Члены предложения.
В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.
Осенью журавли улетают на юг.
Художник рисует осенние листья.
Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.
Осенью журавли улетают на юг.
Художник рисует осенние листья.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.
Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.
- Подлежащее:
- Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении.
- Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?
- Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.
кто? что?
Птицы летят. Жёлтый листочек упал с берёзки.
- Подлежащее выражено именем существительным или местоимением.
сущ. мест.
Спелое яблоко упало с яблони. Оно лежит на земле.
- Сказуемое:
- Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.
- Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделал? что делает? что сделаем? что делаешь?и другие.
- Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.
что делают? что сделал?
Птицы летят. Жёлтый листочек упал с берёзки.
________ _____
- Сказуемое в предложении выражено глаголом.
глаг. глаг.
Спелое яблоко упало с яблони. Оно лежит на земле.
_______ _________
- Встречаются случаи, когда сказуемое выражено именем существительным.
сущ. сущ.
Мой папа – инженер. Москва – столица России.
___________ __________
Что такое распространённое и нераспространённое предложения?
Предложения бывают распространённые и нераспространённые.
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.
сущ. глаг. глаг. сущ.
Дятел стучал. Пролетела чайка.
________ ______________
Распространённое предложение состоит их главных и второстепенных членов.
сущ. глаг. глаг. сущ.
Дятел стучал на сосне. Над морем пролетела белокрылая чайка.
________ ______________
Разбор предложения.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
- Найду действие предмета (глагол) – играют. Это сказуемое, подчеркну двумя чертами, выражено глаголом.
глаг.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
_________
- Найду, кто? или что? выполнило это действие (кто? играют). Это лисятки.
Лисятки –это подлежащее, подчеркну одной чертой, выражено именем существительным.
глаг. сущ.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
_________
- Значит в этом предложении говорится о лисятках.
(Кто?) лисятки. Лисятки (что делают?) играют.
Лисятки играют – это главные члены предложения (или грамматическая основа предложения).
- Обозначу части речи.
прил. сущ. глаг. сущ. прил. сущ.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
_________
- Определю количество словосочетаний в предложении. Это предложение распространённое, кроме главных членов предложения здесь ещё 4 слова (под кустом, зелёным, в прятки, шаловливые). Значит нужно найти 4 словосочетания, внизу ставлю числа.
1)
2)
3)
4)
ЗАПОМНИ! Главные члены предложения НЕ МОГУТ быть словосочетанием.
Лисятки играют – это главные члены предложения, это нераспространённое предложение
- Сначала найду все словосочетания группы подлежащего (вопрос ставится от подлежащего).
- Лисятки (какие?) шаловливые;
ЗАПОМНИ! Первое словосочетание пишу с заглавной буквы, ставлю точку с запятой (;), остальные словосочетания пишу с маленькой буквы.
- Теперь найду словосочетания группы сказуемого (вопрос ставится от сказуемого).
- играют (где?) под кустом;
- играют (во что?) в прятки;
- Мне осталось найти ещё одно словосочетание (вопрос ставлю от второстепенных членов).
- под кустом (каким?) зелёным.
- Итог разбора предложения.
прил. сущ. глаг. сущ. прил. сущ.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
_________
- Лисятки (какие?) шаловливые;
- играют (где?) под кустом;
- играют (во что?) в прятки;
- под кустом (каким?) зелёным.
Как называются и подчёркиваются члены предложения
- Подлежащее __________ выражено существительным, местоимением (И.п. кто? что?)
- Сказуемое выражено глаголом (что делать? что сделал? что делает?
что будет делать? и другие)
- Определение ~~~~~~~~ выражено прилагательным (какой? какая? какое? какие? какой? какому? какого? и другие)
- Дополнение - - - - - - - - выражено существительным, местоимением (вопросы падежей:
Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём?)
- Обстоятельство -. - . - . - - выражено наречием, существительным, местоимением, числительным ( когда? сколько? как? где? почему? откуда? куда? и другие)
прил. сущ. глаг. сущ. прил. сущ.
Под зелёным кустом играют в прятки шаловливые лисятки.
~~~~~~~~ - . - . - . - _________ - - - - - - - - ~~~~~~~~~~
Предлагаю набор предложений, для полного синтаксического разбора. Ребятам можно предложить самые разнообразные задания: подчеркнуть только главные члены предложения, найди определение, обстоятельство и дополнение, построй схему предложения, выпиши словосочетания. Материал будет полезен и ученикам, для тренировки в домашних условиях.
Крошечная ночная бабочка кружит вокруг.
Глупышка медведь залез в прорубь.
Танечка пускает мыльные пузыри.
Кончился мыльный раствор.
Девочка печально идет к маме.
У Оли живут мыши.
Малыши пищат.
На столе стоят часы.
Началась метель.
Снег заметает наш участок.
Птенчик выпал из гнезда.
В печурке трещат дрова.
Приближалась смена караула.
За деревьями синеет море.
На камне мелькнул хвост ящерицы.
После утренней свежести наступила жара.
На опушке молодого леса бьёт ключ.
Весёлый бельчонок уронил сосновую шишку.
Солнце на небе спряталось за тучками.
Дорога к станции вилась по тропинке.
Высокая рябина мокнет под проливным дождём.
Бабушка сидела в кресле перед камином.
С верхушки ели к кормушке спустились птицы.
По тропке цепочкой тянулись следы большого зверя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий