Создание условий для формирования понятия часть речи-имя числительное у учащихся через включение их в учебное исследование.
Задачи:
1. Увидит проблему, сформулирует её, поставит цель для исследования.
2. Спланирует ход работы и зафиксирует результаты.
3. Проанализирует результаты исследования.
4. Сформулирует понятие « часть речи-имя числительное».
Оборудование: Презентация к уроку ,карточки с текстом, карточки со словами, веера.
План урока
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со стихотворения
А. С. Пушкин
« О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух.
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…»
-Как вы думаете, почему именно с этих строк я начала урок.
Сегодня вы тоже будете учёными, будете заниматься исследованиями, делать новые открытия.
А начнём с повторения!
Актуализация полученных ранее знаний
-Подумайте и ответьте, на какие группы можно разделить слова?
-Я предлагаю вам разделить слова на группы по частям речи
А начнём с повторения!
Актуализация полученных ранее знаний
-Подумайте и ответьте, на какие группы можно разделить слова?
1. По количеству слогов (слова, состоящие из 2-х, 3-х и 4-х слогов)
2. По месту ударения в слове.
3. С окончаниями и с нулевым окончанием.
4. По частям речи.
5. По количеству звуков и букв.
6. По орфограммам (слова с безударными гласными и с непроизносимыми согласными и т.д.)
-Я предлагаю вам разделить слова на группы по частям речи
-Кто согласен? Кто думает по-другому?
Проверяем.
Давайте исследуем эти слова. Чем они похожи и чем отличаются?
одиннадцать десятый
пятнадцать седьмой
шестнадцать девятнадцатый.
Проверяем.
Существительные: Миша, лесу, волнушек.
(обозначают предмет)
Прилагательное: розовых.
(обозначает признак предмета)
Глагол: нашёл.
(обозначает действие предмета)
Предлог: в.
? семь
-У нас появились трудности в определении части речи слова семь.
(обозначают предмет)
Прилагательное: розовых.
(обозначает признак предмета)
Глагол: нашёл.
(обозначает действие предмета)
Предлог: в.
? семь
-У нас появились трудности в определении части речи слова семь.
-Почему мы не можем отнести его ни к одной группе? (не обозначает ни предмет, ни признак предмета, ни действия. Не подходит к данным частям речи.)
-Что можно сказать об этом слове? (они связано с числами)
-А где мы употребляем эти слова? (в математике, при счёте, при построении на уроке физ-ры)
-У нас появилась новая группа слов. Как можно её назвать эти слова?
-Так что же такое числительное?) (часть речи)
- Приведите примеры имён числительных.Что такое имя числительное
4. В ходе нашего урока мы должны получить ответы на следующие вопросы.
1. Что такое имя числительное?
2. Что обозначает это часть речи?
3. На какие вопросы отвечают имена числительные?
4. Какие бывают числительные?
Прочитайте первый вопрос. Как вы считаете, ответили мы на этот вопрос?
Давайте подумаем, а что обозначает эта часть речи?
Разделите слова на две группы.
Одиннадцать, десятый, седьмой, пятнадцать, шестнадцать, девятнадцатый.
Давайте исследуем эти слова. Чем они похожи и чем отличаются?
одиннадцать десятый
пятнадцать седьмой
шестнадцать девятнадцатый.
-Что обозначает первая группа? (кол-во предметов.)
-Как вы думаете, как называются эти числительные? (количественные)
-На какой вопрос отвечают? (сколько?)
-Что можно сказать про вторую группу?
-Что обозначают эти числительные? (порядок при счёте)
-Как вы думаете, как они называются? (порядковые)
-На какой вопрос отвечают? (какой?)
-Мы ответили на все наши вопросы?
-Давайте из наших ответов сформулируем общее правило. Для этого надо будет снова обращаться к вопросам.
-Что же такое имя числительное? (учащиеся формулируют правило)
-Правило, которое мы вывели и является научным определением. Давайте прочитаем его все хором. (правило появляется на экране)
-Теперь мы прочитаем его в учебнике. Как вы считаете, правильный вывод мы с вами сделали?
–А теперь я предлагаю вам исследовать следующие слова.
Двойка, тройка, два, пятак, триста, семёрка, восьмушка, десять, один.
-Найдите среди данных слов имена числительные и запишите их. Какие это числительные?
-Какой частью речи являются остальные слова? Докажите.
Работа с учебником
-Какие интересные задания к предложению вы можете предложить? (разобрать по членам предложения и по частям речи, выписать словосочетания)
-Разберите предложение по членам и частям речи.
-Возникли ли у вас трудности при разборе?
Ищем числительные в стихах
Составляем рассказ по серии картинок, используя числительные
6. Имена числительные мы используем не только на уроках математики и физ-ры.
Имена числительные очень часто встречаются в устном народном творчестве. Давайте вспомним и назовём пословицы и поговорки с именами числительными.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь-один раз отрежь.
Семь пядей во лбу.
Один в поле не воин.
У семи нянек дитя без глазу.
Ищем числительные в стихах
Составляем рассказ по серии картинок, используя числительные
Рефлексия
-На сколько исследовательская работа вам удалась? Оцените свою работу.
-Почему ты себя так оценил?
Д/з Я предлагаю вам выбрать домашнее задание. (слайд№7)
Составьте сказку об имени числительном.
Нарисуйте портрет числительного.
Сочините стихотворение о числительном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий