Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (жи-ши, ча-ща, чу-щу)
Цель урока:
Образовательная:
обобщение и повторение темы;
формирование навыков правописания и самоконтроля;
совершенствование навыков письма.
Воспитательная:
привитие детям любви к литературному творчеству
Развивающая:
расширение словаря учащихся, знакомство с новыми словами;
развитие речи, мыщления, познавательных интересов, интеллекта и эмоций.
Тип урока:
1. Систематизация и обобщение знаний
2. Структура урока:
3. Комбинированный урок.
Ход урока.
1) Орг. момент.
Рот, ребята, на замок. Начинается урок. В путешествие пойдём, В страну сказок попадём. Слушай, думай, наблюдай | Сказку нашу отгадай. В сказку эту попадёте На ковре, на самолёте. Глазки дружно закрывайте, Сказку в душу пропускайте. |
За горами, за лесами,
За широкими морями,
В чудном домике своём
Живут гномы в семером.
С ними поселилась я.
Ну-ка, открывай глаза!
^
-Я рада приветствовать вас в сказочной стране. Ребята, а как её зовут, кто знает? (Белоснежка).
-А из какой она сказки? («Белоснежка и семь гномов»).
2) Постановка целей и задач урока.
Отгадали вы меня,
Вы правы, Белоснежка, я.
Живу у гномиков своих,
Мои гномы – шалунишки,
Поиграть они хотят.
Никогда им не встречалось,
Столько умненьких ребят!
- Ребята, поиграем с гномами?
-Тогда отправляемся к 1-ому гному. А зовут его Пишичитай. Он нам предлагает своё задание.
(Запись на доске: ж а и ш ч щ и у)
-На какие две группы можно разделить эти буквы?
-Устно составьте все возможные слоги (жи , ши, ча, ща, чу, щу)
-Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать? (Закреплять правописание сочетаний жи , ши, ча, ща, чу, щу.)
3) Словарная работа.
- Ребята, а вот и гномик Говорун. Он слишком много говорит, поэтому внимательно слушайте задание, которое он предложит.
-Угадайте загадки и запишите слова:
1.Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей,
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
2.Отгадай загадку: кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Дождь идёт – у нас работа:
Топать, шлёпать по болотам. (Калоши)
3.До чего она легка,
Легче крыльев мотылька.
Бросишь – вновь вернётся,
Дунешь – унесётся. (Пушинка)
4.Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (Жираф)
5.Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке. (Снежинка)
-Какие орфограммы содержатся в словах?
Молодцы, вы все справились с заданием. Пойдём дальше.
4)А вот Буквоежка и Любознайка
Ребята, все собирали в лесу грибы. На доске написаны предложения, «фонариками» в них закрыты орфограммы.
Стоят грибы в лесной глуши.
Пришел искать их, не спеши.
Смотрим внимательно, как грибники. Записали первое предложение, нашли и подчеркнули все встретившиеся орфограммы.
Назовите все орфограммы, все трудные случаи написания.
Сейчас мы запишем второе предложение. Обратите внимание на глагол не спеши.
Дети отвечают:
- «Не с глаголом пиши раздельно!»
- «Ши пиши с и».
- «Безударная е, проверяем спешка».
Ребята вспомним правило о безударной гласной в корне:
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
Дети записывают предложения в тетрадь.
Физкультминутка.
Вижу, сильно вы устали.
Позову Весельчака.
Проведёт он физминутку
Всем понравится она.
- Я сейчас буду называть слова. Вы приседаете тогда, когда услышите в слове мягкий согласный.
Слова: стол, груши, день, воздух, лето, цвет, ужи, лужи, мяч, крыша.
5)Помоги Тихоне.
В уголочке кто сидит?
Тихо что-то говорит?
-Да это же гномик Тихоня. Он никак не может вспомнить как зовут детёнышей?
Волк –
Заяц –
Галка –
Кролик –
6) Закрепление правописаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Гномик Повторялка.
-Ой, как жарко, пить хочется. А вот и волшебный колодец. И поджидает нас здесь гномик Повторялка. Давайте у него спросим, можно ли из него пить?
Выбери себе ведёрце.
Размести его в оконце.
Если верно разместить,
Из колодца можно пить.
Лыж_ рощ_
щ_ка ж_раф
мыш_ ч_до
ч_йник ш_шки
-Напишите эти слова, вставляя пропущенные буквы. Почему гласную букву в этих сочетаниях надо запомнить?
Проверка
Итог.
-Вот наше путешествие и подошло к концу. Я вас всех благодарю.Мне очень понравилось как вы работали, отвечали, писали. Вы справились со всеми заданиями, которые предложили вам гномы. Но чтобы лучше запомнить правило написания слов с сочетаниями жи – ши, ча –ща, чу – щу, давайте прочтём такие стихи:
В сочетаниях Жи – ши
Только и всегда пиши!
Прошуршали камыши:
«Только с и пиши те ши!»
Им ответили ежи:
«Только с и пишите жи!»
Плавником бьёт Чудо – Щука:
«Буква У нужна! А ну – кА!»
И шумит лесная ЧАЩА:
«В правило смотри поЧАще,
Там волшебные слова:
ЧА и ЩА пишите с А!»
-Понравилось вам путешествие?
Закрываем снова глазки,
Улетаем мы из сказки.
1, 2, 3, 4, 5 в класс вернёмся мы опять.
Итог урока.
Комментариев нет:
Отправить комментарий