Урок 21
РИСУЕМ ДОМИКИ ДЛЯ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ
Цели: формировать представления о существовании различных типов построек; развивать творческое воображение при рисовании домиков для сказочных героев.
Оборудование: акварель или гуашь; кисти; детские книги с изображением жилищ сказочных героев.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке вы будете рисовать домик для сказочного героя.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– На нашей выставке много книг. Скажите, как они называются, известны ли вам действующие в них лица и герои.
– Вспомните, в каких домиках они жили. (Это сказка «Лиса и заяц». Лиса жила в ледяной избушке, а заяц в лубяной.)
– А это какая сказка? (Иллюстрации к сказке «Теремок».)
– Почему она так называется?
– Из чего построен теремок?
– Вспомните, из чего был сделан дворец Снежной королевы, опишите его внешний вид.
– Отгадайте, из какой сказки эти строчки. Кто их автор?
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
– Где жили сначала старик со старухой? (В землянке.)
– Где жили потом, когда старик просил рыбку выполнять желание старухи? (В избе, в тереме, в царских палатах, потом опять в землянке.)
– Отгадайте, о ком говорится в стихотворении:
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного.
Потому что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
И известна всем давно
Это милая мордашка,
А зовется… (Чебурашка).
– Кто помнит, в каком домике он жил? (В телефонной будке.)
– Посмотрите в книге эскизы к мультфильму «Крокодил Гена и Чебурашка».
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 74 и 75. Изображенные домики придумали и нарисовали известные художники.
– Назовите сказки, к которым нарисованы эти жилища, их обитателей – главных героев.
– Опишите домик Винни-Пуха.
Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике, описывают цвет, форму, высоту сказочных домиков.
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы в разные стороны.)
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла… (Дети вытягивают руки, плавно
Мы тоже можем так. поднимают и опускают их.)
IV. Педагогический рисунок.
1) Подумаю о расположении рисунка на листе. Для задуманного домика лучше расположить лист горизонтально.
2) Намечаю высоту своего будущего дома.
3) Продолжаю работу: рисую стены, крышу, колонны, купола на крыше этого дома, красивые резные окна. Окна украшу орнаментом. Это мы с вами уже умеем.
4) Приступаю к работе с гуашевыми красками. Мне хочется украсить свой дом яркими цветами красок и растительным орнаментом.
5) Мелкие детали прорисовываю тонкой кисточкой.
6) Возле дома нарисую различные деревца, а также радостное солнце, облака.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Нарисуйте необыкновенные сказочные дома для героев из разных книг и мультфильмов и украсьте их, используя акварель или гуашь. Помогут вам три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Расскажите, для кого вы построили эти дома. Кто в них будет жить?
– Почему раскрасили именно так?
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать и украшать сказочные дома.)
3. Уборка рабочего места.
Урок 22
ДОМИКИ, КОТОРЫЕ ПОСТРОИЛА ПРИРОДА
Цели: учить наблюдать природные явления с точки зрения Мастера Постройки; развивать воображение и наблюдательность, умение видеть домик в любом предмете.
Оборудование: пластилин; фотографии природных домиков.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Тема нашего урока «Домики, которые построила природа». Вы понаблюдаете, что это за природные домики, а потом построите их из пластилина.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Мастер Постройки сам учится у природы и предлагает нам понаблюдать. Во многом, что нас окружает, можно увидеть необыкновенный, но очень нужный и удобный домик.
– Отгадайте загадку:
Без рук, без топоренка
Построена избенка.
(Гнездо.)
– Чьим домом является гнездо? (Птичьим.)
– Посмотрите, какие необычные дома есть у птиц (показывает иллюстрации с изображением птичьих домиков-гнезд.)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки – дробинки.
– Что это? (Стручок, в котором горох.)
– Почему в загадке стручок назван домиком?
– Кто носит на себе свой домик? (Черепаха, улитка.)
– Можно ли считать домиками названные места? Для кого?
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу,
В них забьется до весны
И всю зиму смотрит сны.
Из ветвей, камней, коры
Хатки делают бобры –
Строят домик у пруда;
Вход туда – из-подо льда!
К дому своему стремится
Издалека аист-птица:
Прилетает каждый год
И в родном гнезде живет.
Разве спросишь без улыбки:
– Ну, а где же дом улитки?
И дошкольник рассмеется:
– С ним она не расстается!
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
В. Пальчинскайте
– О чем это стихотворение? (У всех зверушек есть свой дом.)
– Какие дома у зверушек, где они находятся? (У лисы в норе, у белки в дупле, у бобра в воде и т. д.)
2. Работа по учебнику.
– Вы много услышали загадок о природных домиках, прослушали стихотворение о домиках зверушек, а сейчас откройте учебник на с. 76–77 и назовите, какие природные домики нарисовали наши знакомые мастера.
Эти домики хорошо служат своим хозяевам. Мастер Постройки помог увидеть нам домик в любом предмете.
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки
Топать по дорожке.
Мы устали, отдохнем,
А потом гулять пойдем.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
1. Инструктаж.
– Приготовьте пластилин, дощечку, стеки, тряпочку.
– Вылепите сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов. Разомните пластилин, придайте ему форму шара, овала или любую другую, которую вы задумали.
– Закрепите пластилин на подставке.
– Передайте общее строение вашему предмету, уточните его.
– Проработайте основные детали домика, затем – второстепенные.
– Обработайте его поверхность.
– Стекой сделайте отверстие или нанесите нужный вам рисунок.
2. Самостоятельная работа.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ.
2. Обобщение.
– Чему учились сегодня на уроке? (Работать с пластилином, лепить сказочные домики.)
– Что нового узнали? (О природных домиках.)
3. Уборка рабочего места.
Урок 23
ДОМ СНАРУЖИ И ВНУТРИ
Цели: дать представление о соотношении внешнего вида и внутренней конструкции дома; уточнить понятия «внутри» и «снаружи»; развивать творческое воображение.
Оборудование: акварель, фломастер, мелки, цветные карандаши; описания сказочных домиков из литературных произведений; иллюстрации с видом домов снаружи и внутри из детских книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Смачивание акварельных красок.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы с вами поговорим о том, каким может быть дом внутри и снаружи, о внутреннем устройстве доме, а также вы нарисуете домик для маленьких человечков из первой буквы своего имени. Но об этом чуть позже.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Рассмотрите фотографии и иллюстрации с внешним изображением домов и их внутренним строением.
На доске фотографии и иллюстрации домов снаружи и внутри.
– Что можете сказать о внешнем виде домов, какие они? (См. примеры на с. 85)
– Где живут люди? (Внутри дома.)
– Опишите дом внутри.
– Вспомните свою комнату, что есть в ней?
– Можно ли догадаться по внешним признакам, как устроен дом внутри?
– Мастер Постройки помогает нам увидеть дом в любом предмете. Давайте рассмотрим эти дома.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 78. Вот такие необычные домики придумали дети. Они нарисовали букву, а из буквы получился домик.
– Опишите домики снаружи.
– Из каких предметов придумали домики дети? Опишите домики.
– Где решили сделать себе дом герои народной сказки «Теремок»? (В горшке.)
– Посмотрите на иллюстрации из детских книг.
Учитель показывает детскую книгу Т. Белозерова «Лесной плакунчик».
– Опишите избушку Плакунчика снаружи и внутри. Что находится внутри? (Печка, маленький столик, скамейка и др.)
– Послушайте описание дома из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«Пройдя несколько шагов, Незнайка увидел дом не совсем обычной архитектуры. Этажи этого дома были расположены уступами, то есть как бы ступеньками, так что жильцы второго этажа могли ходить по крыше первого. В этом доме вместо лифта был эскалатор, то есть движущаяся лестница, по которой можно было бы подниматься на самый верхний этаж.
Спускались жители по специальному желобу на коврике».
– Вот такой интересный дом увидел Незнайка.
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям физкульт-привет!
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
– Изобразите дом в виде буквы алфавита (из первой буквы своего имени). Нарисуйте на листе краской крупно, на весь лист, первую букву своего имени и, представив себе, что это дом, заселите его маленькими человечками.
– Как бы они смогли там жить? Что будет крышей для них, где будет вход? Нарисуйте двери, окна, лестницы, балконы.
Для работы используйте акварельные краски, а потом фломастерами или цветными карандашами дорисуйте мелкие предметы. Но это можно будет сделать только тогда, когда акварель высохнет.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– Как вы думаете, почему все дома разные? (Они нарисованы из разных букв алфавита.)
– У каждого из вас получился красивый, уютный дом.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Как устроен дом внутри, какой он снаружи.)
– Чему учились на уроке? (Учились рисовать дом для маленьких человечков.)
3. Уборка рабочего места.
Урок 24
СТРОИМ ГОРОД
Цели: помочь приобрести навыки конструктивной работы с бумагой; развивать конструктивную фантазию и наблюдательность.
Оборудование: пластилин или цветная бумага; ножницы; клей; описание сказочного города из литературного произведения Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы побываете в роли архитекторов. А кто такие архитекторы?
Архитектор – специалист по сооружению зданий.
– Вы пофантазируете и построите город из пластилина.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Рассмотрите иллюстрацию с изображением города. Что вы видите на картинке? Какие дома в городе?
– Одинаковые ли они? Опишите их форму, цвет и другие признаки.
– Какие еще постройки вы видите?
– Послушайте описание Солнечного города из книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
«Круглые поля скоро кончились, и по сторонам дороги стали попадаться дома. Они были маленькие, не больше двух этажей, но очень красивые: с высокими остроконечными крышами, окрашенными в яркие цвета, с верандами, с террасками, с балкончиками и затейливыми башенками на крышах. Во дворах были устроены беседки и цвели всевозможные цветы. Чем дальше ехали путешественники, тем чаще попадались дома. Шоссе незаметным образом превратилось в широкую городскую улицу. Дома по сторонам становились все выше. Машины двигались непрерывным потоком.
По обеим сторонам улицы стояли многоэтажные дома, которые поражали своей красотой. Стены домов были украшены затейливыми узорами, а наверху под крышами были большие картины, нарисованные яркими разноцветными красками. На многих домах стояли фигуры различных зверей, вытесанные из камня. Такие же фигуры были внизу у подъездов домов.
По тротуару двигались толпы гуляющих малышей и малышек. Слышались смех и шутки. Откуда-то доносилась музыка».
– Что понравилось вам в Солнечном городе?
– Захотелось ли вам побывать в таком городе?
– Опишите дома Солнечного города: величину, форму, цвет и др.
– Какое настроение возникло у вас после того, как услышали описание Солнечного города.
2. Работа по учебнику.
– Откройте учебник на с. 80–81. Посмотрите, как можно сделать домики. Из чего они сделаны? (Из бумаги, из пластилина.)
– Можно сделать из бумаги, из коробочек, а можно слепить из пластилина.
– Обратите внимание на домики из пластилина. Какой они формы, в виде чего они сделаны? (Форма цилиндра, овала, сделаны в виде грибов, бочонков и др.)
– Это детские работы. Какие цвета выбирали дети? Почему? (Если дом в виде грибочка, то весь дом коричневый, а шляпка-крыша красная или пятнистая.)
– Какие детали еще слепили дети? (Ступеньки, окна, труба, столики, скамейки.)
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так: (Наклоны то к одному,
Тик-так. то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час: (Раскачиваются
Тик-так, тик-так, тик-так. в такт маятника.)
Налево – раз, направо – раз, (Наклоны головы к правому
Мы можем тоже так. и левому плечу.)
Ноги вместе, руки на поясе –
Тик-так, тик-так.
IV. Творческая практическая деятельность учащихся.
1. Инструктаж по выполнению работы.
– Чтобы построить город из пластилина, вам необходимо работать сегодня не по одному, а в группах.
– У каждой группы свои идеи, свои архитектурные задумки.
– Подумайте, какой город будет у вас, какие дома вы хотите видеть в своем городе, что еще, кроме домов, вы хотите построить.
– Возьмите коробку из-под конфет – это будет территория вашего города.
– Разомните пластилин, придайте ему форму ваших будущих домов: округлую, овальную, в виде цилиндра, квадратную (показывает).
– Пофантазируйте и придумайте интересные детали к вашим домам.
– А может быть, рядом с домом вы расположите парк, в котором могут быть деревья, скамейки и другое.
– Раскатайте пластилин на специальной дощечке, руки после работы вытирайте сухой тряпочкой.
2. Самостоятельная работа.
V. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.
– У каждой группы получились свои города. Придумайте им названия.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Кто такие архитекторы, из чего можно построить город).
– Чему учились на уроке? (Быть архитекторами, придумывать и строить город из пластилина.)
3. Уборка рабочего места.
Урок 25
ВСЕ ИМЕЕТ СВОЕ НАСТРОЕНИЕ
Цели: формировать первичные умения видеть конструкцию предмета; объяснить, что любое изображение сводится к взаимодействию нескольких простых геометрических форм.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, клей; заготовки вырезанных цветных прямоугольников, кругов, овалов, треугольников; картон; иллюстрации с изображениями животных, загадки.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня на уроке вы узнаете, что все предметы имеют свою форму, свое строение, научитесь делать аппликацию из геометрических фигур.
III. Введение в тему урока.
1. Вступительная беседа.
– Все предметы, которые нас окружают, можно рассматривать как постройки. Они имеют различные формы и цвет.
– Рассмотрите иллюстрации животных, детских игрушек и др. Их можно воспринимать как постройку?
– На какую форму похожа пирамида, мяч, коробка для карандашей, нос, туловище, голова Буратино?
– Давайте рассмотрим зверушек. Из каких частей они состоят? Какую форму напоминают?
– Отгадайте загадки:
Длинный хобот, пасть с клыками, Глядишь – ласкается,
Ноги кажутся столбами, Дразнишь – кусается.
Как гора, огромен он. (Собака.)
Ты узнал, кто это?..
(Слон.)
– Рассмотрим этих животных на страницах нашего учебника.
2. Работа по учебнику.
– Откройте с. 84 учебника. Рассмотрите зверушек. Эти аппликации из бумаги сделали тоже первоклассники. Из каких геометрических фигур они состоят? (Слон: квадрат, овалы, треугольники; собака: треугольники, прямоугольники.)
– Для изготовления аппликаций потребовалось сразу несколько деталей из различных геометрических фигур.
– Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого мы изобразим в нашей аппликации:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
А питается он листьями,
Листьями деревьев. (Жираф.)
– Сегодня с помощью мастеров Изображения, Украшения и Постройки мы выполним аппликацию жирафа из различных геометрических фигур, а может быть, кто-то захочет сделать аппликацию другой зверушки. Это приветствуется.
Мы теперь все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале…
Влево, вправо повернись!
Наклонись и поклонись!
Лапки вверх и лапки вбок!
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, мои зайчишки!
IV. Инструкция по выполнению аппликации.
– Послушайте стихотворение:
Приобрел я для жирафа
Тридцать три огромных шарфа,
Чтоб он горло завязал,
Чтоб в мороз не замерзал.
А жираф сказал: «Смотри!
Еще нужны мне тридцать три».
– Почему так ответил жираф?
– Рассмотрите картинку. Из каких фигур состоит жираф? (Овал, прямоугольник, треугольник.)
– Вы поочередно приклеиваете детали – заготовки: ноги, туловище.
(Они подготовлены заранее.)
– Что есть на шее у жирафа? (Грива.)
– А как ее сделать, кто догадался?
– Возьмите заготовку – прямоугольник коричневого цвета. Надрежьте бумагу «лапшой» (показывает).
– Полоски закрутите. Получилась объемная грива у жирафа. Наклейте ее, а потом шею, чтобы спрятать излишки бумаги.
– Затем наклеиваем голову, уши, маленькие рога.
– Какой окрас у жирафа? (Пятнистый.)
– Это можно дорисовать или наклеить детали из разной формы. Аналогично поступим с глазами и носом. Из каких фигур они состоят? (Треугольник, круги.)
Аппликацию выполните на цветном картоне.
V. Творческая практическая деятельность учащихся.
VI. Итог урока.
1. Выставка работ учащихся.
2. Обобщение.
– Что нового узнали на уроке? (Технику аппликации из геометрических фигур.)
Вывод. Чтобы выполнить любое построение изображения, необходимо заготовить несколько простых геометрических форм.
3. Уборка рабочего места.
Комментариев нет:
Отправить комментарий