Пикалова Л.Р.- ст. преподаватель кафедры информатики ФМФ, специалист отдела учебно-методического сопровождения деятельности Центра новых образовательных технологий ТГПУ
e-mail: pikalova@tspu.edu.ru
Медиа-, мультимедиа урок - это урок с использованием мультимедийных приложений, или построенный на основе мультимедийной технологии.
Медиа - это совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации. Мультимедиа - это совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение.
При построении медиаурока необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к нему с точки зрения интенсификации учебного процесса и развития личности обучаемого.
- Дидактический уровень
- Научность содержания – предъявление программными средствами научно-достоверных сведений.
- Доступность – представляемый учебный материал, формы и методы организации учебной деятельности должны соответствовать уровню подготовки обучаемых и их возрастным особенностям.
- Адаптивность – приспосабливаемость к индивидуальным особенностям обучаемых, которая поддерживается различными средствами наглядности, несколькими уровнями дифференциации при предъявлении учебного материала по сложности, объему и содержанию и, как правило, технологически реализуется через гипертекст.
- Систематичность и последовательность обучения – необходимость изложения в электронной презентации системы понятий, фактов и способов деятельности в их логической связи с целью обеспечения последовательности и преемственности в овладении знаниями, умениями и навыками.
- Наглядные методы содержания и деятельности. Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у учащихся эмоционально-оценочного отношения к приобретаемым знаниям. Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.
- Визуализация учебной информации: объектов, процессов, явлений, а также их моделей, представление их в динамике развития за счет технологических возможностей современных средств мультимедиа.
- Прочность результатов усвоения обучения - обеспечение осознанного усвоения обучаемым содержания, внутренней логики и структуры учебного материала.
- Использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых для всех форм учебно-воспитательного процесса (изучение проблемных ситуаций, постановка задач исследовательского характера, требующих для своего решения привлечения знаний из других источников и т.п.).
- Эргономический уровень
- Соответствие эстетического оформления функциональному назначению.
- Соответствие цветовой гаммы эргономическим требованиям, комфортность для глаз, так как нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы.
- Оптимальное распределение информации на экране, четкость изображения, эффективность считывания изображения.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, различных типов мышления, закономерностей восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности. Следует помнить о санитарно-гигиенических нормах при непрерывной работе за компьютером. Для учащихся 1-х классов - 10 мин, 2-5-х классов - 15 мин, 6-7-х классов - 20 мин, 8-9-х классов - 25 мин, 10-11-х классов - 30 мин.
- Выбор оптимального темпа представления информации, так как эффективность деятельности человека снижается не только при избыточности информации, но и при ее недостаточности (имеется немало данных, которые показывают, что при монотонности и бедности внешних воздействий у человека развиваются явления, сходные с переутомлением: учащаются ошибки, снижается эмоциональный тонус, развивается сонливость).
- Легкость доступа к информации – наличие иерархического меню.
- Наличие возможности подсказки, комментария.
- Интуитивная ясность, дружественность, удобство навигации.
- Уровень интерактивности
- Наличие разнообразных средств ведения диалога.
- Наличие различных уровней сложности при изложении учебного материала.
- Возможность выбора варианта содержания учебного материала.
- Возможность ввода и обработки реально протекающих процессов.
- Возможность модификации программы, данных, информации.
- Прием и выдача вариантов ответа.
- Наличие возможности анализа ошибок, их коррекция.
- Наличие возможности диагностики ошибок по результатам учебной деятельности.
- Совместное использование других средств обучения.
- Содействие развитию сотрудничества между учащимися.
- Технический уровень
- Оптимальность объема требуемой памяти, корректность автоматической установки, ее доступность для пользователя-непрофессионала.
- Возможность повтора требуемых кадров программы.
- Возможность отмены ввода данных.
- Качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами.
- Оптимальность организации интерактивной работы .
- Возможность подключения периферийного оборудования для распечатки информации, изображенной на экране, результатов обработки информации.
Сегодня медиаурок невозможен без интернет-технологий, которые могут рассматриваться как ещё один инструмент исследования, как источник дополнительной информации по предмету, как способ самоорганизации труда и расширения зоны индивидуальной активности ученика.
Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. Главный принцип - принцип деятельности - можно проиллюстрировать древней мудростью: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".
МОДЕЛЬ ОФОРМЛЕНИЯ СЦЕНАРИЯ МЕДИАУРОКА
Общие требования:
Автор: Ф.И.О.
Полное название образовательного учреждения (с указанием региона и населенного пункта):
Аннотация к уроку (занятию) не более 10 строк:
Предмет (название курса, кружка, секции и т. д.):
Класс (возрастная группа детей):
Тема урока (занятия):
Цель урока (занятия):
Задачи урока (занятия):
Учебно-методическое обеспечение (указать авторов учебников, учебно-методических комплексов)
Время реализации урока (занятия):
Авторский медиапродукт:
1. указать среду, редактор, в котором выполнен продукт
2. вид мадиапродукта:
- наглядная презентация учебного материала,
- электронный справочник,
- электронный лабораторный практикум,
- компьютерная тестирующая система,
- электронное пособие,
- электронный учебник.
Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия (например, ресурсы сети Интернет или CD–диски …).
План проведения урока (занятия):
Этапы урока
|
Временная реализация
|
Ход урока:
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
Технические требования к оформлению материалов урока
Требования к текстовым файлам
-Формат страницы: А4, все поля (снизу, сверху, слева, справа) не менее 1,5 см.
-Шрифт «Times New Roman», только 14-й кегль. Междустрочный интервал - одинарный.
-Заголовки и подзаголовки должны быть отделены от последующего и предыдущего текста пустыми строками.
-Разрешается использовать только следующие средства выделения: полужирный шрифт (bold), курсив (italic), подчеркнутый шрифт (underline), верхние и нижние индексы. Никакие другие средства выделения текста использовать не следует.
-В таблицах следует использовать только один стиль границ - сплошную линию (таблицы следует оформлять корректно по всем правилам работы с таблицами в редакторе WORD).
-Схемы должны представлять из себя единый графический объект (т.е. все графические элементы схемы должны быть сгруппированы).
-Если в тексте имеются гиперссылки, их необходимо оформить как обычный текст, выделив синим цветом.
-Список литературы (если в нем есть необходимость) следует разместить в конце документа. Пункты нумеруются с 1. В тексте ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках [1].
Дидактический материал (авторское медиаприложение к уроку) не должен превышать 10 Мб.
Как разместить авторские материалы
Сценарий урока; файл- «сценарий» архивируется и размещается в личной зоне участника Фестиваля (личный кабинет). Авторское медиаприложение к уроку; файл- «медиаприложение» архивируется и затем размещается в личной зоне; если медиаприложение представляет из себя продукт, состоящий из нескольких файлов, то все файлы копируются в отдельную папку-«медиаприложения», папка архивируется и размещается в личной зоне.
Инструкция «Как работать в личном кабинете участника Фестиваля» находиться в разделе «Документы» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=872 на сайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru/.
Как оформить список литературы и Интернет-ресурсов
В списке литературы приводятся справочники, энциклопедии, издания общего характера, монографии, научно-популярные книги, статьи периодических изданий (газеты, журналы, авторефераты, информационные листки научных институтов и организаций и т.д.), публикации материалов научных конференций.
Список литературы дается в алфавитном порядке. Сначала идет фамилия автора и его инициалы, затем — название работы, место ее издания и дата издания. Сокращать место издания можно только для Москвы как «М» и для Санкт-Петербурга - «Спб», остальные города пишутся полностью.
Примеры сокращенного написания выходных данных:
- Аксенов А.И. Генеалогия московского купечества XVIII в. (Из истории формирования русской буржуазии). М.: Наука, 1988.
- Петров А.Ю. Российско-американская компания: деятельность на отечественном и зарубежном рынках (1799-1867). М.: ИВИ РАН, 2006.
- Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Моск. Рабочий, 1991.
- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. - М.: Большая рос. энцикл., 1996. 1 электр. опт. диск (CD-ROM).
- От заката до рассвета [Видеозапись] / реж. Роберт Родригес, в ролях: К. Тарантино, Х. Кейтель, Дж. Клуни; Paramount films. М.: Премьер-видеофильм, 2002. 1 вк. Фильм вышел на экраны в 1999 г.
- Гладков Г.А. Как львенок и черепаха пели песню и другие сказки про Африку [звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г. Вицин, В. Ливанов, О. Анофриев [и др.]. М.: Экстрафон, 2002. 1 мк.
Пример полного написания выходных данных:
Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Моск. рабочий, 1991. - 496 с.: ил.
В соответствии с ГОСТом при составлении списка литературы допускается опускание тире, которое используется в полном библиографическом описании. Полное библиографическое описание предполагает наличие точки и тире между областями — заглавия, издания, выходными данными — так как показано выше.
Важно соблюдать единый стиль: либо указывать полные выходные данные для всех книг в списке литературы, либо везде давать сокращенное написание выходных данных.
Список литературы должен начинаться с работ отечественных авторов и только после указываются зарубежные.
Иногда встречаются источники, в которых отсутствует указание на место или год составления документа. В этом случае, по правилам ГОСТа вместо обозначения «без места» следует, в квадратных скобках, указать [б.м.], а «без издателя» [б.и.], указание «и другие» обозначается [и др.]. Не допускается сокращение имени автора, заглавия, заглавия серии и подсерии документа.
Важно! При оформлении Интернет-ресурсов необходимо указать полное название пути до информации.
Если документ в Интернете обновлялся, указывается: «(н/д / ГОД)», где ГОД — дата доступа к документу. Пример 2. Скрягин Л. (н.д./2006) Морской флот. [www документ] — URL: http://www.ka-50.ru/lib_art.php?
Примеры оформления сценария медиаурока и авторского мультимедийного продукта находятся на странице педагогической лаборатории «Как организовать медиаурок» http://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=948&ur2=1089 на сайте «Педагогическая планета» http://planeta.tspu.ru .
Список использованной литературы:
- Борисова Н.П. Проектирование медиаурока. Методическое рекомендации. [www документ] — URLhttp://medianet.yartel.ru/rc/images/stories/docs/proektirovanie%20media.doc
- Общие правила оформления библиографического списка и ссылок. Оформление реферата : метод. указания. – М. : МИФИ, 2007. – 25 с.
- Положение о всероссийском Фестивале IT-урок. ЦНОТ ТГПУ. [www документ] — URLhttp://planeta.tspu.ru/?ur=810&ur1=855
- Репинецкий С,А,, Соколов И.А. Реферат и научная работа в школе: государственный стандарт, педагогический опыт, методические рекомендации. Москва-Самара: Изд. СамНЦ РАН, 2008.-51 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий