Автор Дёмина Алла Владимировна
Цель: расширение активного словарного запаса детей, знакомство с понятиями «синонимы», «антонимы», формирование коммуникативных умений.
Задачи:
- дать представления о разнообразии слов с точки зрения их лексического значения; о синонимах и наличии в их значениях общего; об антонимах и наличии в их значениях противоположного;
- развивать умения осознанно выбирать слова в речи, учитывая их значение;
повторить сведения о слове, его лексическом значении;
- прививать чувство восхищения богатством русского языка, позволяющего делать речь точной, живой и образной.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы.
Ход:
- Орг. момент.
- Актуализация знаний.
На доске буквы: г у р щ д ц
Уч: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.
Эта буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.
Эта буква обозначает гласный звук.
Эта буква обозначает парный звонкий твердый согласный.
Какое слово у вас получилось?
Д: Друг.
Уч: Что вы можете сказать об этом слове?
Д: Друг-имя сущ, нариц, одуш, м.р. ед. ч.
Д: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.
Уч: Какая орфограмма в этом слове?
Д: Парная согласная в корне слова.
Проверка друг -нет друга.
Уч: Подберите родственные слова.
Д: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.
Уч: Докажите, что это родственные слова.
Д: Родственные слова имеют один корень и одно лексическое значение.
Уч: Что такое лексическое значение?
Д: Лексическое значение - это то, что обозначает слово.
У: Какие части речи имеют лексическое значение?
Д: Самостоятельные части речи.
Уч: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.
Д: Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.
Д: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.
Д: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.
Уч: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...
Уч: А какие пословицы вы знаете о дружбе?
Д: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Держись друга старого, а дома нового.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друг познается в беде.
Надежный друг дороже денег. Физ. минутка. (Песня «Друг»)
3. Постановка проблемы урока.
Уч: Подберите к слову друг слова близкие по значению.
Д: Приятель, товарищ.
Уч: Что общего у этих слов?
Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Д: Слова близкие по значению.
Уч: Такие слова называются синонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом синонимы.
Уч: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №1)
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Д: Враг – друг.
Уч: Что общего у этих слов?
Д: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.
Д: Слова, противоположные по значению.
Уч: Такие слова называются антонимы.
Учитель вывешивает на доску карточку со словом антонимы.
4. Определение темы урока.
Уч: Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Д: Синонимы и антонимы.
Уч: Давайте сделаем вывод.
Дети выводят правило: Синонимы- это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, но звучат и пишутся по-разному.
Работа с учебником: с. 118 правило
Уч: А что же такое антонимы?
Д: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.
Учебник с 122.
5. Работа над темой урока.
Уч: с118 №256 Определите, где написаны синонимы, где родственные слова.
Д: Лес, дубрава, роща, пуща – это синонимы, так как они близкие по смыслу и относятся к одной части речи. Это имена существительные.
Уч: Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать синоним. Запишите пары слов. (Слайд №2)
Алфавит Алый
Огонь Скакать
Прыгать Азбука
Бросать Пламя
Красный Кидать
Проверка.
Д: Алфавит- азбука, имя сущ.
Огонь- пламя, имя сущ.
Прыгать- скакать, глагол
Бросать- кидать, глагол
Красный- алый, прил.
Физкультминутка.
Зарядка для глаз: закройте глаза – откройте ( 2раза), посмотрите вверх – вниз ( 3раза), далеко - близко ( 3 раза)., налево - направо (3 раза)
Какие антонимы я вам называла?
Уч: А сейчас мы поиграем в игру «День-ночь».
Презентация.
Уч: А сейчас поработаем в парах. Возьмите карточки.
Внимательно прочитайте пословицы. Выберите подходящее слово и вставьте в предложение.
Маленький мир лучше … …. драки.
Горькая правда лучше … …лжи.
Лучше враг умный, чем друг … … .
Слова для справок: большой, огромный, сладкий, вкусный, глупый, красивый.
( На партах карточки с пословицами и на отдельных карточках слова для справок)
Уч: Не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть у слов «нога», «корова», «карандаш» и многих других слов.
Итог урока.
Уч: Ребята, а для чего нам нужно уметь подбирать синонимы и антонимы?
Д: Чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.
Уч: Да, синонимы и антонимы делают нашу речь яркой, выразительной.
Вы часто встречаете синонимы и антонимы на уроках математики, они имеются в загадках, пословицах, некоторых рассказах, стихотворениях.
Уч: Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали.
Кого бы вам хотелось особенно отметить?
Домашнее задание: найти пословицы, в которых встречаются антонимы или синонимы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий