- не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Отвар кувшинки считался любовным напитком, его носили в ладанке на груди как оберег.
В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей взаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку. Существует поверье, что нимфы укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.
По другому сказанию, кувшинки - это дети красавицы графини, увлеченной в тину болотным царем. Убитая горем мать графини ежедневно ходила на берег болота. Однажды она увидела дивный белый цветок, лепестки которого напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки - ее золотистые волосы.
По заводям, где от жары и света
У камышей кружится голова,
Кувшинки расцветают каждым летом.
Они зовутся одолень-трава.
Е.Стюарт
http://flower.wcb.ru/index.php?showtopic=1561
Кувшинка
Дивная кувшинка, или, как ее еще называют, водяная лилия (родственница знаменитого египетского лотоса), как сообщает греческий миф, возникла из тела прелестной нимфы, погибшей от любви к остававшемуся безразличным к ней Гераклу. В Древней Греции цветок считался символом красоты и красноречия. Молодые девушки плели из них гирлянды, украшали ими свои головы и туники; они сплели даже венок из кувшинок для прекрасной Елены в день ее свадьбы с царем Менелаем и украсили венком вход в их спальню.
Лист кувшинки плавучий, как плот, внешне прост, сердцевидный и толстый, подобно лепешке; внутри его – воздушные полости, потому он и не тонет. Воздуха в нем в несколько раз больше того, чтобы держать собственный вес, избыток которого необходим для непредвиденных случайностей: сядет, скажем, птица или лягушка, – лист их должен удержать.
Когда-то существовало такое поверье: кувшинки ночью спускаются под воду и превращаются в прекрасных русалок, а с появлением солнца русалки вновь превращаются в цветы. В древности кувшинку даже называли русалочий цветок. Может, поэтому ботаники и дали название кувшинке «нимфея кандида», что в переводе означает «нимфа белая» (нимфа – русалка).
В Германии рассказывали, что однажды русалочка влюбилась в рыцаря, а тот не ответил ей взаимностью. От горя нимфа превратилась в кувшинку.
Существует поверье, что нимфы (русалки) укрываются в цветах и на листьях кувшинок, а в полночь начинают водить хороводы и увлекают за собой проходящих мимо озера людей. Если кому-то и удалось как-нибудь от них убежать, то потом горе его иссушит.
По другому сказанию, кувшинки – это дети красавицы графини, увлеченной в тину болотным царем. Убитая горем графиня ежедневно ходила на берег болота. Однажды она увидела дивный белый цветок, лепестки которого напоминали цвет лица ее дочери, а тычинки – ее золотистые волосы.
Есть и легенды, в которых говорится, что каждая лилия-кувшинка имеет своего друга эльфа (маленького человечка), который вместе с цветком родится, вместе и умирает. Венчики цветов служат эльфам и домом, и колоколом. Днем эльфы спят в глубине цветка, а ночью раскачивают пестик и звонят, созывая на тихую беседу своих братьев. Одни из них садятся в кружок на лист, свешивая ноги в воду, а другие предпочитают беседовать, раскачиваясь в венчиках кувшинок. Собираясь вместе, они садятся в кубышки и гребут, гребут лепестковыми веслами, и кубышки тогда служат им лодочками или корабликами. Беседы эльфов проходят в поздний час, когда на озере все успокоилось и погрузилось в глубокий сон.
Живут озерные эльфы в подводных хрустальных чертогах, построенных из раковин. Вокруг чертогов блещут жемчуга, яхонты, серебро и кораллы. По дну озера, усеянному разноцветными камешками, катятся изумрудные ручьи, а на крыши чертогов сыплются водопады. Солнце просвечивает сквозь воду в эти жилища, а месяц и звезды вызывают эльфов на берег.
Прелесть кувшинки действует чарующе не только на европейцев. О ней сложено немало легенд и преданий и у других народов.
Вот что, например, говорится в легенде североамериканских индейцев. Умирая, великий индейский вождь пустил в небо стрелу. Стрелу очень хотелось заполучить двум ярким звездам. Они бросились за стрелой, но столкнулись, и от столкновения посыпались на землю искры. Из этих небесных искр и родились кувшинки.
Могущественным растением, а не только прекрасным цветком считалась белая лилия и у славянских народов.
Кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она может дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но может и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами. Отвар кувшинки считался любовным напитком, его носили в ладанке на груди как оберег.
Славяне верили, что кувшинка способна охранять людей от разных напастей и неприятностей во время путешествий. Отправляясь в дальнюю дорогу, люди зашивали в маленькие мешочки-ладанки листья и цветки кувшинки, носили при себе как амулет и твердо верили, что это принесет им удачу, оборонит от несчастий.
Существовало по этому случаю и своеобразное заклинание: «Еду я во чистом поле, а во чистом поле растет одолень-трава. Не я тебя породил, не я тебя поливал. Породила тебя мать-сыра земля, поливали тебя девки простоволосые, бабы– самокрутки. Одолень-трава! Одолей ты злых людей: лихо бы обо мне не подумали, скверного не помыслили; отгони ты чародея-ябедника.
Одолень-трава! Одолей ты горы высокие, долы низкие, озера синие, берега крутые, леса темные, пеньки и колоды. Спрячу я тебя, одолень-трава, у ретивого сердца во всем пути и во всей дороженьке!»
К сожалению, на самом деле прекрасный цветок даже за себя постоять не может. И не он нас, а мы его должны оберегать, чтобы не исчезло это чудо, чтобы мы могли иногда по утрам видеть, как появляются на поверхности еще темной воды яркие белые звезды и словно широко раскрытые глаза смотрят на прекрасный мир природы, который еще прекраснее оттого, что существуют эти цветы – белые лилии.
Родственницей нашей белой кувшинки является кувшинка желтая, которую в народе называют кубышкой. Латинское название кубышки «нюфар лютеум». «Нюфар» происходит от арабского слова, означающего тоже «нимфа», «лютеум» – «желтая». В какое бы время дня ни пришли смотреть на цветущую кувшинку, вы никогда не найдете ее цветы в одинаковом положении. Целый день кувшинка следует за движением солнца.
В далеком прошлом всю прибрежную полосу Италии, от Пизы до Неаполя, занимали болота. По всей вероятности, там и зародилась легенда о прекрасной Мелинде и болотном царе. Глаза царя мерцали, как фосфоресцирующие гнилушки, а вместо ног были лягушечьи лапки. И все же он стал мужем красавицы Мелинды, заполучить которую ему помогла желтая кубышка, олицетворяющая исстари измену и коварство. Гуляя с подругами у болотистого озера, Мелинда залюбовалась золотистыми плавающими цветами и, чтобы сорвать один из них, ступила на прибрежный пень, под видом которого притаился владыка трясины. Пень пошел ко дну и увлек за собой девушку, а на месте, где она скрылась под водой, всплыли белоснежные цветы с желтой сердцевиной. Так вслед за обманщицами-кубышками появились водяные лилии– кувшинки, означающие на старинном языке цветов: «Ты никогда не должен меня обманывать».
Цветет кубышка с конца мая по август. В это время рядом с плавающими листьями можно увидеть высоко торчащие на толстых цветоножках крупные желтые, почти шаровидные цветы.
Кубышка издавна считалась в народной медицине целебным растением. Использовались и листья, и лежащее на дне толстое, до 15 сантиметров в длину, корневище, и крупные, достигающие в поперечнике 5 сантиметров, хорошо пахнущие цветки. Обрывали кубышку и для того, чтобы украсить ее цветами жилище. И зря: цветки кубышки, как и белой лилии, не стоят в вазах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий