Цель:
создать условия для:
- обобщения знаний учащихся о живой природе, об особенностях некоторых птиц;
- использование межпредметных связей – уроков «Ознакомления с окружающим миром», родного языка, литературы;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
- использование межпредметных связей – уроков «Ознакомления с окружающим миром», родного языка, литературы;
- воспитание чувства товарищества и взаимопомощи.
Подготовительная работа: учащиеся делятся на команды, выбирают название и девиз, рисуют эмблемы, читают книги: А.Поповкина, В.Флинт, Е.Сурикова.
1. Организационный момент.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый – ребята.
Солнышко рано встает.
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.
Под маршевую музыку команды выходят на сцену.
2. Представление команд.
Ведущий. Каждая команда должна представить себя в соответствии с выбранным названием.
1 команда. Лебедь. Приветствие – «Не ловить, не стрелять, Птичек надо охранять».
2 команда. Орел. Приветствие – «Не пугать, не убивать, Птиц мы будем охранять!»
Оценка этого задания – 6 баллов.
3. Разминка.
Ведущий: каждая игра КВН начинается с разминки. Мы не будем нарушать эту традицию. И так, начнем.
(Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой записаны вопросы. Капитаны выбирают карточку, но вопросы задает ведущий).
(Каждой команде предлагается одна из карточек, на которой записаны вопросы. Капитаны выбирают карточку, но вопросы задает ведущий).
1.
1) Какая птица может лететь вперед? (Колибри).
2) Какая птица выше всех летает? (Орел).
3) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек).
2) Какая птица выше всех летает? (Орел).
3) Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек).
2.
1) Какая птица в мире самая большая? (Страус)
2) Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова).
3) За что горихвостка получила такое название? (Хвост птички красного цвета, он все время подрагивает, кажется, что вспыхивает огоньком).
2) Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинакова).
3) За что горихвостка получила такое название? (Хвост птички красного цвета, он все время подрагивает, кажется, что вспыхивает огоньком).
За каждый правильный ответ – 1 балл. На размышление дается 30 секунд. Если члены команды не могут ответить, вопрос передается зрителям.
Жюри объявляет результаты конкурса «Представление команд».
4. «Узнай птицу по описанию»
- И так, внимание…
1. Вот над болотом летит длинноклювая птица. Да и клюв – то у нее такой интересный, загнут вниз. Внимание – птица закричала: «Кууу-лик! Кууу-лик!» и всем понятно, как ее зовут. (Кулик).
2. Название птицы произошло от старого русского слова клестить, что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. (Клест)
Жюри объявляет результаты конкурса «Разминка». Общий результат.
5. Конкурс «Вопросы по книгам»
Ведущий: на следующее задание легко ответить тот, кто внимательно читал книги А.Поповкина, В.Флинт, Е.Сурикова.
(Вопросы лежат в конвертах. Капитаны выбирают конверт, а вопросы задает ведущий)
(Вопросы лежат в конвертах. Капитаны выбирают конверт, а вопросы задает ведущий)
1.
1) В какой стране строят гнезда и выводят птенцов белые журавли – стерхи? (В России).
2) Каким образом матери - пеликаны выкармливают своих птенцов? (Отрыгивая из зоба размягченную рыбу).
3) Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
2) Каким образом матери - пеликаны выкармливают своих птенцов? (Отрыгивая из зоба размягченную рыбу).
3) Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
2.
1) Сколько яиц откладывают стерхи? (Два).
2) Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, поджав одну ногу, вытянув шею).
3) Как чомга спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка).
2) Как охотится серая цапля? (Стоит неподвижно, поджав одну ногу, вытянув шею).
3) Как чомга спасается от врагов? (Погружается в воду, как подводная лодка).
Жюри подводит итог предыдущему конкурсу. Общий результат.
6. Музыкальная пауза.
Ведущий: на кого похожи маленькие лебеди? (На утят) кто написал сказку «Гадкий утенок»? (Г.-Х.Андерсен). какие еще сказки Андерсена вы помните, в заголовках котрых есть название птицы? («Соловей», «Дикие лебеди»)
Так давайте все вместе исполним «Танец утят»
Так давайте все вместе исполним «Танец утят»
7. Конкурс пословиц и поговорок.
Ведущий: продолжаем игру. Следующий конкурс на знание пословиц и поговорок. (Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц). Вспомните пословицы, в которых упомянуты эти птицы.
- Воробей. Кулик. (Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. Старого ворбья на мякине не проведешь. Всяк кулик свое болото хвалит.)
- Гусь. Синица. (Гусь свинье не товарищ. Лучше синица в руке, чем журавль в небе. Синичка невеличка, а птичка.)
За каждую пословицу команда получает 1 балл.
8. Конкурс «Загадка, загадка»
Ведущий: а теперь участникам нашей игры предстоит отгадать загадки.
1.
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой. (Снегирь)
Снежной бахромой,
Яблоки румяные
Выросли зимой. (Снегирь)
2.
Я весь день ловлю жуков,
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю.
Не робей, я бывалый… (Воробей)
Уплетаю червяков.
В теплый край не улетаю.
Не робей, я бывалый… (Воробей)
3.
Посередь деревьев
Кузнецы куют. (Дятел)
Кузнецы куют. (Дятел)
4.
В воде купался,
Сухим остался. (Гусь)
Сухим остался. (Гусь)
5.
Начальничек не велик,
А долго спать не велит. (Петух)
А долго спать не велит. (Петух)
6.
На шесте дворец,
Во дворце – певец. (Скворец)
Во дворце – певец. (Скворец)
Слово жюри.
9. Викторина для зрителей.
Ведущий: предлагаю викторину для зрителей, но задания содержат вопросы по книгам, которое и вы, зрители, и члены команд, я уверена, прочитали.
- Назовите любимое блюдо аистов. (Лягушки)
- Гнездо какой птицы висит над водой на конце ветки в виде мягкого мешочка? (Ремез)
- Что такое Красная книга?
Ведущий: я хочу вам, ребята, подробнее рассказать о Красной книге. Много разных животных и птиц истребили люди. На одних слишком усердно охотились, другим не оставили клочка леса или степи, где они могли бы жить, третьих выловили хищники, привезенные людьми. Немало исчезло и растений. В конце концов люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, ученые составили специальную книгу – Красную книгу.
Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. В Красную книгу мира уже записано 295 видов и подвидов зверей, 312 видов и подвидов птиц. Но записать животное или растение в Красную книгу – еще не значит их сохранить. Это пока только сигнал тревоги. Красная книга сама по себе не охраняет, а только устанавливает, фиксирует, предупреждает. Кому положено, тот разрабатывает охранные меры, а остальные должны знать об этом, чтобы не навредить всему живому.
Каждая Красная книга состоит из цветных страниц. На черных страницах списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кого уже нет, кто уже вымер. От них остались чучела, скелеты, а то и совсем ничего. На красных страницах записаны особо редкие и исчезающие животные. Они еще кое-где сохранились, их еще можно встретить, но их уже так мало, что они могут исчезнуть совсем. На желтых страницах те животные, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы. На белых страницах те животные, численность которых всегда было не невелика. Обитают они на небольших площадях, положение их неустойчиво. На серых страницах записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены. На зеленых страницах – самых обнадеживающих – те животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания, падение численности которых приостановлено.
Главные наши заботы: чтобы ни одно живое существо не попало в черные списки черных страниц. Идея Красной книги – спасти весь животный и растительный мир.
Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы могли услышать их голоса.
Сейчас вы услышите голоса некоторых из птиц. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня. (Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки, перепела, соловья).
Красная книга запрещает наносить животным и растениям какой-либо вред, а людей, которые это делают, наказывают. Давайте же и мы будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы могли услышать их голоса.
Сейчас вы услышите голоса некоторых из птиц. Постарайтесь узнать, какой птице принадлежит та или иная песня. (Звучит запись с голосами птиц: дятла, кукушки, перепела, соловья).
10. Пантомима.
Изобразите жестами, мимикой:
- Гусь защищает своих гусят.
- Цапля на охоте.
Звучит мелодия «Песенка о капитане» (сл.В.Лебедева-Кумача, муз. И.Дунаевского.)
Ведущий: вы наверное догадались, что наступило время для конкурса капитанов. Прошу капитанов подойти и выбрать карточку с заданием. Капитанам надо отгадать загадки.
11. Конкурс капитанов.
Загадки:
1.
1)
Летом за пахарем ходит,
Под зиму с криком уходит. (Грач)
Под зиму с криком уходит. (Грач)
2) Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)
3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)
3) Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)
2
1) Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
Ищут корма по пути
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавль)
2) Маленький мальчишка
В сером ярмечишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)
В сером ярмечишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает,
В полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)
3) Каждый год я к вам лечу –
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (Снегирь)
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко красный галстук мой. (Снегирь)
За каждый правильный ответ капитан приносит команде 1 балл.
Жюри подводит итог конкурсов.
Жюри подводит итог конкурсов.
12. Конкурс «Домашнее задание»
Ведущий: в качестве домашнего задания командам надо было инсценировать одну из басен И.Крылова, среди героев которой есть птицы. Давайте посмотрим предлагаемые варианты.
Члены команд показывают инсценировки басен.
Ведущий: пока жюри подводит итоги игры, я предлагаю вам угадать пословицу. Сейчас вы видите только одно слово: «Птицу…» Кто продолжит эту пословицу, получит в награду книгу о животных.
(Птицу узнают в полете, а человека в работе.)
Члены жюри объявляют результаты игры. Все приветствуют победителей. Завершается КВН награждением участников игры.
Комментариев нет:
Отправить комментарий