«Закон обо мне. Мне о законе»
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1. Содержательное направление.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также в Методических рекомендациях «Об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений», утверждённой приказом Министерства образования и науки России от 03.02.2006 года №1 сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников:
- формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания;
- защита прав и интересов обучающихся;
- формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда».
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: формирование правовой культуры учащихся.
Задачи программы:
1. создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
2. научить учащихся вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
5. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений.
Основные направления деятельности по реализации программы:
1. Содержательное направление.
§ Разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов; отбор учебного материала, способствующего формированию законопослушного поведения школьников;
§ Организация работы лектория правовых знаний
§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление.
§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;
§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
3. Управленческое направление.
§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;
§ Создание условий для реализации основных направлений программы;
§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Методы достижения поставленных целей и задач:
§ Организация работы лектория правовых знаний
§ Развитие деятельности ученического самоуправления в школе.
2. Социально-педагогическое направление.
§ Реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных учащимся, родителям, педагогам;
§ Социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии школьника;
3. Управленческое направление.
§ Изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы;
§ Создание условий для реализации основных направлений программы;
§ Привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с учащимися и их родителями по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на классных часах, которые планируются из расчета один классный час в четверть.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Координация и контроль реализации программы:
Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу школы, которая:
- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
Правила дорожного движения
3. Наряду с беседами используются такие формы, как деловая игра, практикум, устный журнал, конкурс рисунков и газет, викторина, круглый стол, конкурс сочинений, защита проектов, которые способствуют развитию умений школьников. Причем практические формы работы необходимо чаще использовать в старших классах, учащиеся которых получили достаточное количество теоретических знаний на уроках и классных часах.
4. В 7-9 классах ежегодно проводится тестирование с целью выявления склонности учащихся к правонарушениям.
5. Для родителей на основе данной программы разработан цикл лекций по правовой тематике.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся образовательных учреждений должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок), активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
Координация и контроль реализации программы:
Координация и контроль реализации программы возложен на социально-педагогическую службу школы, которая:
- осуществляет организационное, информационное и научно-методическое обеспечение программы;
- координирует взаимодействие образовательного учреждения с заинтересованными организациями по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников;
- анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы.
Содержание программы:
Раздел
|
Тема
|
Класс
|
Правила общения
|
Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни»
|
1
|
Главные ценности нашей жизни
|
1
| |
Беседа «Правила личной безопасности»
|
1
| |
Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
|
2
| |
Беседа «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?»
|
7
| |
Круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»
|
11
| |
Правила поведения
|
Беседа «Человек в мире правил»
|
1
|
Беседа «Примерно веди себя в школе, дома, на улице»
|
2
| |
Беседа «За что ставят на внутришкольный учет?»
|
3
| |
Беседа «Правила поведения в школе»
|
3
| |
4
| ||
Беседа «Бережно относись к школьному и другому общественному имуществу, к своим вещам, вещам товарищей»
|
4
| |
Беседа «Знакомство с правами и обязанностями учащихся»
|
5
| |
Я-гражданин
|
Беседа «Я – гражданин России»
|
2
|
Беседа «Что такое закон? Главный закон страны»
|
3
| |
Беседа «Гражданин и обыватель»
|
5
| |
Беседа «Твоя воинская обязанность»
|
11
| |
Права ребенка
|
Беседа «Твои права и обязанности»
|
2
|
4
| ||
4
| ||
Устный журнал «Конвенция «О правах ребенка»
|
5
| |
Беседа «Права детей – забота государства»
|
6
| |
Конкурс рисунков «Конвенция «О правах ребенка
|
6
| |
Беседа «Подростку о трудовом праве»
|
9
| |
Беседа «Что делать, если ты попал в милицию»
|
8
| |
Конкурс проектов «Твой вариант декларации прав человека»
|
5-11
| |
Административная и уголовная ответственность
|
Беседа «Шалости на железной дорог
|
3
|
Беседа «Преступления и правонарушения»
|
6
| |
Беседа «Административная и юридическая ответственность при создании травмоопасной ситуации»
|
6
| |
Беседа «Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним. Детская воспитательная колония»
|
7
| |
Беседа «Об ответственности подростка за преступления, совершенные на железной дороге»
|
7
| |
Викторина «Уроки Фемиды»
|
8
| |
«Административная ответственность подростка перед законом»
|
8
| |
Беседа «Ответственность за деяния, связанные с оборотом наркотиков»
|
9
| |
Дискуссия «От безответственности до преступления один шаг»
|
11
| |
Асоциальное поведение
|
Конкурс сочинений «НЕТ школьному хулиганству»
|
6-7
|
Практикум ситуаций «Как привлекают подростков к употреблению наркотиков?»
|
8
| |
Круглый стол «Нетрадиционные религиозные объединения. Чем они опасны?»
|
9
| |
Круглый стол «Суицид среди подростков»
|
9-11
| |
Беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»
|
8-11
| |
Беседа «Алкоголь и правопорядок»
|
9-11
|
Правила дорожного движения
Класс
|
Тема
|
1
|
Правила поведения в транспорте.
|
2
|
Места игр и катания на велосипедах, роликах, лыжах, коньках, санках.
|
3
|
Основные правила поведения учащихся на улице и дороге.
