Цели:
повторить основные морфологические признаки глагола;
уметь отличать глагол от других частей речи;
научить выполнять морфологический разбор глагола,
не допускать речевых ошибок.
Тип урока: урок-повторение информационного типа с элементами ролевой игры.
I. Организационный момент
Учитель:
Начинаем наш урок.
Очень хочется, чтоб впрок
Он пошел нам, и тогда
Будем грамотны всегда.
Сегодня мы будем говорить о замечательной, самой активной части речи нашего языка. О какой? Об этом вам подскажет ответ на загадку.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (глагол).
– О каком грамматическом значении глагола говорится в загадке?.(О действии предмета).
Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А.Югов)
А кто знает, откуда взялось такое странное слово глагол?..
Слово «глагол» в старославянском языке означало «слово». Помните у Пушкина:
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
(Тут «глаголом» значит «словом»).
Глаголом жги сердца людей.
(Тут «глаголом» значит «словом»).
Существовало и слово»глаголати». Сейчас мы не говорим: "Что ты мне глаголишь?" Однако в произведениях наших великих писателей и поэтов встречаются и само слово «глагол», и некоторые производные от него.
Судьба слова «глаголь» (т.е. «говори») в русском языке в письме довольно причудлива. Оно стало в старорусской азбуке названием буквы "Г": так и читалось: "Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро", т.е. А Б В Г Д. (Азбука называлась раньше Абевега).
Почему же глагол обозначает действие? Послушайте грамматическую сказку:
Жил-был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил… Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьёт и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? Не мог глагол без дела сидеть, да и другим не давал.
Входит глагол.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов)
Лишь названия.
Но я приду – всё в действие придёт,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растёт.
(В.Кондрашов)
Глагол: Здравствуйте, ребята! Я глагол, вы узнали меня? Конечно, узнали! Ведь без меня не обходится практически ни одно предложение. Все предметы без меня стали бы застывшими памятниками. Они перестали бы не только двигаться, но даже дышать.
Учитель: Здравствуй, глагол! Конечно, ребята знают тебя и очень ценят. Но в русском языке все части речи важны. И ты по частоте употребления занимаешь только второе место после существительного и без дружбы с ним твои действия становятся безличными и непонятными. Кстати, ты, глагол, обозначаешь не только действие, но и бездействие тоже: стоять, лежать, молчать, бездействовать и т.п.
Глагол: Да, правда, что-то я расхвастался. Кто я такой без существительного и других частей речи? Простите меня, ребята!
Учитель. Ты очень нужная часть речи. И наши ребята все о тебе знают. Присаживайся и будь гостем на нашем уроке. А мы, ребята, проведем небольшое исследование. Вашему вниманию предоставляется предложение, в котором нет ни одного реально существующего слова:
Глокая куздра шпеко буданула куздрёнка.
Такой язык изобрел для своих студентов лингвист академик Лев Владимирович Щерба, предложивший им разобрать следующее предложение по частям речи: Ведь, подобно всем предметам вокруг, слова тоже имеют свои формы и образуются они с помощью грамматических средств. И ваша задача - найти в этом предложении глагол.(Ответы детей)
Итак, в этом предложении глаголом является слово «БУДАНУЛА». Как вы узнали? (По суффиксу прошедшего времени -Л-.). То есть глаголы имеют внешний облик - лицо. и внутреннее содержание - характер. Это морфологические признаки.
Морфологические признаки глагола - тема нашего урока.
Глагол: Да, моя внешность с годами не изменяется. Это мои постоянные морфологические признаки. А характер мой изменчив и состоит из непостоянных морфологических признаков.
Учитель: Мы подробно изучили твои морфологические признаки и сейчас их повторим. Начнем с портрета, то есть с постоянных морфологических признаков.
Первый признак - спряжение, Давайте вспомним песенку о спряжении.
Второе спряжение - глаголы все на -ить,
(Но есть два исключения – это БРИТЬ, СТЕЛИТЬ),
А еще одиннадцать на -еть и –ать,
В их личных окончаниях надо И писать:
Слышать, видеть и обидеть,
Гнать, держать и ненавидеть,
И дышать, вертеть, смотреть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е писать нельзя!
Учитель: А теперь закрепим теорию на практике.
Карточка № 1
Вставьте пропущенные буквы, поставив глаголы в 3л., ед.ч. : стон_т, ненавид_т, жале_т, завис_т, пен.тся, хлещ_т, пил_т, смотр_т, ре_т.
Глагол: А можно мне добавить в задание несколько глаголов? Определите спряжение глаголов: хотим, бегут, дам, поешь.
Учитель: На этот случай у нас припасено стихотворение. Давайте прочтем его, ребята.
Глагол разноспрягаемый.
Их два: «хотеть», «бежать»,
Особые - «поесть» и «дать» -
Их все нам нужно знать!
Глагол: Здорово! А я приготовил для вас интересную игру «Волшебные клеточки».
№ 37. Вставь гласную И или Е и заштрихуй клеточки с И.
Выбеж..шь, доверя..те, остан..шься, посе..м, точ..т
Не вид..т, маш..те, та..т, скле..л, услыш..те
Вскоч..т, колыш..тся, охот..тся, засохн..т, удерж..шь
Тревож..шься, прогон..т, обид..л, движ..тся, погас..шь
Цел..шься, хоч..шь, гогоч..т, постел..т, замет..т
Глагол: Если вы все гласные написали правильно, то у вас получится вот такой узор.
Глагол: Все клеточки, не совпавшие с рисунком, это ваши ошибки. Давайте их проверим и исправим. (Проверка и работа над ошибками).
Учитель: Второй постоянный признак - вид. Как можно определить вид глагола? (По вопросу)
Глагол: Разрешите представить вам моих братьев. Это глаголы совершенного и несовершенного вида. (Входят два глагола)
Глагол сов. вида:
Я глагол совершенный вид,
У меня в вопросе «С» стоит!
У меня в вопросе «С» стоит!
- Учитель: Итак, первый вид совершенный. На какой вопрос он отвечает?
Глагол несовершенного вида:
А я, ребята, несовершенный вид,
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И без труда меня узнайте!
И звание мне это вовсе не претит.
Вопрос “что делать?” мне задайте,
И без труда меня узнайте!
Учитель: На какой вопрос он отвечает глагол несовершенного вида? Делаем вывод и вспоминает стихотворение о видах глагола.
Если совершенный вид –
То в вопросе «С» стоит.
Если «С» исчез - мгновенно
Стал вдруг вид несовершенным
Учитель: А теперь практическое задание. - В руках у глаголов совершенного и несовершенного видов корзиночки. У вас листочки со словами. Определите вид глаголов и положите в нужную корзинку.
- Глаголы в корзинках, проверять будем так. Если правильно определён вид – молчание, если неправильно – хлопок.
- Глаголы в корзинках, проверять будем так. Если правильно определён вид – молчание, если неправильно – хлопок.
Карточка № 2
Учился, нарисовал, приклею, цветет, умываешься, заинтересовался, сыграю, перебираюсь.
Глаголы: Мы очень похожи, и иногда нас путают. Это ведет к речевым ошибкам. Исправьте речевые ошибки в тексте. Определите, с чем они связаны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий