Ребусы

воскресенье, 29 ноября 2020 г.

Изо - 1 класс(уроки 6-10)

 Урок 6

Тема: ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ЛИНИЕЙ

Цели: развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.

Оборудование: карандаши, фломастеры, фотографии пейзажей, образцы графики.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке наш знакомый Мастер-волшебник познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия.


III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Какому способу изображения предметов учились на прошлом уроке? (Изображать предметы в объеме.)

– Что такое объем?

– Приведите примеры объемного изображения.

– Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провели линию на доске мелом.)

– Да, я провела линию. Линию можно провести не только мелом на доске, карандаш, ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след – это и есть линия.

– Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.)

– Линии бывают разные. Что напоминают линии в природе?

2. Работа по учебнику.

– Рассмотрите фотографии на с. 29 учебника.

– Что напоминают линии? (Ветви деревьев.)

– Что вы видите на доске? (Пейзажи.)

– Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.)

– Это графическая работа художника.

Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой. В графических рисунках мы видим изображение линией.

– Из линий можно сделать путаницу.

IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.

– Посмотрите, какую путаницу я сделала.

ПУТАНИЦА

                Рады, рады, рады

                                Светлые березы,

                И на них от радости

                                Вырастают розы.

                Рады, рады, рады

                                Темные осины,

                И на них от радости

                                Растут апельсины.

                То не дождь пошел из облака

                                И не град,

                То посыпался из облака

                                Виноград.

                И вороны над полями

                Вдруг запели соловьями.

                                        К. Чуковский

– Какая путаница произошла?

– Что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение?

– Я дорисовала хвост, лапы – у меня получился кот.

Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну сторону, то в другуюНа слова «тише» дети приседают. На слова «выше» – выпрямляются и поднимают руки верх.

ВЕТЕР

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

V. Практическая творческая деятельность учащихся.

– Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий.

– Рассмотрите, постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение.

– Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Используйте для этого черный фломастер или карандаш.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

– Изображение каких предметов у вас получилось?

– Расскажите о своих рисунках.

2. Обобщение.

– Что нового узнали на уроке?

3. Уборка рабочего места.

Урок 7
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО ЛИНИЕЙ.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «РАССКАЗ ПРО СЕБЯ»

Цели: развивать умение изображать линией на плоскости, творческую фантазию, изобразительные навыки.

Оборудование: карандаши, фломастеры; графические работы художников; выставка книг с графическими иллюстрациями.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке вы продолжите учиться изображать линией.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Вспомните, что такое линия.

– Что изображали линией?

– Что в природе напоминает линии?

– Техникой изображения линией пользуются многие художники. На нашей выставке книг вы видите такие изображения.

2. Работа по учебнику.

– На с. 30 учебника помещены иллюстрации к книге Ю. Дружкова «Волшебная школа». Какого литературного героя вы узнали на картинке?

– Нарисованная вами линия может о многом рассказать. Давайте пофантазируем, о чем она нам расскажет.

– Зависит ли это от вашего настроения?

– Посмотрите в книге на рисунки, которые сделали дети. О чем рассказывает каждый рисунок? (О том, чем любят заниматься дети.)

– Чем вы любите заниматься в свободное время?

– Подумайте, что бы еще вы хотели рассказать о себе своим одноклассникам, но выразите это не словами, а рисунком.

Сначала буду маленьким,         (присаживаются)

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,         (встают, поднимают руки

До лампы дотянусь.                вверх и потягиваются.)

IV. Педагогический рисунок.

– Придумайте сюжет своей работы.

– Определите, как лучше расположить лист для вашей композиции.

– Я решила нарисовать детей, которые играют, гуляют. Чтобы нарисовать девочку или мальчика, надо в центре листа отметить высоту детей. Людей можно рисовать схематично, используя геометрические формы. Чтобы нарисовать голову, использую овал, а туловище и ноги рисую с помощью прямоугольников. Затем рисую одежду. Рядом с детьми можно нарисовать деревья, дома. Обратите внимание на то, что чем дальше находится предмет, тем он меньше, а чем он ближе, тем, соответственно, больше.

– Ориентируйтесь на детские работы, выполненные карандашом на с. 30 и 31 в учебнике.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Каким материалом выполнены детские работы на с. 31 учебника? (Они выполнены карандашом.)

– Нарисуйте карандашом маленький рассказ про себя.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

– Что вы хотели рассказать товарищам в своих рисунках? Удалось ли вам задуманное воспроизвести в изображениях?

– Давайте посмотрим, какие рисунки-рассказы у вас получились.

– Многие из вас нарисовали о своих семьях, друзьях, любимых занятиях. Я надеюсь, это поможет вам узнать друг друга ближе и подружиться.

2. Обобщение.

– Чему учились на уроке? (Изображать линией.)

3. Уборка рабочего места.

Урок 8
РАЗНОЦВЕТНЫЕ КРАСКИ

Цели: познакомить учащихся с гуашевыми красками; развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании; формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.

Оборудование: гуашь; различные кисти; стихотворения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке вы научитесь работать с гуашью и узнаете цвета этих замечательных красок.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Рассмотрите свои краски.

– Назовите цвета красок.

– Какие еще вы знаете цвета?

– Что напоминает вам цвет каждой краски? (Голубой – цвет неба; желтый – цвет солнца, цыпленка, подсолнуха; зеленый – цвет травы и листьев на деревьях; красным бывают закат, цветок и др.) 

– Красивы все цвета красок! Какое настроение вы испытываете, когда начинаете рисовать или когда смотрите на краски? (Радостное, восторженное.)

– Почему? (Приятно смотреть на красивые разноцветные краски, они вызывают хорошее настроение.)

2. Правила работы.

– А вы знаете, что различные цвета красок можно получить путем смешивания?

– Для этого используют палитру. Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски. Она может быть прямоугольной или овальной формы с выемкой для большого пальца. Часто вместо палитры художники используют листок плотной бумаги. Вы тоже можете подбирать и смешивать краски на листе бумаги.

– Для кисточек различного вида нужна баночка. В ней и будут находиться ваши кисточки, которые нужно ставить ворсом вверх, воду в баночке необходимо менять, чтобы краски не загрязнялись.

– Кисти для рисования бывают разными, они имеют свои номера. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для работы хорошо иметь не одну кисточку, а несколько – тонкие и толстые. Чтобы не пачкать краски в баночках, кисть моют и вытирают чистой тряпочкой. Лишнюю воду тоже снимают тряпочкой.

3. Смешивание красок.

– А сейчас давайте экспериментировать. Положите перед собой лист бумаги, палитру.

– Существует три основных цвета: красный, желтый, синий.

– А как получить оранжевый цвет?

– Нанесите на лист красную краску, рядом желтую, посмотрите какие яркие цвета.

– Смешайте в палитре красную и желтую краски. Какой цвет получился? (Оранжевый.) 

– Нанесите его на лист бумаги. Сравните с красным и желтым, что вы заметили?

– Как получить зеленый цвет? Кто знает?

– Смешаем синюю и желтую краску. Нанесем на лист бумаги.

– Как получить фиолетовый цвет? Смешаем синюю и красную краску. Нанесем на лист бумаги.

4. Работа по учебнику.

– Посмотрите детские работы на с. 32 и 33. Что вы можете сказать об этих работах? (Яркие, красивые, выполнены гуашью.) 

– Какое настроение вызывают эти работы?

– Как можно назвать первую работу? (Пейзаж.) 

– Что изображено на второй?

– Что вы можете сказать о красках, выбранных ребятами? Это смешанные краски? Как их получали?

– Вы заметили, какой цвет добавлен еще в работы? (Белый.)

– Если немного добавить белого цвета в краски и смешать, что получится? (Более светлые цвета.) 

– Не забудьте, что кисточку сначала нужно опускать в воду, а затем брать немного краски. Чтобы изменить цвет, кисточку нужно мыть, а лишнюю воду промокнуть тряпочкой.

– Посмотрите, что держит в руках Мастер Изображения? (Палитру.)

– Для чего нужна палитра? (На ней смешивают краски.) 

– Зачем смешивают краски? (Чтобы получать новые цвета.)

Приплыли тучи дождевые:

– Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

– Пей, рожь, пей!

И рожь, склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет.

Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.

IV. Педагогический рисунок.

1) Расположите лист по горизонтали. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем коврике: цветы, листья или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.

2) Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга.

Мне захотелось нарисовать коврик с узорами растительного происхождения: это цветы, листочки, ягоды.

3) Рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии.

4) Края коврика разрисую волнистой линией.

5) Беру гуашь. Её не надо заранее смачивать водой, как акварель. Гуашь – краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы.

6) Раскрашиваю свой коврик.

7) Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например, квадратики и раскрасить различными цветами.

Получится яркий, нарядный, разноцветный коврик.

Для получения нужного вам цвета краски можно смешивать.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Послушайте стихотворение В. Берестова:

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все люди любят рисовать.

И каждый сразу нарисует

Все, что его интересует:

Далекий космос, ближний лес,

Цветы, машины, пляски, сказки…

Все нарисуем! Были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на Земле!

– О чем это стихотворение? (Все любят рисовать.) 

– Что нужно для того, чтобы рисовать? (Краски, бумага.)

– Да, нужны разноцветные краски, бумага, кисточки, нужен мир в семье, на Земле и хорошее настроение – тогда все получится.

– Используя все краски, какие у вас есть, попробуйте нарисовать красивый коврик.

VI. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

– У вас получились замечательные коврики. Что помогло вам при рисовании? (Разноцветные краски.)

– Вы уже рисовали акварелью и гуашью. Сравните их. (Акварель – прозрачная, гуашь – непрозрачная, более плотная.)

2. Обобщение.

– Чему учились на уроке? (Смешивать краски и получать новые; рисовать коврик.)

– Что нового узнали? (Как получать новые цвета, как работать с красками.)

3. Уборка рабочего места.

Урок 9
ИЗОБРАЖАТЬ МОЖНО И ТО,
ЧТО НЕВИДИМО (НАСТРОЕНИЕ)
(урок-фантазия)

Цель: развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроение.

Оборудование: гуашь, кисти; записи мелодий – грустные и радостные; произведения художников (репродукции); иллюстрации книг; детские работы; музыкальное сопровождение (запись песен «Радостная», «Скворушка»).

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Есть волшебные слова:

Скажешь, сразу тишина.

Повнимательней, дружок,

Начинается урок.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение.

– Как вы думаете, можно это сделать?

– Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа. Звучит в записи «Радостная песня».

– Какой характер этой песни? (Веселый.) 

– Какие чувства возникали у вас во время слушания?

– Какое название можно придумать к этой песне? (Она называется «Радостная».)

– Давайте инсценируем припев песни.

Дети поют, хлопают в ладоши, протягивают друг другу руки, улыбаются.

– Какое настроение вам передалось от такой песни?

– Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?

– Послушайте отрывок из другой песни.

Звучит в записи песня «Скворушка».

– Какая по характеру эта песня? (Грустная.)

– Какие чувства возникали у вас при прослушивании? (Печаль, огорчение, жалость.)

– Какие картины вы бы нарисовали к этой песне?

– Сравните два музыкальных произведения. Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»?

– Можно ли это настроение изобразить на бумаге?

– Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение?

– Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию?

– На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили?

– Какие краски использовали дети? (Яркие, светлые.) 

КУЗНЕЧИКИ

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

– Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все, что вам хочется, цветом – своими красками.

– Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.

– Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.

V. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

– Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?

– Кому из вас было грустно?

– Определите по рисунку настроение вашего соседа.

– Как вы догадались?

– Какие краски вы использовали для хорошего настроения?

– Какими красками изобразили грусть, печаль?

– Кто из вас нарисовал картины к двум музыкальным произведениям?

– Почему выбрали именно это музыкальное произведение?

– Легко или сложно изобразить свое настроение, отношение к происходящему?

2. Обобщение.

– Чему учились сегодня на уроке? (Изображать настроение.)

– Что нового узнали? (Оказывается, можно изображать то, что не видно, но что чувствуешь.)

3. Уборка рабочего места.

Урок 10
ХУДОЖНИКИ И ЗРИТЕЛИ
(урок-путешествие)

Цели: формировать навыки восприятия художественных произведений, наблюдательность, творческое воображение.

Оборудование: выставка детских работ за учебную четверть; стихи.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Приветствие.

Снова нам звенит звонок,

Начинается урок.

На картины посмотри,

Ничего не упусти.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке вы будете учиться быть зрителями.

Быть зрителями интересно и непросто. Предлагаю вам совершить путешествие в музей изобразительных искусств.

III. Введение в тему урока.

1. Вступительная беседа.

– Кто такие зрители?

– Да, вы все были в театре, кино, и вам приходилось быть зрителями, то есть внимательно смотреть, слушать, быть наблюдательными, чтобы не пропустить чего-нибудь важного.

– Каково это – быть зрителями?

– Давайте прочтем стихотворение А. Барто «В театре».

– Какими зрителями были его героини?

– Я думаю, что вы сделали правильные выводы из этой смешной и поучительной истории.

– Быть зрителями можно не только в театре, кино, но и в музее, художественной галерее. На следующем занятии мы пойдем на экскурсию в галерею. А сегодня Мастер Изображения приглашает нас заочно посетить музей.

2. Работа по учебнику.

– Наше путешествие начинается. Представьте себе, что мы очутились в музее.

– Откройте учебник на с. 34.

– Чем занимаются дети? (Они лепят, рисуют.)

– Где находятся ребята? Чем занимаются?

– Они учатся в художественной школе. Кто-то из вас посещает художественную школу? Что можете рассказать о ней?

– Издавна находились мастера, которые создавали скульптуры, рисовали картины. Многим произведениям искусства очень много лет, но они до сих пор радуют людей. А где можно увидеть произведения искусства? (В музее.)

– Посмотрите на фотографии на с. 35.

– Куда пришли люди? (В музей.)

– Что вы видите на стенках? на специальных подставках? (Картины, скульптуры.)

– Обратите внимание, как внимательно, с интересом рассматривают посетители музея различные экспонаты.

– Переверните страницу и давайте рассмотрим картины известных художников.

– Перед вами картина «Подсолнухи» французского художника В. Ван Гога. Она написана масляными красками.

– Обратите внимание на цвета, которые подобрал художник.

– Как можно получить такие красивые цвета? (Путем смешивания.)

– Картины этого художника очень красивы, выразительны. Он писал извилистыми мазками, делая поверхность картины неровной.

– Как вы думаете, какое настроение передает нам автор картины? Почему?

– Вглядываясь в яркие и сочные цвета картины можно представить бесконечное поле с подсолнухами.

– Что представляете вы?

– Теперь перенесемся в сказочный мир. Вы любите сказки?

– Перед вами картина замечательного русского художника Михаила Александровича Врубеля «Царевна-Лебедь». Картина выполнена масляными красками.

– Как вы думаете, из какой сказки взят образ царевны?

– Посмотрите внимательно на героиню. Опишите ее внешность: лицо, глаза, украшения.

– Прекрасные глаза Царевны-Лебеди сверкают как драгоценные камни. Украшения в короне тоже таинственно мерцают и похожи на глаза.

– Как вы думаете, какая она по характеру? (Таинственная, неприступная, добрая волшебница.)

– Какие краски подобрал художник, чтобы отразить эту таинственность, волшебство?

– Сейчас посмотрите еще на одну замечательную картину. Ее автор Виктор Михайлович Васнецов – талантливый русский художник. Картина называется «Иван-царевич на Сером волке». Работа выполнена маслом.

– Как вы думаете, откуда взят сюжет картины?

– Он взят из русской народной сказки об Иване-царевиче, Елене Прекрасной и Сером волке.

– Рассмотрите внимательно картину.

– Что вы почувствовали, вглядываясь в картину?

– Какое настроение у героев?

– Как передал художник их настроение?

– Как изображена природа? (В лесу темно, мрачно, очень тревожно; густой непроходимый лес; сквозь деревья не проходит свет.)

– Обратите внимание на взгляд героев. Иван-царевич встревожен, Елена Прекрасная более спокойна, она надеется на своего спасителя. На переднем плане изображена ветка с белыми нежными цветками, она светится как надежда на спасение.

– Какая картина вам понравилась больше и почему?

– Каждое произведение искусства уникально и замечательно по-своему. Мы познакомимся со многими работами прекрасных художников, посетив художественный музей.

– Трудно или легко вам было сегодня быть зрителями?

– Что значит быть зрителями?

– Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось оно?

VI. Итог урока.

– Чему учились сегодня на уроке? (Быть зрителями, рассматривать произведения искусства.)

– Что нового узнали?

– С каким настроением вы покидаете класс? Почему надо знакомиться с произведениями искусства?

Комментариев нет:

Отправить комментарий