Ребусы

среда, 21 июня 2017 г.

Психогимнастика как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников



Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Основные достоинства психогимнастики:
  • игровой характер упражнений (опора на ведущую деятельность детей дошкольного возраста);
  • сохранение эмоционального благополучия детей;
  • опора на воображение;
  • возможность использовать групповые формы работы.
Цели психогимнастики:
  • опора на естественные механизмы в развитии ребенка;
  • преодоление барьеров в общении, понимании себя и других;
  • снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка;
  • создание возможности для самовыражения;
  • развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).
Педагогическая аксиома – эмоции и чувства передаются не методами и приемами, а человеком.
В современных условиях необходимо выделить такое профессионально важное качество педагога, как управление эмоциональными состояниями (своими и своих воспитанников).
Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Главным условием профилактики и снятия тревожности является наличие у педагога эмпатии (сопереживания), любви к детям, умения верить в их природный потенциал развития, вселять надежду и успех, предоставляя возможность познавать мир в деятельности (игровой, познавательно-практической и изобразительной) и т.д. Материнская любовь к детям дает ребенку уверенность в том, что он понят, принят и признан как личность, а это залог здорового самочувствия и развития. Любовь – катализатор чуткости, сердечности, человечности воспитанников. Пренебрежение эмоциями и чувствами детей, вторжение в мотивационное пространство ребенка нарушают его психическое равновесие.
Педагоги дошкольных учреждений должны решать следующие задачи по развитию эмоциональной сферы:
  • произвольно направлять внимание детей на испытываемые эмоциональные ощущения;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т.п.);
  • произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу;
  • улавливать, понимать и различать лучшие эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать, прочувствовать его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Способы поведения, которые мы естественно демонстрируем ребенку в обыденной жизни, не всегда продуктивны, иногда – неадекватны; часто – ограничены нашим собственным опытом и недостатками, поэтому очень важно организовать с детьми психогимнастику по проживанию эмоциональных состояний.
Персонажами психогимнастики могут быть дети, а также и взрослые. Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, познают окружающий мир, но при этом учатся нелегкому делу умению – управлять собой и своими эмоциями. Участие детей в упражнениях должно быть добровольным. Можно пытаться увлечь их, заинтересовать, соблазнить, но ни в коем случае не заставлять.
Группы упражнений в психогимнастике направлены на развитие:
  • движений;
  • эмоций;
  • общения;
  • поведения.
Каждое упражнение включает: фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый элемент триады. Чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. Все предметы и события игрового сюжета должны быть воображаемыми, т.е. обозначаться физическими действиями или замещаться предметами обычного окружения. Это облегчает тренировку внутреннего внимания детей. Опытный педагог, выстраивая занятие, обязательно включает в него творческие идеи и предложения самих детей.
Занятие по психогимнастике должно начинаться с общей разминки. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, «разогреть» внимание и интерес ребенка к занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Упражнения и игры на внимание должны быть разнообразны по форме и характеру. Объекты внимания также самые разные: звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и т.п. Например: «Что изменилось в этой комнате?» «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый теплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый веселый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?».
Игры могут быть любыми. Единственное требование – они всегда должны быть интересны и направлены на общую деятельность, совместные движения, контакты. Все игры и упражнения включают элементы психогимнастики. Педагог должен помнить, что психогимнастика – это не физкультура, не механическое повторение физических упражнений. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяет деятельность психических функций (мышления, эмоции, движения), а с помощью комментариев взрослого к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей. Таким образом, психогимнастическое упражнение использует механизм психологического функционального единства: например, ребенок не просто выполняет резкие ритмические махи руками, а представляет себя веселым зайчиком, играющим на воображаемом барабане в цирке. Это игровое упражнение доставляет ребенку массу удовольствия, включает в работу его фантазию, улучшает ритмичность движения. В это же время воспитатель описывает фактор физических действий – силу, темп, резкость – и направляет внимание детей на осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Например, воспитатель говорит: «Как сильно зайчики стучат по барабану! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся?! Как палочки! Чувствуете, как напряглись у Вас мышцы в кулачках, руках, даже в плечах?! А вот лицо – нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен, дышит… А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить свои ощущения».
Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно. Оно должно способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сфер, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задания:
  • дать ребенку возможность испытать разнообразные ощущения (путем подражательного повторения движений и действий ведущего взрослого);
  • тренировать ребенка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями;
  • тренировать ребенка изменять характер своих движений, опираясь на работу воображения и чувств.
В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:
  • напряженных и расслабленных;
  • резких и плавных;
  • частых и медленных;
  • дробных и цельных гармоничных;
  • едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;
  • вращений тела и прыжков;
  • свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.
Такое чередование движений гармонизирует психическую деятельность мозга: упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия.
В коммуникативной частизанятия происходит тренировка общих способностей словесного и несловесного воздействия детей друг на друга.
Это могут быть эмоциональные проявления и контакты –пантомимы. В упражнения включаются обмен ролями партнеров по общению, оценка эмоций. В этих упражнениях ребенок овладевает главным инструментом общения – умением сопереживать, освобождаться от эмоциональной напряженности, готовится к свободному проявлению эмоций, активному общению.
В процесс регулирования поведения включаются сюжетные и психологические упражнения. На этом этапе решаются следующие задачи:
  • показ – проигрывание типичных ситуаций с психологическими трудностями;
  • выделение и узнавание типичных форм адаптивного и неадаптивного поведения;
  • приобретение и закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов;
  • развитие навыков самостоятельного выбора и построения детьми подходящих форм реакций и действий в рамках ситуации.
Источником сюжетов для игр и упражнений могут служить не только психологические ситуации, но и любые детские книги, мультфильмы, телепередачи.
В заключительную частьзанятия желательно включать упражнения и игры на закрепление положительного эффекта, стимулирующего, упорядочивающего психическую и физическую деятельность ребенка, чтобы приводить детей в состояние эмоционального равновесия. Желательно, чтобы после занятий у детей была возможность самостоятельной свободной игры, в которой могут спонтанно продолжиться понравившийся сюжет и упражнения.
Занятия желательно проводить раз в неделю. Проводя с детьми игры, игровые упражнения, занятия, необходимо соблюдать ряд принципов:
  • относиться к детям, к их потребностям уважительно и доброжелательно;
  • каждого ребенка принимать таким, какой он есть;
  • не допускать упреков и порицаний за неуспех;
  • занятия проходят в игровой, занимательной форме, чтобы вызывать у детей живой интерес;
  • давать положительную эмоциональную оценку любому достижению ребенка;
  • развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы;
  • создавать на занятиях чувство безопасности и дозволенности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «я»;
  • постепенность развивающе-коррекционного процесса, не предпринимается попыток его ускорить. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения.
Игры, упражнения, этюды по проживанию 
эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста
Примерные конспекты занятий по проживанию 
эмоциональных состояний детьми дошкольного возраста

Комментариев нет:

Отправить комментарий