1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.
2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).
12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
13. Выводы.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
| ||||
1.
2.
3.
4.
5.
| ||||
1.
2.
3.
4.
5.
| ||||
1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.
2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3. Организационное начало урока:
4. Организационная структура урока:
5. Анализ содержания учебного материала урока:
6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
7. Деятельность учителя;
8. Деятельность учащихся:
9. Выводы:
1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?
2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?
3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?
5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7. Как отбирались для урока формы обучения?
8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?
9. Чем обоснованы выбранные формы проверки я контроля знаний учащихся?
10. За счет чего >обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?
11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);
2. оценка рациональности избранной формы опроса,
3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,
4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,
5. четко ли была поставлена цель опроса (подход к новой теме, проверка знаний, проверка умений),
6. удалось ли ее реализовать в полной мере,
7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,
8. активное участие в нем всех учеников,
9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,
10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,
11. как обращалось внимание на усвоение главного,
12. на логичность плана ответа,
13. на прочность знаний и умение их применять на практике.
1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,
2. доступность изложения учебного материала,
3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,
4. оптимальным ли был темп изучения нового,
5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.
1. содействовали ли подобранные упражнения на усвоение главного в данной теме,
2. оказывалась ли дифференцированная помощь ученикам во время выполнения заданий,
3. дополнительные задания для наиболее подготовленных учеников,
4. выявлялись ли типичные ошибки и затруднения, способы их устранения
1. оптимален ли его объем, сложность, выполнят ли его за то время, которое отводится на этот предмет для домашней работы
2. прокомментировано ли домашнее задание,
3. требования к оформлению,
4. дифференцировано ли домашнее задание.
·
·
·
·
| ||
·
·
·
| ||
АНАЛИЗ УРОКА,,,,,,,,
В этой статье, в основном адресованной завучам начальной школы, мы предлагаем познакомиться с видами анализа урока (всего из будет двенадцать), начиная с краткого оценочного (I) и заканчивая комплексным (XII).
– проверка домашних заданий;
– изложение новых знаний;
– обобщение и закрепление учебного материала;
– проверка и оценка знаний, умений и навыков;
– приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);
– организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;
– применение проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);
– учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;
– организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;
– домашнее задание (способ задания, объем);
– воспитывающее обучение на уроке: воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;
– внутрипредметные и межпредметные связи в учебном материале, обоснование их педагогической целесообразности.
– активность, самостоятельность, интерес к занятиям при разном уровне подготовленности;
– сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;
– деятельность учащихся, их организованность, аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;
– отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).
– тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
– дозировка времени.
– методика повторения, дифференциация заданий;
– охват учащихся проверкой, занятость класса;
– объективность оценки, аргументация отметки.
– научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного;
– соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
– обоснованность применяемых методов;
– активизация познавательной деятельности учащихся;
– использование методов проблемного обучения;
– сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
– самостоятельная работа учащихся;
– методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
– самостоятельная работа при закреплении;
– обратная связь. Оценка ответов учащихся.
– наличие и характер инструктажа;
– дифференцированность задания.
– речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
– выполнение намеченного плана урока;
– достижение образовательных, развивающих и воспитательных целей урока;
– качество знаний, умений, навыков учащихся.
– Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся?
– Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке?
– Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке?
– Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)?
– На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведенных формул и т.п.?
– С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.?
– Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного? Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов?
– Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы?
– Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом?
– Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке?
– В какие моменты урока наиболее успешно формировались волевые качества школьников.
– Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся?
Приложение № 2
Схема педагогического анализа урока
Материал из ПримаВики
Подготовила: Панченко Т.Ф., к.п.н., зав. Кафедрой филологии ПИППКРО
По материалам: Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособ.для вузов. – 2-е изд., испр.- М.: «Академия», 2004.- с.168-169
· Дата, школа, класс, ФИО учителя
· Тема урока. Его место в системе уроков
· Образовательные цели урока (какие новые знания, навыки и умения должны приобрести учащиеся, какие – расширить, углубить, закрепить)
· Развивающие цели урока (какие способности учащихся развиваются средствами урока)
· Воспитывающие цели урока (формирование мировоззрения, нравственных понятий и отношений, идеалов и интересов)
Содержание |
Тип, структура урока, её целесообразность
Содержание урока:
1. Гуманистическая направленность
2. Системность, связь с предыдущими и последующими уроками
3. Связь с практикой, с жизнью и опытом учащихся
4. Связь с другими предметами
5. Полнота и доступность по содержанию и объёму
6. Соответствие материала образовательным, развивающим и воспитывающим задачам урока, его научно-теоретический уровень
Методы учебной работы:
1. Адекватность методов и приёмов, которые использовал учитель для изучения нового материала, #закрепления, контроля и оценки ЗУНов;
2. Эффективность использования наглядных пособий и ТСО;
3. Сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися;
4. Разнообразие форм работы на уроке;
5. Соотношение воспроизводящей и творческой мыслительной деятельности школьников;
6. Что побуждало учащихся на уроке к активной мыслительной деятельности (создание проблемных ситуаций, дискуссия, эвристическая беседа и т.д.)
Методы и приёмы формирования навыков учебной деятельности
(обучение приёмам восприятия, организация успешного понимания и запоминания материала, обучение приёмам чтения, ведения записей, самоконтроля и т.д.)
· Дифференцированный подход, организация коллективной и индивидуальной деятельности учащихся
· Обучающий и воспитывающий характер контроля и оценки знаний и умений
· Характеристика уровня знаний и умений учащихся
· Умение учителя вызвать познавательный интерес и активность учащихся
· Как учитель стимулирует самообразование и самовоспитание учащихся
Характеристика воспитательных отношений учителя с классом по содержанию, форме и стилю, отношение учащихся к учителю
(доброжелательность, требовательность, умение доказывать и убеждать, использовать свою эрудицию, манера держаться, речь, педагогический такт, внешний вид учителя),
· Педагогическая культура учителя
· Общая оценка урока. Степень достижения целей. Логическая стройность и законченность урока. *Элементы творчества учителя. Рекомендации учителю.
Психолого-педагогический анализ урока
Общие сведения об уроке
· Тип и структура урока
· Содержание и структура урока
· Качество знаний учащихся
· Методы и приёмы проведения урока
· Деятельность учащихся на уроке
· Деятельность учителя на уроке
· Выводы и предложения по совершенствованию урока
· Дата, школа, класс, предмет, количество учащихся по списку, сколько присутствует
· Какой урок по расписанию, какой урок предшествовал, какой будет следующий
· Какая смена занятий
· Где проводится урок: в классе, в кабинете, в лаборатории и т.д.
· Обстановка в классе: чистота, освещение, проветрена ли комната, порядок в классе, готовы ли ученики к уроку
· Общая реакция учащихся на начало урока (интерес, безразличие, негативизм). Организация учителем начала урока: создание установки на восприятие, осмысление работы. Восприятие им психологического состояния учащихся
· Оборудование (подготовлено ли всё необходимое)
· Тема урока: правильность и полнота определения целей урока (обучающей, развивающей, воспитывающей), как учащиеся узнали о цели урока
Тип и структура урока
· Целесообразность их выбора
· Место урока в системе занятий по курсу
· Как осуществлялась связь данного урока с предыдущим
· Соответствует ли структура данному типу урока, чем вызваны отклонения от структуры
· Обеспечение целостности и завершённости урока. Как подведены итоги
Содержание и структура урока
· Научно-методический уровень урока, его место в формировании мировоззрения
· Полнота и чёткость определений понятий, формулировок, законов
· Объединение знаний вокруг ключевых идей, выделение главного объекта прочного усвоения
· Включение в содержание темы современных достижений науки, техники, раскрытие значения знаний для практики, их применения в быту, на предприятиях, в сфере общественных отношений
· Как осуществлялись межпредметные связи, развивались интеллектуальные способности, нравственные, эстетические чувства, трудовые умения учащихся
Качество знаний учащихся
· Степень достоверности и доказательности ответов учащихся, соответствие их знаний современному уровню содержания предмета
· Степень самостоятельности мышления учащихся, умения оригинально и творчески решать стоящие перед ними проблемы, применять знания в конкретной ситуации
Методы и приёмы проведения урока
· Соответствие использованных методов и приёмов цели и содержанию урока, эффективность их применения, интересные моменты и неудачи в работе учителя, новаторство
· Развитие познавательной активности учащихся, организация самостоятельной работы, наличие элементов исследовательской деятельности, привитие учащимся интереса к учению, специфических и общеучебных умений и навыков
· Воспитательная эффективность использованных методов обучения, а также самой организации работы учащихся на уроке
· Характер тренировочных упражнений, их вариативность
· Методика и эффективность использования на уроке ТСО, наглядности
· Повторение пройденного на протяжении всего урока, логическая связь нового материала с ранее изученным. Приёмы индивидуализации обучения, использование раздаточного дидактического материала, организация групповой, коллективной работы школьников на уроке
· Закрепление материала: работа с учебником, другими источниками, выполнение упражнений, решение задач и т.д.
· Содержание, дозировка, индивидуализация, дифференциация и оригинальность д/з
· Работа по соблюдению единого орфографического режима
· Как осуществлялся учёт и оценка знаний учащихся. Мотивированность и объективность выставленных на уроке оценок. Целесообразность сочетания индивидуальных и фронтальных форм проверки знаний
Деятельность учащихся на уроке
· Общая реакция на урок. Отношение к предмету, степень устойчивости внимания на разных этапах урока. Отвлечение внимания и его причины. Быстрота переключения внимания с одной задачи на другую. Приёмы, поддерживающие внимание, их эффективность. Как создавались условия, побуждающие учащихся к мыслительной деятельности (чувство нового, удивление, проблемные ситуации и т.д.)
· Причины забывания прошлого материала (слабое усвоение, безразличие к предмету, отсутствие рациональных приёмов запоминания)
· Сформированность интеллектуальных умений (умение анализировать и осуществлять синтез, сравнивать, обобщать, делать выводы). Уровень развития мышления учащихся (наглядно действенное, наглядно образное, отвлечённое)
· Уровень развития устной и письменной речи учащихся (её содержание, выразительность, образность)
· В какие моменты урока в наибольшей мере проявилась волевая активность учащихся: с чем связано проявление эмоций на уроке? Действенность положительных и отрицательных эмоций
· Особенность взаимодействия учащихся между собой (помощь и сотрудничество, соревнование, конфронтация)
Деятельность учителя на уроке
· Восприятие психологического состояния учащихся в течение всего урока
· Эффективность общения: мимика, жестикуляция, характеристика речи учителя, умение установить контакт с классом. Стиль и тон в работе. Наблюдательность, вдумчивость, находчивость, аккуратность, эмоциональный подъём
· Степень организации собственной деятельности и деятельности учеников. Поддержание дисциплины и порядка на уроке. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Выводы и предложения по совершенствованию урока
· Общая оценка урока по его результативности: достигнута цель или нет, выполнен ли план; объём и качество знаний учащихся (сознательность, глубина, прочность). Воспитательное, образовательное и развивающее значение урока. Чему научил Вас урок?
· Рекомендации по закреплению и совершенствованию положительных качеств урока и преодолению недостатков
Комментариев нет:
Отправить комментарий