Ребусы

суббота, 8 ноября 2014 г.

Изо - 3 класс, 1 четверть

ЦЕЛИ: приобщить детей к наблюдению за окружающей действительностью, развить важнейшие для художественного творчества способности, то есть умение видеть жизнь глазами художника.
ЗАДАЧИ: формировать наблюдательность, внимательность к окружающей действительности и первичное освоение художественных материалов.
ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, образцы рисунков, ватман, краски, диск с презентациями.
Тема года формирует у ребёнка патриотические чувства. Родное село, город, наследие минувших поколений рассматриваются в непосредственном окружении.
Тема четверти начинает очень важную в художественном воспитании и образовании тему-“Искусство всюду вокруг нас”. Внимание учащихся обращается на рукотворную красоту предметов, которая окружает нас в быту, в доме, на улицах. Игрушки, посуда, мебель, одежда, обои, книги, календари, журналы, открытки – во всём труд художника, его мысли, чувства, душа, фантазия. Необходимо научить ребёнка это видеть, возбудить его интерес, привить любовь и уважение к труду людей, создавших замечательные произведения декоративно-прикладного искусства.
УРОК 1. ТЕМА “ТВОИ ИГРУШКИ”.
У.: Сегодня на уроке мы поговорим о самых дорогих для вас и любимых предметах – игрушках. Современные игрушки самые разнообразные; мягкие медведи и собаки, куклы в красивых нарядах, резиновые и надувные, с которыми хорошо купаться, заводные и с программным управлением. А какие у вас любимые игрушки? (Ответы детей.)
У.: А вы можете представить себе жизнь без игрушек?
У.: А ведь так было когда-то. В давние времена у детей не было таких игрушек. Да и взять-то их не откуда было. А играть охота. И игрушки делали сами. Они были совсем не такие, как современные. Их делали из клубка ниток, из чурочек, из соломы, из тряпочек, из того, что попадалось под руку.
На берегу реки Вятка есть Дымковская слобода. Основана она более 500 лет назад. Жители Дымково издавна занимались рыболовством и делали из глины грузила для сетей и глиняные игрушки. Игрушки лепили женщины и дети. В основном это были свистульки. Ими украшали дома: ставили между оконными рамами.
Ассортимент дымковской игрушки был довольно разнообразен: уточки, барашки, лошадки, всадники на конях, барыни, водоноски, гусары, звери и птицы. Создавались целые композиции: доярка с коровой, ездок в санях. (слайд 1, мальчик моет поросёнка)
Сегодня дымковскую игрушку делают так же, как и много лет назад. Глину мнут, пока не размягчает. Затем бесформенному куску придают форму. Потом фигурку обжигают в специальной печи. А уже после этого фигурку раскрашивают. Рисунок не затейливый, но с большим смыслом. Ромб – поле, на котором растёт урожай, точка – зерно на этом поле, круг – солнце, согревающее поле, волнистая линия – вода, которая напоит зерно. Цвета всегда яркие,сочные. (рис. 1) Рисунок – это язык игрушки.
Дымковские игрушки более 20 раз выставлялись на международных выставках. Совершали поездку в Японию, в г. Осака. Из копеечной безделушки дымка превратилась в народное достояние.
Практическая работа.
Сегодня вы побываете в роли мастеров. Игрушка, которую вы будете рисовать, может быть любой: барышня, лошадка, фантастические звери и птицы. Старайтесь придерживаться орнамента, который вам показан в образце. (на доске вывешены образцы рисунков барышни и лошадки).
Рисунок лучше выполнять гуашью.
(В конце любого урока рисования обязательно нужно делать выставку работ учащихся)
УРОК 2. ТЕМА “ТВОЯ ПОСУДА”
Урок можно начать с просмотра фильма “Глиняное чудо”. Продолжительность 4 мин 30 сек.
У.: Вы просмотрели фильм о гжельском фарфоре. Какая особенность этой посуды? (Используются белый, голубой и синий цвета).
У.: Гжель, так же как и дымка была придумана “от бедности”. Дешевая посуда со временем завоевала почёт и уважение во многих странах мира. Сейчас создают не только посуду, но и различные фигурки людей, птиц, животных. Но всех их отличает одно: они раскрашены только тремя цветами – белым, синим, голубым.(иллюстрации росписи гжельской посуды помещаются на доске и остаются до конца урока как образцы росписи)
Орнамент преобладает растительный. Почему? (бедные люди рисовали то, что видели – природу) . рис. 2.
В наше время посудой из Гжели украшают дома, квартиры. Настоящая гжельская посуда стоит очень дорого. Поэтому очень часто изделия передают по наследству. (слайды 3.4.5.6).
У.: Что изображено на последнем слайде? (сервиз)
У.: Что такое сервиз(сервиз – по-французски значит полный набор столовой или чайной посуды, объединённой единством образно-декоративного и конструктивного решения.)
Практическая работа.
Сегодня на уроке мы будем рисовать тарелку. (детям нужно раздать шаблоны тарелки – круг). Главное – не забудьте о цвете. (образец росписи тарелки помещён на доске)
Урок по традиции заканчивается выставкой детских работ.
Работа выполняется акварельными красками.
УРОК 3. “ТВОЯ ПОСУДА.”
У.: Сегодня мы продолжим разговор о посуде. Скажите, о какой посуде шла речь на прошлом уроке? (гжель).
У.: Что вы можете о ней рассказать?
У.: Посуда, о которой речь пойдёт сегодня на уроке, тоже, как и гжели, создавалась от бедности. Хохлома – село в Заволжье. Земли для пахоты всем не хватало. Урожаи были бедные. Без промыслов народу не прожить. Вот и придумали мужики посуду точить из дерева, а потом раскрашивать её. (слайд 7)
Способ золочения дерева и письма по нему заимствовали у иконописи. Сверху рисунок покрывали слоем специально сваренной олифы и ставили в протопленную вычищенную печь калить. Так повторяли несколько раз, В результате олифа спекалась, что создавало эффект золота. (слайд 8,9,10,11,12)
Какой орнамент на хохломской посуде? (травка, точки-ягодки)
Орнамент обязательно повторяется, или, как сейчас говорят, копируется на изделии нечётное число раз: 3, 5. 7.
Практическая работа.
Сегодня мы будем раскрашивать тарелку под хохлому. Помните о том, какие цвета и какой орнамент преобладает в росписи.(на доске образец работы).
Работа выполняется акварельными красками.
Урок по традиции заканчивается выставкой детских работ.
УРОК 4. “ТВОЯ ПОСУДА”
У.: Сегодня мы снова поговорим о посуде. И снова российское село. Жостово. Но здесь нет того разнообразия в изделиях, как в других промыслах. Жостово славится своими подносами.
Просмотр фильма о жостовских подносах. Продолжительность 4 мин. 20 сек.
У.: Какие основные этапы росписи подносов? (основа, раскрашивание, кружевной орнамент по краю).
Практическая работа.
У.: Сегодняшнюю работу мы тоже будем выполнять поэтапно. Сначала на листе бумаги мы сделаем эскиз формы подноса. Она может быть любой. (на доске – образцы работ) Затем восковыми мелками мы нарисуем орнамент. (Как и в прошлых работах преобладает растительный орнамент).
На доске – ватман. Учитель рассказывает и показывает, как поэтапно выполнять работу.
Когда весь рисунок мелками будет выполнен (не забудем о кружевном орнаменте по краю), завершаем работу акварельными красками. Там, где мы прошлись восковым мелком, краска не ложится. Поэтому нам остаётся закрасить только фон.
Приступайте к работе.
В конце урока – выставка.
УРОК 5. “ПЛАТОК МОЕЙ МАМЫ”
Этот урок посвящен с искусством росписи по ткани. Подбор и демонстрация не только фильма, но и самих платков обязателен!!!
Урок начинаем просмотром фильма о павлово – посадских платках. Внимание детей необходимо обратить на процесс создания платков. Для детей может стать открытием то, что это тоже искусство. Продолжительность фильма 5 мин.50 сек.
У.: Как расположен рисунок на платках? (симметрично)
У.: Рисунок может быть симметричным и асимметричным, то есть не повторяться. Платки ещё называются набивные. Раньше рисунок набивали с помощью печатей. Теперь этот процесс стал более простым. А какой орнамент? (растительный)
У.: Орнамент тоже может быть разнообразным: и растительным и геометрическим. Здесь можно дать волю своей фантазии. Современные платки могут иметь и различную форму. Традиционные платки имеют форму квадрата. Косынка – треугольник. Шарф – прямоугольник. А шарфы могут быть и мужскими, и вот здесь как раз используется геометрический орнамент. На изделиях часто бывает бахрома. Что это такое? (кисточки из нитей по краю)
У.: На платках бахрома со всех сторон, а на шарфах и косынках только с двух. Почему? (платок складывается по диагонали и бахрома не мешает, не щекочет шею. А то человек будет всё время смеяться от щекотки).
У.: Сегодня я не буду ограничивать вас в работе. Вы можете работать любыми красками. Платок это или косынка или шарф, главное – это платок вашей маме. И он должен быть выполнен с особой любовью и теплом.
Практическая работа.
Традиционная выставка работ.
УРОК 6 “ОБОИ, ШТОРЫ В ТВОЁМ ДОМЕ”.
Можно сказать, что обои и шторы не относятся к декоративно – прикладному творчеству. Но ведь человек всегда стремился сделать своё жилище красивым. И раньше рисовали на стенах разные узоры. А наскальные рисунки, чем не первобытные обои? Да и тема четверти звучит “Искусство в твоём доме”.
Главное внимание на этом уроке надо обратить на эмоциональную среду, создаваемую цветом, гаммой красок и рисунком обоев или штор.
У.: Некоторые вещикоторые нас окружают в повседневной жизни, мы не замечаем. А ведь нас всюду окружает искусство. И пусть это искусство создано машинами. Но кто запрограммировал машину на создание? (человек)
У.: Сейчас в любой квартире или доме есть обои и шторы. Обои – рулонная бумага, узорчатая или однотонная, для оклеивания стен в помещениях. Их придумали художники. И художнику не безразлично, что своим искусством он создаёт настроение человеку: станет ему весело или грустно, захочет ли он долго находиться в этой комнате, создадут ли его обои тепло и уют. Вспомните, какие у вас дома обои и шторы.(…………….)
У.: Как расположен рисунок на обоях, шторах? (повторяется и по длине и по ширине)
У.: Художник, создавая рисунок обоев или штор, думает в первую очередь о том, для какой комнаты, для какого помещения он это делает, и в зависимости от этого создаёт обои яркие и весёлые для детской комнаты или более строгие для кабинета учёного. Интерьер – по-французски внутренний, то есть внутреннее пространство или помещение. Издавна в живописи существовало изображение интерьеров и как особый жанр.
Практическая работа.
На карточках заранее напечатаны названия помещений и вид работы (обои или шторы).
  • ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ЗАЛ ДЛЯ ПРИЁМОВ
  • ЗАЛ ДЛЯ ТАНЦЕВ
  • СПАЛЬНЯ ДЛЯ ПРИНЦЕССЫ
  • СТРОГАЯ БИБЛИОТЕКА
  • ДЕТСКАЯ
  • КАБИНЕТ
  • КУХНЯ
  • ХОЛЛ
  • ПРИХОЖАЯ
  • СТОЛОВАЯ
  • КАБИНЕТ ШКОЛЫ
  • КАБИНЕТ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ
  • УЧИТЕЛЬСКАЯ
  • ………………………
Каждый ученик выбирает себе помещение и украшает его соответствующими этому назначению обоями или драпировками. Работа может выполняться различными красками и различными техниками исполнения. Сначала по фону при помощи картонного клише можно нанести равномерно расположенный орнамент, а затем маленькими кистями гуашевыми красками или восковыми мелками, пастелью наносятся более мелкие узоры. На картонное клише в виде геометрического или растительного рисунка наносится краска и сразу же делаются отпечатки на бумаге.
В процессе практической работы очень важно не упускать главную цель урока – создание гармоничной жилой среды.
В конце урока во время выставки детям можно дать задание: угадайте, что это за помещение.
УРОК 7. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ “ИСКУССТВО В ТВОЁМ ДОМЕ”.
У.: Безусловно, невозможно охватить все виды народного творчества. Русская земля всегда славилась народными умельцами. В наших домах можно найти и старинные изделия и современные, подлинники и копии. Это наша история. Мы гордимся нашими предками и тем, что они создали для нас. Наша задача сохранить это богатство и передать следующим поколениям.
Одним из видов народного творчества является чеканка. .К сожалению на уроках в начальной школе сделать такие работы невозможно. (слайд 13, 14, 15, 16). Процесс изготовления очень сложный. На оборотной стороне медной пластины наносится рисунок. Затем специальными инструментами, с помощью молотка, этот рисунок выстукивается, чеканится. Отсюда и название – чеканка. Уже готовое изделие с лицевой стороны покрывают специальным лаком.
И ещё об одном виде народного творчества хочу рассказать. Матрёшка. Нигде в мире нет таких замечательных игрушек. Первые матрёшки были с абстрактными ликами. Причём в разных населённых пунктах матрёшки были различными. Посмотрите, вот сергеево-посадская матрёшка (слайд), полохов - майданская (слайд), семёновская (слайд), северодвинская (слайд).
В наше время матрёшки рисуют с лицами известных людей: политики, артисты, звёзды эстрады попали на деревянные игрушки. Но одно остаётся неизменным – матрёшки “входят” одна в другую. Иногда последняя матрёшка настолько мала, что остаётся только восхищаться умению мастера.
Матрёшка – это игрушка, поэтому раскрашена ярко (на доске появляется образец нарисованной матрёшки).
Практическая работа.
На этом уроке дети выполняют работу под руководством учителя с помощью интерактивной доски (слайд). Не забудьте сделать выставку работ.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл. Книга для учителя / Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, Н. В. Гросул и др. – М.: Просвещение, 1991.
  2. www.woodartgate5.narod.ru
  3. prdekorativnyj.nsk-com.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий