Современная начальная школа в новом тысячелетии продолжает своё активное развитие. Основной целью модернизации всей системы казахстанского образования в последнее десятилетие является – повышение качества образования. Начальная школа должна отвечать актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Запрос государства к системе образования получил новое звучание: необходимо повысить “качество образования”. Этот запрос на современном этапе имеет и новое содержание.
В условиях современного образования возникает необходимость в изменении сущности, типа образовательного процесса. Это связано с тем, что для учащихся становится все более актуальным не просто процесс научения, не только знания, а учение и самообразование, при котором знания и умения становятся средствами развития и саморазвития личности. Научиться формировать свой собственный познавательный процесс - означает получить свободу выбора любой сферы и уровня профессиональных занятий.
Моя педагогическая деятельность сложилась так, что в течение 16 лет работаю в общеобразовательных классах по “традиционной” системе обучения. Но в течение всех лет я не оставалась пассивным и равнодушным педагогом. Все эти годы я экспериментировала с содержанием программы традиционного обучения, наполняя ее новыми технологическими, методическими и дидактическими приемами, пробовала гармонично соединить философию и педагогику гуманно-личностного обучения Ш.А. Амонашвили “Школа жизни” с методикой развивающего обучения ориентированной на психическое развитие и опережающее обучение по системе Л.В. Занкова.
Главный вывод из многолетних исканий состоит в том, что все концепции обучения младших школьников так или иначе ориентированы на развитие способностей, которое происходит в ходе выполнения ими практических действий в содружестве с учителями и одноклассниками. Как действовать, какие шаги осуществить, чтобы научить младших школьников Учиться, иметь те навыки и умения, которые будут необходимы всегда, и не утратятся через год, другой ? Ведь надёжность обучения – важный критерий не только для школы в целом, но и для отдельных классов, параллелей, ступеней. Обозначилась проблема – как осуществить эту идею?
Мы сейчас много говорим о конкурентоспособности. Коллективу нашей школы давно стало понятно, что если заменить название “школа” на “гимназия”, то конкурентоспособность выпускников от этого не увеличится.
Наш педагогический коллектив избрал нелёгкий, но интересный и поучительный путь технологизации. Кандидат педагогических наук Всеволод Зайцев утверждает, что, используя курс на технологичность, можно повысить среднее количество отличников к концу 9-го класса на 20%-25%. Мы понимаем, что освоение технологий трудно, но результативно. Более того, только освоив технологии можно добиться общего подъёма школы. Одной из таких эффективных технологий является частнопредметная технология Зайцева Всеволода Николаевича “СОУ” (совершенствование общеучебных умений).
Ищущий коллектив нашей школы, я думаю, принял правильное решение! В этом году на базе школы работает экспериментальная площадка по внедрению педтехнологии В.Н.Зайцева. Мы видим большиевозможности технологизации учебного процесса.
Цель: способствование решению главной задачи системы образования – создание необходимых условий для получения качественного образования.
Всеволод Николаевич Зайцев в своей книге: “Практическая дидактика” отмечает: “Прежде, чем учить творчеству, надо освоить стандартные задания; при этом освоении надо идти “от простого к сложному”. Необходимо учащихся из поля пассивности перевести в активное состояние, а повышение активности достигается за счет совершенствования ОУН.
Само понятие “общеучебные умения и навыки” включает в себя зависимость успешности их формирования от организации учебной деятельности ребенка. Осознание этой зависимости помогает выделить значимые общеучебные умения, определить типы заданий и условия их реализации.
Первое - умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно.
Нормальное чтение, это чтение со скоростью 80-90 слов в минуту, обеспечивает учебу в начальных классах на “хорошо” и “отлично”. Необходим оптимальный уровень – чтение со скоростью разговорной речи. К этой скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учащихся, к этому результату мы и стремимся.
Второе - умение красиво и скоро писать.
“Писать чисто и скоро – дело немаловажное. Медлительность в этом деле много вредит живости ума”, - утверждал Квинтиллиан. Его идея понятна: если ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым.
Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.
Среди всех технологий СОУ основными считаются те, которые позволяют быстро наращивать скорость чтения, письма, вычислений до оптимальных значений без ущерба для качества этих умений, то есть позволяющие учиться на “4” и “5”.
Основная зона применения технологии достижения оптимального чтения (то есть) со скоростью разговорной речи 120-150 слов в минуту для русскоязычных школьников) – это 2-3 –е классы, но ее можно применять и в средних классах.
Основная зона применения технологии обеспечения достаточной скорости письма (60 букв в минуту) – это 3-е и 5-е классы, но ее можно применять и во вторых классах, и в среднем звене.
Основная зона применения технологии совершенствования вычислительных умений, позволяющая достигать скорости 30 цифр в минуту при умножении двузначных чисел, это 3-е, 5-е классы, но ее можно применять и во всех классах второй ступени обучения.
Технология достижения оптимального результата чтения.
По результатам замеров скорости чтения и по наблюдениям можно рассматривать шесть диагностических ситуаций:
- если, скорость чтения еще не достигла скорости разговорной речи (меньше 120 слов в минуту), то надо увеличить количество тренировок, для чего можно использовать ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения; возможен вариант трехкратного прочтения одного и того же минутного отрывка текста;
- если скорость чтения меньше 100 слов в минуту, то это означает, что еще не вполне развита оперативная память, надо использовать зрительные диктанты по И.Т. Федоренко;
- если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, то надо использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном.
- если падает осмысленность чтения, то надо использовать тройку упражнений по И.Т.Федоренко и И. Г.Пальченко;
- если ученик устойчиво “застрял” на каком-то значении скорости чтения ( в течение двух месяцев нет прибавки результата), то надо ему помочь преодолеть резонансный барьер, используя многократное чтение и стимулирование.
Ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения проводятся в начале каждого урока. Во втором классе время упражнений может быть сокращено до 2-3 минут. Высокая эффективность ежеурочных пятиминуток обусловлена повышением частоты тренировок (в 20 раз по сравнению с обычной) и их объема. Поскольку во 2-3 классах почти все ученики читают медленно, то это упражнение обязательное в рассматриваемой технологии.
Другое очень важное упражнение технологии – зрительные диктанты по И.Т. Федоренко для развития оперативной памяти. Наиболее эффективны они во втором классе, где часто можно наблюдать такую картину: ребенок читает предложение из 8-10 слов, дочитал до середины и забыл первое слово. Он не улавливает смысл прочитанного, ему не интересно читать. В этом случае требует улучшения оперативная память. Тексты по И. Т. Федоренко состоят из 18 наборов по шесть предложений в каждом. Особенность этих предложений – наращивание их длины происходит постепенно, по 1-2 буквы. Первое предложение первого набора наиболее короткое, всего 8 букв. В последнем предложении последнего набора 46 букв. Время работы со всеми наборами примерно два месяца. За это время оперативная память развивается настолько, что ребенок может запомнить предложение их 8-9 слов, не забывая первого. Теперь он легко улавливает смысл, читать ему становится интересно, и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. При проведении диктантов на доске выписываются шесть предложений одного набора и закрываются листом бумаги. После того как одно из них высвечено (лист опущен), ребята в течение определенного времени читают его молча и стараются запомнить. Время экспозиции небольшое – от 4 до 7 секунд (оно указано для каждого предложения). Затем учитель стирает предложение и предлагает записать его по памяти. Возможно, что кто-то из учеников скажет: “А я не запомнил”. Реагируйте очень спокойно. Без раздражения, доброжелательно скажите: “Это предложение пропусти, а следующее постарайся запомнить”. На шесть предложений одного набора обычно уходит три дня, а всего 54 дня, или два месяца. За этот небольшой срок можно развить оперативную память, но при непременном соблюдении ряда условий.
· Зрительные диктанты нужно писать ежедневно. При уменьшении частоты тренировок память не развивается.
· Диктанты надо писать по текстам И.Т. Федоренко.
Постепенное наращивание длины предложений обеспечивает постепенное нарастание трудностей чтения и запоминания, облегчает процесс тренировки.
Ученики читают предложения, написанные на доске, только молча. Если кто-то читает в слух, то другие будут воспринимать предложения ушами, а не глазами; самостоятельное восприятие и осознание совершенствоваться не будут.
· Записываются предложения на листочках бумаги. Если писать тексты в тетрадях, то уже на второй день они будут мешать запоминанию.
· Листочки после записи предложений следует собрать, не проверять и детям не возвращать. Если проверить работы, исправить ошибки и возвратить листки ученикам, то они будут стараться запомнить не только слова в предложении, но и буквы в словах. Произойдет усложнение учебной задачи, что помешает развитию памяти.
· Если все дети запоминают короткие предложения, не радуйтесь: работа идет не вхолостую, так как в этом случае трудность недостаточна для тренировки памяти. Переходите к следующему набору.
· По мере перехода к длинным предложениям многие дети не будут успевать прочитывать и запоминать. Не расстраивайтесь! Вы вошли в нормальный тренировочный режим, теперь надо каждый набор повторять несколько дней подряд.
Стимулирование.
Без эмоций и положительного стимулирования невозможна любая деятельность. В предлагаемой технологии стимулирование достигается периодическим воздействием самозамеров скорости чтения и продлением положительного эмоционального состояния (используйте чтение перед сном). Если стимулирование не помогает, можно использовать облегченное чтение (например: детских комиксов, либо небольших текстов подписей под картинками).
Для самозамеров оставляют в конце урока 3-4 минуты. Ребята читают в течение одной минуты текст в жужжащем режиме, замечают, до какого слова прочитают, затем пересчитывают прочитанные слова и результаты записывают в дневнике. Если при самозамерах возникают отрицательные эмоции у кого-то из школьников, то его надо временно освободить от самозамеров.
Если у детей ослаблено воображение, не могут представить картинку, соответствующую тексту. Несколько прочитанных строк вызывают усталость, надо использовать короткие рассказы, либо тексты с картинками. Где под каждой картинкой есть несколько 1-2 строки текста. После прочтения строк можно рассматривать картинки, это будет и тренировка и отдых, и облегчается работа воображения, что очень удобно особенно в домашних условиях.
Повышение осмысленности чтения достигается упражнениями традиционной методики: пересказа материала, ответов на вопросы и составления вопросов по тексту.
Чтобы устранить затруднения в выразительном чтении текста, необходимо использовать многократное чтение небольшого отрывка. При нарушении артикуляции, нарушается выразительность речи, здесь необходимо многократное прочтение текста в темпе скороговорки. После такой тренировки легко достигается выразительность и скорость чтения.
Технология развития и увеличения оптимальной скорости письма.
Как перейти к уменьшенному написанию букв, проводится нулевой замер скорости письма. В первом месяце делаем только обычные записи в тетрадях, но с уменьшенной высотой букв (рекомендуемая высота букв в технологии СОУ 2-2,5 мм; заглавные буквы и цифры – высотой 4-5 мм; цвет пасты – темно-синий или темно-фиолетовый) через месяц тренировки – первый диагностический замер. В черновике можно поупражняться в написании в слепую коротких слов длиной в 3-6 букв, например “слон”, “сон”, “хлеб”, “марка”, “радуга”.
Если через месяц скорость увеличиться на 5-10 букв в минуту, значит, процесс идет нормально, и в специальных упражнениях необходимости нет.
Выделим тех учеников, у кого прибавка за месяц составила менее пяти букв в минуту. Для них проводятся в течение второго месяца ежеурочные упражнения: переписывание из книги в черновую тетрадь. Увеличение частоты тренировок и стимулирующее действие режима самозамеров благотворно сказывается на увеличении скорости письма. Лучший результат дня ученик записывает в дневник.
Если остались ученики, у которых нет улучшений, то для них необходима специальная ежеурочная, ежедневная тренировка в упражнениях для развития кистей рук (лепка из пластилина, штриховка, раскрашивание, копирование по клеточкам), специальные упражнения для развития памяти, графические диктанты. В конце третьего месяца снова проводится диагностический замер, и если у ребенка нет улучшений, то его желательно показать врачу для обследования.
Технология развития и совершенствования вычислительных умений.
Проведенные замеры скорости вычислений позволяют разделить учеников на три группы: в первую войдут те, у кого скорость умножения менее 15 цифр в минуту – они плохо знают таблицу умножения; во вторую группу войдут те, у кого скорость умножения от 15 до 30 цифр в минуту – у них следует совершенствовать умение умножать, используя для этого карточки технологического тренажа; третью группу составят ученики, вычисляющие на хорошем уровне более 30 цифр в минуту.
В соответствии с результатами диагностики технологичная система упражнений состоит из двух частей: для качественного освоения таблицы и технологичного тренажа для совершенствования умения умножать.
Качественное освоение таблицы умножения
Переключение канала восприятия.
Таблица умножения, как правило, заучивается вслух, а при решении примеров цифры воспринимаются зрительно. Надо создать предпосылки для успешного переключения канала восприятия. С этой целью изготавливаются демонстрационные карточки размером 15 х 15 см; на каждой из них крупно написана одна из цифр от 2 до 9. Учитель берет со стола две любые карточки, например, с цифрами 7 и 8, и спрашивает, не называя цифр, а лишь показывая их ученикам: “Сколько?” Вопрос задается вопреки традиционной методике, не в полной форме, а кратко, ученики должны воспринимать цифры не на слух, а зрительно. Отвечают хором “Пятьдесят шесть”, тоже в краткой форме. Если кто - то собьется, это сразу слышно – и тогда надо повторить правильный результат. За минуту тренировки можно десяток раз предложить упражнение. Через 2-3 дня дети будут воспринимать цифры не только на слух, но и зрительно.
Индивидуализация усвоения.
Коллективная работа с демонстрационными карточками перестает быть эффективной по мере того, как ученики осваивают большую часть таблицы умножения. Когда у каждого ребенка остается не больше 10 неосвоенных элементов, работа должна становиться индивидуальной. Тренировка проводится по 2-3 минуты в течение 3 - 4 дней. Можно разнообразить эту работу, организовав взаимопроверку усвоения.
Упражнения с сорбонками .
После нескольких дней целенаправленной тренировки почти все ученики осваивают таблицу умножения. Остается лишь несколько ребят с ослабленной памятью, для которых можно рекомендовать увеличить частоту упражнений с помощью сорбонок.
Сорбонки (от названия парижского университета) имеют широкую сферу применения: для усвоения иностранных слов, формул, сокращенного умножения, величин измерения. и.т.д. Сорбонки для усвоения таблицы умножения изготавливается учеником по числу не усвоенных им элементов таблицы, обычно 4-5 карточек, иногда до десяти. На каждой переменке ученик играет: угадал, не угадал? Постепенно остается все меньше и меньше неосвоенных элементов, и ученик с ослабленной памятью осваивает таблицу. Высокая эффективность сорбонок объясняется тремя важными свойствами: они концентрируют внимание только на тех элементах таблицы, которые еще не освоены, увеличивают частоту тренировок, раскрепощают память в процессе игры, что обеспечивает более легкое запоминание.
Технологический тренаж
Если после усвоения таблицы умножения провести замер скорости вычислений, то у большинства учеников она составит более 20 цифр в минуту. Теперь можно совершенствовать умение умножать, используя для этого технологический тренаж. Это такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой.
Для того, чтобы сократить подготовительную работу, применяются карточки многократного использования. Задания в них не имеют одинаковых примеров, поэтому набор можно использовать достаточно долго, ежедневно сдвигая варианты: сегодня у Петрова первый вариант, завтра – второй, послезавтра – третий и.т.д. Если в неделю пять уроков математики, то на четырех тренаж проводится со взаимопроверкой, а на пятом проверяет учитель и выставляет отметки. При взаимопроверке часто возникают затруднения, и ученики могут попросить у учителя. Проверочную карточку – с решенными примерами задания.
Вывод
Отличие данной технологии В.Н.Зайцева от обычных методик – более строгий учет психолого-дидактических закономерностей и результатов диагностики. Это и позволяет уверенно получать хорошие результаты при меньших затратах времени и труда.
Среди всех технологий СОУ основными считаются те, которые позволяют быстро наращивать скорость чтения, письма, вычислений до оптимальных значений без ущерба для качества этих умений, то есть позволяющие учиться большинству учащихся на “4” и “5”.
Планирую продолжить работу в данном направлении с целью усовершенствования собранных дидактических раздаточных и тренировочных материалов и упражнений.
Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно, находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий