетентности;
IV группа — учащиеся с высоким уровнем компетентности.
Рассмотрим особенности организации и управления учебным процессом в условиях дифференцированного обучения.
Проверка домашнего задания
Начать этот этап целесообразно с фронтальной
проверки наличия домашнего задания у всех учеников с целью определения тех, кто его не выполнил, и организации выполнения этими учащимися
хотя бы части домашнего задания самого низкого
уровня и повторение теоретического материала
учебника при опосредованной или непосредственной помощи учителя.
Проверка качества выполнения домашнего задания проводится не всегда, но если задание сложное, то целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп, например, на самостоятельную работу
с учебником.
Подготовка к активной учебно-познавательной
деятельности
Подведя итоги предыдущего этапа урока, учитель проговаривает мотивацию учебной деятельности для всего класса и начинает устный опрос
по теме предыдущего урока учеников из IV группы, которым после этого дается индивидуальное
задание творческого характера. Затем отвечают
ученики III группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся I и II
групп происходит индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса.
Усвоение новых знаний
Благоприятный, по нашему мнению, способ для
выравнивания условий восприятия нового материала предложил А. А. Бударный. Его метод состоит
в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся I и II групп. Повторяющиеся объяснения учителя должны носить вариативный характер и проводиться на фоне групп
учащихся, работающих самостоятельно.
Первичная проверка
понимания нового материала
Этот этап проводится фронтально. Дифференцированный подход к учащимся разных типологических групп заключается в «адресности» вопросов
различного типа в условиях фронтальной работы.
Первичное закрепление знаний
Закрепление знаний
Обобщение и систематизация
Эти этапы урока строятся по одному принципу и их нельзя рассматривать обособленно, потому
что по технологии дифференцированного обучения
между ними нет общих четких для всех типологических групп «границ». Основной метод на этом
этапе — метод управляемой самостоятельной работы.
Ученики I группы для закрепления знаний,
формирования навыков и умений нуждаются не
только в большей помощи учителя, но и в большем
количестве задач репродуктивного характера (воспроизводящая самостоятельная работа по образцу).
Ученики каждой группы могут выполнять незначительное количество заданий для другого (более высокого уровня) типа самостоятельной работы.
Контроль и систематизация
Особенности управления учебным процессом
в условиях дифференцированного обучения на этом
этапе урока состоят в общей контролируемости результатов работы каждой типологической группы и каждого ученика в ее составе на всех этапах
урока.
К каждой типологической группе применяются
различные виды контроля:
I группа — контроль учителя, взаимоконтроль;
II группа — контроль учителя, взаимоконтроль;
III группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль;
IV группа — контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль, внутренний самоконтроль.
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Домашнее задание обязательно дифференцируется согласно индивидуально-типологическим особенностям учащихся.
Учитель может сделать учебный процесс открытым и объяснить ученикам, почему на уроке используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Широкое использование методов
мотивации позволяет сделать учебную деятельность
учащихся сознательной и эффективной. При планировании и организации учебной деятельности следует опираться на стремление учащихся к самоопределению, самосовершенствованию, проявлению
интеллектуальную активность, познанию нового;
социальные мотивы учебной деятельности (поиск
контактов и сотрудничество; заинтересованность
в результатах коллективной работы; обязанность и ответственность перед обществом, классом, учителями, родителями; стремление к одобрению, желание быть первым), создавая ситуации взаимопомощи, взаимообучения, взаимопроверки, рецензирования. Тогда учащиеся будут сознательно относиться
к своей учебной деятельности. Важно, чтобы ученик
овладел умением осуществлять рефлексию и самоуправлением обучения. Выполнение этих условий будет
способствовать эффективной реализации совместной
деятельности учителя и ученика в учебном процессе.
Технологическая карта дополняется сопровождающими материалами: справочной информацией,
инструкциями, алгоритмами и опорными схемами,
задачами для индивидуальной или групповой работы, тестовыми заданиями различных типов, вопросами для самоконтроля учащихся в соответствии
с уровнями усвоения ими знаний, критериями оценивания и т. д.
Комментариев нет:
Отправить комментарий