Ребусы

пятница, 7 февраля 2014 г.

Мама, папа и Я - читающая семья!

Сценарий праздника





Цели:

- содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников, приобщению их к семейному чтению;

- способствовать сплочению родительского коллектива и коллектива детей и родителей, формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями детей и педагогов школы;

- показать родителям приёмы и методы приобщения ребёнка к чтению.

Участники:

Учащиеся, родители, классный руководитель, библиотекарь школы.

Подготовительная работа:

Подготовка конкурсных заданий 

Составление памятки для учащихся и родителей;

Оформление приглашений родителям.


Оборудование:

А). Мультимедийная установка, экран 

Б). Набор «сказочных вещей»: туфелька, стрела, сапог, яйцо, невод с рыбкой, банка с вареньем, невод, телефон, горошина.

Оформление праздника:

1. На стенах зала картины с изображением литературных героев. 

2. На плакаты:

«Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души» (Цицерон).

«Всякого рода грубость тает под влиянием ежедневного чтения хороших книг» (В. Гюго).

«Не читай поверхностно - хорошенько вдумывайся в прочитанное, если хочешь приобрести мудрость» (сирийское изречение).

«... в каждой книге непременно найдется что-нибудь хорошее» (Мансидор). 


Ход праздника.

Давно, когда не было телевизора и компьютера, люди вечером собирались всей семьей в гостиной, зажигали свечи и вслух читали книги. Вместе переживали за героев произведений, а потом обсуждали прочитанное. Ребята, поднимите руку, кто вместе с родителями вечером читает книги?

Семья и книга! Как они прекрасно дополняют друг друга. Ребята, вспомните сказки, которые заканчиваются созданием семьи, т.е. свадьбой. («Золушка», «По-щучьему велению», «Хаврошечка», «Царевна-лягушка»).

А большие толстые романы, которыми зачитываются родители, созданы писателями по их наблюдениям в жизни, при знакомстве с разными семьями.

В каждой семье стоят книги с рецептами различных вкусных блюд, по шитью и вязанию, словари и справочники.

Сегодня мы устроим праздник семейного чтения, но для начала нужно познакомиться с жюри, и с нашими участниками.

Ученик 1:

Не наяву и не во сне

Без страха и без робости,

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна Читалия.

Ученик 2:

Всем полезно чтение

Про себя и вслух

Книга – самый верный

Самый лучший друг.

Ученик 3:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта дружба всегда помогает

Учиться, работать и жить.

Ученик 4:

Из книг ты узнаешь

Обо всем на свете

На любой вопрос она

Без труда ответит


Представление жюри.


Ведущий: Итак, первый конкурс – домашнее задание – «Визитная карточка семьи». Семьи рассказывают о своих любимых книгах, авторах, темах чтения.


^ Конкурс «Разминка»

Самая первая книга ученика? (букварь)

У кого смерть на конце иглы? (Кощей)

Мальчик-луковка? (Чипполино)

В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)

Существо женского рода, живущее в воде? (водяная)

Летательный аппарат, на котором Баба-Яга совершала полет? (ступа)

Имя мальчика, который стал козленочком? (Иванушка)

Кто из обитателей болота стала женой царевича? (лягушка) 

Верный друг Крокодила Гены? (Чебурашка)

В какой сказке сердце мальчика превратилось в кусочек льда? (Снежная королева)

Кто автор «Сказки о золотом петушке»? (Пушкин)

Как звали трех поросят? (Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф)

Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»? (Тортилла)

^ Конкурс для родителей «Кто это»

- 28 лет провёл на необитаемом острове. (Робинзон, Д.Дефо «Робинзон Крузо»)

- Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами. ( Гулливер, Д Свифт «Путешествие Гулливера»

- Вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота.

(Мюнхгаузен, Э Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена»)

- Помчалась вдогонку за белым кроликом, провалился в очень глубокий колодец…

(Алиса, Л.Кэррол «Приключения Алисы в стране чудес»)

- Проучил директора кукольного театра. (Буратино, Л.Толстой)

- Попали в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой, и освободили из башни смерти зеркальщика. (Оля и Яло, В.Губарев «Королевство кривых зеркал»

^ Конкурс для детей «Чьи это вещи»

туфелька, стрела, сапог, яйцо, банка с вареньем, невод, телефон, горошина.

Конкурс «Собери в одну сказку»

Козленок, Аленушка, Купец, Кот

Осел, Трубадур, Артемон, Пьеро

Батыр, Лягушка-квакушка, Комар-пускун, Шурале

Кай, Страшила, Снежная королева, Тотошка

Белоснежка, Пес, Петух, Семь гномов

^ Конкурс «Цепочка из сказок»

А 



«Аленький цветочек», «Ай-болит»

Б 



«Бременские музыканты», «Болтливая утка»

«Водяная», «Всемогущий петух»

«Гуси-лебеди», «Голодный волк» 

«Дюймовочка», «12 месяцев», «Друзья» 

«Елена Премудрая» 

«Журавль и лиса» 

«Золушка», «Заяц косые глаза» 

«Иван Царевич и серый волк» 

«Конек-горбунок», «Кот в сапогах» 

«Лисичка-сестричка и серый волк», «Лето в нашем дворе» 

«Мойдодыр», «Мудрый старик»

«Незнайка на Луне», «Наше волшебное лето», «Незванные гости»

«Огниво», «Оле-Лукое», «Огненное яичко»

«Приключение Чипполино», «Пчела и оса», «Падчерица»

«Репка»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Скворцы и старый воробей», «Сирота»

«Теремок», «Три толстяка», «Три сына»

«Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

«Финист – ясный сокол», «Фируза»

«Хаврошечка»

«Чудесное приключение Нильса»

«Царевна-лягушка»

«Шурале» 

«Щелкунчик»

^ Конкурс «Средства передвижения»

Всем известно, что у многих литературные героев тоже имеются свои средства передвижения. Я буду называть каждой команде по очереди литературного героя, а вы его «авто».

Емеля - … (печка),

старик Хоттабыч - … (ковёр-самолёт),

барон Мюнхаузен – … (ядро),

Иван - дурак - … ('конёк-горбунок),

капитан Немо - … (подводная лодка),

Золушка – … (тыква, мыши),

Баба-Яга - … (метла, ступа).

^ Конкурс «Литературная викторина для детей»

- Кто помог папе Карло выстругать Буратино? (Алексей Тол стой)

- Кто обул кота в сапоги; надел на девочку красную шапочку, а на волка бабушкин чепец? (Шарль Перро)

- Кто придумал почтальона Печкина? (Эдуард Успенский)

- Кого больше всего хотел найти крокодил Гена? (Друга)

- Назовите любимое выражение Карлсона, который живет на крыше. (Пустяки. Дело житейское)

- Кто превращал человека в комара, муху, шмеля? (А.С. Пушкин)

^ Конкурс «Литературная викторина для родителей»

  1. Какой литературный герой действует на страницах книги под кошачьим именем и птичьей фамилией? (Киса Воробьянинов)

2) К каким силам природы обращается Ярославна в «Слове о полку Игореве»? (К ветру, солнцу и Днепру)

3) «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!» Кому из литературных героев принадлежат эти слова? (Тарасу Бульбе)

4) Назовите музыкальную специальность папы Карло. (Шарманщик)

5) Из каких рыб Демьян варил уху? (Из лещей и стерлядей)

6) Кто из пушкинских героев делал воздушного змея из географической карты? (ПетрГринев)

8) Предмет колдовства старика Хоттабыча? (Борода)

9) Кто любил грозу в начале мая? (Тютчев)

10) Был ли Жюль Верн путешественником? (Нет, он был писателем-фантастом)

11) Как звали друга Робинзона Крузо? (Пятница)

12. Кому принадлежат эти строки:

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно.

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт». (Сергею Михалкову) 

13. Кaк звали сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий) 

14. Назовите новую кличку, которую дали Каштанке в одноименном рассказе Чехова. (Тетка)

15. Назовите волшебное слово из сказки «Али-Баба и сорок разбойников». (Сим-сим)

^ Конкурс «Книжка заболела»

На столе книги, требующие ремонта. За 5 минут команды должны отремонтировать как можно больше книг. Здесь должно учитываться и качество работы. Вот вам книги, скотч, ножницы, картон и бумага.

Ведущий. 

Заболела эта книжка, 

Изорвал ее братишка 

Я больную пожалею,

Я возьму ее и склею.


Ведущий. А в это время мы проведем игру со зрителями, которая называется «Буриме».

Читается часть стихотворения, а последнее слово должны добавить зрители.

1) «Царь с царицею простился

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его...» (одна)

2) «Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг...» (прелестный)

3) «Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту...» (воз)

4) «Сижу за решеткой в темнице сырой

Вскормленный в неволе орел...» (молодой)

5) «Белеет парус одинокий,

в тумане моря голубом!

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю...» (родном)


Вдруг раздается стук в дверь. В зал входит почтальон Печкин.


Ведущий. Здравствуй, Печкин! Что же привело тебя к нам на праздник?

Печкин. Добрый день! Я принес заказные письма для на ших команд, вот только забыл, кому какие. Пусть команды сами выбе рут, какое им понравится…


Участники забирают конверты, вскрывают и приступают к выполнению.


В конвертах лежат рисунки с изображением костюмов. Нужно определить, какому литературному герою он принадле жит и кто автор произведения.


Костюм индейца - Майн Рид. «Оцеола - вождь семиолов», «Белый вождь», Д. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан», «Пионеры», Прерия», «Сат-о», «Земля зеленых скал».

Костюм Красной Шапочки - Шарль Перро. «Красная Шапочка». 

Костюм луковицы - Джанни Родари. «Чипполино».


^ Конкурс-кроссворд «Детские писатели

1) Уральский сказочник. (Бажов)

2) Братья-сказочники. (Гримм)

3) Псевдоним писателя Голикова. (Гайдар)

4) У его героя сердце превратилось В кусок льда. (Андерсен) 

5) Автор рассказа «Фантазеры». (Носов)

6) По мнению этой писательницы листья мо гут быть синего цвета. (Осеева)

7) Его имя Жюль, а фамилия? (Верн)

8) «Отец» Маугли. (Киплинг)

9) «Конструктор ковра-самолета». (Лагин)

10) Он придумал «Трех толстяков». (Олеша)

11) Имя детской поэтессы Барто. (Агнuя)

Ведущий 1. Пока семьи работают, мы с вами почитаем «Сказочные объявления» и отгадаем их адресатов.

1. Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… (А.С. Пушкин. «О рыбаке и рыбке»)

2. Модницы и модники! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… (А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

3. Для работы в хозяйстве требуются: повар, конюх, плотник. Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год. Мой адрес… («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

4. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… («Сказка о золотом петушке»)

5. Торговая фирма «Буян» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И все это по доступным ценам! Фирма ждет вас! Адрес фирмы… («Сказка о царе Салтане…»)

^ Конкурс «Любовь»

Каждой команде по цепочке называют литературного героя, а они должны назвать, с кем связало чувство любви. 

Наташа Ростова - Андрей Волконский

Татьяна Ларина - Евгений Онегин

Дон Кихот - Дульсинея Тобосская

Царевна Лебедь - Князь Гвидон

Муха-Цокотуха - Комар

Спящая Царевна- Королевич Елисей

Лиса Патрикеевна - Кот Котофеич

Джульетта – Ромео

^ Конкурс «Цитаты»

Участники или зрители по одному вытягивают карточки с номером задания. Ведущий зачитывает отрывки из разных произведений. Задание: угадать автора и название произведения.

1) «- Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?» (Ш. Перро. «Красная шапочка».)

2) «- Если ты опоздаешь хоть на одну минутку, - сказала она, - твоя карета снова сделается тыквой, лошади - мышами,. лакеи - ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице». (Ш. Перро. «Золушка».)

3) «Наконец очередь дошла до старой феи. Старуха наклонилась над кроваткой и, тряся головой больше от досады, чем от старости, сказала, что принцесса уколет себе руку веретеном и от этого умрет». (Ш. Перро. «Спящая красавица».)

4) «- А еще меня уверяли, - сказал он, - но уж этому-то я никак не могу поверить, что вы будто бы умеете превращаться даже в самых мелких животных. Ну, например, сделаться крысой или мышкой. Должен сказать по правде, что считаю это совершенно невозможным». (Ш. Перро. «Кот в сапогах».)

5) «- Милая матушка, уж мы поостережемся, вы ступайте себе, не беспокойтесь. Заблеяла старая коза и преспокойно отправилась в путь дорогу». (Братья Гримм. «Волк и семеро козлят».)

6) «Взял отец левой рукой лошадь под уздцы, а правой до стал из лошадиного уха своего сыночка, который и уселся весело на былинку». (Братья Гримм. «Мальчик—с-пальчик».)

7) «- Здравствуй, девочка, - сказала ей старушка, - дай мне ягод, пожалуйста.

- На, бабушка, - говорит девочка. Поела старушка ягод и сказала:

- Ты мне ягод дала, а я тебе тоже что-то подарю. Вот тебе горшочек». (Братья Гримм. «Горшочек каши».)

8) «- Голос у тебя хороший, ты будешь петь и на балалайке играть, кот будет петь и на скрипке играть, собака - петь и на барабане играть, а я буду петь и на гитаре играть. - Что ж, - говорит петух, - пойдем». Пошли они вместе. (Братья Гримм. «Бременские музыканты».)

9) «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы. В эту колы бельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе». (Х. К. Андерсен-. «Дюймовочка».)

10) «Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: «Я тут!» - его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице - ведь он носил мундир и был солдат». (Х. K.Aндерсен. «Стойкий оловянный солдатик».)

11) «- Видишь вон то старое дерево? - продолжала ведьма и показала на дерево, стоявшее обок дороги. - Внутри оно совсем пустое. Полезай наверх - увидишь дупло, спускайся в него до самого низу». (Х. К. Андерсен-. «Огниво».)

12) « У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с ее волос и платье, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса». (Х. К. Андерсен-. «Принцесса на горошине».)

13) «Жили себе дед да баба. Дед и говорит бабе: - Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, поеду за рыбой. Наловил дед рыбы полный воз. Едет домой и видит: лисичка свернулась калачиком, лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лисичка не ворохнется, лежит,

как мертвая...» («Лиса и волк».)

14) «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеl6а, ни соли, ни кислых щей. Пошел старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить...» («Колобок».) 

15) «Вези, вези ее, старик, - говорит мужу, - куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь...» («Морозко».)

16) «- Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто

поле, натянули луки и выстрелили... » («Царевна - лягушка».)

17) «Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь де не спал, иззяб, а вора не видал. На вторую ночь пошел средний сын...» («Сивка-бурка».)


18). Появился на птичьем дворе маленький птенец-утенок и до того был безобразный – с большой головой и длинной шеей, – что птицы не приняли его в свою семью. (Х.К. Андерсен. «Гадкий утенок»)

19). Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала снежной королевы, и я все стал видеть злым и безобразным. (Х.К. Андерсен. «Снежная королева»)

20). Мимо летел майский жук. Девочка показалась ему очень милой, он схватил ее своей сильной лапой и унес на дерево. От высоты у нее закружилась голова. (Х.К. Андерсен. «Дюймовочка»)


Ведущий 1. Следующий конкурс – для мам. Внимание, задание: вы должны выразительно прочитать отрывок, записанный у вас на карточке, и определить название сказки.

1. Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна. (А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

2. Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить. (А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. …В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках – золотые перстни,

На ногах – красные сапожки. (А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет. (А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)

Ведущий. Следующий конкурс – для пап. Я раздам вам листочки, на которых указаны окончания стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами. Ваша задача – вспомнить и прочитать четверостишие, из которого они взяты, и назвать фамилию их автора.

1. Кроет, крутя, завоет, дитя.

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…)

2. Одинокий, голубом, далеком, родном.

(М.Ю. Лермонтов. «Парус»:

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?..)

3. Пору, мороз, в гору, воз.

(Н.А. Некрасов. » Крестьянские дети»:

Однажды в студеную зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.)

4. Мая, гром, играя, голубом.

(Ф.И. Тютчев. «Люблю грозу в начале мая…»:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.)


Ведущий: Слово – жюри.


Награждение команд.


Жюри. Самой читающей семьей сегодня признана семья… Главе семьи вручаются книги…


Ведущий:


Ну вот, друзья!

Пора прощанья так быстро подошла!

Мы говорим всем – до свидания!

До новых встреч!


Желаем счастья вам!

Чтоб все мечты сбывались,

С хорошим настроением,

Чтобы вы не расставались!

Здоровья вам на сотни долгих лет!

А это, право, дорогого стоит.

В работе – много творческих побед,

В семейной жизни – мира и покоя!

Комментариев нет:

Отправить комментарий