__________________________________________________________
Обязанности пассажиров.
|
4
| |
Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом.
________________________________________________
Поведение школьников вблизи железнодорожных путей.
| |
5
|
Ответственность за повреждения имущества на транспортных средствах. Вандализм.
________________________________________________________
Основные правила безопасного поведения при пользовании общественным транспортом.
|
6
|
Ответственность за нарушение ПДЦ.
____________________________________________________________
Соблюдение правил дорожного движения велосипедистом .
|
7
|
Ответственность за нарушение ПДЦ пешеходом.
___________________________________________________________
Ответственность за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных переездов.
|
8
|
Ответственность за нарушение
__________________________________________________________
Ответственность участника дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств.
|
9
|
Правила перевозки пассажиров на мотоцикле и мотороллере.
|
9
|
Уголовная ответственность за кражу и угоны транспортных средств.
|
Класс
|
Знать
|
Уметь
|
1
|
правила поведения в школе;
названия государства и государственную символику;
законы класса;
правила личной безопасности.
|
соблюдать правила поведения в школе;
выполнять законы класса;
соблюдать безопасность на улице.
|
2
|
какого человека называют гражданином?
качество человека, необходимые достойному гражданину;
основные обязанности и права ученика;
правила поведения в общественных местах, дома, в школе;
|
различать хорошие и плохие поступки, добро и зло в повседневной жизни;
высказывать негативное отношение к плохим поступкам.
приобрести навыки культуры общения с разными людьми, в разных ситуациях
|
3
|
что такое закон?
как называется основной закон государства, как называется основной документ гражданина?
какие поступки нарушают устав школы?
Какие правила поведения надо соблюдать на дороге?
|
дисциплинированно вести себя на дороге;
соотносить моральные нормы с повседневным поведением
|
4
|
элементарные права людей;
какие правонарушения и преступления может совершить школьник?
первоначальные представления о юридической ответственности.
|
уважать людей;
бережно относиться к своему и чужому имуществу
|
5
|
права и обязанности учащихся школ;
название основного документа о правах ребенка, основные его статьи;
меру наказания за нарушение Правил дорожного движения.
|
дисциплинированно вести себя на автодороге;
защищать свои права;
выполнять обязанности школьника
|
6
|
сущность преступления и правонарушения;
отличие правовых норм от норм морали;
как государство может защитить права ребенка?
какая ответственность бывает при создании травмоопасной ситуации?
|
различать административный проступок и преступление;
правильно оценивать поступки людей;
предупреждать создание травмоопасной ситуации
|
7
|
понятие о юридической ответственности за совершение преступлений и ее возникновении
меру наказания за преступления, совершенные на дороге
информацию об опасностях, связанных с попаданием подростков в асоциальные группы;
особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних
|
осознавать преступные цели асоциальных объединений несовершеннолетних;
предотвращать свое попадание в преступную группу, выходить из нее;
не создавать криминальных ситуаций на дороге
|
8
|
понятие об административной ответственности и условиях ее возникновения;
чем опасны религиозные объединения для подростков?
способы и приемы вовлечения подростков в употребление наркотиков.
|
соблюдать правопорядок в общественных местах;
противостоять вовлечению в религиозные объединения, в употребление наркотиков
|
9
|
мотивы, которые могут привести человека к преступлению;
права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу;
способы поведения в критической ситуации.
|
защищать себя при нарушении трудовых прав;
помочь знакомым, попавшим в кризисную ситуацию
|
10-11
|
о социальной опасности преступности, наркомании, алкоголизма;
свои права и обязанности при общении с органами правопорядка;
меры ответственности за деяния, связанные с незаконным оборотом наркотиков;
основные положения Декларации прав человека.
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
|
негативно относиться к людям, нарушающим социальные нормы;
отстаивать свои права при общении с сотрудниками правопорядка
|
Тематика лекций для родителей:
Класс
|
Тема
|
1
|
Законы воспитания в семье. Какими им быть?
|
2
|
Воспитание ненасилием в семье.
|
3
|
Как научить сына или дочь говорить «нет»?
|
4
|
Детская агрессивность, ее причины и последствия.
|
5
|
За что ставят на учет в милицию?
|
6
|
Свободное время – для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок?
|
7
|
Как уберечь подростка от насилия?
|
8
|
Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения.
|
9
|
Как научить быть ответственным за свои поступки.
|
10
|
Что делать, если ваш ребенок попал в милицию?
|
11
|
Закон и ответственность.
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий