Инна ТКАЧЕНКО,
учитель начальной школы г. Колпашева, Томская обл.
Неправильные правила
С методикой работы со словарными словами, о которой хочу рассказать, я познакомилась в книге В.Агафонова «Неправильные правила, или Как запомнить словарные слова». Работа эта очень увлекла меня и моих учеников 2-го класса и уже дает свои положительные результаты.
Для тех, кому не удалось познакомиться с этой книгой, позволю себе кратко изложить данную методику словами ее автора: «Не секрет, что заучивание словарных слов представляет для детей особую трудность. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается.
Память у учащихся начальной школы очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои правила – «неправильные».
Сделаем это при помощи ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребенка активно заработает. Свяжем наше слово с другим, обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет точно запомнить нужную орфограмму.
Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь могут усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. А еще – будем нагнетать нужную букву в текст правила, «насытим» его этой буквой.
Вот только «приемных родственников» нельзя путать с настоящими родственными словами. Да их и не спутать, уж слишком далеки они по смыслу.
Правило заучивать наизусть не нужно. Достаточно прочесть его несколько раз. Если память в первый раз дала сбой, подскажите ребенку, но не букву, а сюжет или образ – и в следующий раз сбоя не будет».
Поскольку в книгу вошло всего около сорока словарных слов с «неправильными правилами», то возникла необходимость в сочинении подобных правил к другим словам. Так мои ученики активно перешли к их сочинению.
Некоторые из придуманных ими правил хочу предложить вашему вниманию.
Я считаю, что готовые «неправильные правила» нужны только для того, чтобы ученики поняли закономерность, суть их образования. Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, а вся эта работа в целом дает качественный результат изучения словарных слов.
Для тех, кому не удалось познакомиться с этой книгой, позволю себе кратко изложить данную методику словами ее автора: «Не секрет, что заучивание словарных слов представляет для детей особую трудность. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается.
Память у учащихся начальной школы очень яркая и образная. Воспользуемся этим и придумаем для словарных слов свои правила – «неправильные».
Сделаем это при помощи ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребенка активно заработает. Свяжем наше слово с другим, обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет точно запомнить нужную орфограмму.
Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь могут усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные «ниточки», которые протягиваются от образа к образу и от слова к слову. А еще – будем нагнетать нужную букву в текст правила, «насытим» его этой буквой.
Вот только «приемных родственников» нельзя путать с настоящими родственными словами. Да их и не спутать, уж слишком далеки они по смыслу.
Правило заучивать наизусть не нужно. Достаточно прочесть его несколько раз. Если память в первый раз дала сбой, подскажите ребенку, но не букву, а сюжет или образ – и в следующий раз сбоя не будет».
Поскольку в книгу вошло всего около сорока словарных слов с «неправильными правилами», то возникла необходимость в сочинении подобных правил к другим словам. Так мои ученики активно перешли к их сочинению.
Некоторые из придуманных ими правил хочу предложить вашему вниманию.
Я считаю, что готовые «неправильные правила» нужны только для того, чтобы ученики поняли закономерность, суть их образования. Детям интересен и увлекателен именно сам процесс их сочинения, а вся эта работа в целом дает качественный результат изучения словарных слов.
Мороз
Жил-был Дед Мороз. Он всегда забывал, как пишется слово мороз.
Наступил декабрь, канун Нового года. Дед Мороз срубил красивую елочку, взял мешок с подарками и отправился в школу на праздник. Пришел к ребятишкам. Они его окружили и начали весело кричать: «Дед Мороз, красный нос!» Хватился Дед Мороз за нос да и запомнил, что слово мороз, как и словонос, пишется с буквой о. С тех пор и посылки детям правильно подписывает – «Дед Мороз».
Митя ИСАЕВ
| |
Воробей
Под крышей дома жил воробей. А во дворе дома – пес Шарик. И вот повадился воробейтаскать у Шарика из миски хлеб. Подкрадывается к нему и ждет, когда Шарик отвернется, схватит кусочек хлеба и – лететь. А Шарик с лаем: «Держите вора! Ловите вора!» – бежит за воробьем. А воробей преспокойненько устраивается под крышей и клюет свою горбушку.
Дима ВЫГУЗОВ
| Одежда
Жила-была обувь. Ей очень хотелось иметь друзей. И вот как-то раз обувьвстретила одежду. Одежда сказала ей: «Давай дружить, а то у меня нет проверочного слова. Если мы не будем дружить, то ребята никогда не запомнят, как правильно пишется слово одежда». И обувь согласилась. С тех пор обувь никогда не расставалась с одеждой.
Олеся КУЧЕРЯВЕНКО
|
Воробей
Жил-был воробей. Был он маленький и неловкий. Однажды устроили воробьисоревнование – кто быстрее? Маленькийворобушек все время проигрывал своим сверстникам. Понаблюдал за их соревнованиями воздух и предложилворобьишке свою помощь. На другой деньвоздух помог воробушку выиграть соревнования. С тех пор воздух иворобьишка стали большими друзьями. Даже пишутся оба с буквой о. А воробей с тех пор возмужал, стал большим и ловким. И уже сам выигрывает соревнования.
Саша КРЕТЦИНГЕР
| Пальто
Бежало слово пальто, запнулось и рассыпалось на отдельные буквы. Ветер подул и сложил эти буквы в слово лапоть. Прибегает пальтодомой, а его никто не узнает, ведь оно теперь лапоть. Пальто доказывает, что оно пальто, а ему говорят: «Нет, ты лапоть». Рассказало тогда пальто, как оно запнулось и рассыпалось. И догадались домашние, что с ним случилось. Стали они собирать его по буквам и сказали: «Вот теперь тыпальто».
Валерия ГАВРИЛЕНКОВА
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий