Ребусы

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Изо - 1 класс (уроки 31-34)

 Урок 31

СКАЗОЧНАЯ СТРАНА

Цели: формировать творческое воображение при изображении сказочного мира; продолжить формирование изобразительных навыков.

Оборудование: гуашь, кисти или цветная бумага, фольга, ножницы; иллюстрации к сказкам; запись музыкальных фрагментов из мультфильмов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

– Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы с вами будем изображать сказочную страну, путешествовать по сказкам. Каждый из Мастеров-Братьев готов нам помочь увидеть удивительный мир сказки и воссоздать его во всей красе.


III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимее сказки.

2. Игра «Угадай сказку».

– Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.

1) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья.

– Что же ты не прыгаешь? – говорят ей подруги».

– Как называется эта сказка? (Снегурочка.) 

2) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка».

– Отгадали сказку? (Царевна-лягушка.)

3) «Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!»

– Что же это за сказка? (Сивка-бурка.)

4)  Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

– Отгадайте название и автора сказки. («Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.)

– Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочный город (страну). Возможно, он будет похож на тот, который описал в своей сказке А. С. Пушкин, а может быть, вы придумаете свой.

Дети рассказывают, каким они представляют себе сказочный город (или сказочную страну).

3. Работа по учебнику.

– Откройте с. 98 учебника и посмотрите, какую сказочную страну придумали дети.

– Опишите ее. Какие вы видите дома? Что еще привлекает наше внимание?

– Какими материалами пользовались ребята?

– Какие выбрали цвета красок? Почему?

– Какое настроение пробуждают эти работы?

– Юные художники на панно наклеивали рисунки, вырезки из цветной бумаги, кусочки материи. Такая работа, выполненная из разных материалов, называется коллаж.  

На зарядку солнышко

Поднимает нас.

Поднимаем руки мы

По команде «раз».

А над нами весело

Шелестит листва.

Опускаем руки мы

По команде «два».

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Создайте свою сказочную страну или сказочный город с жителями. Эту работу лучше выполнять гуашью.

Когда будете рисовать, то подумайте, как будет называться ваша страна, какие краски вы хотите подобрать, чтобы они соответствовали вашему замыслу, в чем будет заключаться работа каждого Мастера в ваших рисунках.

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

– Сегодня вы работали в группах. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание интересных панно с изображением сказочной страны.

– Легче или труднее работать в группе?

– Почему сказочные страны получились такими разными?

2. Обобщение.

– Чему учились сегодня на уроке? (Изображать сказочную страну.)

– В чем заключалась работа каждого мастера в ваших рисунках?

– Что нового узнали? (Что такое коллаж.)

3. Уборка рабочего места.

Урок 32
ЭКСКУРСИЯ В ПАРК

Цели: учить наблюдать живую природу с точки зрения трех мастеров; повторить тему «Мастера Изображения, Украшения, Постройки учатся у природы».

Оборудование: выставка детских работ, сделанных в течение учебного года; произведения разных видов искусства, в которых наиболее наглядно проявлены конструктивное, декоративное и изобразительное начала.

Ход урока

I. Постановка цели.

– Сегодня у нас необычный урок – экскурсия. Мы будем учиться наблюдать природу и окружающие нас предметы. Постарайтесь увидеть вокруг себя работу Братьев-Мастеров из сказки.

II. Экскурсия в городской парк.

– Мы пришли в парк. Рассмотрите все вокруг.

– Какие изображения предстали перед вами, что вы видите?

– Какой мастер здесь потрудился?

– Какие постройки видите в парке? Опишите их.

– Какой мастер постарался в изготовлении скульптуры, фонтана? (Мастер Постройки.) 

– Как оформлен фонтан? (Орнамент по краю фонтана.)

– А какой мастер расписал детскую площадку, «сказочный городок»? (Мастер Украшения.) 

– Какими элементами изобилует орнамент? (Изображением листьев, цветов, узоров.) 

– Как называется такой орнамент? (Это орнамент растительный.) 

– Как работали мастера? (Три брата неразлучны и трудятся вместе.) 

– У кого учатся братья? (У природы.)

Вопросы для беседы на экскурсии.

– Посмотрите, как красиво вокруг! Назовите и опишите деревья, кустарники, цветы.

– Какие краски у весны, лета, осени?

– Обратите внимание на отдельно стоящее дерево. Что напоминает вам ее ветви?

– Как расположены елочки? (Они будто встали в хоровод.)

– Какие звуки мы слышим в природе?

– Назовите птиц, которых заметили в парке.

– Обратите внимание на небо, облака, воздух.

– Прочитайте известные вам стихотворения о природе и ее явлениях.

III. Итог урока.

– Что интересного увидели сегодня на экскурсии?

– Расскажите, что запомнилось больше всего.

– Какие картины захотелось вам нарисовать?

– Какие краски вы бы подобрали для картины? Почему?

– Как повлияла экскурсия на ваше настроение?

– Вспомните сказку о трех Братьях-Мастерах. Где вы увидели их работу?

– Чему вы учились сегодня? (Вглядываться в природу, видеть в обычном что-то особенное.)

– Нарисуйте дома рисунки о ваших впечатлениях об экскурсии.

Уроки 33–34
«ЗДРАВСТВУЙ, ЛЕТО!»
ОБРАЗ ЛЕТА В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ

Цели: ознакомить с творчеством отечественных художников, изобразивших лето; развивать художественно-эстетический вкус.

Оборудование: акварель, кисти; произведения художников и поэтов о лете; записи песен о летней природе, летнем отдыхе.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Рада, рада детвора,

На урок идти пора.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами картины художников, изобразивших лето, а потом вы сами попробуете создать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– На прошлом уроке мы с вами были на экскурсии. Вы встречались с природой. Какое впечатление произвела на вас экскурсия?

– Послушайте стихотворение:

Зарумянилась вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И, как море, волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Солнце ходит высоко над сводом

Раскаленных от зноя небес,

Пахнет липа душистая медом,

И шумит полный сумрака лес.

                                      Н. Греков

– О каком времени года говорится в стихотворении? (О лете.) 

– Какие картины лета можно нарисовать к этому стихотворению?

2. Работа по учебнику.

– Рассмотрите на с. 102–103 учебника картины лета, нарисованные российскими художниками.

– Что вы видите на картине А. Пластова «Сенокос»?

– Какое время года изображено? (Лето, пора сенокоса.)

– Какие краски выбрал художник для изображения растений: трав, цветов, деревьев?

– Летом человек особенно становится ближе к природе. Всем нравится находиться в лесу, на лугу и т. д.

– Посмотрите картины И. Шишкина «Рожь» и А. Венецианова «Жнецы» на с. 104–105.

– Что видите на картине «Рожь»?

– В этой картине художник показывает бескрайние просторы земли русской, море ржи, расстилающейся до самого горизонта. Дорога, уходящая вдаль, подчеркивает безграничность просторов ржи, грандиозность труда человека, вырастившего это огромное море хлеба. На переднем плане – спелые, сочные колосья, гнущиеся под тяжестью созревших зерен. Вдалеке мощные ели, зелень которых удивительно гармонирует, сочетается с золотисто-желтым цветом ржи и пыльно-голубым небом летнего дня. Художник точно передает характер, особенности русского пейзажа, настроение летнего дня.

– Что объединяет эти две картины? Какая общая тема? (Лето, пора сбора урожая прослеживается в обеих картинах.) 

– Кого видим на руке у девушки? (Бабочку.) 

– Рассмотрите скульптуру П. Клодта «Кобыла с жеребенком».

– Какие чувства возникают у вас при просмотре?

– Люди восхищаются летней порой. Мастера Изображения, Постройки, Украшения заинтересовывают нас, и мы видим их работу в картинах и скульптурах.

– Опишите картину Б. Неменского «Лето» на с. 106.

– Художник изобразил лето. Картина смотрится очень нежно, хочется долго любоваться ею. В комнате открыто окно, дует легкий ветерок, на столе ваза, а в ней полевые цветы. Из чуть приоткрытого окна виден уголок природы: деревья, трава, вдали лес.

– Какие краски выбрал художник для изображения лета?

– Послушайте стихотворение-загадку. Как вы думаете, о каких четырех художниках идет речь?

Четверо художников,  

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Все подряд один.

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки, как рога.  

На картинке третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Синяя река.

Белые, пушистые

В небе облака.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

– А вы догадались, о каких художниках идет речь? (Зима, весна, лето, осень.)

– Вспомните, как в стихотворении описан художник-лето.

– Какие краски преобладают летом?

3. Прослушивание песни о лете.

– Какое впечатление произвела на вас песня?

– Какие картины вы бы нарисовали, иллюстрируя эту песенку?

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели –

Сразу всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем, ногами топаем!

Хорошо мы погуляли и немножечко устали!

IV. Педагогический рисунок.

1. Показ на уроке 33.

– Я располагаю лист по вертикали. Провожу линию горизонта. Намечаю место, где будут нарисованы деревья, и их высоту.

Изображаю небольшой старинный домик (или часовню) вдали.

Теперь рисую дорожку, которая при удалении будет сужаться.

Прорисую детали всех предметов, оставляю место впереди – здесь будет трава, цветы.

2. Показ на уроке 34.

– Изобразим пейзаж в цвете.

Начну выполнение работы с заливки голубым цветом неба. Чем ближе к земле, тем она будет светлее. Чтобы небо было равномерно закрашено, надо выполнять его горизонтальными мазками. Оставляйте незакрашенными стволы деревьев и самые толстые ветки, а также домик. Помните, что нельзя оставлять белую полоску между небом и землей.

Чтобы окрасить землю, я беру зеленый цвет. Трава не везде одинакова по цвету, добавлю в зеленый цвет немного коричневого.

Теперь выполняю окраску стволов деревьев и толстых веток. Затем раскрашу старинный домик.

Прописываю тонкой кистью мелкие детали.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Сейчас вы сами создадите композицию «Здравствуй, лето!».

– Вы были на экскурсии, познакомились с работами художников, полученные впечатления вам помогут.

– Какие материалы потребуются для работы? Отгадайте:

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы.

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

А сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым.

– Что это? (Кисточка и краски.) 

– Нарисуйте, каким вы видите лето.

VII. Итог урока.

1. Экспресс-выставка.

2. Обобщение.

– Чему учились сегодня на уроке? (Изображать лето.)

– Что нового узнали? (Познакомились с картинами художников, изображающих лето.)

3. Уборка рабочего места.

ЛИТЕРАТУРА

1. Занимательное азбуковедение : кн. для учителя / сост. В. В. Волина. – М. : Просвещение, 1991.

2. Илларионова, Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки : пособие для воспитателя детского сада / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 1985.

3. Костерин, Н. П. Учебное рисование : учеб. пособие для уч-ся педагог. училищ по специальностям № 2002 и 2010 / Н. П. Костерин. – М. : Просвещение, 1984.

4. Коньшева, Н. М. Лепка в начальных классах : кн. для учителя / Н. М. Коньшева. – М. : Просвещение, 1985.

5. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке : пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Компанцева. – М. : Просвещение, 1985.

6. Программы общеобразовательных учреждений : Изобразительное искусство и художественный труд : 1–9 классы (с краткими метод. рекомендациями)  / под рук. и ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2010.

7. Хрестоматия по детской литературе : учеб. пособие для педучилищ / сост. А. Л. Табенкина, М. К. Боголюбская ; под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Просвещение, 1988.

8. Шевчук, Л. В. Дети и народное творчество : кн. для учителя / Л. В. Шевчук. – М. : Просвещение, 1985.

Комментариев нет:

Отправить комментарий