Ребусы

вторник, 20 сентября 2016 г.

Рабочая программа курса «Занимательная математика»

 (1-4 классы)
I. Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью мате матической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формирова нию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способно стей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмиче ской грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использова нием современных средств обучения Создание на занятиях ситуаций ак тивного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладе ние элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геомет рической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, до казывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
«Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организа цию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные матема тические игры, последовательная смена одним учеником «центров» дея тельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время за нятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, ра боту в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые ма тематические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи программы:
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Ценностными ориентирами содержания программы являются:
    - формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
    - освоение эвристических приёмов рассуждений;
    - формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором страте-гии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
    - развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
    - формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
    - формирование пространственных представлений и простран ственного воображения;
    - привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
    - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
    - развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
- качеств весьма важных в практиче ской деятельности любого человека;
    - воспитание чувства справедливости, ответственности;
    - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестан дартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.

Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4
Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема тических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познава тельные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать про стор воображению.

Формы и режим занятий

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов.

Математические игры:
  • «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
  • игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
  • игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
  • игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторон ние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
  • математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
  • работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.;
  • игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из элек тронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм реше ния числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недо статочными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содер жащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выпол няемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффектив ных способов решения.
Универсальные учебные действия:
  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения за дачи;
  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
  • воспроизводить способ решения задачи;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и ре зультат решения задачи;
  • конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведе ние линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фи гуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треуголь ники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных ва риантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному за мыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на рав ные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пира- да, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами:
- моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;
- танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;
- конструкторы лего. Набор «Геометрические тела»;
- конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:
-ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать расположение деталей ( танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-выявлять закономерности в расположении деталей; составлять де ти в соответствии с заданным контуром конструкции;
-сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемые результаты реализации программы

Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
  • способность регулировать собственную деятельность, на правленную на познание окружающей действительности и внут реннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для вы полнения учебных задач;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто рии общества;
  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Формы и виды контроля.
- Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
- Проектные работы.
- Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
- Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
- Турнир по геометрии.
- Блиц - турнир по решению задач.
-Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру»


Календарно – тематический план
1 класс
п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во часов
Характеристика деятельности
Дата
1.
Математика – это интересно

Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по
командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

2.
Танграм: древняя китайская головоломка 

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка вы-
полненной работы.

3.
Путешествие точки

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».   Игра «Русское лото»

4.
Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

5.
Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично
заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выпол-
ненной работы.

6
Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возник-
новения линейки.

7
Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановле-
ние примеров: поиск цифры, которая скрыта.

8
Конструирование многоугольников из деталей танграма


Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с ча-
стично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Состав-
ление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

9
Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от
1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей
таблице.

10
Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каж-
дого два кубика). Взаимный контроль.

11-12
Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и ал-
горитмами построения конструкций. Выполнение постройки по собст-
венному замыслу.

13
Весёлая геометрия

Решение задач, форми-рующих геометрическую наблюдательность.

14
Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Вычитание в пределах 10».

15-16
«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание
нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполнен-
ной работы.

17
Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько
способов решения.

18
Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа
с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

19
Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»,
«Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание
в пределах 20».

20
Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).



21-22
Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические го-
ловоломки, занимательные задачи.


23
Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному
замыслу.

24
Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.


25
Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление
фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26
Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верх-
них гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях пер-
вого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Взаимный контроль.

27
Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. Пер-
вый ученик из числа вычитает 3; второй — прибавляет 2, третий — вычи-
тает 3, а четвёртый — прибавляет 5. Ответы к четырём раундам
записываются в таблицу.1-й раунд: 10 – = 7  7 + = 9  9 – = 6  6 + = 11
2-й раунд: 11 – = 8 и т. д.

28
Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

29
Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30
Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.


31
Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


32
Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»,
«Вычитание в пределах 20».


33
КВН
«Математика – Царица наук»




2 класс
п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во часов
Характеристика деятельности


Дата
1.
Удивительная снежинка»
1
Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»


2.
Иrpa«Крестики-нолики»
1
Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20


3.
Математические игры


1
Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»


4.
Прятки с фигурами


1
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.


5.
Секреты задач



1
Решение нестандартных
и занимательных задач. Задачи в стихах.


6-7
«Спичечный» конструктор


2
Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


8.
Геометрический калейдоскоп

1
Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.


9.
Числовые головоломки

1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи слового кроссворда(судоку).


10.
«Шаг в будущее»

1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».


11.
Геометрия вокруг нас



1
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.


12.
Путешествие точки

1
Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.


13.
«Шаг в будущее»

1
Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.


14.
Тайны окружности

1
Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).


15.
Математическое путешествие

1
Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.
1-й раунд:
34 - 14 = 20
20 + 18 = 38
38 - 16 = 22 22+ 15 = 37


16-17
«Новогодний серпантин»

2
Мате матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.


18
Математические игры

1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».


19.
«Часы нас будят по утрам...»

1
Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.


20.
Геометрический калейдоскоп
1
Задания на разрезание и составление фигур.


21.
Головоломки

1
Расшифровка закодированных слов.


22.
Секреты задач

1
Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.


23.
«Что скрывает сорока?»
1
Решение и составление ребусов


24.
Интеллектуальная разминка
1
Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.


25.
Дважды два — четыре

1
Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».


26-27.
Дважды два — четыре

2
Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».


28.
В царстве смекалки


1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


29.
Интеллектуальная разминка

1
Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.


30.
Составь квадрат
.


1
Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей


31-32.
Мир занимательных задач

2
Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за дания. Задача «о волке, козе и капусте».


33.
Математические фокусы

1
Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).


34.
Математическая эстафета
1
Решение олимпиадных задач






3 класс
п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Дата
1
Интеллектуальная разминка





2.
«Числовой» конструктор
1
Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью ком-
плектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.


3.
Геометрия вокруг нас
1
Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.


4.
Волшебные переливания
1
Задачи на переливание.




5-6
В царстве смекалки
2
Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации
и выпуск математической газеты (работа в группах).


7
«Шаг в будущее»
1
Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы


8-9
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.



10
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


11-12
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.


13
Математические фокусы
1
Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.


14
Математические игры
1
Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).


15
Секреты чисел
1
Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)
тремя одинаковыми цифрами.


16
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.


17
Математическое путешествие
1




18
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.


19
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


20 -21
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


22
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недо -
стающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на
доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


23
Геометрический калейдоскоп
1
Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения
на части; заданного в уменьшенном масштабе.


24
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.


25
Разверни листок
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.


26-27
От секунды до столетия
2
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки?
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.



28
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).


29
Конкурс смекалки
1
Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.


30
Это было в старину
1
Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.
Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»


31
Математические фокусы
1
Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.


32-33
Энциклопедия математических развлечений
2
Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы,
книги и др.).


34
Математический лабиринт
1
Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».



4 класс
п/п
Разделы программы и темы учебных занятий
Кол-во
часов
Характеристика деятельности
Дата
1
Интеллектуальная разминка
1



2.
Числа-великаны
1
Как велик миллион? Что такое гугол?


3.
Мир занимательных задач
1
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не -
достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на до-
казательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.


4.
Кто что увидит?
1
Задачи и задания на развитие пространственных представлений.


5
Римские цифры
1
Занимательные задания с римскими цифрами.


6
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи-
слового кроссворда (судоку, какуро).


7
Секреты задач
1
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,
«Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).


8
В царстве смекалки
1
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).


9
Математический марафон
1
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».


10-11
«Спичечный» конструктор
2
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.


12
Выбери маршрут
1
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на опре-
делённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния
между городами и сёлами.


13
Интеллектуальная разминка
1
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.


14
Математические фокусы
1
«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько
последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др


15-17
Занимательное моделирование
3
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных
фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треуголь-
ная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед,
усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).


18
Математическая копилка
1
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (га-
зеты, детские журналы), для составления задач.


19
Какие слова
спрятаны в таблице?

1
Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой. (Например, за-
дания № 187, 198 в рабочей тетради «Дружим с математикой» 4 класс.)



20
«Математика — наш друг!» 
1
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.


21
Решай, отгадывай, считай
1
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так,чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом
стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо,
можно использовать скобки.


22-23
В царстве смекалки
2
Сбор информации и выпуск математической газеты (работав группах).


24
Числовые головоломки
1
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).


25-26
Мир занимательных задач
2
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде
таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом
условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв
в условной записи.


27
Математические фокусы
1
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.


28-29
Интеллектуальная разминка
2
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате-
матические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.


30
Блиц-турнир по решению задач
1
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих
несколько решений.


31
Математическая копилка
1
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.


32
Геометрические фигуры вокруг нас
1
Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа).
Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?
(Работа с набором «Танграм».)


33
Математический лабиринт
1
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».


34
Математический праздник
1
Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачив стихах. Игра «Задумай число».




Содержание программы
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения одно значных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких ре шений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. После довательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, кото рое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Материально-техническое обеспечение
  • Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  • Комплекты карточек с числами:
-0,1,2,3, 4, ...,9(10);
-10,20, 30, 40,..., 90;
-100, 200, 300, 400,..., 900.
  • «Математический веер» с цифрами и знаками.
  • Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
  • Часовой циферблат с подвижными стрелками.
  • Набор «Геометрические тела».
Методическое обеспечение
Литература для учащихся
    -Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для уча щихся 3 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
    -Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
    -Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
Литература для учителя
1. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993.



Комментариев нет:

Отправить комментарий