В.К.Романовский.
Включение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОЭРКСЭ) в школьную программу связано с введением ФГОС нового поколения, нацеленного на обеспечение духовно- нравственного воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство учеников с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Курс ОРКСЭ состоит из 6 учебных модулей, имеет методологические, содержательные и методические особенности. Как свидетельствует опыт его апробации в ряде субъектах РФ, педагоги испытывают различные трудности в процессе его преподавания. В связи с этим настоящие рекомендации нацелены на оказание методические помощи учителям, которым предстоит преподавание нового предмета.
Различие между преподаванием религиозных культур и обучением религии (религиозным образованием). Преподавателю ОРКСЭ важно знать различия (по целям, подходам, содержанию) между преподаванием религиозных культур и преподаванием (обучением) религии. «Основы религиозных культур и светской этики» – предмет светский, в рамках которого не предусматривается обучение религии и исполнение религиозной практики. Его преподавание осуществляется в светской школе и светскими учителями, прошедшими соответствующую подготовку. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим. Культурологический подход нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры и акцентирует внимание на очень важных смыслах: мир культур многообразен; в каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления, собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества. Главным предметом изучения курса ОРКСЭ являются знания об особенностях вероучения и культа, нравственных норм и ценностей различных религий как категорий духовно-нравственного и социокультурного характера. В процессе преподавания курса школа реализует разные цели: социальную (формирует толерантность в обществе), культурную (обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, обычаев разных народов), но при этом не стремится навязать учащимся какую-либо веру или сформировать негативное отношение к какой-либо из них.
Обучение религии, под которым понимается преподавание вероучения, организуется конфессиями в специальных учебных заведениях. Целью религиозного обучения является внедрение религиозной веры в сознание учащихся, их религиозная практика и вовлечение обучаемых в религиозную организацию. Учебный процесс пронизан религиозным подходом и осуществляется на религиозной мировоззренческой основе. Религиозное образование знакомит учащихся с вероучением, содержанием священных книг конкретной религии, нормами и правилами религиозного культа, соединяет обучение с богослужением и отправлением религиозных обрядов, системой религиозных нравственных и культовых предписаний.
Различия между светским изучением религиозных культур и изучением религии в рамках религиозного образования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ.
Учителю не следует противопоставлять знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур (которые могут иметь мифологический, библейский характер), с теми научными знаниями о мире, которые содержатся в предметах естественнонаучного цикла. Сведения об истоках традиций и культур, представленные в курсе ОРКСЭ, не рассматриваются как конкуренты научных знаний. Наука и религия не противоречат друг другу, а являются относительно самостоятельными сферами общественной жизни и социальной практики. Наука решает задачу накопления точных, рациональных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на решение мировоззренческих и нравственных проблем. В тоже время плюрализм мировоззренческих взглядов и представлений (научных и религиозных) на сотворение мира, человека и другие вопросы, правомерно представлять как объективную данность, ибо российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества представлено в школе. Но педагог не должен на уроке противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения, потому что это может вызывать ценностные и мировоззренческие конфликты в сознании учащихся.
О содержательном компоненте нового курса.
Задачи по ознакомлению учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики на уроках ОРКСЭ требуют от педагогов определенных исторических и религиоведческих знаний. Следовательно, преподавателям ОРКСЭ необходимо вдумчивое усвоение таких аспектов как сущность религии, ее роль в современном обществе, история возникновения мировых религий, деятельность их основателей, основы религиозных вероучений, особенности религиозных культов и обрядов народов России как отражение их культурного опыта и духовных ценностей, а также целого ряда других вопросов. Многим педагогам, особенно учителям начальных классов, имеющим недостаточные теоретические знания, предстоит самостоятельно искать дополнительную информацию по истории религий. Для этого необходимо прежде всего познакомиться с книгой для учителя из УМК по ОРКСЭ. Рекомендуется также обратиться к ряду федеральных и региональных учебных изданий, в которых содержится актуальная информация о традиционных религиях, представленных в России (и указанных в рекомендуемой литературе). Не меньшую трудность для учителя представляет этическая проблематика. Самостоятельному усвоению проблемы «этика в школе» помогут книги А.И.Шемшуриной и других авторов.
Деятельностный подход в преподавании ОРКСЭ.
Приоритет воспитательных задач в курсе, нацеленных на духовное развитие ребенка, актуализирует деятельностный подход в обучении, который в свою очередь диктует использование широкого спектра современных образовательных технологий. Переход от знаниевой парадигмы (в рамках ее приоритетным является передача знаний, монолог учителя и пассивная роль ученика), к деятельностной парадигм (ориентирована на диалог учителя с учениками, они – полноправные участники учебного процесса) предусматривает изменение характера учебной деятельности учащегося. В деятельностной парадигме ребенок находится в центре образовательного процесса, является активным открывателем и создателем собственного знания. Преподавателю ОРКСЭ важно понимать сущность деятельностного подхода в обучении, иметь навыки владения современными образовательными методиками и технологиями, уметь различными педагогическими приемами организовать проблемный диалог, мотивировать учащихся на решение учебной проблемы, вызвать у них через творческую деятельность интерес к предмету.
Работа в современной образовательной парадигме диктует изменение роли учителя, его стиля и модели поведения. Преподаватель ОРКСЭ призван выстраивать свою профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с детьми. Он - не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога, помощник учащихся, создающий условия для развития их индивидуальных способностей. Для формирования такого психологического климата учитель должен осознать необходимость перехода от статусного общения на личностное, диалоговое общение, что обеспечит решение задач курса.
Диалог – важнейшая часть деятельностного подхода в преподавании. Процесс осмысления нравственных аспектов, что является ключевым в курсе ОРКСЭ, должен быть глубоким и системным - через диалог. Переход к диалоговому общению в современном учебной процессе является требованием ФГОС нового поколения. Диалог рождает творческое начало в личности, стимулирует процесс мыслительной деятельности детей, содействует их взаимодействию, при котором каждый ученик - равноправный участник данного процесса и может проявить свои индивидуальные способности. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, интуиции и импровизации.
Диалогический опыт включает следующие умения: воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности; соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другим», взаимодействовать с «другим»; определять свое отношение к «другому»; принимать «другое» как необходимое условие своего бытия и др.
Диалогом могут быть пронизаны основные этапы урока. На начальном этапе (формулировка цели урока, постановка учебной задачи)диалоговое общение способствует мотивации и целеполаганию деятельности учащихся. На этапе изучения нового материала с помощью диалога происходит решение проблемы с участием самих учащихся, учитель вопросами и заданиями подводит их к «открытию» нового знания. Через диалоговое общение решается задача первичного закрепления учебного материала, усиливается эффект его усвоения.
Каждый возраст требует специфики моделирования диалогического взаимодействия. С младшими школьниками акцент делается на желании ребѐнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Педагог может строить канву диалога как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры.
Выделяют следующие смысловые компоненты диалога по нравственной проблематике.
Вывод школьников на проблему (с помощью разных средств: интригующего вопроса, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры и т. д.).
Построение логической цепочки развития мысли (побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?»; последовательные вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают еѐ пошаговую структуру). Обращение к личности ребѐнка (поворот «на себя») очень важен, он создаѐт условия для развития Я-концепции в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни).
Резюме диалога как смысловое заключение, побуждающее детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог подводит детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие. Формы и виды учебной деятельности. Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса ОРКСЭ основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения: словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности); наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции); практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний, способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию мышления и интереса); репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда); индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов, более соответствующих возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления). Важное место в реализации задач курса занимает работа в группах. Она может быть эффективна при соблюдении определенных правил - отсутствия принуждения, организационной и содержательной поддержки со стороны учителя; четкого инструктажа, владения учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, поощрения самостоятельности и инициативности. Вовремя групповой работы эффективным является использование игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности. Но групповая работа может быть эффективной при условии существования благоприятной общей атмосферы в классе, установки на взаимоподдержку, заинтересованности содержанием предмета и результатом собственной учебной деятельности. Учителю важно определить педагогическую идею урока. Эта идея, написанная на доске, может быть выражена словами выдающихся людей (композиторов, философов, поэтов и др.).Глубокий смысл будут нести в себе уроки, если их нравственным «стержнем» станут идеи: «Нельзя открыть новый мир, не ознакомившись со старым» (С. Рахманинов); «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы растение начиналось именно с корней» (Д. Лихачев) и т. д. Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил несколько творческих и поисковых работ за период изучения курса. Задания этого типа могут быть равномерно распределены на протяжении курса. Методики и технологии преподавания курса ОРКСЭ. Педагогам целесообразно использовать различные образовательные методики и технологии, позволяющие решать основные задачи курса. Важнейшим показателем профессионализма учителя является такое обучение, при котором новые учебные знания предлагаются не в готовом виде, а открываются под руководством педагога самими ребятами в процессе их поисковой, мыслительной и других видов деятельности. К таким моделям обучения можно отнести проблемное обучение, основанное на идее диалога. (см. работы Е.П.Мельниковой и др.). Технология проблемного обучения заключается в том, что учитель создаѐт проблемную ситуацию, направляет учащихся на еѐ решение и организует поиск решения. Ученик становится субъектом учебного процесса обучения, он овладевает новыми способами действия, и у него образуются новые знания. Ключевым в проблемном обучении является возникновение проблемной ситуации. Для этого могут быть использованы различные приемы: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации; ставит конкретные вопросы на обобщение, конкретизацию; ставит проблемные задачи (с недостаточными, ошибочными данными) и др. Для реализации проблемной технологии необходим набор действий: отбор актуальных задач; определение различных видов учебной работы; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле и др. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает оптимизировать процесс обучения. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал для уроков, самостоятельно его оформить. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре, позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Но мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом. На минимальном объеме информации необходимо достигнуть максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Но ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения. Педагог также обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми сайтами. Особое внимание преподавателю ОРКСЭ следует обратить на проектный метод, технологию работы с текстом, методику использования наглядно-иллюстративных материалов и музыкальных произведений, игровые технологии, а также другие методики и технологии современного образовательного процесса Использование притч в преподавании нового курса. Притчи - важная часть духовной традиции народа и их анализ может занимать важное место на уроках ОЭРКСЭ. Притчи выполняют несколько функций: 1.функцию зеркала - человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что соответствует его психическому состоянию; 2. функцию модели - отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов; 3. функцию опосредования - между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории, от имени которого можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании; 4. функция хранения опыта - истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции. Существуют разные способы использования притч в учебном процессе:
1. обсуждение основной идеи и смысла истории;
2. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
3. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, изображения);
4. сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
5. выделить ключевые понятия;
6. инсценировка по рассказу (истории);
7. загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);
8. найти пропущенные слова и др. Внеурочная работа в рамках изучения курса ОРКСЭ. Влияние внеклассного мероприятия на стимулирование познавательной активности учащихся очень велико. Можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера и др. Их проведение должно проходить на основе четко продуманного плана (сценария). Включение ребят в различные виды внеурочной работы обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, а также представители других учреждений и организаций. Оценивание учебной деятельности учащихся. На уроках ОРКСЭ предусматривается безотметочная система оценивания учащихся. В конце изучения курса предполагается подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Подготовка и презентация проекта позволят дать качественную оценку работе ученика и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. О работе с родителями. Без взаимодействия с семьей, с родителями изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому необходима активная работа по включению родителей в школьную жизнь ребенка. Накануне введения курса, в процессе преподавания и по завершению курса рекомендуется провести родительские собрания. На собраниях (кроме первого) могут принять сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях и достижениях, с презентацией своих промежуточных или итоговых образовательных результатов. Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения необходимой информации. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала, фотографий или фрагментов видеофильмов к урокам. При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях (традиционные праздники, любимые блюда, подарки для детей и др.) Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Родители и члены семей учеников могут быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс ОРКСЭ. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям. Преподавание курса ОРКСЭ может быть более продуктивным, если руководствоваться некоторыми полезными советами: Главной заповедью педагога должен быть принцип — «не навреди»; Для успешного обучения необходимо свои требования превратить в желания ребенка (вопрос о мотивации на уроке – первостепенный!); Уважение и сотрудничество – основа образования; Нельзя приобрести гражданские качества, слушая указания и распоряжения; Важно не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться; Не следует сравнивать между собой детей, но необходимо быть щедрыми на похвалу за успехи и достижения.
Литература
1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Учебник для учащихся 4 классов. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012.
2.Данилюк А.Я. Основы религиозных структур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы». М.:Просвещение, 2010.
3. История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Под ред. А.Н.Сахарова М.: Русское слово, 2008 и др.;
4. Кулаков А.Е. Религии в России. Учебник. М.: Аст-Пресс, 2007.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., : АПК и ПРО, 2006 и др.
6. Религии России. Учебное пособие для учителя. 2-е изд.// Авторы- составители: В.К.Романовский, В.А.Сомов, Гречухин Г.Б. и др. Нижний Новгород.: НИРО, 2010 и др.
7. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю. М. : Школа-Пресс, 1998;
Она же: Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: Владос, 2001; Она же Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006 и др.
Включение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОЭРКСЭ) в школьную программу связано с введением ФГОС нового поколения, нацеленного на обеспечение духовно- нравственного воспитания учащихся, становление их гражданской идентичности, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство учеников с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Курс ОРКСЭ состоит из 6 учебных модулей, имеет методологические, содержательные и методические особенности. Как свидетельствует опыт его апробации в ряде субъектах РФ, педагоги испытывают различные трудности в процессе его преподавания. В связи с этим настоящие рекомендации нацелены на оказание методические помощи учителям, которым предстоит преподавание нового предмета.
Различие между преподаванием религиозных культур и обучением религии (религиозным образованием). Преподавателю ОРКСЭ важно знать различия (по целям, подходам, содержанию) между преподаванием религиозных культур и преподаванием (обучением) религии. «Основы религиозных культур и светской этики» – предмет светский, в рамках которого не предусматривается обучение религии и исполнение религиозной практики. Его преподавание осуществляется в светской школе и светскими учителями, прошедшими соответствующую подготовку. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим. Культурологический подход нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры и акцентирует внимание на очень важных смыслах: мир культур многообразен; в каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления, собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества. Главным предметом изучения курса ОРКСЭ являются знания об особенностях вероучения и культа, нравственных норм и ценностей различных религий как категорий духовно-нравственного и социокультурного характера. В процессе преподавания курса школа реализует разные цели: социальную (формирует толерантность в обществе), культурную (обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, обычаев разных народов), но при этом не стремится навязать учащимся какую-либо веру или сформировать негативное отношение к какой-либо из них.
Обучение религии, под которым понимается преподавание вероучения, организуется конфессиями в специальных учебных заведениях. Целью религиозного обучения является внедрение религиозной веры в сознание учащихся, их религиозная практика и вовлечение обучаемых в религиозную организацию. Учебный процесс пронизан религиозным подходом и осуществляется на религиозной мировоззренческой основе. Религиозное образование знакомит учащихся с вероучением, содержанием священных книг конкретной религии, нормами и правилами религиозного культа, соединяет обучение с богослужением и отправлением религиозных обрядов, системой религиозных нравственных и культовых предписаний.
Различия между светским изучением религиозных культур и изучением религии в рамках религиозного образования представлены в таблице 1.
Таблица 1.
О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ.
Учителю не следует противопоставлять знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур (которые могут иметь мифологический, библейский характер), с теми научными знаниями о мире, которые содержатся в предметах естественнонаучного цикла. Сведения об истоках традиций и культур, представленные в курсе ОРКСЭ, не рассматриваются как конкуренты научных знаний. Наука и религия не противоречат друг другу, а являются относительно самостоятельными сферами общественной жизни и социальной практики. Наука решает задачу накопления точных, рациональных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на решение мировоззренческих и нравственных проблем. В тоже время плюрализм мировоззренческих взглядов и представлений (научных и религиозных) на сотворение мира, человека и другие вопросы, правомерно представлять как объективную данность, ибо российское общество является поликультурным, его составляют люди - носители различных мировоззрений. Мировоззренческое разнообразие общества представлено в школе. Но педагог не должен на уроке противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения, потому что это может вызывать ценностные и мировоззренческие конфликты в сознании учащихся.
О содержательном компоненте нового курса.
Задачи по ознакомлению учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики на уроках ОРКСЭ требуют от педагогов определенных исторических и религиоведческих знаний. Следовательно, преподавателям ОРКСЭ необходимо вдумчивое усвоение таких аспектов как сущность религии, ее роль в современном обществе, история возникновения мировых религий, деятельность их основателей, основы религиозных вероучений, особенности религиозных культов и обрядов народов России как отражение их культурного опыта и духовных ценностей, а также целого ряда других вопросов. Многим педагогам, особенно учителям начальных классов, имеющим недостаточные теоретические знания, предстоит самостоятельно искать дополнительную информацию по истории религий. Для этого необходимо прежде всего познакомиться с книгой для учителя из УМК по ОРКСЭ. Рекомендуется также обратиться к ряду федеральных и региональных учебных изданий, в которых содержится актуальная информация о традиционных религиях, представленных в России (и указанных в рекомендуемой литературе). Не меньшую трудность для учителя представляет этическая проблематика. Самостоятельному усвоению проблемы «этика в школе» помогут книги А.И.Шемшуриной и других авторов.
Деятельностный подход в преподавании ОРКСЭ.
Приоритет воспитательных задач в курсе, нацеленных на духовное развитие ребенка, актуализирует деятельностный подход в обучении, который в свою очередь диктует использование широкого спектра современных образовательных технологий. Переход от знаниевой парадигмы (в рамках ее приоритетным является передача знаний, монолог учителя и пассивная роль ученика), к деятельностной парадигм (ориентирована на диалог учителя с учениками, они – полноправные участники учебного процесса) предусматривает изменение характера учебной деятельности учащегося. В деятельностной парадигме ребенок находится в центре образовательного процесса, является активным открывателем и создателем собственного знания. Преподавателю ОРКСЭ важно понимать сущность деятельностного подхода в обучении, иметь навыки владения современными образовательными методиками и технологиями, уметь различными педагогическими приемами организовать проблемный диалог, мотивировать учащихся на решение учебной проблемы, вызвать у них через творческую деятельность интерес к предмету.
Работа в современной образовательной парадигме диктует изменение роли учителя, его стиля и модели поведения. Преподаватель ОРКСЭ призван выстраивать свою профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с детьми. Он - не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога, помощник учащихся, создающий условия для развития их индивидуальных способностей. Для формирования такого психологического климата учитель должен осознать необходимость перехода от статусного общения на личностное, диалоговое общение, что обеспечит решение задач курса.
Диалог – важнейшая часть деятельностного подхода в преподавании. Процесс осмысления нравственных аспектов, что является ключевым в курсе ОРКСЭ, должен быть глубоким и системным - через диалог. Переход к диалоговому общению в современном учебной процессе является требованием ФГОС нового поколения. Диалог рождает творческое начало в личности, стимулирует процесс мыслительной деятельности детей, содействует их взаимодействию, при котором каждый ученик - равноправный участник данного процесса и может проявить свои индивидуальные способности. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, интуиции и импровизации.
Диалогический опыт включает следующие умения: воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности; соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другим», взаимодействовать с «другим»; определять свое отношение к «другому»; принимать «другое» как необходимое условие своего бытия и др.
Диалогом могут быть пронизаны основные этапы урока. На начальном этапе (формулировка цели урока, постановка учебной задачи)диалоговое общение способствует мотивации и целеполаганию деятельности учащихся. На этапе изучения нового материала с помощью диалога происходит решение проблемы с участием самих учащихся, учитель вопросами и заданиями подводит их к «открытию» нового знания. Через диалоговое общение решается задача первичного закрепления учебного материала, усиливается эффект его усвоения.
Каждый возраст требует специфики моделирования диалогического взаимодействия. С младшими школьниками акцент делается на желании ребѐнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Педагог может строить канву диалога как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры.
Выделяют следующие смысловые компоненты диалога по нравственной проблематике.
Вывод школьников на проблему (с помощью разных средств: интригующего вопроса, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры и т. д.).
Построение логической цепочки развития мысли (побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?»; последовательные вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают еѐ пошаговую структуру). Обращение к личности ребѐнка (поворот «на себя») очень важен, он создаѐт условия для развития Я-концепции в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни).
Резюме диалога как смысловое заключение, побуждающее детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог подводит детей к рефлексии и самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие. Формы и виды учебной деятельности. Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса ОРКСЭ основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения: словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности); наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции); практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний, способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию мышления и интереса); репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда); индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов, более соответствующих возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления). Важное место в реализации задач курса занимает работа в группах. Она может быть эффективна при соблюдении определенных правил - отсутствия принуждения, организационной и содержательной поддержки со стороны учителя; четкого инструктажа, владения учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, поощрения самостоятельности и инициативности. Вовремя групповой работы эффективным является использование игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности. Но групповая работа может быть эффективной при условии существования благоприятной общей атмосферы в классе, установки на взаимоподдержку, заинтересованности содержанием предмета и результатом собственной учебной деятельности. Учителю важно определить педагогическую идею урока. Эта идея, написанная на доске, может быть выражена словами выдающихся людей (композиторов, философов, поэтов и др.).Глубокий смысл будут нести в себе уроки, если их нравственным «стержнем» станут идеи: «Нельзя открыть новый мир, не ознакомившись со старым» (С. Рахманинов); «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы растение начиналось именно с корней» (Д. Лихачев) и т. д. Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил несколько творческих и поисковых работ за период изучения курса. Задания этого типа могут быть равномерно распределены на протяжении курса. Методики и технологии преподавания курса ОРКСЭ. Педагогам целесообразно использовать различные образовательные методики и технологии, позволяющие решать основные задачи курса. Важнейшим показателем профессионализма учителя является такое обучение, при котором новые учебные знания предлагаются не в готовом виде, а открываются под руководством педагога самими ребятами в процессе их поисковой, мыслительной и других видов деятельности. К таким моделям обучения можно отнести проблемное обучение, основанное на идее диалога. (см. работы Е.П.Мельниковой и др.). Технология проблемного обучения заключается в том, что учитель создаѐт проблемную ситуацию, направляет учащихся на еѐ решение и организует поиск решения. Ученик становится субъектом учебного процесса обучения, он овладевает новыми способами действия, и у него образуются новые знания. Ключевым в проблемном обучении является возникновение проблемной ситуации. Для этого могут быть использованы различные приемы: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации; ставит конкретные вопросы на обобщение, конкретизацию; ставит проблемные задачи (с недостаточными, ошибочными данными) и др. Для реализации проблемной технологии необходим набор действий: отбор актуальных задач; определение различных видов учебной работы; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле и др. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает оптимизировать процесс обучения. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал для уроков, самостоятельно его оформить. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре, позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Но мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом. На минимальном объеме информации необходимо достигнуть максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Но ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения. Педагог также обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми сайтами. Особое внимание преподавателю ОРКСЭ следует обратить на проектный метод, технологию работы с текстом, методику использования наглядно-иллюстративных материалов и музыкальных произведений, игровые технологии, а также другие методики и технологии современного образовательного процесса Использование притч в преподавании нового курса. Притчи - важная часть духовной традиции народа и их анализ может занимать важное место на уроках ОЭРКСЭ. Притчи выполняют несколько функций: 1.функцию зеркала - человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что соответствует его психическому состоянию; 2. функцию модели - отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов; 3. функцию опосредования - между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории, от имени которого можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании; 4. функция хранения опыта - истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции. Существуют разные способы использования притч в учебном процессе:
1. обсуждение основной идеи и смысла истории;
2. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
3. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, изображения);
4. сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
5. выделить ключевые понятия;
6. инсценировка по рассказу (истории);
7. загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать);
8. найти пропущенные слова и др. Внеурочная работа в рамках изучения курса ОРКСЭ. Влияние внеклассного мероприятия на стимулирование познавательной активности учащихся очень велико. Можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера и др. Их проведение должно проходить на основе четко продуманного плана (сценария). Включение ребят в различные виды внеурочной работы обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, а также представители других учреждений и организаций. Оценивание учебной деятельности учащихся. На уроках ОРКСЭ предусматривается безотметочная система оценивания учащихся. В конце изучения курса предполагается подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Подготовка и презентация проекта позволят дать качественную оценку работе ученика и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. О работе с родителями. Без взаимодействия с семьей, с родителями изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому необходима активная работа по включению родителей в школьную жизнь ребенка. Накануне введения курса, в процессе преподавания и по завершению курса рекомендуется провести родительские собрания. На собраниях (кроме первого) могут принять сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях и достижениях, с презентацией своих промежуточных или итоговых образовательных результатов. Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения необходимой информации. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала, фотографий или фрагментов видеофильмов к урокам. При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях (традиционные праздники, любимые блюда, подарки для детей и др.) Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Родители и члены семей учеников могут быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс ОРКСЭ. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям. Преподавание курса ОРКСЭ может быть более продуктивным, если руководствоваться некоторыми полезными советами: Главной заповедью педагога должен быть принцип — «не навреди»; Для успешного обучения необходимо свои требования превратить в желания ребенка (вопрос о мотивации на уроке – первостепенный!); Уважение и сотрудничество – основа образования; Нельзя приобрести гражданские качества, слушая указания и распоряжения; Важно не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться; Не следует сравнивать между собой детей, но необходимо быть щедрыми на похвалу за успехи и достижения.
Литература
1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Учебник для учащихся 4 классов. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012.
2.Данилюк А.Я. Основы религиозных структур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы». М.:Просвещение, 2010.
3. История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Под ред. А.Н.Сахарова М.: Русское слово, 2008 и др.;
4. Кулаков А.Е. Религии в России. Учебник. М.: Аст-Пресс, 2007.
5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., : АПК и ПРО, 2006 и др.
6. Религии России. Учебное пособие для учителя. 2-е изд.// Авторы- составители: В.К.Романовский, В.А.Сомов, Гречухин Г.Б. и др. Нижний Новгород.: НИРО, 2010 и др.
7. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю. М. : Школа-Пресс, 1998;
Она же: Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: Владос, 2001; Она же Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006 и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий