Цель: активизация интереса к правовой грамотности у воспитанников;
пополнение знаний участников по вопросам прав и обязанностей человека.
Оборудование: ноутбук или компьютер (для конкурса «Музыкальная шкатулка»), карточки с заданиями, письменные принадлежности для команд; ватман, старые газеты и журналы, маркеры, ножницы, клей для коллажей.
1. Разминка «Права литературных героев».
1) В каких литературных произведениях нарушено право героев на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая Шейка», «Красная шапочка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Дюймовоч- ка» и т.д.)
2) Какие бы литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (поросята - «Три поросёнка», заяц - «Заюшкина избушка)
3) Герои каких литературных произведений воспользовались правом сво- бодного перемещения? (лягушка – «Лягушка-путешественница», старуха – «Сказка о рыбаке и рыбке») 4) В каких произведениях подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
5) У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
6) В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить за- щиту и убежище в других странах от преследований? («Дюймовочка»)
7) Назовите героев литературных произведений, которые находились в рабстве? (Буратино, Пьеро, Мальвина - «Приключения Буратино»)
8) Какие права были нарушены у героини сказки «Хаврошечка» (право на свободный выбор работы, справедливые условия труда)
9) Какие права утёнка были нарушены в сказке «Гадкий утёнок» (все лю-ди рождены свободными и равными в своих правах)
Оценка – 1 балл за каждый правильный и обоснованный ответ.
2. Музыкальная шкатулка.
А сейчас попробуйте назвать, о каких правах и обязанностях человека поётся в песне.
«Песенка весёлых путешественников» (право на свободу передви- жения, право на свободу мирных собраний).
«До чего дошёл прогресс» (право на пользование благами научно- технического прогресса) «Чему учат в школе» (право на образование)
« Дружат дети всей земли» (люди должны обладать равными права- ми независимо от цвета кожи, расы, национальности)
«Пусть всегда будет солнце» (право на жизнь и свободу)
«Я служу России» (каждый гражданин обязан защищать своё Отечество)
Оценка – 1 балл за каждый правильный и обоснованный ответ.
3. Лестница прав.
С рождением человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности – конституционные, семейные, гражданские и прочие. Однако их осуществление возможно лишь по мере взросления. Человек как бы поднимается вверх по лестнице. Лестница вам дана, здесь указан возраст. Ваша задача: найти права, которые вы имеете, и будете иметь в данном возрасте, и поставить рядом с годом.
с рождения
приобретает право на гражданство
имеет право на имя, отчество, фамилию;
имеет право жить и воспитываться в семье;
знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов;
на имя ребёнка может быть открыт счёт в банке.
6 лет
вправе посещать школу;
вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
сделки по распоряжению средствами, предоставленными за- конными представителями для определённой цели или для свободного распоряжения.
10 лет
вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
может вступать в детские общественные объединения.
14 лет получает паспорт гражданина РФ;
с согласия родителей может выбирать себе место жительства;
вправе совершать любые сделки ( с согласия родителей)
вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, другими доходами;
имеет право управлять велосипедом при движении по дороам;
может вступать в молодёжные общественные объединения;
подлежит уголовной ответственности за некоторые уголовные преступления;
может быть исключён из школы за нарушения.
18 лет
становится полностью дееспособным и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности;
может работать 40 часов в неделю и выбрать себе любую работу;
подлежит призыву в Российскую армию;
имеет право принимать участие в выборах.
21 год
имеет право быть избранным депутатом в Государственную Думу.
35 лет
имеет право быть избранным Президентом.
55 (60) лет
имеет право на пенсию по старости.
Оценка – максимум 10 баллов.
4. «Я на выборы пойду…».
Сейчас вы получите листочки, на которых написаны определения, а ваша задача – правильно найти слово, которое подходит к этому определению.
1) свободы каждого человека, которые необходимы в свободном обществе: свобода собрания, совести, религии и слова, а также право на справедливый суд.
2) основной закон государства, который определяет жизнь в стране и отношения между гражданином и государством.
3) способ устройства общества, при котором народ сам правит страной.
4) выборный глава местного самоуправления.
5) официальный документ, листок для голосования.
6) избрание путём голосования.
Слова для справок: Конституция РФ, Мэр, Выборы, Гражданские свободы, Бюллетень, Демократия
Оценка – 1 балл за каждый правильный ответ.
5. «Внимание! Розыск!».
Приглашаются 2 представителя команды. Один из них выходит за дверь, а другой составляет словесный портрет лица, находящегося в зале (по выбору члена жюри). Запрещается при составлении словесного портрета давать описание одежды и обуви.
Оценка: максимально 5 баллов (до 4 баллов – за составление словесного портрета, 1 балл – за правильное указание лица, словесный портрет которого был составлен).
6. Составление коллажей.
Поступать по праву, а не действовать силой.
Некоторые неписаные законы тверже всех писаных.
Сущность закона — человеколюбие.
Законы, как и дома, опираются друг на друга.
Все подчинено определенному закону.
Оценка – максимум 10 баллов.
7. Собрание необычных законов.
Ну а пока жюри подводит итоги, предлагаю немного отвлечься. Иногда требования людей, которые обращаются за защитой в суд, являются смешными, а порой даже нелепыми. Но даже такие обращения суд всё равно обязан рассмотреть и вынести решения. Вот так и получается, что, вынося решения по таким курьезным делам, суд и создает необычные законы.
Франция
Запрещается сажать или парковать летающие тарелки в виноградниках на всей территории Франции.
Дания
Нельзя заводить машину, если под ней кто-то есть.
Англия
Членам парламента запрещено входить в Палату общин в доспехах.
Bce англичане, достигшие 14 лет, обязаны практиковаться в стрельбе из лука в течение 2 часов в неделю под руководством местного священника.
В городе Лос-Анджелес запрещено облизывать лягушек.
Причина: Закон был принят после того, как городские подростки обнаружили, что кожа некоторых лягушек содержит галлюциногены. Наркоманы отлавливали лягушек и старательно облизывали их, а полиция ничего не могла поделать с этим.
В городе Боулдер женщинам запрещено носить обувь на каблуке-шпильке. Причина: Одна женщина на шпильках наступила в решетку водослива и повредила ногу. Она посчитала, что во всем виноват муниципалитет, оснастивший улицы подобными опасными устройствами, обратилась в суд и выиграла дело. В результате, чтобы предотвратить появление схожих исков в будущем, отцы города посчитали, что дешевле принять особый закон, чем менять решетки.
В штате Западная Вирджиния учащиеся не могут посещать школу, если от них пахнет луком. Причина: В штате растет определенный вид дикого лука, который имеет чрезвычайно сильный запах. Запах ощущается даже через несколько дней после его употребления в пищу.
В штате Вашингтон люди, которые приехали в штат с намерением совершить преступление, должны сначала позвонить в полицию и осведомить ее о наличии подобных планов. Причина: Закон был принят - совершенно серьезно - чтобы уменьшить количество преступлений. Жителям других стран и штатов, совершившим преступление в штате Вашингтон, дополнительно инкриминируют и нарушение этого закона.
Коннектикут
Полиция не имеет права останавливать вас за езду на велосипеде со скоростью свыше 65 миль в час.
Оклахома
В Оклахоме противозаконным считается откусывать от чужого гамбургера.
Люди, которые корчат рожи собакам, могут быть подвергнуты штрафу или тюремному заключению.
Собаки должны иметь разрешение, подписанное мэром, для того, чтобы собираться в группы по три или более особей в пределах частной собственности.
Пенсильвания
Специальный указ о чистоте запрещает домохозяйкам прятать грязь и пыль под ковер в своем доме.
Теннесси Женщинам запрещается водить машину, за исключением случаев, когда перед автомобилем идет или бежит мужчина, размахивающий красным флажком, чтобы предупредить пешеходов и других водителей об опасности.
Стерлинг (Колорадо)
Котам разрешается свободно бегать только в том случае, если у них есть задние габаритные огни.
Джольет (Иллинойс)
Женщину могут арестовать за то, что она примеряет в магазине более шести платьев за один раз.
Кенилворт (Иллинойс)
Петухи, которые собираются кукарекать, должны отойти от жилых домов на расстояние 300 футов, куры - на расстояние 200 футов.
Кливленд (Огайо)
Закон запрещает ловить мышей без охотничьей лицензии.
Полдинг (Огайо)
Полицейский имеет право укусить собаку, чтобы заставить ее замолчать.
Подведение итогов.
В предложенных ситуациях отметьте буквой «а» правонарушения (административные), а буквой «у» – преступления (уголовные)
У 1. Саша очень хотел стать водителем и уже в 15 лет умел управлять автомобилем. Решив еще немного потренироваться, он без разрешения взял автомобиль соседа и поехал кататься.
А 2. Вове исполнилось 16 лет и его пригласили на медицинское обследование в военкомат. Но военкомат располагался далеко, ездить было неудобно. Вова решил, что в армию его призывать пока все равно не будут, поэтому и в военкомат ездить необязательно.
А 3. Костя увлекался историей войн и главным героем для него был Адольф Гитлер («ведь он почти завоевал весь мир»). Стремясь во всем подражать своему идеалу, Костя повсюду ходил с фашистской символикой на одежде.
А 4. В кинотеатр Максим пришел в нетрезвом состоянии, оскорбил контролера. Громко комментируя фильм, он выражался нецензурными словами.
А 5. Сотрудник ДПС остановил машину, обвиняя водителя в превышении скорости.
У 6. Саша праздновал день рождения. Среди гостей была его одноклассница Лена. Девочке очень понравился сотовый телефон Саши и, уходя домой, она его положила в свою сумку.
А 7. Саша, Лена и Катя возвращались домой после ремонта, который делали в школе. Переодеться они не успели, и поехали в автобусе как были – в рабочей одежде, сильно испачканной свежей краской.
У 8. Саше (19 лет) пришла повестка в военкомат. Однако идти в армию он не хотел – боялся, что пошлют в «горячую точку». Вместо того, чтобы идти в военкомат, он решил уехать на заработки в Москву, рассчитывая, что там его все равно не найдут.
Ответьте на вопросы:
1. В такси сели мать и 2 ребенка – Костя, 14 лет, и Маша, 8 лет. Почему водитель отказался ехать? (отсутствие детского сиденья для младшей девочки).
2. Лёня, поссорившись с отчимом, подсыпал ему в еду яд. Отчим умер. На момент совершения преступления Лёне было 13 лет. Будет ли ему назначено какое-либо наказание? (т.к. Леня не достиг возраста привлечения к уголовной ответственности, он будет направлен в спецшколу закрытого типа сроком до 3-х лет)
Какие преступления или правонарушения были совершены в описанных ситуациях?
1. Перед Днем Победы Костя и Катя убирались перед мемориалом погибшим воинам. Им показалось, что мемориал какой-то скучный, некрасивый, и они решили его разукрасить с помощью краски из аэрозольных баллончиков. (вандализм)
2. Саша праздновал день рождения. Среди гостей была его одноклассница Лена. Девочке очень понравился сотовый телефон Саши и, уходя домой, она его положила в свою сумку. (кража)
3. Саша праздновал 16-летие. Считая себя уже взрослым, он с друзьями распивал пиво в парке. (распитие пива и спиртных напитков в общественном месте)
4. Катя увлекалась народной медициной и считала, что лучше всего пить не покупной чай, а высушенные травы. Каких только трав не было на ее участке: мокрица, мята, конопля, душица… (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические вещества /конопля/)
5. Группа ребят гуляла по улицам. Настроение было хорошее, и они решили пошутить над продавщицей из ближайшего ларька. Надели маски, взяли пугач и ворвались в ларек с криком: «Это ограбление! Быстро давай деньги!». (разбой)
6. Двое ребят развлекались тем, что ехали на мопеде по краю дороги и вырывали у прохожих из рук сумки. (грабеж)
7. У Насти не было мобильного телефона, а иметь его очень хотелось. На перемене Настя подошла к девочке из младших классов и сказала: «Если ты сейчас не отдашь мне свой телефон, то я скажу твоей матери, что ты в школе куришь. Сама знаешь, мать тебя за это убьет». Телефон девочка отдала. А Настя потом долго удивлялась, что на нее завели уго- ловное дело: «Она ведь сама отдала мне телефон, я его не украла». (вымогательство)
8. На открытой витрине в магазине было разложено много интересных вещей: машинки, открытки, ручки, брелки. Андрей и Костя долго рассматривали все это «богатство», а, отходя от витрины, взяли по одной машинке и пошли домой. (мелкое хищение)
9. В школе предстояла сложная контрольная. Писать ее никому не хотелось. Костя решил спасти весь класс. По телефону-автомату он позвонил в милицию и сказал, что в школе заложена бомба. (заведомо ложное сообщение об акте терроризма)
10.Саша попросил у Коли телефон для того, чтобы позвонить домой. Позвонив, он долго рассматривал телефон, восхищался им, а потом положил телефон себе в карман и пошел домой. (мошенничество)
Какие смягчающие и отягчающие обстоятельства можно усмотреть в следующих преступлениях?
1. Группа ребят-беспризорников совершила кражу продуктов питания из ларька. (смягчающие: несовершеннолетие, тяжелые жизненные обстоятельства; отягчающие: групповое преступление)
2. Группа подростков сидела во дворе. Неподалеку прогуливалась пара – девушка и парень-негр. Возмущенные неэтичным, по их мнению, поведением девушки («Русские парни скучают, а она какого-то негра нашла!»), подростки сильно избили молодого человека и девушку. (смягчающие: несовершеннолетие; отягчающие: групповое преступление, мотив – расовая вражда).
Комментариев нет:
Отправить комментарий