ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПАЛИТРА»
ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Автор-составитель:
Селезнева Наталья Юрьевна, учитель начальных классов
МОУ «Боградская средняя общеобразовательная школа»
Боград 2011
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 7-10 лет (1-4 класс), 34 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Продолжительность занятия – 45 минут.
В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа Палитра планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством.
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
- иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
- уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
- иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
- уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
- уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
- уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- иметь представление о народной культуре;
- совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
- правила безопасности труда;
- уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
Универсальные учебные действия:
- самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;
- мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;
- нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;
- планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;
- коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
- логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;
- кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;
- интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.
Формы и виды контроля
виды контроля
|
содержание
|
методы
|
сроки контроля
|
Вводный
|
Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству.
|
Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся
|
Сентябрь
|
Текущий
|
Освоение учебного материала по темам, разделам
|
Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения
|
По каждой теме
|
Творческий потенциал учащихся
|
Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах
|
В течение года
|
|
Итоговый
|
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста
|
Зачетные, творческие работы.
|
Апрель
Май
|
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Количество часов
|
||
Всего
|
Теор.
|
Практ.
|
||
1
|
Введение
|
2
|
1
|
1
|
2
|
Городецкая роспись
|
8
|
6
|
2
|
3
|
Хохломская роспись
|
9
|
7
|
2
|
4
|
Жостовская роспись
|
5
|
2
|
3
|
5
|
Дымковская игрушка
|
9
|
2
|
7
|
Содержание программы
- Городецкая роспись – 8 часов.
История возникновения Городецкой росписи.
Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи – круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.
Инструменты и материалы: кисти, желательно беличьи, №1, №2, №3, плоская кисточка; краски гуашевые 12 цветов.
- Хохломская роспись – 9 часов.
История возникновения Хохломской росписи.
Техника хохломской окраски
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Виды хохломской росписи.
Много места мастер оставлял золотому фону.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Самый распространенный орнамент в хохломской росписи – травка.
Самые затейливые узоры называют «кудрины».
Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.
- Жостовская роспись – 6 часов.
История возникновения жостовской росписи.
Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».
Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.
Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон.
Приемы жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.
- Дымковская игрушка – 9 часов.
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.
Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.
Методические рекомендации
Занятия по декоративному рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания.
Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
- Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
- Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
- Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Педагогическая диагностика
Учащимся в конце года предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.
Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству.
Диагностика проводится по следующим направлениям:
- определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов);
- описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов);
- выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов);
- выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов).
Анализ результатов:
От 0 до 3 баллов:
Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен.
От 4 до 6 баллов:
Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние.
От 7 до 9 баллов:
Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения.
Материально-техническое обеспечение
- Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
- Дидактические игры по мотивам народного творчества.
- Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
- Раскраски по декоративно-прикладному творчеству
- Демонстрационный материал:
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
иллюстрации с изображением жостовских подносов,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
- Краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш, ластик.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов, блоков, тем
|
Элементы содержания
|
Всего часов
|
Формы и методы работы
|
Вид деятельности
|
Вид контроля
|
|||
Практич.
|
Теор.
|
||||||||
1
|
Вводное занятие.
|
Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш
|
1
|
Беседа, упражнение
|
опрос
|
||||
2
|
Элементы цветоведения.
|
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения
в творческой работе
(в живописи) с помощью цвета, линии, пятна.
|
1
|
Игра, упражнение, рассказ, метод наглядности
|
Тренировка графических навыков
|
Творческая работа
|
|||
Городецкая роспись
|
|||||||||
3
|
Узор и орнамент. Основы декоративной композиции.
|
Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью.
|
1
|
Рассказ, практи-ческая работа, метод нагляд-ности
|
Самостоятель-ная работа
|
выполнение узора по образцу
|
|||
4
|
История создания и развития городецкой росписи
|
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте,
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
|
1
|
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение
|
Опрос
|
||||
5-6
|
Городецкие орнаменты
|
1
|
1
|
Викторина, беседа, упражнение, метод нагляд-ности
|
Упражнение
|
Выполне-ние элементов городецкого орнамента
|
|||
7-8
|
Городецкая птица
|
2
|
Упражне-ние, демонстра-ция, работа по алгоритму, выставка работ учащихся
|
Выполнение декоративной работы по алгоритму
|
Изображе-ние городецкой птицы по алгоритму
|
||||
9-10
|
Городецкий конь
|
2
|
Зачетная работа
|
Изображе-ние городецкого коня по алгоритму
|
|||||
Хохломская роспись
|
|||||||||
11
|
История создания и развития хохломской росписи
|
Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы. Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами
|
1
|
Рассказ, беседа, игра
|
Наблюдение
|
Опрос
|
|||
12-13
|
Основные цвета и орнаменты в хохломе
|
2
|
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение
|
Выполнение образцов
|
Следование алгоритму при выполнении работы по алгоритму
|
||||
14-15
|
Роспись тарелки в стиле «Хохлома»
|
2
|
Метод нагляд-ности, объяснения, игра
|
Работа по образцу
|
Выполне-ние росписи тарелки в стиле Хохлома
|
||||
16-17
|
Хохломская роспись. Огненная жар-птица.
|
1
|
1
|
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
|
Работа с шаблоном
|
Выполне-ние росписи
|
|||
18-19
|
Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа
|
2
|
Творческая работа
|
Правила выполнения орнамента
|
|||||
Жостовская роспись
|
|||||||||
20
|
История создания и виды жостовской росписи
|
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.
|
1
|
Рассказ, наблюдения, метод нагляд-ности
|
Беседа
|
Разгадыва-ние кроссворда
|
|||
21-22
|
Жостовский букет
|
2
|
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение
|
Практическая работа
|
Выполне-ние букета в жостовском стиле
|
||||
23-24
|
Поднос в стиле жостовской росписи
|
1
|
1
|
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
|
Творческая работа
|
Выполне-ние зачетной работы
|
|||
Дымковская игрушка
|
|||||||||
25
|
История создания и виды дымковской игрушки
|
Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
|
1
|
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение
|
Беседа
|
Ответы на вопросы
|
|||
26-27
|
Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.
|
1
|
1
|
Рассказ, демонстра-ция, упражнение, игра
|
Практи-ческая работа
|
Выполнение элементов дымковского орнамента
|
|||
28-29
|
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» животные
|
2
|
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
|
Творческая работа
|
Выполнение работы по алгоритму
|
||||
30-31
|
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» люди
|
2
|
Демонстра-ция, беседа, упражнение
|
Работа с шаблонами
|
Выполнение рисунка
|
||||
32-33
|
Русское народное творчество. Творческая работа учащихся.
|
2
|
Беседа, викторина, самостоя-тельная работа, выставка работ учащихся
|
Творческая работа
|
Выполнение зачетной работы
|
.
Список литературы для учителя и учащихся:
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
- Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
- Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
- Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
- Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
- Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
- Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
Литература
- Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие - Краснодар, 1995.
- Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества» - г. Тула: «Родничок», 2002.
Комментариев нет:
Отправить комментарий