Источник
Наверное, многие из вас помнят, что в школе проверяют скорость чтения вслух. По данным скорости чтения выставлялись и выставляются оценки.
Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели - строго индивидуальны, а их влияние на скорость чтения вслух - очевидно. А можно ли как-то помочь ребенку увеличить скорость чтения вслух? Да можно, но темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок - свои для каждого ребенка.
Фактически работа над скоростью начинается еще на этапе обучения чтению слога: работа со слоговой таблицей ("Слоговым домиком") преследует именно эту цель.
На этапе чтения слова можно упражняться в чтении не связанных между собой слов, группируя их для каждого занятия по схожести слоговой структуры. Например, читать сначала слова, состоящие из трех букв - из закрытого слога (ЛУК, ЖУК, РАК, ЛОБ, ТОМ, НОС, БОК...), затем слова, состоящие из двух открытых слогов (ЛИПА, РЕКА, НОГИ, ЛОСИ, ЧАСЫ...), затем слова, состоящие из пяти букв (РЕЧКА, ПАРТА, ПОЛКА, ЛАМПА, ПЕЧКА, КОШКА...), далее слова из трех открытых слогов (ДОРОГА, МОРОЗЫ, ТЕЛЕГА, СОБАКА, ЛОПАТА, ПИРОГИ...). При этом эффективно многократное прочтение одних и тех же слов, как бы по памяти. Если при выполнении этого упражнения каждый раз отмечать количество слов, прочитанных ребенком за определенный отрезок времени (одна минута, например), то каждое новое прочтение этой группы слов, обязательно будет увеличивать количественные показатели, при этом результат упражнения становится видимым. Укажите на этот положительный результат ребенку. Может быть, это станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.
Попробуйте проанализировать, как вы читаете книги. Каждое ли слово вы прочитываете? Нет! Часто по смыслу контекста вы догадываетесь о следующем слове. Умеют ли это делать дети? Да, иногда дети стараются догадаться о последующем за читаемым в настоящее время словом, но не всегда это им удается. Взрослые обычно требуют в таком случае полного прочтения слов и запрещают ребенку додумывать слова. Но это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению, чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуйте открывать читаемый ребенком текст по одному слову (закрывайте "лишнее" пространство, можно вырезать "окошко" для читаемого слова в большом листе бумаги), периодически предлагайте ребенку отгадать следующее слово. Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного "додумывания" текста.
Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно его прочитывать (установив заранее время чтения), отмечая каждый раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные буквы с живыми звуками, увеличивая таким образом скорость чтения. При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов в чтении, а значит, будет читать с желанием.
Обратите внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом (по виду шрифта и по размеру). Нередко у ребенка затрудняется чтение при переходе на другой шрифт. Старайтесь упражняться в скорости чтения на разнообразных шрифтах.
Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:
- трудности произношения / нарушенное произношение, в этом случае необходима помощь логопеда;
- рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;
- нарушение зрения у ребенка - часто взрослые и не догадываются о такой возможности, проконсультируйтесь у окулиста, чтобы исключить этот фактор;
- нежелание ребенка читать - тогда уже вам, взрослым, нужно задуматься, а все ли вы правильно делаете, занимаясь с ребенком?
Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.
Итак, работая над скоростью чтения, помните:
- темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;
- трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;
- чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть "виден";
- осмысленность чтения важнее скорости - если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, прекратите упражнения и продолжайте работу над осмысленным чтением предложений и текстов.
Наверное, многие из вас помнят, что в школе проверяют скорость чтения вслух. По данным скорости чтения выставлялись и выставляются оценки.
Странно, но при оценке скорости чтения никак не учитывается скорость мыслительных процессов ребенка, возможности артикуляционного аппарата в части скорости проговаривания. А ведь эти показатели - строго индивидуальны, а их влияние на скорость чтения вслух - очевидно. А можно ли как-то помочь ребенку увеличить скорость чтения вслух? Да можно, но темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок - свои для каждого ребенка.
Фактически работа над скоростью начинается еще на этапе обучения чтению слога: работа со слоговой таблицей ("Слоговым домиком") преследует именно эту цель.
На этапе чтения слова можно упражняться в чтении не связанных между собой слов, группируя их для каждого занятия по схожести слоговой структуры. Например, читать сначала слова, состоящие из трех букв - из закрытого слога (ЛУК, ЖУК, РАК, ЛОБ, ТОМ, НОС, БОК...), затем слова, состоящие из двух открытых слогов (ЛИПА, РЕКА, НОГИ, ЛОСИ, ЧАСЫ...), затем слова, состоящие из пяти букв (РЕЧКА, ПАРТА, ПОЛКА, ЛАМПА, ПЕЧКА, КОШКА...), далее слова из трех открытых слогов (ДОРОГА, МОРОЗЫ, ТЕЛЕГА, СОБАКА, ЛОПАТА, ПИРОГИ...). При этом эффективно многократное прочтение одних и тех же слов, как бы по памяти. Если при выполнении этого упражнения каждый раз отмечать количество слов, прочитанных ребенком за определенный отрезок времени (одна минута, например), то каждое новое прочтение этой группы слов, обязательно будет увеличивать количественные показатели, при этом результат упражнения становится видимым. Укажите на этот положительный результат ребенку. Может быть, это станет началом понимания, что, если тренироваться в скорости чтения, успех обеспечен.
Попробуйте проанализировать, как вы читаете книги. Каждое ли слово вы прочитываете? Нет! Часто по смыслу контекста вы догадываетесь о следующем слове. Умеют ли это делать дети? Да, иногда дети стараются догадаться о последующем за читаемым в настоящее время словом, но не всегда это им удается. Взрослые обычно требуют в таком случае полного прочтения слов и запрещают ребенку додумывать слова. Но это менее целесообразный способ в обучении осмысленному чтению, чем специальные упражнения в отгадывании последующего слова. Попробуйте открывать читаемый ребенком текст по одному слову (закрывайте "лишнее" пространство, можно вырезать "окошко" для читаемого слова в большом листе бумаги), периодически предлагайте ребенку отгадать следующее слово. Такое упражнение приучит ребенка внимательнее вникать в контекст читаемого и снизит количество случаев ошибочного "додумывания" текста.
Так же как и при чтении групп слов, при чтении текста полезно многократно его прочитывать (установив заранее время чтения), отмечая каждый раз, на каком слове закончилось чтение, увеличивая каждый раз количество прочитанных слов. Еще Л. Н. Толстой рекомендовал чтение текстов, заранее заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит написанные буквы с живыми звуками, увеличивая таким образом скорость чтения. При этом ребенок будет получать удовольствие от своих видимых успехов в чтении, а значит, будет читать с желанием.
Обратите внимание и на чтение текстов, написанных разным шрифтом (по виду шрифта и по размеру). Нередко у ребенка затрудняется чтение при переходе на другой шрифт. Старайтесь упражняться в скорости чтения на разнообразных шрифтах.
Скорость чтения значительно могут снижать несколько факторов:
- трудности произношения / нарушенное произношение, в этом случае необходима помощь логопеда;
- рассеянное внимание или повышенная утомляемость ребенка, в этом случае надо понять, что ребенок читать быстрее в настоящее время не сможет, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребенка;
- нарушение зрения у ребенка - часто взрослые и не догадываются о такой возможности, проконсультируйтесь у окулиста, чтобы исключить этот фактор;
- нежелание ребенка читать - тогда уже вам, взрослым, нужно задуматься, а все ли вы правильно делаете, занимаясь с ребенком?
Какова же оптимальная скорость чтения вслух? Считается, что чтение со скоростью, приближенной к скорости разговорной речи (90-120 слов в минуту), наилучшим образом обеспечивает понимание прочитанного. Если скорость чтения повышена или понижена, понимание смысла ухудшается.
Итак, работая над скоростью чтения, помните:
- темп увеличения скорости чтения и конечный результат тренировок зависит от индивидуальных особенностей ребенка;
- трудности увеличения скорости чтения могут быть обусловлены и нарушением произношения, и нарушениями зрения, и незрелостью нервной системы, и неверно выбранными способами обучения;
- чтобы ребенок хотел работать над скоростью чтения, результат должен быть "виден";
- осмысленность чтения важнее скорости - если ребенок, увеличивая скорость чтения, теряет смысл прочитанного, прекратите упражнения и продолжайте работу над осмысленным чтением предложений и текстов.
Автор: В.В. Мамаева
Комментариев нет:
Отправить комментарий