(1-4 классы)
I.
Пояснительная записка
Рабочая
программа «Занимательная математика»
рассматривается в рамках реализации
ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное
развитие обучающихся.
Рабочая
программа внеурочной деятельности
«Занимательная
математика»
(далее
– программа) составлена на основе
авторской программы внеурочной
деятельности под редакцией Виноградовой
Н.Ф., (программа внеурочной деятельности
«Занимательная
математика» Е.Э. Кочуровой.
// Сборник
программ внеурочной деятельности: 1-4
классы / под ред. Виноградовой. - М.:
Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Отличительной
особенностью данной программы является
то, что
программа предусматривает включение
задач и заданий, трудность которых
определяется не столько математическим
содержанием, сколько новизной и
необычностью мате матической ситуации,
что способствует появлению у учащихся
желания отказаться от образца, проявить
самостоятельность, а также формирова нию
умений работать в условиях поиска и
развитию сообразительности,
любознательности.
Программа
предназначен для развития математических
способно стей учащихся, для формирования
элементов логической и алгоритмиче ской
грамотности, коммуникативных умений
младших школьников с
применением коллективных форм организации
занятий и использова нием современных
средств обучения Создание на занятиях
ситуаций ак тивного поиска, предоставление
возможности сделать собственное
«открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладе ние
элементарными навыками исследовательской
деятельности позволят обучающимся
реализовать свои возможности, приобрести
уверенность в
своих силах.
Содержание
программы «Занимательная математика»
направлено на воспитание интереса к
предмету, развитие наблюдательности,
геомет рической зоркости, умения
анализировать, догадываться, рассуждать,
до казывать, решать учебную задачу
творчески. Содержание может быть
использовано для показа учащимся
возможностей применения тех знаний и
умений, которыми они овладевают на
уроках математики.
«Занимательная
математика» учитывает возрастные
особенности младших школьников и поэтому
предусматривает организа цию подвижной
деятельности учащихся, которая не мешает
умственной работе. С этой целью в
программу включены подвижные
матема тические игры, последовательная
смена одним учеником «центров»
дея тельности в течение одного занятия,
что приводит к передвижению учеников
по классу в ходе выполнения математических
заданий на листах бумаги, расположенных
на стенах классной комнаты, и др. Во
время за нятий важно поддерживать прямое
общение между детьми (возможность
подходить друг к другу, переговариваться,
обмениваться мыслями). При организации
занятий целесообразно использовать
принципы игр «Ручеёк», «Пересадки»,
принцип свободного перемещения по
классу, ра боту в группах и в парах
постоянного и сменного состава. Некоторые
ма тематические игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований
между командами.
Цель
программы:
развивать логическое мышление, внимание,
память, творческое воображение,
наблюдательность, последовательность
рассуждений и его доказательность.
Задачи
программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
Ценностными
ориентирами содержания программы
являются:
- формирование
умения рассуждать как компонента
логической грамотности;
-
освоение эвристических приёмов
рассуждений;
- формирование
интеллектуальных умений, связанных с
выбором страте-гии решения, анализом
ситуации, сопоставлением данных;
- развитие
познавательной активности и
самостоятельности учащихся;
- формирование
способностей наблюдать, сравнивать,
обобщать, находить простейшие
закономерности, использовать догадки,
строить и
проверять простейшие гипотезы;
- формирование
пространственных представлений и
простран ственного воображения;
- привлечение
учащихся к обмену информацией в ходе
свободного общения на занятиях.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты
освоения программы
Личностными
результатами изучения данного
факультативного курса являются:
- развитие
любознательности, сообразительности
при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
- развитие
внимательности, настойчивости,
целеустремлённости, умения преодолевать
трудности
- качеств
весьма важных в практиче ской деятельности
любого человека;
-
воспитание чувства справедливости,
ответственности;
- развитие
самостоятельности суждений, независимости
и нестан дартности мышления.
Метапредметные
результаты представлены в содержании
программы в разделе «Универсальные
учебные действия».
Предметные
результаты отражены в содержании
программы.
Возраст
детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок
реализации программы 4 года
Программа
«Занимательная
математика» реализуется
в общеобразовательном учреждении в
объеме 1 часа в неделю во внеурочное
время в объеме 33 часа в год -
1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание
программы отвечает требованию к
организации внеурочной деятельности:
соответствует курсу «Математика» и не
требует от учащихся дополнительных
матема тических знаний. Тематика задач
и заданий отражает реальные познава тельные
интересы детей, в программе содержатся
полезная и любопытная информация,
занимательные математические факты,
способные дать про стор воображению.
Формы и
режим занятий
Преобладающие
формы занятий
– групповая и индивидуальная.
Формы
занятий младших школьников очень
разнообразны: это тематические занятия,
игровые уроки, конкурсы, викторины,
соревнования. Используются нетрадиционные
и традиционные формы: игры-путешествия,
экскурсии по сбору числового материала,
задачи на основе статистических данных
по городу, сказки на математические
темы, конкурсы газет, плакатов.
Математические
игры:
- «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
- игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
- игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
- игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторон ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
- математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
- работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
- игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек тронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные
учебные действия:
-сравнивать
разные приёмы действий, выбирать удобные
способы для выполнения конкретного
задания;
-моделировать
в процессе совместного обсуждения
алгоритм реше ния числового кроссворда;
использовать его в ходе самостоятельной
работы;
-применять
изученные способы учебной работы и
приёмы вычислений для работы с числовыми
головоломками;
-анализировать
правила игры, действовать в соответствии
с заданиями
и правилами;
-включаться
в групповую работу, участвовать в
обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и
аргументировать его;
-
выполнять пробное учебное действие,
фиксировать индивидуальное затруднение
в пробном действии;
-аргументировать
свою позицию в коммуникации, учитывать
разные мнения, использовать критерии
для обоснования своего суждения;
-сопоставлять
полученный (промежуточный, итоговый)
результат заданным условием;
-контролировать
свою деятельность: обнаруживать и
исправлять ошибки.
Мир
занимательных задач
Задачи,
допускающие несколько способов решения.
Задачи с недо статочными, некорректными
данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм)
решения задачи.
Задачи,
имеющие несколько решений. Обратные
задачи и задания. Ориентировка в тексте
задачи, выделение условия и вопроса,
данных п искомых чисел (величин). Выбор
необходимой информации, содер жащейся
в тексте задачи, на рисунке или в таблице,
для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные
задачи. Использование знаково-символических
средств для моделирования ситуаций,
описанных в задачах.
Задачи,
решаемые способом перебора. «Открытые»
задачи и задания. Задачи и задания по
проверке готовых решений, в том числе
неверных. Анализ и оценка готовых решений
задачи, выбор верных решений.
Задачи
на доказательство, например найти
цифровое значение букв в условной
записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование
выпол няемых и выполненных действий.
Решение
олимпиадных задач международного
конкурса «Кенгуру». Воспроизведение
способа решения задачи. Выбор наиболее
эффектив ных способов решения.
Универсальные
учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за дачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре зультат решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая
мозаика
Пространственные
представления. Понятия «влево», «вправо»,
«вверх», «вниз». Маршрут передвижения.
Точка начала движения; число, стрелки,
указывающие направление движения.
Проведе ние линии по заданному маршруту
(алгоритму) — «путешествие точки» (на
листе в клетку). Построение собственного
маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические
узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фи гуры, имеющие одну и несколько осей
симметрии.
Расположение
деталей фигуры в исходной конструкции
(треуголь ники, таны, уголки, спички).
Части фигуры. Место заданной фигуры в
конструкции. Расположение деталей.
Выбор деталей в соответствии с заданным
контуром конструкции. Поиск нескольких
возможных ва риантов решения. Составление
и зарисовка фигур по собственному
за мыслу.
Разрезание
и составление фигур. Деление заданной
фигуры на рав ные по площади части.
Поиск
заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации.
Решение
задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
Распознавание
(нахождение) окружности на орнаменте.
Составление вычерчивание) орнамента с
использованием циркуля (по образцу, по
собственному замыслу).
Объёмные
фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пира- да, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма
организации обучения — работа с
конструкторами:
Объёмные
фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Моделирование из проволоки. Создание
объёмных фигур из развёрток: цилиндр,
призма шестиугольная, призма треугольная,
куб, конус, четырёхугольная пирамида,
октаэдр, параллелепипед, усечённый
конус, усечённая пира- да, пятиугольная
пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма
организации обучения — работа с
конструкторами:
-
моделирование фигур из одинаковых
треугольников, уголков;
-
танграм: древняя китайская головоломка.
«Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
-
конструкторы лего. Набор «Геометрические
тела»;
-
конструкторы «Танграм», «Спички»,
«Полимино», «Кубики», «Монтажник»,
«Строитель» и др. из электронного оного
пособия «Математика и конструирование».
Универсальные
учебные действия:
-ориентироваться
в понятиях «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз»;
-ориентироваться
на точку начала движения, на числа и
стрелки и др., указывающие направление
движения;
-проводить
линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять
фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать
расположение деталей ( танов, треугольников,
угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять
фигуры из частей, определять место
заданной детали конструкции;
-выявлять
закономерности в расположении деталей;
составлять де ти в соответствии с
заданным контуром конструкции;
-сопоставлять
полученный (промежуточный, итоговый)
результат заданным условием;
-объяснять
(доказывать) выбор деталей или способа
действия при данном условии;
-анализировать
предложенные возможные варианты верного
решения;
-моделировать
объёмные фигуры из различных материалов
(проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять
развёрнутые действия контроля и
самоконтроля: сравнивать построенную
конструкцию с образцом.
Предполагаемые
результаты реализации программы
Личностными
результатами
изучения курса «Занимательная математика»
являются:
- осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
- установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными
результатами
являются:
- способность регулировать собственную деятельность, на правленную на познание окружающей действительности и внут реннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для вы полнения учебных задач;
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
- умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто рии общества;
- умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
-
Познавательно-игровой математический
утренник «В гостях у Царицы Математики».
-
Проектные работы.
-
Игровой математический практикум
«Удивительные приключения Слагайки и
Вычитайки».
-
Познавательно-развлекательная
программа «Необыкновенные приключения
в стране Внималки-Сосчиталки».
-
Турнир по геометрии.
-
Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная
конкурсно-игровая программа «Весёлый
интеллектуал».
-Всероссийский
конкурс по математике «Кенгуру»
Календарно
– тематический план
1
класс
№ п/п
|
Разделы
программы и темы учебных занятий
|
Кол-во
часов
|
Характеристика
деятельности
|
Дата
|
1. |
Математика
– это интересно
|
|
Решение
нестандартных задач. Игра «Муха»
(«муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). |
|
2. |
Танграм:
древняя китайская головоломка |
|
Составление
картинки с заданным разбиением на
части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы- полненной работы. |
|
3. |
Путешествие
точки |
|
Построение
математических пирамид: «Сложение и
вычитание в пределах 20 (с переходом
через разряд)». Игра «Русское лото»
|
|
4. |
Игры с
кубиками |
|
Подсчёт
числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль. |
|
5. |
Танграм:
древняя китайская головоломка |
|
Составление
картинки с заданным разбиением на
части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол- ненной работы. |
|
6 |
Волшебная
линейка |
|
Шкала
линейки. Сведения из истории математики:
история возник-
новения линейки. |
|
7 |
Праздник
числа 10
|
|
Игры:
«Задумай число», «Отгадай задуманное
число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта. |
|
8 |
Конструирование
многоугольников из деталей танграма
|
|
Составление
многоугольников с заданным разбиением
на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав- ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
|
9 |
Игра-соревнование
«Весёлый счёт»
|
|
Найти,
показать и назвать числа по порядку
(от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. |
|
10 |
Игры с
кубиками |
|
Подсчёт
числа точек на верхних гранях выпавших
кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль. |
|
11-12 |
Конструкторы
лего
|
|
Знакомство
с деталями конструктора, схемами-инструкциями
и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст- венному замыслу. |
|
13 |
Весёлая
геометрия
|
|
Решение
задач, форми-рующих геометрическую
наблюдательность.
|
|
14 |
Математические
игры
|
|
Построение
«математических» пирамид: «Сложение
в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10». |
|
15-16 |
«Спичечный»
конструктор
|
|
Построение
конструкции по заданному образцу.
Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен- ной работы. |
|
17 |
Задачи-смекалки
|
|
Задачи
с некорректными данными. Задачи,
допускающие несколько
способов решения. |
|
18 |
Прятки
с фигурами
|
|
Поиск
заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». |
|
19 |
Математические
игры
|
|
Построение
«математических» пирамид: «Сложение
в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». |
|
20 |
Числовые
головоломки
|
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
|
|
21-22 |
Математическая
карусель
|
|
|
|
23 |
Уголки |
|
Составление
фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по
собственному
замыслу. |
|
24 |
Игра
в магазин. Монеты
|
|
Сложение
и вычитание в пределах 20.
|
|
25 |
Конструирование
фигур из деталей танграма
|
|
Составление
фигур с заданным разбиением на части;
с частично заданным разбиением на
части; без заданного разбиения.
Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. |
|
26 |
Игры
с кубиками
|
|
Сложение
и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа
точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер- вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Взаимный контроль. |
|
27 |
Математическое
путешествие |
|
Сложение
и вычитание в пределах 20. Вычисления
в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи- тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – 3 = 7 7 + 2 = 9 9 – 3 = 6 6 + 5 = 11 2-й раунд: 11 – 3 = 8 и т. д. |
|
28 |
Математические
игры
|
|
«Волшебная
палочка», «Лучший лодочник», «Гонки
с зонтиками».
|
|
29 |
Секреты
задач |
|
Решение
задач разными способами. Решение
нестандартных задач.
|
|
30 |
Математическая
карусель
|
|
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы,
математические головоломки, занимательные
задачи.
|
|
31 |
Числовые
головоломки
|
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
|
|
32 |
Математические
игры
|
|
Построение
«математических» пирамид: «Сложение
в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20». |
|
33 |
КВН
«Математика
– Царица наук»
|
|
|
|
2
класс
№ п/п |
Разделы
программы и темы учебных занятий
|
Кол-во
часов
|
Характеристика
деятельности
|
Дата |
1. |
Удивительная
снежинка»
|
1
|
Геометрические
узоры. Симметрия. Закономерности в
узорах. Работа с таблицей «Геометрические
узоры. Симметрия» |
|
2. |
Иrpa«Крестики-нолики»
|
1
|
Игры
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»
(сложение, вычитание в пределах 20 |
|
3. |
Математические
игры
|
1
|
Числа от
1 до 100. Построение математических
пирамид: «Сложение и вычитание в
пределах 20 (с переходом через
разряд)». Игра «Русское лото» |
|
4. |
Прятки
с фигурами
|
1
|
Поиск
заданных фигур в фигурах сложной
конфигурации. Решение задач на деление
заданной фигуры на равные части. |
|
5. |
Секреты
задач
|
1
|
Решение
нестандартных
и
занимательных задач. Задачи в стихах. |
|
6-7 |
«Спичечный»
конструктор
|
2
|
Построение
конструкции по заданному образцу
Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы. |
|
8. |
Геометрический
калейдоскоп
|
1
|
Конструирование
многоугольников из заданных элементов.
Танграм. доставление картинки без
разбиения на части и представленной
в уменьшенном масштабе.
|
|
9. |
Числовые
головоломки
|
1
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение чи слового
кроссворда(судоку).
|
|
10. |
«Шаг
в будущее»
|
1
|
Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?».
|
|
11. |
Геометрия
вокруг нас
|
1
|
Решение
задач, формирующих геометрическую
наблюдательность.
|
|
12. |
Путешествие
точки
|
1
|
Построение
геометрической фигуры (на листе в
клетку) в соот ветствии с заданной
последовательностью шагов (по
алгоритму). Проверка работы. Построение
собственного рисунка и описание его
шагов.
|
|
13. |
«Шаг в
будущее»
|
1
|
Игры:
«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,
«Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»
и др.
|
|
14. |
Тайны
окружности
|
1
|
Окружность.
Радиус (центр) окружности. Распознавание
(нахожде ние) окружности на орнаменте.
Составление (вычерчивание) орнамента
с использованием циркуля (по образцу,
по собственному замыслу).
|
|
15. |
Математическое
путешествие
|
1
|
Вычисления
в группах. Первый ученик из числа
вычитает 14; вто рой — прибавляет 18,
третий — вычитает 16, а четвёртый -
прибавляет 15. Ответы к пяти раундам
записываются.
1-й раунд:
34 -
14 = 20
20 +
18 = 38
38
- 16
= 22 22+ 15 = 37
|
|
16-17 |
«Новогодний
серпантин»
|
2
|
Мате матические
игры, математические головоломки,
занимательные задачи.
|
|
18 |
Математические
игры
|
1
|
Построение
математических пирамид: «Сложение в
пределах 100», «Вычитание в пределах
100».
|
|
19. |
«Часы
нас будят по утрам...»
|
1
|
Определение
времени по часам с точностью циферблат
с подвижными
стрелками.
|
|
20. |
Геометрический
калейдоскоп
|
1
|
Задания
на разрезание и составление фигур.
|
|
21. |
Головоломки
|
1
|
Расшифровка
закодированных слов. |
|
22. |
Секреты
задач
|
1
|
Задачи
с лишними или недостающими либо
некорректными данными. Нестандартные
задачи.
|
|
23. |
«Что
скрывает сорока?» |
1
|
Решение
и составление ребусов
|
|
24. |
Интеллектуальная
разминка
|
1
|
Математические
игры, математические головоломки,
занимательные задачи.
|
|
25. |
Дважды
два — четыре
|
1
|
Таблица
умножения однозначных чисел. Игра
«Говорящая таблица умножения». Игра
«Математическое домино». Математические
пирамиды: «Умножение», «Деление».
|
|
26-27. |
Дважды
два — четыре
|
2
|
Игры с
кубиками (у каждого два кубика). Запись
результатов умножения чисел (числа
точек) на верхних гранях выпавших
кубиков. Взаимный конт роль. Игра «Не
собьюсь». Задания по теме «Табличное
умножение и деление чисел» из
электронного учебного пособия
«Математика и конструирование».
|
|
28. |
В
царстве смекалки
|
1
|
Сбор
информации и выпуск математической
газеты (работа в группах). |
|
29. |
Интеллектуальная
разминка
|
1
|
Работав
«центрах» деятельности: конструкторы,
электронные мате матические игры
(работа на компьютере), математические
головоломки, занимательные задачи.
|
|
30. |
Составь
квадрат
.
|
1
|
Прямоугольник.
Квадрат. Задания на составление
прямоугольников (квадратов) из заданных
частей |
|
31-32. |
Мир
занимательных задач
|
2
|
Задачи,
имеющие несколько решений. Нестандартные
задачи. Задачи и задания, допускающие
нестандартные решения. Обратные задачи
и за дания. Задача «о волке, козе и
капусте».
|
|
33. |
Математические
фокусы
|
1
|
Отгадывание
задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое,
уменьшаемое и др. (ходом шахматного
коня).
|
|
34. |
Математическая
эстафета
|
1
|
Решение
олимпиадных задач |
|
3
класс
№ п/п |
Разделы
программы и темы учебных занятий |
Кол-во
часов
|
Характеристика
деятельности |
Дата |
1 |
Интеллектуальная
разминка |
|
|
|
2. |
«Числовой»
конструктор |
1
|
Числа
от 1 до 1000. Составление трёхзначных
чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
|
3. |
Геометрия
вокруг нас |
1
|
Конструирование
многоугольников из одинаковых
треугольников. |
|
4. |
Волшебные
переливания |
1
|
Задачи
на переливание.
|
|
5-6 |
В царстве
смекалки |
2
|
Решение
нестандартных задач (на «отношения»).
Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах). |
|
7 |
«Шаг в
будущее» |
1
|
Игры:
«Крестики-нолики на бесконечной
доске», «Морской бой» и др.,
конструкторы
|
|
8-9 |
«Спичечный»
конструктор
|
2
|
Построение
конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условием. Проверка
выполненной работы. |
|
10 |
Числовые
головоломки
|
1
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
|
|
11-12 |
Интеллектуальная
разминка
|
2
|
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
13 |
Математические
фокусы |
1
|
Порядок
выполнения действий в числовых
выражениях (без скобок, со скобками).
Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками
действий так, чтобы в ответе
получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
|
|
14 |
Математические
игры
|
1
|
Построение
математических пирамид: «Сложение в
пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
|
15 |
Секреты
чисел
|
1
|
Числовой
палиндром — число, которое читается
одинаково слева направо и справа
налево. Числовые головоломки: запись
числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами. |
|
16 |
Математическая
копилка
|
1
|
Составление
сборника числового материала, взятого
из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач. |
|
17 |
Математическое
путешествие
|
1
|
|
|
18 |
Выбери
маршрут
|
1
|
Единица
длины километр. Составление карты
путешествия: на определённом транспорте
по выбранному маршруту, например
«Золотое кольцо» России, города-герои
и др.
|
|
19 |
Числовые
головоломки
|
1
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку).
|
|
20
-21 |
В
царстве смекалки
|
2
|
Сбор
информации и выпуск математической
газеты (работа в группах). |
|
22 |
Мир
занимательных задач
|
1
|
Задачи
со многими возможными решениями.
Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
|
23 |
Геометрический
калейдоскоп
|
1
|
Конструирование
многоугольников из заданных
элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. |
|
24 |
Интеллектуальная
разминка |
1
|
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
25 |
Разверни
листок
|
1
|
Задачи и
задания на развитие пространственных
представлений. |
|
26-27 |
От
секунды до столетия
|
2
|
Время и
его единицы: час, минута, секунда;
сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
|
28 |
Числовые
головоломки
|
1
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(какуро).
|
|
29 |
Конкурс
смекалки |
1
|
Задачи
в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
|
|
30 |
Это было
в старину
|
1
|
Старинные
русские меры длины и массы: пядь, аршин,
вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение
старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» |
|
31 |
Математические
фокусы |
1
|
Алгоритм
умножения (деления) трёхзначного числа
на однозначное число. Поиск «спрятанных»
цифр в записи решения. |
|
32-33 |
Энциклопедия
математических развлечений
|
2
|
Составление
сборника занимательных заданий.
Использование разных источников
информации (детские познавательные
журналы,
книги и др.). |
|
34 |
Математический
лабиринт
|
1
|
Итоговое
занятие — открытый интеллектуальный
марафон. Подготовка к международному
конкурсу «Кенгуру».
|
|
4
класс
№ п/п |
Разделы
программы и темы учебных занятий |
Кол-во
часов
|
Характеристика
деятельности
|
Дата |
1 |
Интеллектуальная
разминка |
1
|
|
|
2. |
Числа-великаны |
1
|
Как
велик миллион? Что такое гугол?
|
|
3. |
Мир
занимательных задач |
1
|
Задачи
со многими возможными решениями.
Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до- казательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
|
4. |
Кто что
увидит? |
1
|
Задачи и
задания на развитие пространственных
представлений. |
|
5 |
Римские
цифры |
1
|
Занимательные
задания с римскими цифрами.
|
|
6 |
Числовые
головоломки |
1
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро). |
|
7 |
Секреты
задач
|
1
|
Задачи
в стихах повышенной сложности: «Начнём
с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров). |
|
8 |
В
царстве смекалки
|
1
|
Сбор
информации и выпуск математической
газеты (работа в группах). |
|
9 |
Математический
марафон
|
1
|
Решение
задач международного конкурса
«Кенгуру». |
|
10-11 |
«Спичечный»
конструктор |
2
|
Построение
конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в
соответствии с условиями. Проверка
выполненной работы. |
|
12 |
Выбери
маршрут
|
1
|
Единица
длины километр. Составление карты
путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами. |
|
13 |
Интеллектуальная
разминка
|
1
|
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
14 |
Математические
фокусы
|
1
|
«Открой»
способ быстрого поиска суммы. Как
сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др |
|
15-17 |
Занимательное
моделирование
|
3
|
Объёмные
фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар,
куб. Набор «Геометрические тела».
Моделирование из проволоки. Создание
объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь- ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся). |
|
18 |
Математическая
копилка
|
1
|
Составление
сборника числового материала, взятого
из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач. |
|
19 |
Какие
слова
спрятаны
в таблице?
|
1
|
Поиск в
таблице (9 × 9) слов, связанных с
математикой. (Например, за- дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.) |
|
20 |
«Математика
— наш друг!»
|
1
|
Задачи,
решаемые перебором различных вариантов.
«Открытые» задачи и задания (придумайте
вопросы и ответьте на них). Задачи и
задания по проверке готовых решений,
в том числе неверных. |
|
21 |
Решай,
отгадывай, считай
|
1
|
Не
переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить
их знаками действий так,чтобы в
ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70,
80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки. |
|
22-23 |
В
царстве смекалки
|
2
|
Сбор
информации и выпуск математической
газеты (работав группах). |
|
24 |
Числовые
головоломки |
1
|
Решение
и составление ребусов, содержащих
числа. Заполнение числового кроссворда
(судоку, какуро).
|
|
25-26 |
Мир
занимательных задач
|
2
|
Задачи
со многими возможными решениями.
Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. |
|
27
|
Математические
фокусы
|
1
|
Отгадывание
задуманных чисел: «Отгадай задуманное
число», «Отгадай число и месяц рождения»
и др.
|
|
28-29 |
Интеллектуальная
разминка
|
2
|
Работа
в «центрах» деятельности: конструкторы,
электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
|
30 |
Блиц-турнир
по решению задач |
1
|
Решение
логических, нестандартных задач.
Решение задач, имеющих
несколько решений. |
|
31 |
Математическая
копилка
|
1
|
Математика
в спорте. Создание сборника числового
материала для составления задач.
|
|
32 |
Геометрические
фигуры вокруг нас |
1
|
Поиск
квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см
(на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (Работа с набором «Танграм».) |
|
33
|
Математический
лабиринт
|
1
|
Интеллектуальный
марафон. Подготовка к международному
конкурсу «Кенгуру». |
|
34 |
Математический
праздник
|
1
|
Задачи-шутки.
Занимательные вопросы и задачи-смекалки.
Задачив стихах. Игра «Задумай
число».
|
|
Содержание
программы
Числа.
Арифметические действия. Величины
Названия и
последовательность чисел от 1 до 20.
Подсчёт числа точек на верхних гранях
выпавших кубиков.
Числа от 1 до
100. Решение и составление ребусов,
содержащих числа. Сложение и вычитание
чисел в пределах 100. Таблица умножения
одно значных чисел и соответствующие
случаи деления.
Числовые
головоломки: соединение чисел знаками
действия так, чтобы в ответе получилось
заданное число, и др. Поиск нескольких
ре шений. Восстановление примеров: поиск
цифры, которая скрыта. После довательное
выполнение арифметических действий:
отгадывание задуманных чисел.
Заполнение
числовых кроссвордов (судоку, какуро и
др.).
Числа
от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в
пределах 1000.
Числа-великаны
(миллион и др.). Числовой палиндром:
число, кото рое читается одинаково слева
направо и справа налево.
Поиск
и чтение слов, связанных с математикой
(в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные
задания с римскими цифрами.
Время.
Единицы времени. Масса. Единицы массы.
Литр.
Материально-техническое
обеспечение
- Кубики (игральные) с точками или цифрами.
- Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4,
...,9(10);
-10,20, 30, 40,...,
90;
-100, 200, 300,
400,..., 900.
- «Математический веер» с цифрами и знаками.
- Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
- Часовой циферблат с подвижными стрелками.
- Набор «Геометрические тела».
Методическое
обеспечение
Литература
для учащихся
-Кочурова
Е.Э. Дружим с математикой :
рабочая
тетрадь для уча щихся 3 класса
общеобразовательных учреждении. — М.:
Вентана-Граф
-Плакат
«Говорящая таблица умножения» /
АЛ.Бахчетьев
и др. — М.:
Знаток, 2009.
-Таблицы для
начальной школы. Математика: в 6 сериях.
Математика вокруг нас : методические
рекомендации /
Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева,
К.М. Тихомирова.
— М. : ВАРСОН, 2010.
Литература
для учителя
1. Турин
Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и
развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС,
2000.
3.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. —
СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со
спичками: Задачи и развлечения / сост.
А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий.
— Минск : Фирма «Вуал», 1993.
Комментариев нет:
Отправить комментарий