Важным внутришкольным документом, на основе кото
рого выстраивается реальная внеурочная деятельность
учащихся, является план воспитательной работы классного руководителя. Если не по названию, то по своему со
держанию в современных условиях этот план должен от
ражать именно организацию внеурочной деятельности
учащихся, т.е. не то, какие меры (мероприятия) предпринимают педагоги по отношению к детям, а то, как они помогают детям включаться в процесс деятельности.
К сожалению, нередки случаи, когда с классных руководителей требуют массу различных планов и бумаг, что провоцирует их формальное заполнение. Такой подход мешает вдумчивому и серьёзному отношению к выстраиванию деятельности учащихся, отнимает время от живой работы с детьми. В данной главе мы делаем попытку помочь классным руководителям минимизировать временные затраты для творческой и интересной работы с учащимися. Об общих подходах к составлению планов. Основным документом, на основе которого разрабатывается план классного руководителя, является образовательная программа школы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса данного образовательного учреждения. Педагог должен быть носителем этого содержания. Каждый ребёнок — индивидуальность, и каждый класс не похож один на другой. Поэтому главнейшим условием разработки плана является изучение контингента учащихся и их родителей (здоровье, интересы, поведение, успехи, образовательный уровень и др.). Это позволит разработать план с учётом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного коллектива, классного руководителя, позволит сделать его максимально индивидуальным. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел. Важно, чтобы в нём был «стержень», который может задаваться тематическими или целевыми установками.
Планирование внеурочной деятельности учащихся класса должно носить коллективный характер, т.е. сами учащиеся и их родители должны иметь возможность вносить свои предложения при составлении плана дел. И чем старше дети, тем активнее должна быть их роль в планировании, организации и проведении дел класса. В этом принципиальное отличие деятельностного подхода в вос питании. Прекрасное мероприятие, проведенноё для детей на высокой эмоциональной ноте, конечно же, оставит свой след в душе, но вряд ли его можно сравнить с тем результатом, который получит ребёнок, сумевший реализовать свою собственную идею, свой план. Именно поэтому такой ре зультат, как получение опыта самостоятельного общественного действия, считается наивысшим результатом (третий уровень) воспитательной работы1. Второй уровень результатов — это получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Самый низкий уровень (первый) связан с приобретением школьниками определённых социальных знаний, первичного понимания социальной реальности. Планируя воспитательную работу, классный руководитель должен решать две взаимосвязанные задачи: как сформировать дружный коллектив и как каждому ребёнку в этом социальном пространстве раскрыться, найти себя, стать не зрителем, не равнодушным исполнителем, а активным участником в жизнедеятельности классного сообщества. Разработка воспитательного плана осуществляется в несколько этапов. Первый этап, как уже говорилось, — это коллективное планирование (классный руководитель, дети, родители) и подготовка проекта плана. Далее план необходимо согласовать с заместителем директора по внеурочной деятельности, обосновать включение отдельных предложений детей в общий план воспитательной работы школы. И затем только придать плану вид документа, на основании которого строится воспитательная работа в классе.
(Критерии уровней результатов воспитательной работы и взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности даются в пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, М.: Просве щение, 2011).
План воспитательной работы может включать в себя следующие разделы:
1. Краткая психолого педагогическая характеристика класса.
2. Цель и задачи.
3. Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности.
4. Ожидаемые результаты.
5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы.
6. Планирование воспитательной работы (с учётом индивидуальной работы и работы с родителями).
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса должна составляться на основании наблюдений педагога, анкетирования родителей, а также в 1 классе на основании карт индивидуального развития дошкольников(1), во 2–4 классах — психолого-педагогической карты учащегося(2). Для образца даём примерный текст психолого-педагогической характеристики 1 класса:
В 1 «…» классе обучается ….. учащихся, из них … девочек и … мальчиков. До поступления в школу … детей были воспитанниками в дошкольных образовательных учреждений, … человека посещали подготовительный класс школы, … детей получили только семейное воспитание.
Группа здоровья. Анализ медицинских карт показал, что … детей признаны практически здоровыми и определены в первую группу, … учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе, … — к третьей группе здоровья.
Проявление эмоциональных состояний в норме (свобода, непринужденность движений; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная; мимика спокойная; продуктивность движений, радость от их выполнения) у … детей.
Наблюдается психомоторное неблагополучие (подавленность, напряженность; бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или их заторможенность; жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная; гримасничанье или неподвижное лицо) у … детей. Социальное развитие в норме (легко вступает в контакт со взрослыми, избирательно и устойчиво взаимодействует с де тьми, умеет попросить о помощи и оказать её; регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами; аргументированно отстаивает свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми; имеет представления о себе и своих возможностях) — … детей.
Имеют проблемы в социальном развитии … детей (не сдерживают агрессивные реакции; не согласуют индивидуальные замыслы с партнёрами, сверстниками и др.) Развитие речи и речевое общение в норме (правильно произносят все звуки родного языка, умеют выделять звуки в слове, высказываются простыми, распространёнными предложениями, грамматически правильно строят сложные предложения, могут пересказать короткий рассказ, строят связный рассказ по сюжетной картинке, в диалоге инициативно высказываются, умеют привлечь внимание своими высказываниями) — … человек. Проблемы речевого развития наблюдаются у Ф.И. ребёнка — (какие именно). Проблемы речевого общения у Ф.И. ребёнка — (какие именно). Познавательное развитие в норме (имеют представления о природе, рукотворном мире, о культуре быта, о своём городе, стране; задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи; могут работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе, могут объединять предметы на основе общих понятий: одежда, обувь, посуда, транспорт и др.) — … детей. Проблемы в развитии наблюдаются у Ф.И. ребёнка — (какие именно). Период адаптации к школьной жизни (проходит достаточно успешно, затруднён в связи с…). Проблемы адаптации наблюдаются у учащихся: ________________, причины (повышенный уровень тревожности, агрессивность поведения, повышенная утомляемость и др.).
(«КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА» разработана Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, Московским городским психолого педаго гическим институтом, МГФСО. Образец психолого педагогической карты учащегося опуб ликован в сборниках программ общеобразовательных учрежде ний «УМК «Планета знаний». — М.: АСТ, Астрель.)
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. В эту группу входят: _____________________________. В классе есть ученики, которые пока не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: ________________________________.
Интересы, занятость в кружках.
Занимаются в спортивных секциях — ..., в технических кружках — …, в музыкальных и художественных школах — … и др.
Состав семей.
Детей из благополучных семей — …, из многодетных семей — …, неполных семей — …, детей-сирот — … (опекуном является …), детей из неблагополучных семей — … .
Активность родителей, их участие в образовательном процессе.
Интересуются достижениями своих детей в учебной и внеурочной деятельности — …, принимают активное участие в делах класса, школы, в подготовке мероприятий, организации экскурсий и др.
Цель и задачи воспитательной работы должны соотноситься с основной образовательной программой образовательного учреждения и быть направлены на решение проблем, обозначенных в характеристике класса. Например, в классе, где повышена агрессивность учащихся, цель и задачи могут звучать так:
Цель: во взаимодействии с родителями учащихся создать условия для формирования коллектива класса как среды дружбы и взаимопомощи, для получения детьми совместного опыта позитивного отношения к базовым ценностям, для развития способностей каждого ребёнка.
Задачи: способствовать снижению агрессивности учащихся; воспитывать взаимодоверие, желание помочь другому; содействовать формированию классного коллектива посредством коллективных дел; создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности.
В этом разделе классный руководитель указывает, за счёт каких форм он собирается достичь решения поставленных задач. Среди форм могут быть: игра, беседа, коллективно творческое дело, социальный проект и многие др. Педагог должен знать, какие формы с каким уровнем воспитательных результатов соотносятся, и выбирать их соответственно с возрастом учащихся и поставленными задачами. Необходимо сказать, что традиционно, администрация школ требовала от классных руководителей планирования классных часов. О классном часе прочно закрепилось представление как об уроке-беседе. Использование такой формы возможно, но она не должна превалировать над другими формами, так как является одной из простых, т.е. формой, которая может соответствовать лишь первому уровню воспитательных результатов. В связи с этим рекомендуем активнее использовать такие формы, как: коллективный диалог, дебаты, концерты, инсценировки, выставки, коллективные творческие дела, акции, социальные проекты и др. Уровень сложности форм должен нарастать от 1 к 4 классу, это позволит педагогу вывести детей на более высокий уровень воспитательных результатов. Приводим пример текста к данному разделу для 1 класса:
Вся воспитательная работа строится в тесном содружестве с родителями. Одна из задач привлечь родителей к проблемам воспитания, сделать их союзниками в вопросах воспитания и обучения. Необходимо изучить личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе и на их основе вести индивидуальную работу, которая должна пронизывать всю внеурочную деятельность, общение с детьми и их родителями. В первом классе ещё активно используется форма беседы, однако основными формами работы должны стать игра и коллективные дела. Учитывая, что современные дети, к сожалению, мало играют, не умеют играть, она из задач — привлечь их к познавательной игре, к разыгрыванию игровых ситуаций (______________________________________________).
Важной формой решения воспитательных задач являются «коллективные дела» ( ______________________________). Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе1. Сделать дела совместными для детей, педагогов и родителей — это значит заложить фундамент для формирования дружественной среды, в которой будет свободно развиваться и взрослеть ребёнок, в которой будет крепнуть коллектив класса. Отдельные дела проводятся без большой предварительной подготовки (_________), другие предусматривают предварительную подготовку уча щихся ( _______________________________). Коллективное дело может отвечать разным направлениям внеурочной деятельности, например: ______________________________. Конечно, в 1 классе организатором детей выступает педагог, однако в планировании предусмотрено, что деятель ность организуется на основе сотрудничества с привлечением детской инициативы. Очень важно, чтобы результатом являлся не только информационный обмен, но и выработка общего решения (мнения), чтобы организуемое дело носило социально значимый характер (___________________). Среди индивидуальных форм работы используются: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, но чаще всего они сопровождают друг друга. Именно индивидуальные формы работы помогают распознать ученика, открыть его таланты, устремления, а также проблемы, которые мешают ему проявить себя.
(Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвеще ние, 1993.)
Ожидаемые результаты должны согласовываться с целями и задачами внеурочной деятельности и отражать уровень, соответствующий возможностям учащихся данного класса. Например:
1. Создание дружественной среды в классе.
2. Приобретение первоклассниками социальных знаний о нормах поведения в школе, классе, о здоровом образе жизни, понимание важности нового социального статуса «ученик», понимание нравственных норм, различение хороших и плохих поступков людей, умение правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
3. Получение опыта проживания и позитивного отношения к таким ценностям, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Воспитательная работа должна оказать влияние: — на развитие потребности выполнять правила для учащихся, в общественных местах, правила уличного движения, соблюдать режим дня и правила личной гигиены; — на формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения; — на развитие наблюдательности, активности и прилежания в учебном труде, эстетической восприимчивости предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; — на овладение простейшими коммуникативными навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; — на формирование первичных навыков саморегуляции.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы.
Критериями эффективности являются ожидаемые результаты. Способами изучения эффективности воспитательной работы могут быть методики, используемые в школе, такие как:
методики исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника,
методика «Герб класса»,
анкетирование детей и родителей,
тест «Цветок настроения»,
коллективный диалог «Я стал старше. Что это значит для меня» и др. (см. ниже анкету для учащихся).
Планирование воспитательной работы.
Для планирования можно использовать различные таблицы, однако мы рекомендуем таблицу, в которой представлены направления организации внеурочной деятельности, формы работы с классом и индивидуальная, работа с родителями. При таком планировании не требуется дополнительных отдельных планов, а главное, видна взаимосвязь общей и индивидуальной работы. Приводим в качестве примера планирование на 1 четверть 1-ого класса.
Продолжение
К сожалению, нередки случаи, когда с классных руководителей требуют массу различных планов и бумаг, что провоцирует их формальное заполнение. Такой подход мешает вдумчивому и серьёзному отношению к выстраиванию деятельности учащихся, отнимает время от живой работы с детьми. В данной главе мы делаем попытку помочь классным руководителям минимизировать временные затраты для творческой и интересной работы с учащимися. Об общих подходах к составлению планов. Основным документом, на основе которого разрабатывается план классного руководителя, является образовательная программа школы, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса данного образовательного учреждения. Педагог должен быть носителем этого содержания. Каждый ребёнок — индивидуальность, и каждый класс не похож один на другой. Поэтому главнейшим условием разработки плана является изучение контингента учащихся и их родителей (здоровье, интересы, поведение, успехи, образовательный уровень и др.). Это позволит разработать план с учётом особенностей класса, отдельных учащихся, возможностей классного коллектива, классного руководителя, позволит сделать его максимально индивидуальным. План не должен представлять собой бессистемный перечень дел. Важно, чтобы в нём был «стержень», который может задаваться тематическими или целевыми установками.
Планирование внеурочной деятельности учащихся класса должно носить коллективный характер, т.е. сами учащиеся и их родители должны иметь возможность вносить свои предложения при составлении плана дел. И чем старше дети, тем активнее должна быть их роль в планировании, организации и проведении дел класса. В этом принципиальное отличие деятельностного подхода в вос питании. Прекрасное мероприятие, проведенноё для детей на высокой эмоциональной ноте, конечно же, оставит свой след в душе, но вряд ли его можно сравнить с тем результатом, который получит ребёнок, сумевший реализовать свою собственную идею, свой план. Именно поэтому такой ре зультат, как получение опыта самостоятельного общественного действия, считается наивысшим результатом (третий уровень) воспитательной работы1. Второй уровень результатов — это получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Самый низкий уровень (первый) связан с приобретением школьниками определённых социальных знаний, первичного понимания социальной реальности. Планируя воспитательную работу, классный руководитель должен решать две взаимосвязанные задачи: как сформировать дружный коллектив и как каждому ребёнку в этом социальном пространстве раскрыться, найти себя, стать не зрителем, не равнодушным исполнителем, а активным участником в жизнедеятельности классного сообщества. Разработка воспитательного плана осуществляется в несколько этапов. Первый этап, как уже говорилось, — это коллективное планирование (классный руководитель, дети, родители) и подготовка проекта плана. Далее план необходимо согласовать с заместителем директора по внеурочной деятельности, обосновать включение отдельных предложений детей в общий план воспитательной работы школы. И затем только придать плану вид документа, на основании которого строится воспитательная работа в классе.
(Критерии уровней результатов воспитательной работы и взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности даются в пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, М.: Просве щение, 2011).
План воспитательной работы может включать в себя следующие разделы:
1. Краткая психолого педагогическая характеристика класса.
2. Цель и задачи.
3. Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности.
4. Ожидаемые результаты.
5. Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы.
6. Планирование воспитательной работы (с учётом индивидуальной работы и работы с родителями).
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса должна составляться на основании наблюдений педагога, анкетирования родителей, а также в 1 классе на основании карт индивидуального развития дошкольников(1), во 2–4 классах — психолого-педагогической карты учащегося(2). Для образца даём примерный текст психолого-педагогической характеристики 1 класса:
В 1 «…» классе обучается ….. учащихся, из них … девочек и … мальчиков. До поступления в школу … детей были воспитанниками в дошкольных образовательных учреждений, … человека посещали подготовительный класс школы, … детей получили только семейное воспитание.
Группа здоровья. Анализ медицинских карт показал, что … детей признаны практически здоровыми и определены в первую группу, … учащиеся отнесены по состоянию здоровья ко второй группе, … — к третьей группе здоровья.
Проявление эмоциональных состояний в норме (свобода, непринужденность движений; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная; мимика спокойная; продуктивность движений, радость от их выполнения) у … детей.
Наблюдается психомоторное неблагополучие (подавленность, напряженность; бесцельность, непродуктивность движений при их обилии или их заторможенность; жестикуляция и мимика вялая, бедная, маловыразительная; гримасничанье или неподвижное лицо) у … детей. Социальное развитие в норме (легко вступает в контакт со взрослыми, избирательно и устойчиво взаимодействует с де тьми, умеет попросить о помощи и оказать её; регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами; аргументированно отстаивает свою точку зрения перед ровесниками и взрослыми; имеет представления о себе и своих возможностях) — … детей.
Имеют проблемы в социальном развитии … детей (не сдерживают агрессивные реакции; не согласуют индивидуальные замыслы с партнёрами, сверстниками и др.) Развитие речи и речевое общение в норме (правильно произносят все звуки родного языка, умеют выделять звуки в слове, высказываются простыми, распространёнными предложениями, грамматически правильно строят сложные предложения, могут пересказать короткий рассказ, строят связный рассказ по сюжетной картинке, в диалоге инициативно высказываются, умеют привлечь внимание своими высказываниями) — … человек. Проблемы речевого развития наблюдаются у Ф.И. ребёнка — (какие именно). Проблемы речевого общения у Ф.И. ребёнка — (какие именно). Познавательное развитие в норме (имеют представления о природе, рукотворном мире, о культуре быта, о своём городе, стране; задают вопросы, устанавливают причинно-следственные связи; могут работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе, могут объединять предметы на основе общих понятий: одежда, обувь, посуда, транспорт и др.) — … детей. Проблемы в развитии наблюдаются у Ф.И. ребёнка — (какие именно). Период адаптации к школьной жизни (проходит достаточно успешно, затруднён в связи с…). Проблемы адаптации наблюдаются у учащихся: ________________, причины (повышенный уровень тревожности, агрессивность поведения, повышенная утомляемость и др.).
(«КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА» разработана Центром «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, Московским городским психолого педаго гическим институтом, МГФСО. Образец психолого педагогической карты учащегося опуб ликован в сборниках программ общеобразовательных учрежде ний «УМК «Планета знаний». — М.: АСТ, Астрель.)
Первые недели обучения в школе выявили группу детей, которые внимательны и активны на уроке, имеют достаточно высокий уровень сформированности познавательного интереса. В эту группу входят: _____________________________. В классе есть ученики, которые пока не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: ________________________________.
Интересы, занятость в кружках.
Занимаются в спортивных секциях — ..., в технических кружках — …, в музыкальных и художественных школах — … и др.
Состав семей.
Детей из благополучных семей — …, из многодетных семей — …, неполных семей — …, детей-сирот — … (опекуном является …), детей из неблагополучных семей — … .
Активность родителей, их участие в образовательном процессе.
Интересуются достижениями своих детей в учебной и внеурочной деятельности — …, принимают активное участие в делах класса, школы, в подготовке мероприятий, организации экскурсий и др.
Цель и задачи воспитательной работы должны соотноситься с основной образовательной программой образовательного учреждения и быть направлены на решение проблем, обозначенных в характеристике класса. Например, в классе, где повышена агрессивность учащихся, цель и задачи могут звучать так:
Цель: во взаимодействии с родителями учащихся создать условия для формирования коллектива класса как среды дружбы и взаимопомощи, для получения детьми совместного опыта позитивного отношения к базовым ценностям, для развития способностей каждого ребёнка.
Задачи: способствовать снижению агрессивности учащихся; воспитывать взаимодоверие, желание помочь другому; содействовать формированию классного коллектива посредством коллективных дел; создать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника.
Формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности.
В этом разделе классный руководитель указывает, за счёт каких форм он собирается достичь решения поставленных задач. Среди форм могут быть: игра, беседа, коллективно творческое дело, социальный проект и многие др. Педагог должен знать, какие формы с каким уровнем воспитательных результатов соотносятся, и выбирать их соответственно с возрастом учащихся и поставленными задачами. Необходимо сказать, что традиционно, администрация школ требовала от классных руководителей планирования классных часов. О классном часе прочно закрепилось представление как об уроке-беседе. Использование такой формы возможно, но она не должна превалировать над другими формами, так как является одной из простых, т.е. формой, которая может соответствовать лишь первому уровню воспитательных результатов. В связи с этим рекомендуем активнее использовать такие формы, как: коллективный диалог, дебаты, концерты, инсценировки, выставки, коллективные творческие дела, акции, социальные проекты и др. Уровень сложности форм должен нарастать от 1 к 4 классу, это позволит педагогу вывести детей на более высокий уровень воспитательных результатов. Приводим пример текста к данному разделу для 1 класса:
Вся воспитательная работа строится в тесном содружестве с родителями. Одна из задач привлечь родителей к проблемам воспитания, сделать их союзниками в вопросах воспитания и обучения. Необходимо изучить личностные качества учащихся, складывающиеся отношения в классном коллективе и на их основе вести индивидуальную работу, которая должна пронизывать всю внеурочную деятельность, общение с детьми и их родителями. В первом классе ещё активно используется форма беседы, однако основными формами работы должны стать игра и коллективные дела. Учитывая, что современные дети, к сожалению, мало играют, не умеют играть, она из задач — привлечь их к познавательной игре, к разыгрыванию игровых ситуаций (______________________________________________).
Важной формой решения воспитательных задач являются «коллективные дела» ( ______________________________). Дела — это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе1. Сделать дела совместными для детей, педагогов и родителей — это значит заложить фундамент для формирования дружественной среды, в которой будет свободно развиваться и взрослеть ребёнок, в которой будет крепнуть коллектив класса. Отдельные дела проводятся без большой предварительной подготовки (_________), другие предусматривают предварительную подготовку уча щихся ( _______________________________). Коллективное дело может отвечать разным направлениям внеурочной деятельности, например: ______________________________. Конечно, в 1 классе организатором детей выступает педагог, однако в планировании предусмотрено, что деятель ность организуется на основе сотрудничества с привлечением детской инициативы. Очень важно, чтобы результатом являлся не только информационный обмен, но и выработка общего решения (мнения), чтобы организуемое дело носило социально значимый характер (___________________). Среди индивидуальных форм работы используются: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, но чаще всего они сопровождают друг друга. Именно индивидуальные формы работы помогают распознать ученика, открыть его таланты, устремления, а также проблемы, которые мешают ему проявить себя.
(Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.: Просвеще ние, 1993.)
Ожидаемые результаты должны согласовываться с целями и задачами внеурочной деятельности и отражать уровень, соответствующий возможностям учащихся данного класса. Например:
1. Создание дружественной среды в классе.
2. Приобретение первоклассниками социальных знаний о нормах поведения в школе, классе, о здоровом образе жизни, понимание важности нового социального статуса «ученик», понимание нравственных норм, различение хороших и плохих поступков людей, умение правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников.
3. Получение опыта проживания и позитивного отношения к таким ценностям, как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Воспитательная работа должна оказать влияние: — на развитие потребности выполнять правила для учащихся, в общественных местах, правила уличного движения, соблюдать режим дня и правила личной гигиены; — на формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения; — на развитие наблюдательности, активности и прилежания в учебном труде, эстетической восприимчивости предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде; — на овладение простейшими коммуникативными навыками: умение говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе; — на формирование первичных навыков саморегуляции.
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной работы.
Критериями эффективности являются ожидаемые результаты. Способами изучения эффективности воспитательной работы могут быть методики, используемые в школе, такие как:
методики исследования развития познавательных процессов личности младшего школьника,
методика «Герб класса»,
анкетирование детей и родителей,
тест «Цветок настроения»,
коллективный диалог «Я стал старше. Что это значит для меня» и др. (см. ниже анкету для учащихся).
Планирование воспитательной работы.
Для планирования можно использовать различные таблицы, однако мы рекомендуем таблицу, в которой представлены направления организации внеурочной деятельности, формы работы с классом и индивидуальная, работа с родителями. При таком планировании не требуется дополнительных отдельных планов, а главное, видна взаимосвязь общей и индивидуальной работы. Приводим в качестве примера планирование на 1 четверть 1-ого класса.
Продолжение
Комментариев нет:
Отправить комментарий