- Пояснительная записка
С детства каждого ребенка окружает множество привычных вещей. Но откуда они появились? Когда были созданы? Кто дал им название? На эти и многие другие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности «Хочу всё знать!».
Предлагаемая программа является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области краеведение, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Развитие познавательных процессов необходимо в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.
Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.
Задачи:
- Выявлять интересы, склонности, способности, возможности учащихся к различным видам деятельности.
- Создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности.
- Формировать систему знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.
- Развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей.
- Создавать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков.
- Развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества.
Принципы:
- доступность, познавательность и наглядность
- учёт возрастных особенностей
- сочетание теоретических и практических форм деятельности
- усиление прикладной направленности обучения
- психологическая комфортность
Виды деятельности младшего школьника:
- Игровая деятельность (высшие виды игры – игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра).
- Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
- Творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов).
- Трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно-полезном труде).
Программы может быть реализована как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях младших школьников. Для проведения занятий необходимо классное помещение. Для оснащения: учителю – компьютер с проектным оборудованием для показа презентаций; детям – рабочее место для выполнения практических работ. Необходимые принадлежности: пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, альбом, краски, кисти, картон, иголки, нитки, ткань, конструктор (металлический или пластмассовый), и т. д. Программа составлена на основе материалов детских научно-познавательных энциклопедий. Материал для занятий учитель может найти в Интернете. Мобильность программы состоит в том, что практические работы можно заменять другими, более доступными в выполнении в соответствии с имеющимися материалами. Кроме того, в состав программы входят экскурсионная и игровая деятельность.
Объем: Программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части. Срок реализации 1 год (1-4 класс):
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня младших школьников в части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу всё знать!» можно считать следующее:
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить а слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Письменный итоговый контроль: «Методика незаконченного предложения».
Пример. Раздел «Все для дома»: «Ручной инструмент, устройство или машина для резки (стрижки) различных материалов – это … (ножницы)
Тестовый итоговый контроль по итогам прохождения материала каждого года обучения. Ключ к результату усвоения материала:
1-й уровень (70-80% ) — 3 балла
2-й уровень (80-90% ) — 4 балла
3-й уровень (90-100%) — 5 баллов
Самоконтроль: В 1 классе учитель (или родители), а со 2 класса, когда дети умеют писать, дети ведут Листы самооценки «Мои достижения». Основными задачами их введения являются:
- развитие познавательных интересов обучающихся
- создание ситуации успеха для каждого ученика
- повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка
- приобретение навыков саморефлексии
Пример:
Раздел
|
Тема
|
Я знаю
|
Я умею
|
«Школа»
|
Первые рисунки
|
Первые рисунки появились больше 10 тысяч лет назад. Рисовали люди на стенах пещер.
|
Рисовать восковыми мелками слона.
|
- Тематический план
Курс включает в себя еженедельные занятия, каждое из которых состоит из теоретической и практической частей, и имеет следующие направления:
№ п\п
|
Название раздела
|
Количество часов
|
1
|
Игры и игрушки
|
9
|
2
|
Все для дома
|
20
|
итого
|
32
| |
2 класс
| ||
3
|
Школа
|
20
|
4
|
Еда
|
14
|
итого
|
34
| |
3 класс
| ||
5
|
Одежда
|
13
|
6
|
Праздник
|
21
|
итого
|
34
| |
4 класс
| ||
7
|
Предприятия, сооружения, здания
|
16
|
8
|
Транспорт
|
9
|
9
|
Полезные изобретения
|
9
|
итого
|
34
|
Учебно-тематический план
№ п\п
|
Тема
|
Практические действия или трудовые операции (примерные)
|
Игры и игрушки
| ||
1
|
Вырезание бумажных кукол
| |
2
|
Изготовление тряпичных кукол
| |
3
|
Лепка игрушек из глины
| |
4
|
Изготовление шумовых игрушек из пластиковых бутылок и крупы
| |
5
|
Игры с мячом
| |
6
|
Изготовление настольной игры
| |
7
| Мозаика из разной крупы | |
8
|
Оригами. Игрушки
| |
9
|
Обучение игре в шашки
| |
История в доме
| ||
1
|
Прическа для куклы
| |
2
|
Лепка из пластилина ключей
| |
3
|
Забивание гвоздиков
| |
4
|
Тарелка из папье-маше
| |
5
|
Как баклуши били (ложки)
|
Роспись ложки
|
6
|
Вилы и вилка
|
Рисование столовых приборов
|
13
|
От бусинки до окна (стекло)
|
Бусы из бисера
|
14
|
История возникновения мебели (кровать)
|
Проектирование спальни
|
15
|
Дом для одежды (шкаф)
|
Изготовление шкафа из картона
|
16
|
Когда было впервые изготовлено мыло
|
Рисование упаковки для мыла
|
17
|
Время не ждет! (часы)
|
Изготовление циферблата из картона и проволоки
|
18
|
Из чего построен дом? Глиняный кирпич
|
Лепка дома из кирпичиков (пластилин)
|
19
|
Скатерть-самобранка
|
Вырезание узоров на бумажной скатерти
|
20
|
Висячие сады (комнатные растения)
|
Уход (полив, рыхление, посадка) комнатных растений
|
итого
|
32
|
2 класс
№ п\п
|
Тема
|
Практические действия или трудовые операции (примерные)
|
Школа
| ||
1
|
Первые рисунки
|
Рисование восковыми мелками
животных
|
2
|
Кто изобрел перо
|
Изготовление ручки из пера
|
3
|
Карандаш
|
Рисование карандашами (тема любая)
|
4
|
История шариковой ручки
|
Поделки из сломанных ручек
|
5
|
Кто изобрел ноты
|
Письмо нот на нотном стане
|
6
|
Кто изобрел бумагу
|
Аппликация из бумаги (тема любая)
|
7
|
Когда появились первые книги
|
Изготовление книжки-малышки
|
8
|
Кто написал первую энциклопедию
|
Рассматривание энциклопедий
|
9
|
Как возникли библиотеки
|
Экскурсия в библиотеку
|
10
|
Откуда пошли названия дней недели
|
Составление распорядка мероприятий на неделю (или расписания уроков)
|
11
|
Как возникли единицы измерения
|
Измерение разными мерками
|
12
|
Как люди начали добывать полезные ископаемые
|
Рассматривание коллекций полезных ископаемых
|
13
|
У какой страны впервые появился флаг
|
Рисование флага сказочной страны
|
14
|
Какие бывают ребусы
|
Составление и разгадывание ребусов
|
15
|
Первая марка
|
Изготовление «собственной» марки
|
16
|
Кто изобрел кроссворд
|
Разгадывание кроссвордов
|
17
|
Кто придумал первую карту
|
«Найди клад»(по карте)
|
18
|
Кто автор микроскопа
|
Рассматривание предметов под микроскопом и лупой
|
19
|
Скотч. Шотландская лента
|
«Книжкина больница» (ремонт книг)
|
20
|
Настольные наборы
|
Лепка из глины
|
Еда
| ||
1
|
Хлеб из орехов
|
Поделки из скорлупы орехов
|
2
|
Как картофель попал в Россию
|
Поделки из картофеля
|
3
|
Кое-что из истории конфет
|
Плетение пояса из фантиков
|
4
|
Откуда фрукты и овощи получили свое название
|
Рисование овощей и фруктов
|
5
|
Каменный мед (сахар)
|
Составление сборника народных рецепты лечения (с медом)
|
6
|
Секретное мороженое
|
Составление рецепта мороженного
|
7
|
Где прячутся витамины
|
Поделки из овощей
|
8
|
Секрет каши
|
Аппликация с использованием крупы
|
9
|
Когда появились первые кулинарные книги
|
Составление рецепта(тема любая)
|
10
|
Такая разная капуста
|
Составление загадок о капусте
|
11
|
Где появились арбузы
|
«Все об арбузе» (изготовление книжки-малышки)
|
12
|
Из чего делают пряники
|
Лепка пряников из соленого теста
|
13
|
Шоколад
|
Рисование обертки шоколада
|
14
|
Такой разный чай
|
Заваривание чая
|
итого
|
34
|
3 класс
№ п\п
|
Тема
|
Практические действия или трудовые операции (примерные)
|
Одежда
| ||
1
|
Одежда наших предков
|
Составление кроссворда «Одежда предков»
|
2
|
Откуда взялся фартук
|
Рисование и вырезание фартука из бумаги
|
3
|
Зачем нужны пуговицы
|
Пришивание пуговицы
|
4
|
Откуда взялись шапки
|
Вязание (крючком )
|
5
|
Кто придумал обувь? Секреты башмаков
|
Рисование туфель (дизайн)
|
6
|
История русского сарафана
|
Рисование и вырезание сарафана для куклы
|
7
|
Чем украшают одежду
|
Изготовление аксессуаров
|
8
|
С каких пор применяют носовые платки
|
Изготовление носового платка из ткани
|
9
|
Юбки и брюки
|
Пошив брюк (или юбки) для куклы
|
10
|
Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда
|
Плетение из ниток
|
11
|
Домик для пальчиков. Варежки
|
Вязание петель на спицах
|
12
|
Что такое «мода»
|
Аппликация
|
13
|
Одежда для дома
|
Рисование узора для пижамы (халата)
|
Праздник
| ||
1
|
Первые украшения
|
Бусы из бумаги
|
2
|
Новогодние игрушки
|
Поделки из бумаги
|
3
|
Почему на Пасху красят яйца
|
Роспись яйца
|
4
|
История воздушных шариков
|
Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках
|
5
|
История фейерверков
|
Аппликация «Салют»
|
6
|
История происхождения сувениров
|
Изготовление сувенира из подручных материалов
|
7
|
Широкая масленица
|
Чаепитие с блинами
|
8
|
Приглашаем к столу
|
Сервировка стола
|
9
|
А раньше было так…
|
(Тема любая)
|
10
|
Бал-маскарад
|
Изготовление маски
|
11
|
Рождественские частушки
|
Разучивание (сочинение) и исполнение частушек
|
12
|
Ярмарка
|
Поделки из разных материалов
|
13
|
«Не красна изба углами»
|
Составление рецептов пирогов
|
14
|
Вкусные украшения
|
Украшения для елки из конфет и фруктов
|
15
|
Мишура
|
Поделки из мишуры (фольги)
|
16
|
Толковый словарь маркиза Этикета
|
Правила этикета
|
17
|
Приглашение гостей
|
Конкурсы для мам и пап
|
18
|
Семейные праздники
|
Составление календаря семейных праздников
|
19
|
Вечеринка
|
Конкурсная программа
|
20
|
Конкурс Золушек и Рыцарей
|
Игровые конкурсы
|
21
|
Мишура
|
Поделки из мишуры (фольги)
|
итого
|
34
|
4 класс
№ п\п
|
Тема
|
Практические действия или трудовые операции (примерные)
|
Предприятия, сооружения, здания
| ||
1
|
Кто основал первый зоопарк
|
Рисование зоопарка
|
2
|
Как идет почта
|
Экскурсия на почту
|
3
|
Когда возникли музеи
|
Экскурсия в музей
|
4
|
Как появился фонтан
|
Рисование фонтана
|
5
|
А зачем нам лестницы? (метро)
|
Заочная экскурсия в метрополитен
|
7
|
Как возникла почтовая служба?
|
Написание письма другу
|
8
|
Как возникли города
|
Аппликация города
|
9
|
Когда люди начали строить дома
|
Изготовление дома из картона
|
10
|
Все на каток!
|
Изготовление ледяных игрушек (или катание на катке)
|
11
|
Гидроэлектростанция
|
Составление кроссворда на тему «Электричество»
|
12
|
Каким был первый магазин
|
Игра в магазин
|
14
|
Кто вперед? (стадион)
|
Эстафеты на стадионе (в спортзале)
|
15
|
Цирк! Цирк! Цирк!
|
Рисование афиши представления
|
16
|
На подмостках театра
|
Аппликация сцены театра
|
16
|
Чудеса света
|
Рисование пирамиды
|
Транспорт
| ||
1
|
Общественный транспорт
|
Макет улицы из бумаги, картона, других материалов
|
2
|
Кто придумал велосипед
|
Езда на велосипеде
|
3
|
Кто создал автомобиль
|
Сборка машины из деталей конструктора
|
4
|
Кто изобрел самолет
|
Конструирование самолета из деталей конструктора
|
5
|
Луноход
|
Рисование лунохода
|
6
|
Лайнер. Пароход
|
Оригами. Кораблик
|
7
|
Железнодорожный транспорт
|
Рисование поезда
|
8
|
Уборочные машины
|
Конструктор. Уборочная машина
|
9
|
Специальные машины. Машина «Скорой помощи»
|
Оказание первой помощи
|
Полезные изобретения
| ||
1
|
Флюгер
|
Изготовление флюгера
|
2
|
История спичек
|
Поделки из спичек
|
3
|
Когда был изобретен зонтик
|
Рисование узора для зонтика
|
4
|
История происхождения денег
|
Составление коллекции монет
|
5
|
Как был изобретен телефон
|
Придумывание и рисование новой модели телефона
|
6
|
Светофор. Дорожные знаки
|
Макет светофора
|
7
|
Окно в подводный мир (аквариум)
|
Изонить «Рыбки»
|
8
|
Упаковочные материалы
|
Поделки из целлофана, пластика, картона.
|
9
|
Компьютер и Интернет
|
Работа на компьютере (тема «Интернет»)
|
итого
|
34
|
- Содержание программы
1 класс
Игры и игрушки. История происхождения игр и игрушек: кукла, мяч, калейдоскоп, шахматы, шашки, настольные игры, лыжи, воздушный змей, глиняные игрушки и сувениры. Настольный театр. Разучивание подвижных игр, игр в шашки, шахматы.
Все для дома. История происхождения вещей для дома: подсвечник, иголка, ножницы, расческа, зеркало, шкатулка, замок, гвозди, тарелка, вилка, шкаф, окно, дверь, мыло, кровать, кирпич, часы, скатерть. Уход за комнатными растениями.
2 класс
Школа. История происхождения школьных принадлежностей: рисунки, перо, карандаш, шариковая ручка, ноты, бумага, книга, энциклопедия, библиотека, дни недели, единицы измерения, карта, марка, микроскоп, скотч, полезные ископаемые, ребус, флаг, настольные приборы. Их назначение и использование.
Еда. История происхождения продуктов питания: хлеб, картофель, конфеты, фрукты и овощи, сахар, мороженое, каша, витамины, капуста, пряники, шоколад, чай, витамины, кулинарная книга. Польза и вред, применение продуктов. Составление рецептов.
3 класс
Одежда. История возникновения одежды: пуговицы, шапки, сарафан, башмаки, носовые платки, юбки и брюки. Одежда для дома: халат и пижама. Мода и аксессуары. Назначение и использование предметов одежды.
Праздник. Предметы и обычаи, связанные с праздниками. Сувениры и игрушки к праздникам. Правила этикета. Праздничные конкурсы и игры.
4 класс
Предприятия, сооружения, здания. История возникновения зданий, предприятий. Современные и древние сооружения.
Транспорт. История возникновения разных транспортных средств, их необходимость в современном обществе. Общественный транспорт, велосипед, самолет, автомобиль, луноход, лайнер, пароход, железнодорожный транспорт, уборочные машины. Специальные машины: машина «Скорой помощи». Оказание первой помощи на дороге.
Полезные изобретения. Изобретения, которые принесли пользу человечеству: светофор, дорожные знаки, флюгер, спички, зонтик, деньги, телефон, аквариум. Упаковочный материал. Интернет и компьютер. Вред изобретений.
- Список литературы
- Артемова, О. В. Большая энциклопедия открытий и изобретений. Науч.-поп. издание для детей [Текст] /О. В. Артемова. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007.
- История происхождения загадки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.smekalka.pp.ru/
- История происхождения привычных нам вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://planetashkol.ru/
- История возникновения мебели: простые вещи [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.konodyuk.com/
- История вещей [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.kostyor.ru/history.html
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум.- М.: Компания «Ключ С», том 1, том 5, 1997.
- Ликум, А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /А. Ликум. - М.: Компания «Ключ С» Филологическое общество «Слово» АСТ, том 3, 1995.
- Чудакова, Н. Энциклопедия праздников [Текст] /Н. Чудакова.- М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1998.
- Шалаева, Г. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей [Текст] /Г. Шалаева. - М.: Компания «Ключ С», том 6, том 14, 1997.
- Шпагин М. Что было до …[Текст] / - М.: Детская литература, 1989.
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
- Эл. книга
Кто есть кто в мире открытий и изобретений
https://books.google.ru/books?id=uZs1CgAAQBAJ&pg=PT204&lpg=PT204&dq=%D0%9A%D1%82%D0%BE+%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BB+%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81&source=bl&ots=DqkC1zYK1g&sig=W7Yiub5PF61KDPgQHPZ5dCDvIZY&hl=ru&sa=X&ved=0CEEQ6AEwBmoVChMIwuit4OapyAIV5INyCh1LTwgU#v=onepage&q=%D0%9A%D1%82%D0%BE%20%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BB%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81&f=false
- Словарь
Дизайн - (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.
Лайнер - (англ. liner, от line — линия), термин, которым обычно называют крупные быстроходные транспортные суда дальнего плавания (обычно пассажирские), совершающие регулярные по расписанию рейсы.
Кулинария - (от лат. culīna «кухня») — область человеческой деятельности, связанная с приготовлением пищи. Включает в себя комплекс технологий, оборудования и рецептов (см. кулинарный рецепт).
Микроскоп - (от микро... и греч. skopéo — смотрю) - оптический прибор с одной или несколькими линзами для получения увеличенных изображений объектов, не видимых невооруженным глазом.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги.
Ребус - (от лат. rebus - при помощи вещей) - загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми др. знаками.
Скотч - самоклеящаяся лента, основанная на полипропиленовой основе, с высокой степенью эффективности используется во всех отраслях.
Этикет - (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе.
Флюгер - (от голл. vleugel - крыло) - прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра.
Комментариев нет:
Отправить комментарий