Ребусы

пятница, 17 октября 2014 г.

Подвижная игра с дидактической направленностью (ПИДН) как средство педагогики оздоровления.

Примеры подвижных игр с дидактической направленностью (ПИДН) в учебном процессе

ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Тема урока: 31 августа — Встреча с учениками.

Игра «Музыкальное объятие»
Цель: снятие физического напряжения, развитие навыков установления контакта через тактильные ощущения.
Содержание игры: Дети двигаются, прыгают по комнате под весе­лую музыку. Когда музыка замолкает, каждый ребенок должен креп­ко обнять кого-либо. Затем музыка продолжается, дети прыгают по комнате парами. В следующий раз, когда музыка прекращается, дети обнимаются парами. По мере продолжения игры создаются все большие и большие круги, пока все дети не объединятся в одном музыкальном объятии.


Тема урока: Первый школьный день.

Игра «Выбери друга»
Цель: способствовать созданию дружеской атмосферы в коллек­тиве учащихся.
Раз, два, три, четыре, пять «В пары» мы хотим играть Надо только нам узнать Кого кто будет выбирать.
Содержание: Ученики садятся в круг, лицом к центру. Число учас­тников — четное.
Задание: 1. Без движений руками, без жестов, слов, только гла­зами, найти себе пару взглядом, «договориться» и по сигналу поме­няться местами. (Одно перемещение).
2. То же задание, но выполнить три перемещения. После игры беседа с учениками:
- Ребята, вам понравилась игра? Что не получалось? А что де­лать, если место занято другим учеником?
(Вопросы должны способствовать снятию ситуации конфликта, которая могла между участниками возникнуть.)

Тема урока: Приветствие

Игра «Паутинка»
Цель: учить детей правильно применять слова приветствия.
Содержание: Ученики сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников. «Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!» Саша держит нитку, а клубок бросает дальше: «Привет, Сергей!» Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше: «Здравствуй, Оля!» и т. д. Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка». Учитель: «Пос­мотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте подымем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Что мы видим в этой крыше? И треугольники, и квадраты, и другие разные фигуры. А теперь поло­жите «паутинку» на пол, и я осторожно сверну эти маленькие дорож­ки дружбы в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая никогда не разорвется.
153

Тема урока: Организация рабочего времени.

Игра «Часы»
Цель: учить детей правильно организовывать свое рабочее время. Содержание: Тик-так, Тик-так
(Ученики наклоняют голову то к одному, то к другому плечу) Смотри скорей, который час: Тик-так, тик-так, (Раскачиваются в такт маятника)
Налево — раз, направо - раз, Мы тоже можем так
(Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» — голова наклонена к правому плечу, потом — клевому, как часики)
Тик-так, тик-так.
Ученики образуют круг, имитирующий циферблат часов, т.е. две­надцать часов «гнезд». Выбирают ведущего — «часовщика».
По его команде (он называет действие, например, «идем в шко­лу» или «ложимся спать»), «часы» показывают время, т.е. те дети, ко­торые стоят на крупных цифрах, подпрыгивают и хлопают в ладоши, или сопровождают движение «боем часов», а все считают хором.

Тема урока: Посвящение в ученики.

Беседа: «Название класса. Выбор буквы»
Содержание: Ребята, в нашей школе ученики не только вы. Вы ус­пели уже познакомиться с мальчиками и девочками из других первых классов и, конечно же, заметили, какие вы разные. Кто-то больше времени проводит с книжкой, кто-то прячет в портфеле свою люби­мую игрушку, кто-то спешит на стадион, чтобы вволю попрыгать и побегать. Посмотрите друг на друга, посмотрите на себя, посмотрите вокруг - какие мы? Давайте подумаем, как нам хотелось бы назвать свой класс? Не просто буквой «А», «Б», «В», «Г»... Давайте найдем такую секретную букву, в которой будет скрыта тайна нашего класса. Давайте крепко-крепко закроем глаза и представим «Какие мы?»...
О/иветь/:Спортивные -буква«С». Умелые-буква«У».Дружные-буква «Мы». Веселые — буква «В». Отважные — буква «О». Целеуст­ремленные — «Ц». Сегодня в жизни нашего класса большой празд­ник. У нас появилась своя буква, которую мы пронесем многие годы учебы в нашей школе. Теперь мы не просто «Первый класс», а «Пер­вый класс «В»». Первый «В» — это веселые, никогда не унывающие, всегда готовые придти на выручку своему товарищу, вечно ищущие ответы на все вопросы и везде находящие правильные ответы. Пер­вый «В» — это мы! Буква каждому классу вручается на Посвящении в школьники.
154
Игра «Звонок на урок»
Цель: формировать дисциплинированность. Собранность и уче­ническую ответственность.
Содержание: С обеих сторон площадки линиями очерчены два «класса». В них нарисованы квадраты «парты» (на 3—4 меньше, чем игроков в каждой команде). В центре площадки ребята образуют круг. По команде руководителя начинают движения по кругу и про­износят:
Перемена, перемена,
Можно бегать и играть,
Но нельзя и забывать,
Что когда звенит звонок,
Он зовет всех на урок.
Нам опаздывать нельзя,
Побыстрее в класс, друзья!
Бегут и стараются занять парты в своем классе. Выигрывает тот, кто не разу не опоздает на урок.
С целью развития речи и активизации словарного запаса млад­ших школьников на уроках физической культуры, обучения грамоте, чтения, внеклассных мероприятиях проводятся игры: «Два Мороза», «Солнце и месяц», «Карусель», «Телефон», «Молчание», «Фанты», «Краски», «Дедушка Рожок», «Машина корзинка».

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО)

Тема урока: Звуки [х], [х']; [н], [н']. Буквы X, х; Н, н.

Игра «Хомка»
Цель: упражнять детей в четком произношении звуков [х], [х']. Содержание: Все стоят по парам в кругу.
Ведущий читает стихотворение, ученики  за ним повторяют и выполняют движения по смыслу текста: Хомка-хомка, хомячок Полосатый бочок Хомка раненько встает Щечки моет, Шейку трет, Подметает хомка хатку И выходит на зарядку 1-2-3-4-5 Хомка хочет сильным стать!
Ведущий указывает любую пару, из которой один убегает, другой— догоняет. В другие пары становиться можно изнутри круга, а поза-дистоящий игрок убегает.
155
В конце игры: Как мы смеемся? — Ха—ха—ха!

Тема урока: Звуки [б], [б']. Буквы Б,б.

Игра «Белка»
Дидактическая задана: упражнять детей в четком произношении звуков
Содержание: Ученики говорят хором:
Белка сушит сыроежки, Лапкой с ветки рвет орешки. Все запасы в кладовой Пригодятся ей зимой.
По окончании стихотворения все бегут врассыпную по залу и собирают отдельно грибы и орехи.
В конце каждая команда подсчитывает собранные «запасы»: 1 команда — орехи, 2 команда — грибы.

Тема урока: Звуки [л], [л']; [ч']. Буквы Л, л; Ч, ч.

Игра «Кто быстрее?»
Дидактические задачи: выбрать только те геометрические фигу­ры, в названии цвета которых есть звук [л], [л']. Содержание :
Будем мы всегда, где надо, Мягкий знак вставлять в слова, чтобы хорь не стал бы хором, Колья — Колей никогда.
Ученики выстраиваются в шеренгу, по сигналу бегут к противо­положной стене зала, где они должны выбрать из разложенных квад­ратов, треугольников, кругов, прямоугольников, овалов те формы, в названии цвета которых есть твердый звук [л] — желтый, голубой, белый; или мягкий звук [л'] — зеленый, фиолетовый.
Побеждает тот, кто первый поднимет руку с правильно выбран­ной цветной формой (карточкой).

Тема урока: Слог.

Игра «Ча-ча-ча»
Дидактическая задача: развитие слухового внимания к речи ок­ружающих.
Содержание: Ученикам предлагается набор слогов со всеми под­ряд гласными, например: ча, чу, оч, чо, чи.
Две шеренги детей держаться за руки. Первая шеренга произ­носит:
Ча—ча—ча—ча—ча.
Вторая шеренга продолжает:
156
Наша печка горяча
Первая: чу-чу-чу-чу
Вторая: на ракете я лечу.
Первая: оч, оч, оч, оч.
Вторая: Наступила ночь.
Первая: чо, чо, чо, чо.
Вторая: положили на плечо;
Первая; чи-чи, чи-чи;
Вторая: испекли калачи.
Затем капитан 1 команды разбегается и пытается разорвать цепь второй команды, если ему это не удается, то вторая команда выпол­няет роль первой.

Тема урока: Звук [щ']. Буква Щ, щ.

Игра «Варим щи»
Двигательная задача: развитие скоростных способностей. Содержание:
Ведущий : Давай сегодня сварим щи! Слова такие отыщи, Чтоб в каждом Было щей немножко. Уже кастрюля на плите, Берите буквы только те, Что смотрят из лукошка.
Ученики выстраиваются в две шеренги , по команде ведущего добегают до лукошка с буквами, поднимают букву и громко называ­ют слово с буквой «щ», затем бегут обратно в команду, становясь в конце шеренги, а следующий игрок выполняет то же, что и преды­дущий.

Тема урока: Строчная буква з.

Игра «Зима!»
Содержание: Играющие становятся в круг. Водящий получает маленький мяч и выходит на середину круга. Затем он сильно уда­ряет мячом о пол и называет кого-либо по имени. Все убегают, а названный игрок, словив мяч, кричит: «Зима!» — все останавлива­ются на месте. Игрок, словивший мяч, должен назвать три слова на тему «зима», затем стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклонять­ся, приседать, подпрыгивать и т.д.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий кри-чит:»Лето!» — все останавливаются, он называет три слова на тему «лето», и игра продолжается.
157

Тема урока: Буквы О, о; Е, е.

Игра «Потешка»
Не по тропе, А около Катилось И охало
«О» охало, «О» окало «О» не на тропе, А около
Цель: формировать правильное звукопроизношение, развивать фонематический и речевой слух.
Содержание: Все играющие стоят по кругу и перекатывают обруч (это буква «о») от одного к другому соответственно размеру стихот­ворения: одно перекатывание на одну строку. Тот, на ком закончи­лось перекатывание, должен быстро назвать слово со звуком «о». Если играющий замешкался, он на время выбывает из игры, зато в конце игры он должен придумать три слова с «о» вначале слова, в середине его и в конце.
Многие подвижные игры с дидактической направленностью способствуют воспитанию звуковой культуры речи, уделяя внима­ние произносительной стороне речи. В процессе игры дети приоб­ретают знания и умения в формировании правильного звукопроиз-ношения.
Как мяучет кошка - «мяу». Как лает собака? Как кукарекает петух - «ку-ка-ре-ку!». Как кукует кукушка - «ку-ку» (закрепление звуков в небольших звукосочетаниях). Как шелестят листья на де­реве - «ш», «шшш» (уточнение и закрепление правильного произ­ношения изолированных звуков). Произношение звука связывается с предметом, явлением, которое определяет сюжет подвижных игр, когда движение активизирует и стимулирует речевые функции.
В процессе речевых подвижных игр ученики закрепляют, обога­щают свой словарный запас.
Игра «Кто как кричит»
Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Пить, пить, пить! Воды попить. Мур, мурр! Пугаю кур. Ам-ам! Кто там? Кра, кра, кра! Завтра дождь с утра.
158
Му, му-у! Молока кому?
Содержание: Ученики, повторяя за учителем слова стихотворе­ния, изображают того, кто так кричит.
Кукушка на калине -
Ку-ку, ку-ку!
А петушок в малине -
Ку -ка- ре-ку
А соловей на сливе -
Тьох-тьих! Тьох-тьих!
Ну, кто поёт красивей
Из нас троих?

ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ

С целью закрепления знаний по математике можно исполь­зовать следующие подвижные игры с дидактической направлен­ностью: «Математический бег», «Вызов номеров», «С листком календаря», «Фигуры», «Обручи», «Борьба номеров». Эти игры на­правлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза. Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стиму­лирует закрепление математического материала, который может быть представлен как множество предметов с их разнообразными свойствами, как круги Эйлера в виде обручей, колец или нарисо­ванных кругов, как плоские и объемные фигуры разных размеров и цветов и т. д. Использование игровой формы при работе с матема­тическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положи­тельных эмоций и радости движений постепенно осознают значи­мость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

Игра «Не скажу!»

Содержание: Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят «не скажу!»
Например: не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6...
Кто ошибся, выбывает из игры.

Игра «Быстро занять места!»

Содержание: Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быс-
159
тро занять места!» Дети спешат занять свои места, согласно тем циф­рам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева — четные, справа — нечетные).

Игра «Передай кубик»

Цель: закрепить знание последовательности чисел.
Содержание: На первую парту каждого ряда ставится пластмассо­вый цветной кубик.
По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по оче­реди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.
Ряд, закончивший передачу кубика первым, побеждает.
Игра повторяется 2—3 раза.

Игра «С листком календаря»

Цель: Закрепить отношения «раньше», «позже»; «было», «стало».
Содержание: Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:
1.    Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. — числа значения не имеют). Побеждает команда, собравшаяся первой. (Все становятся в круг, поднимают вверх руки и хором называют свой день).
2.    Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели (число, месяц значения не имеют). Побеждает команда, вставшая в шеренгу первой.
3.    Найти вчерашний день (например, «пятое сентября» ищет «четвертое сентября» и т. п.). Побеждает пара, которая нашлась первая.
4.    Собраться так, чтобы образовался год 2000. Побеждает команда, которая раньше соберется.
5.    Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равня­лась круглым числам (10, 20, 30,40 и т. д.)

Игра «Сколько нас без одного?»

Содержание: Ученики выстраиваются в ряд и пересчитывают-ся. Например, всего семь ребят. «Нас семь.» — говорит последний. «Один ученик ушел (уходит). Сколько осталось?»
Все ученики класса должны ответить: «Шесть». Шестой говорит: «Нас шесть. Один ушел (уходит)». Класс: «Осталось пять» и т. д.160

ОБУЧЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Поскольку игра является величайшей школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получа­ют благодаря игровым приёмам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности в частности. Школьники получают сведения об окружающих пред­метах, явлениях действительности и моделируют эту действитель­ность в игре, закрепляя программный материал по учебному пред­мету «Человек и мир». Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире.
С целью закрепления знаний природоведческого характера ис­пользуются игры: «Шишки, желуди, орехи», «Города», «Дятел», «Со­ломинки», «Летит — не летит», «Переселение лягушек», «Воробушки и кот», «Попрыгунчики», «Коршун», «ловля птиц», «Белые медве­ди», «День и ночь», «Море волнуется», «Щука и караси». Закреп­лению первоначальных знаний об обществе и о себе способствуют следующие игры: «Здравствуй, сосед», «Паутинка», «Выбери пару», «Сторона», «Зевака», «Платок», «Чашка чаю».

Игра «Правильно — неправильно»

Содержание: Ученики располагаются по кругу, учитель стоит в центре и дает детям задания, если задание правдоподобно, то учас­тники игры имитируют его в движении, если не видно, то игроки в приседе хлопают ладошами по коленям.
Задания типа:
— Птица летит — верно;
— Змея ползает — верно;
— Попугай смеется — не верно;
— Лягушка квакает — верно;
— Корова мяучет — не верно; и т. п.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Содержание: Ученики становятся в круг, в середине его становит­ся водящий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» игра­ющий отвечает названием какой-нибудь рыбы; на слово «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.
Ошибающийся игрок выбывает из игры.
161

Игра «Помоги малышу найти свою маму»

Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети. Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя.
Содержание: На карточках изображены взрослые животные и их малыши. С обратной стороны сделаны кармашки. Карточки с изображением малышей лежат лицевой стороной, в их кармашках — листки со схемами слов. Карточки с изображением взрослых живот­ных (их мам) перевернуты обратной стороной, и в их кармашках — листики со словами.
Вызванный ученик, рассмотрев схему, ищет слово, соответству­ющее схеме, и перевертывает карточку. Если слово соответствует схеме, игрок правильно выполнил задание, а значит, малыш нашел свою маму.

Игра «Белки, орехи, шишки»

Содержание: Играющие рассчитываются по три. Первые номера— белки, вторые — орехи, третьи — шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка)берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Руководитель кричит: «Белки!»—и все играющие, назван­ные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места — водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки» меняются местами другие иг­роки. В разгар игры можно подать команду: «Белки, орехи, шишки!» Тогда все игроки должны поменяться местами.

Игра «День и ночь»

Содержание:
Друг за дружкой чередой Мирно ходят брат с сестрой. Братец будит весь народ, А сестра - наоборот -Спать немедленно зовет.
(День и ночь)
Считалкой выбирают два игрока «День» и «ночь», которые по очереди выбегают в зал.
Пока гуляет «День» — все резвятся, прыгают, бегают. Но как только на смену выходит «Ночь» — все замирают и засыпают. Кто не выстоял без движения — выбывает из игры.162

ОБУЧЕНИЕ ТРУДУ

Тема урока: Сбор цветочных семян

Игра «Цветы»
Содержание: Каждый игрок выбирает себе название какого-ни­будь цветка (роза, тюльпан, лилия, пион и др.). Одно и то же назва­ние не может быть у нескольких детей. По считалке или жребию выбранный цветок начинает игру. Например: Роза. Она вызывает какой-нибудь цветок, например — гвоздику. Гвоздика убегает, а мак его догоняет. Когда гвоздика чувствует, что может быть пойманной, она называет имя какого-нибудь другого цветка. Убегает следующий цветок.
(Игроки могут называться не только названием цветов, но и рыб, животных и т. п.).

Тема урока: Изготовление зайчика из бумаги.

Игра «Заяц и Морковь»
До морковки
Дошла весть,
Что её зайчишка
Хочет съесть;
Брось, косой,
Не думай,
Бесполезно!..
Морковь поглубже
В чернозём залезла.
А чтоб не видно было
Головы,
Раскинула палатку
Из ботвы.
Содержание: Играющие, взявшись за руки, выстраиваются по кругу. Выбирают двоих водящих— «зайку» и «морковь». Морковь становится в середине круга, кошка находится за кругом. Игру начи­нают по указанию ведущего. Зайка ловит морковку, которая, спаса­ясь от зайки, вбегает в круг и выбегает из круга.
Игроки, стоящие в кругу, дают возможность морковке подлезть под руки, но мешают это делать зайке. Когда зайка поймает мор­ковку или долго не сможет поймать ее, выбирают других зайку и морковку.

Тема урока: Аппликация из сухих листьев «фигурки животных»

Игра «Наши загадки»
Содержание: Ученики делятся на несколько групп по 5—6 человек и выбирают себе карточку с заданием. В задании загадка, которую они должны к группе обсудить, выразительно прочитать и предста­вить в действии. Например:
163
1) Муравей.
Живет в лесу малыш изящный,
Пусть ростом мал, но работящий.
Весь день без устали снует -
То прут, то брёвнышко несёт.
2). Ёжик.
Колючий клубочек
Под ёлкой лежит.
Взять пожелаешь —
Вмиг убежит.
3). Паук.
Из тонких нитей
Сплел ловушку.
Сидит и поджидает Мушку.
4). Кукушка.
Всего две буквы знает,
В лесу их повторяет.
5). Кошка.
Острые ушки,
На лапках подушки,
Усы — как щетинка,
Дугою спинка
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит
6). Зайка.
Друг пушистый умывается,
Видно в гости собирается,
Вымыл хвостик, вымыл ухо.
Вытер сухо.
При выборе загадки желательно учитывать её значимость для развития младших школьников. Как усложняющий элемент в дан­ном виде работы можно использовать самостоятельное составление загадок.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ

Игра «Водители, на старт!»

Содержание: Для игры нужен заводной игрушечный автомобиль. На полу прокладывается трасса для автомобильных гонок.
Победит тот, кто придет к финишу, не нарушив правила дорож­ного движения.
164

Игра «Гололедица»

Не идется и не едется,
Потому что — гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Содержание: В углу площадки или зала очерчивают круг диамет­ром 1—2 м — «дом». Около круга ставится скамейка. Из играющих выбирается водящий, остальные — «пешеходы». Водящий становит­ся в своем доме, а пешеходы размещаются по всему залу у стен.
Учитель говорит: «Солнце!» Все пешеходы выбегают на середину зала, бегают, припрыгивают. Водящий сидит в доме. Учитель гово­рит: «Гололедица!». Все пешеходы замирают на месте, а водящий контролирует, кто из играющих шевелится. Если водящий заметит, что кто-либо из пешеходов шелохнется, он забирает его к себе в дом. Водящий ловит до тех пор, пока учитель не даст команду:« Солнце!» По сигналу «Солнце!» водящий уходит к себе в дом, а непойманные пешеходы начинают бегать и резвиться до сигнала «Гололедица!» Когда в доме окажется 3—5 пойманных пешеходов, выбирается новый ведущий из непойманных, наиболее осторожных, ловких пе­шеходов. И так играют несколько раз. В заключение отмечаются ни разу не пойманные пешеходы и наиболее наблюдательный ведущий, сумевший быстрее других поймать незадачливых пешеходов.

Игра «В новом доме мы живем»

Против школы новый дом. В новом доме мы живем. Мы по лестнице бежим И считаем этажи. Раз — этаж, Два - этаж, Три, четыре -Мы в квартире!
Содержание: На противоположных сторонах площадки или зала отмечают линиями два «дома» на расстоянии 15—20 м. один от дру­гого. Между «домами» посередине площадки становится водящий. Остальные играющие находятся на одной стороне площадки, за линией дома.
Если игра проводится на большой площадке, надо ограничить ее с боков, прочертив линии примерно на расстоянии 8-10 м одна от другой.
Водящий, стоя посередине лицом к играющим, громко произно­сит: «Раз, два, три!»
165
Все играющие говорят хором:
«Мы — веселые ребята, Любим бегать и играть Ну, попробуй нас догнать!»
После этого все ученики перебегают на противоположную сто­рону за линию другого дома. Водящий ловит перебегающих.
Пойманные отходят в сторону. Когда все игроки перебегут, во­дящий опять считает: «Раз, два, три!» - а все, сказав четверостишие, бегут в первый «дом». Пойманные опять отходят в сторону. После 2-3 перебежек (по договоренности) подсчитывают пойманных, вы­бирают нового водящего из непойманных, а пойманные включают­ся в игру, и все начинается сначала.
Игра проводится 3-4 раза, после чего отмечаются ни разу не пойманные ребята и лучшие водящие, сумевшие поймать больше учеников.
Правила.
1.    Перебегать на другую сторону можно только после слов: «Нас догнать».
2.    Нельзя, выбежав из-за линии «дома», возвращаться на­зад; игрок, поступивший так, считается пойманным.
3.    Поймать — значит, дотронуться до играющего.
4.    Водящий может ловить убегающих только до линии дома, за линией осаленный игрок пойманным не счи­тается.

Игра «Затейники»

Где ты был до сих пор? Задержал светофор. Красный — ясно — Путь опасный, Желтый — то же, Что и красный, А зеленый впереди-Проходи!
Содержание: Ученики встают в круг. Один из играющих выбира­ется «затейником» и встает в середину круга. Участники игры идут по кругу вправо (влево) и произносят текст:
Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте,
166
Дружно, вместе Сделаем вот так.
По окончании текста ученики останавливаются. «Затейник» по­казывает какое-либо сигнал светофора (либо жёлтый, либо красный, либо зелёный), и все играющие выполняют действие согласно этому сигналу светофора. Затем «затейника» сменяет другой игрок, и игра продолжается. Тот, кому не удастся правильно выполнить движение, выбывает из игры.

Игра «Ловкий пешеход»

Тут, наверно, скажет кто-то: это что за колдовство? Не случилось ничего! Ну, исчезли переходы-Не заплачут пешеходы, Сами выберут пути, Где дорогу перейти! Светофор не светофорит? Ну, какое в этом горе? Красный свет, зеленый свет! Может, в нем и толку нет?
Содержание. Пешеходы по очереди переходят перекресток.
Перейти — значит, на ходу забросить мяч в зеленый глазок све­тофора.
Попал в красный — не пересек улицу — выбываешь из игры.
Попал в желтый - получаешь право бросить мяч еще раз.
Для игры нужно: светофор — фанерный ящик с прорезанными в нем круглыми отверстиями, диаметр которых вдвое больше диамет­ра мяча, резиновый или пластмассовый мячик.

Игра «Зеленый, желтый, красный»

Чтоб тебе помочь путь пройти опасный Горит день и ночь Зеленый, желтый... (красный)
Содержание: На полу чертится прямая линия, разделенная на три части (красная часть - опасность, желтая часть - средний уровень опасности, зеленая часть линии — нет опасности)
красный
желтый
зеленый
Ученики получают карточки с заданием, но чтобы добраться к финишу игры — черте и положить карточку на нужный цвет, надо пройти препятствия:
167
1 — гусиным шагом дойти до гимнастической скамейки,
2 — перелезть через скамейку, не выпрямляясь,
3 — выполнить на матах кувырок вперед;
4 — гусиным шагом дойти до финишной черты, и только тогда положить карточку на линию и встать рядом.
Ведущий зачитывает задания в карточках вслух и при необходи­мости просит подтверждение правильности ответа у игроков. Например, задания:
* Я уступаю дорогу машине, которая мчится на пожар;
* Я перехожу дорогу там, где мне удобно;
* Я выхожу из автобуса через переднюю дверь;
* Я перехожу дорогу по «пешеходной зебре»;
* Я перевел малыша через дорогу;
* Я перелез через дорожные ограждения;
* Я пошел в школу и перешел дорогу на красный свет.

Игра «Будьте внимательны»

Содержание: один играющий держит мяч в руках и говорит нача­ло предложения, затем бросает мяч кому-то другому, кто должен за­кончить предложение. Тот бросает мяч третьему участнику, который начнет новое предложение и т.д. Можно определить тему разговора: «Будьте внимательны на дорогах».

Игра «Поезд»

Братцы в гости снарядились друг за друга зацепились и помчались в путь далек лишь оставили дымок (поезд)
Содержание: Участники игры делятся на две команды. Ведущий поднимает правую руку, — 1 команда говорит хором «Ж-Ж-Ж».
Когда ведущий поднимает левую руку, — 2 команда говорит хором «Ш-Ш-Ш». Ведущий поднимает обе руки, — 1 и 2 команда говорит хором «Ту-Ту-Ту».
Когда у команд будет хорошо получаться, ведущий начинает поднимать поочередно правую и левую руки, постепенно увеличи­вая темп. Получается шум, похожий на стук идущего поезда.
Таким образом, подвижные игры с дидактической направлен­ностью в течение всего учебного года можно использовать на уроках не только по предмету «физическая культура», но и на уроках обуче­ния грамоте, развития речи, математики, ознакомления с окружаю­щим, технологии.
168
Ковалько В.И. Здоровье-сберегающие технологии. 1-4 классы. – М.: Вако, 2004. – 296 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий