П р о ч и т а й т е. Спишите, разделяя каждое слово предложения на слоги. Подчеркните сочетания жи и ши.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
Б. Заходер
Выпишите слово, которое подходит к такой схеме:
П р о ч и т а й т е предложения, вставляя в слова слог жи или ши.
Проснулись е, выползают у, строят лища чии стри.
Миша, Миша: не спе,
Повнимательней пи!
Да потише намай,
Карандаш свой не сломай!
Г. Ладонщиков
П о д б е р и т е подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму жи-ши.
Летучие … . Душистые … . Колючие … .
Цветные … . Проворные … . Густые … .
Слова для справок: еж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.
П р о ч и т а й т е . Соберите из частей пословицы.
К д а н н ы м словам подберите и запишите слова, которые обозначают детенышей.
Волк, заяц, галка.
Выделите орфограмму ча-ща.
П од б е р и т е подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.
Коровы … . Сороки … . Мыши … .
Медведи … . Петухи … . Дятлы … .
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
С п и ш и т е , дописывая пропущенные слоги чу и щу, предложения из стихотворений С. Маршака и А. Барто.
Щеткой чи я щенка, щеко ему бока.
Я по улице ска, я веревочку вер.
С о с т а в ь т е из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым.
Ч..щ.., полна, звуков, лесная.
По, дятел, стуч..л, дубу.
Круж..лись, елью, над, клесты.
Срывали, шишки, клювами, они.
Искали, птицы, пищу.
П р о ч и т а й т е рифмовки, которые составила Н. М. Бетенькова. Может быть, и вы составите свою рифмовку? Попробуйте!
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча –
Все слова на ча и ща.
Щука, чум, ищу, молчу … –
Все слова на чу и щу.
Я их твердо заучу
И пятерку получу.
С п и ш и т е , исправьте ошибки.
Луна освещяла лисную чящю. В траве трищяли кузнечики. Для зеленого барщя нужен щявель. В чаще щибечют птицы.
П р о ч и т а й т е . Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова.
На дорожках лу__цы,
На асфальте ро__цы,
жи
За окном кри__т гал__та,
ши
Под крыльцом пи__т котята,
ча
В речке пле__тся __рята,
ща
В клетках прыгают кроль__та,
чу
А у дерева в ти__
щу
Е__ха к ё__ку спе__т.
П р о ч и т а й т е стихотворение Ю. Могутина. Выпишите слова с пропущенными буквами.
Ерши
Над реч__шкою в тиш__.
Шелестят камыш__.
А в воде, у камышей, –
Шесть задиристых ершей.
Не ерш__тесь вы, ерш__,
Лучше спрячьтесь в камыш__.
Вас, ершей-малышей,
Щ__ка ждет у камышей.
П о с л у ш а й т е загадки. Запишите отгадки.
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают, словно пух.
(Снежинки.)
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука.)
На плите стоит, пыхтит,
А из носа пар валит.
(Чайник.)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки.
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мыши.)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинка.)
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …
(Лыжи.)
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые.
(Шишки.)
Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
(Чайка.)
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас.
Отбиваем каждый час.
(Часы.)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою как на часах
В саду ли, в поле, в огороде,
На стаи нагоняя страх.
И пуще огня, хлыста или палки
Страшатся меня грачи и галки.
(Чучело.)
У г а д а й т е и запишите последнее слово.
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и …. (ножи).
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане жили … (мыши).
У Сережи, посмотри,
Есть колючие … (ежи).
Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая … (туча).
Я щенка от злющей стужи защищал
Щенок от радости … (пищал).
Наступает темнота.
На столе горит … (свеча).
Петя чуть не плачет.
Очень трудная … (задача).
Мама зайчатам на лапки
Купила белые … (перчатки).
На рыбалке не ворчу,
Щуку из реки … (тащу).
Волки рыщут,
Пищу … (ищут).
Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я … (молчу).
Пескарю, плотвице – му?ка,
Если близко рыщет … (щука).
Я только нитки отыщу
И змея в небо … (запущу).
П р о ч и т а й т е стихи. Вставьте пропущенные слоги.
Жи, ши, чу, щу.
__ли на__ мы__
за трубой на крыше.
Там __десное местечко,
Потому что рядом речка.
Су__т печка сухари,
Мы__ и__т крошки.
Знают даже малы__:
И__т мышек кошки.
Ча, чу, щу, жи.
__сто в __ще я и__
Ягодку малинку.
Я мол__, мол__, мол__,
Все кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я и__, и__, и__.
Пока__сь, малинка!
Р а с с т а в ь т е слоги в словах правильно, запишите получившиеся слова.
Жойчу, кащу, гучунок, щууго, ощуты, чечуло, щуи, чувыру.
П р о ч и т а й т е слова. В какие из них нужно вставить буквы ы–и, а–я?
ы или и а или я
р..ба ч..шка
ш..шка дач..
ж..раф м..чик
ш..повник щ..ве?ль
маш..на рощ..
З а п и ш и т е предложения, вставив пропущенные буквы.
У розы колючие ш..пы. У нас ж..вет собака Рыж..к.
Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима!
За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять.
Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.., чтобы везде было чисто.
Н а п и ш и т е слова во множественном числе. Выделите орфограмму жи-ши.
ландыш – …
еж – …
ерш – …
мышь – …
нож – …
груша – …
уж – …
малыш – …
З а б е р и т е с ь по лесенке. Запишите слова в строчку. Выделите орфограмму.
В ы п и ш и т е слова с буквой ы.
Малыш.., м..сли, кр..са, кувш..н, ланд..ш, кам..ш.
З а п и ш и т е предложения под диктовку, выделите орфограмму жи-ши.
У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.
И з м е н и т е слова по образцу, выделите орфограмму ча-ща.
молчит – молчат.
кричит – …
рычит – …
пищит – …
стучит – …
З а б е р и т е с ь по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму ча-ща.
В ы п и ш и т е слова с буквой я.
Куч. , мал. р, пр. ник, пол. на, ч. йка, внуч. та.
З а п и ш и т е предложения под диктовку, выделите орфограмму ча-ща.
Для борща нужен щавель.
Трещат кузнечики.
Пищат в чаще галчата.
Внучата пили чай у бабушки.
И з м е н и т е слова по образцу, выделите орфограмму чу-щу.
молчит – молчу
кричит – …
рычит – …
пищит – …
стучит – …
С п у с т и т е с ь по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму чу-щу.
В ы п и ш и т е слова с буквой ю.
Л..стра, Л..ся, кл. чик, кол..чка, ч..лки, щ..ка.
З а п и ш и т е предложения под диктовку, выделите предложения чу-щу.
Я звоню врачу на дачу. Я кричу. Я видел чудесную рощу. Я слова учу, учу и пятёрку получу.
Н а п и ш и т е ответы на вопросы. Выделите орфограмму жи-ши.
Какие цветы расцветают в мае?
Что растет на соснах и елях?
Как называется дикая роза?
З а м е н и т е подчеркнутое слово близким по значению, выделите орфограммы.
Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.
К д а н н ы м словам подберите слова с сочетанием ча-ща. Напишите их. Выделите орфограммы.
волшебник – …
нередко – …
глушь – …
горемычный – …
храбрец – …
жалеть – …
Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.
И з м е н и т е подчеркнутые слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаю?
Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки.
О т в е т ь т е на вопросы, раскрыв скобки.
Решить что? (задача).
Позвонить кому? (врач).
Приехать куда? (дача).
Зайти к кому? (товарищ).
Надеяться на что? (встреча).
Пойти куда? (роща).
К д а н н ы м словам подберите слова, близкие по значению. Выделите орфограмму чу-щу.
внимательный – …
грязный – …
изумительный – …
скучаю – …
Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий.
З а п и ш и т е слова в три столбика.
Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.
П р о ч и т а й т е текст. Озаглавьте. Выделите орфограммы и запишите под диктовку.
Дедушка подарил мне двух зайчат. Я хорошо ухаживал за ними. Зайчата подросли и стали большими. Весной я понес их в лес и выпустил на волю. Зайчата радостно помчались по лесу.
Нажимаю на педаль –
И машина мчится вдаль.
Б. Заходер
Выпишите слово, которое подходит к такой схеме:
П р о ч и т а й т е предложения, вставляя в слова слог жи или ши.
Проснулись е, выползают у, строят лища чии стри.
Миша, Миша: не спе,
Повнимательней пи!
Да потише намай,
Карандаш свой не сломай!
Г. Ладонщиков
П о д б е р и т е подходящее по смыслу слово. Выделите орфограмму жи-ши.
Летучие … . Душистые … . Колючие … .
Цветные … . Проворные … . Густые … .
Слова для справок: еж, карандаш, мышь, ландыш, камыш, стриж.
П р о ч и т а й т е . Соберите из частей пословицы.
К д а н н ы м словам подберите и запишите слова, которые обозначают детенышей.
Волк, заяц, галка.
Выделите орфограмму ча-ща.
П од б е р и т е подходящее по смыслу слово. Выделите орфограммы.
Коровы … . Сороки … . Мыши … .
Медведи … . Петухи … . Дятлы … .
Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит, рычит.
С п и ш и т е , дописывая пропущенные слоги чу и щу, предложения из стихотворений С. Маршака и А. Барто.
Щеткой чи я щенка, щеко ему бока.
Я по улице ска, я веревочку вер.
С о с т а в ь т е из слов каждой строчки предложение так, чтобы выделенное слово было первым.
Ч..щ.., полна, звуков, лесная.
По, дятел, стуч..л, дубу.
Круж..лись, елью, над, клесты.
Срывали, шишки, клювами, они.
Искали, птицы, пищу.
П р о ч и т а й т е рифмовки, которые составила Н. М. Бетенькова. Может быть, и вы составите свою рифмовку? Попробуйте!
Пища, чаща, роща, куча,
Саранча, кочан и туча,
Дача, чайка, каланча –
Все слова на ча и ща.
Щука, чум, ищу, молчу … –
Все слова на чу и щу.
Я их твердо заучу
И пятерку получу.
С п и ш и т е , исправьте ошибки.
Луна освещяла лисную чящю. В траве трищяли кузнечики. Для зеленого барщя нужен щявель. В чаще щибечют птицы.
П р о ч и т а й т е . Какие слоги надо вставить на место пропусков? Допишите слоги в слова.
На дорожках лу__цы,
На асфальте ро__цы,
жи
За окном кри__т гал__та,
ши
Под крыльцом пи__т котята,
ча
В речке пле__тся __рята,
ща
В клетках прыгают кроль__та,
чу
А у дерева в ти__
щу
Е__ха к ё__ку спе__т.
П р о ч и т а й т е стихотворение Ю. Могутина. Выпишите слова с пропущенными буквами.
Ерши
Над реч__шкою в тиш__.
Шелестят камыш__.
А в воде, у камышей, –
Шесть задиристых ершей.
Не ерш__тесь вы, ерш__,
Лучше спрячьтесь в камыш__.
Вас, ершей-малышей,
Щ__ка ждет у камышей.
П о с л у ш а й т е загадки. Запишите отгадки.
Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтете белых мух,
Что летают, словно пух.
(Снежинки.)
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси:
Я хозяйка здесь в пруду,
На охоту я иду.
(Щука.)
На плите стоит, пыхтит,
А из носа пар валит.
(Чайник.)
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки.
Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
(Мыши.)
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
(Кувшинка.)
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их …
(Лыжи.)
Каждой весною
Лапы еловые
Старые лампы
Меняют на новые.
(Шишки.)
Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит –
Клювом хватает.
(Чайка.)
Точно мы должны ходить,
Можем рано разбудить.
Бить умеем, но не вас.
Отбиваем каждый час.
(Часы.)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
(Чайник.)
Я одеваюсь не по моде,
Весь век стою как на часах
В саду ли, в поле, в огороде,
На стаи нагоняя страх.
И пуще огня, хлыста или палки
Страшатся меня грачи и галки.
(Чучело.)
У г а д а й т е и запишите последнее слово.
Ты к обеду положи
Ложки, вилки и …. (ножи).
Кот живет у нас на крыше,
А в чулане жили … (мыши).
У Сережи, посмотри,
Есть колючие … (ежи).
Принесла нам дождь плакучий,
Эта грозовая … (туча).
Я щенка от злющей стужи защищал
Щенок от радости … (пищал).
Наступает темнота.
На столе горит … (свеча).
Петя чуть не плачет.
Очень трудная … (задача).
Мама зайчатам на лапки
Купила белые … (перчатки).
На рыбалке не ворчу,
Щуку из реки … (тащу).
Волки рыщут,
Пищу … (ищут).
Я откликаться не хочу,
Меня зовут, а я … (молчу).
Пескарю, плотвице – му?ка,
Если близко рыщет … (щука).
Я только нитки отыщу
И змея в небо … (запущу).
П р о ч и т а й т е стихи. Вставьте пропущенные слоги.
Жи, ши, чу, щу.
__ли на__ мы__
за трубой на крыше.
Там __десное местечко,
Потому что рядом речка.
Су__т печка сухари,
Мы__ и__т крошки.
Знают даже малы__:
И__т мышек кошки.
Ча, чу, щу, жи.
__сто в __ще я и__
Ягодку малинку.
Я мол__, мол__, мол__,
Все кладу в корзинку.
Вот уже закрыто дно.
Вот уж серединка.
Я и__, и__, и__.
Пока__сь, малинка!
Р а с с т а в ь т е слоги в словах правильно, запишите получившиеся слова.
Жойчу, кащу, гучунок, щууго, ощуты, чечуло, щуи, чувыру.
П р о ч и т а й т е слова. В какие из них нужно вставить буквы ы–и, а–я?
ы или и а или я
р..ба ч..шка
ш..шка дач..
ж..раф м..чик
ш..повник щ..ве?ль
маш..на рощ..
З а п и ш и т е предложения, вставив пропущенные буквы.
У розы колючие ш..пы. У нас ж..вет собака Рыж..к.
Декабрь – нач..ло зимы. Ч..сто трещ..т лютые морозы. Вот она, настоящ..я зима!
За рекой дубовая рощ.. . Мы с товарищ..ми ч..сто ходили туда гулять.
Я помогаю маме. Чищ.. двор. В корзине я тащ.. мусор в яму. Я хоч.., чтобы везде было чисто.
Н а п и ш и т е слова во множественном числе. Выделите орфограмму жи-ши.
ландыш – …
еж – …
ерш – …
мышь – …
нож – …
груша – …
уж – …
малыш – …
З а б е р и т е с ь по лесенке. Запишите слова в строчку. Выделите орфограмму.
В ы п и ш и т е слова с буквой ы.
Малыш.., м..сли, кр..са, кувш..н, ланд..ш, кам..ш.
З а п и ш и т е предложения под диктовку, выделите орфограмму жи-ши.
У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.
И з м е н и т е слова по образцу, выделите орфограмму ча-ща.
молчит – молчат.
кричит – …
рычит – …
пищит – …
стучит – …
З а б е р и т е с ь по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму ча-ща.
В ы п и ш и т е слова с буквой я.
Куч. , мал. р, пр. ник, пол. на, ч. йка, внуч. та.
З а п и ш и т е предложения под диктовку, выделите орфограмму ча-ща.
Для борща нужен щавель.
Трещат кузнечики.
Пищат в чаще галчата.
Внучата пили чай у бабушки.
И з м е н и т е слова по образцу, выделите орфограмму чу-щу.
молчит – молчу
кричит – …
рычит – …
пищит – …
стучит – …
С п у с т и т е с ь по лесенке, запишите слова в строчку, выделите орфограмму чу-щу.
В ы п и ш и т е слова с буквой ю.
Л..стра, Л..ся, кл. чик, кол..чка, ч..лки, щ..ка.
З а п и ш и т е предложения под диктовку, выделите предложения чу-щу.
Я звоню врачу на дачу. Я кричу. Я видел чудесную рощу. Я слова учу, учу и пятёрку получу.
Н а п и ш и т е ответы на вопросы. Выделите орфограмму жи-ши.
Какие цветы расцветают в мае?
Что растет на соснах и елях?
Как называется дикая роза?
З а м е н и т е подчеркнутое слово близким по значению, выделите орфограммы.
Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.
К д а н н ы м словам подберите слова с сочетанием ча-ща. Напишите их. Выделите орфограммы.
волшебник – …
нередко – …
глушь – …
горемычный – …
храбрец – …
жалеть – …
Слова для справок: чаща, чародей, часто, щадить, несчастный, смельчак.
И з м е н и т е подчеркнутые слова так, чтобы они отвечали на вопрос что делаю?
Искать грибы, учить уроки, крутить ручку, тащить санки.
О т в е т ь т е на вопросы, раскрыв скобки.
Решить что? (задача).
Позвонить кому? (врач).
Приехать куда? (дача).
Зайти к кому? (товарищ).
Надеяться на что? (встреча).
Пойти куда? (роща).
К д а н н ы м словам подберите слова, близкие по значению. Выделите орфограмму чу-щу.
внимательный – …
грязный – …
изумительный – …
скучаю – …
Слова для справок: чумазый, чудесный, грущу, чуткий.
З а п и ш и т е слова в три столбика.
Кувш..н, ш..пит, овч..рка, ч..чело, угощ..ть, беж..т, щебеч..т, могуч..я, свеж..й, ч..жой.
П р о ч и т а й т е текст. Озаглавьте. Выделите орфограммы и запишите под диктовку.
Дедушка подарил мне двух зайчат. Я хорошо ухаживал за ними. Зайчата подросли и стали большими. Весной я понес их в лес и выпустил на волю. Зайчата радостно помчались по лесу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий