Тема. "Сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши, чк-чн"
Цели. Закрепить и углубить знания учащихся о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; развивать воображение, речь, сообразительность, внимание, умение логически мыслить, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование. Сказочные герои, ребусы, таблицы, рисунки, магниты.
II. Сообщение темы и цели
Учитель. Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы побываем в городке Веселая Грамматика. Его жители – веселые человечки. Каждый из них предложит задание, которое вы должны выполнить. Но прежде чем мы начнем выполнять задания, послушайте несколько стихотворений. Слушая, обращайте внимание, какие правила встречаются в словах.
Дети читают стихи.
Ответы детей.
– Сегодня на занятии мы повторим и закрепим знания правил о правильном написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
III. Работа над темой
У. Ребята, какой у нас недавно был праздник?
Дети. Новый год.
У. Вокруг чего вы танцевали на празднике?
Д. Вокруг елки.
У. А вот у Петрушки елка не такая, как на празднике, а бумажная. На елке он написал слова с сочетаниями
ча-ща, а какие – узнайте сами.
– Петрушка доволен вашими ответами. А теперь нам нужно отгадать, о ком идет речь.
У.
У. Ребята, кто автор этих сказок?
Д. "Дюймовочки" – сказочник из Дании Ганс Христиан Андерсен, а "Красной Шапочки" – Шарль Перро – французский сказочник.
У. Посмотрите, на доске нарисован круг, но не простой, а заколдованный, и придумал его человечек родом из Солнечной Италии – Чиполлино. Нужно составить из слогов слова с сочетаниямичу-щу.
Д. Ну, конечно же, у Буратино.
У. Буратино предлагает вам разгадать ребусы.
Д. Потому что он сам что-то делает, мастерит.
У. Он сам сделал домик с окошками, но некоторые окошки закрыты ставнями, а вы должны догадаться, какая буква там спрятана.
Дети выполняют задание.
У. Правильно, Незнайка. Он, ребята, не знает, где в цепочке слов "лишнее". Давайте ему поможем.
На доске.
Девочки поют частушки.
Цели. Закрепить и углубить знания учащихся о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; развивать воображение, речь, сообразительность, внимание, умение логически мыслить, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование. Сказочные герои, ребусы, таблицы, рисунки, магниты.
Ход занятия
I. Организационный моментII. Сообщение темы и цели
Учитель. Ребята, сегодня у нас урок необычный. Мы побываем в городке Веселая Грамматика. Его жители – веселые человечки. Каждый из них предложит задание, которое вы должны выполнить. Но прежде чем мы начнем выполнять задания, послушайте несколько стихотворений. Слушая, обращайте внимание, какие правила встречаются в словах.
Дети читают стихи.
Озеро
Чуть колыша камыши,
Дремлет озеро в тиши.
Отраженья в нем живут:
Тучи в озере плывут,
Бор сосновый, как живой,
Дремлет книзу головой.
(Ю. Коринец)
Колючки
Колючки, как известно, злючки,
А кто же любит их – колючки?
Один верблюд, ведь у верблюда
Колючки – фирменное блюдо.
(Б.Заходер)
Щука
Щука в озере жила,
Щеткой дно она мела,
Щи варила для гостей,
Угощала пескарей.
(Г.Сапгир)
Свеча
У. Назовите слова, которые вы выделили в стихотворениях?Голова огнем пылает.
Тело тает и сгорает.
Я полезной быть хочу:
Лампы нет – я посвечу.
(Г.Кузичев)
Ответы детей.
– Сегодня на занятии мы повторим и закрепим знания правил о правильном написании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
III. Работа над темой
У. Ребята, какой у нас недавно был праздник?
Дети. Новый год.
У. Вокруг чего вы танцевали на празднике?
Д. Вокруг елки.
У. А вот у Петрушки елка не такая, как на празднике, а бумажная. На елке он написал слова с сочетаниями
ча-ща, а какие – узнайте сами.
Дети записывают слова.
– Петрушка доволен вашими ответами. А теперь нам нужно отгадать, о ком идет речь.
Д. Дюймовочка.Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
У.
Бабушка девочку очень любила.Д. Красная Шапочка.
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое.
Ну, отгадайте, как звали ее?
У. Ребята, кто автор этих сказок?
Д. "Дюймовочки" – сказочник из Дании Ганс Христиан Андерсен, а "Красной Шапочки" – Шарль Перро – французский сказочник.
У. Посмотрите, на доске нарисован круг, но не простой, а заколдованный, и придумал его человечек родом из Солнечной Италии – Чиполлино. Нужно составить из слогов слова с сочетаниямичу-щу.
– Дети, а у кого самый длинный нос?
Д. Ну, конечно же, у Буратино.
У. Буратино предлагает вам разгадать ребусы.
(– Буратино просит помочь ему правильно написать жи и ши. Для этого вам нужно хором прочитать то, что написано, и поднять карточку с нужным сочетанием.
Ребята, давайте прочитаем рифмовку хором. Поднимите карточку с нужным сочетанием.Лу жи/жы, жы/жи молость, чи жи/жы,– На доске есть еще какой-то колодец. Этот колодец волшебный, а нарисовал его Карандаш. На колодце висят два ведра. Одно ведро с буквой ы, а другое – с буквой и. Кто возьмет ведро с правильной буквой, того колодец угостит водичкой.
лы жи/жы, мы ши/шы, камы ши/шы,
ши/шы мпанзе, ши/шы пы, ма ши/шы на,
ши/шы шки, е жи/жы ки, пру жы/жи на.
Примечание. Буквы написаны с обратной стороны ведер.
– Ребята, а почему Самоделкина так называют?
Д. Потому что он сам что-то делает, мастерит.
У. Он сам сделал домик с окошками, но некоторые окошки закрыты ставнями, а вы должны догадаться, какая буква там спрятана.
Дети выполняют задание.
– А теперь, отгадайте загадку.
Д. Незнайка!Он не знает ничего!
Вы все знаете его...
Мне ответьте без утайки,
Как зовут его?
У. Правильно, Незнайка. Он, ребята, не знает, где в цепочке слов "лишнее". Давайте ему поможем.
На доске.
Мыши, жилы, шипы, куча.– Незнайка не знает ни одного правила, и ему скучно в нашем городке, давайте развеселим его частушками.
Кочка, точно, ночка, тучка.
Ежики, моржи, ландыши, жирафы.
Девочки поют частушки.
Жи да ши, жи да шиС буквой и всегда пиши:– Сегодня в свой городок веселые человечки пригласили в гости Чупа-Чупса – своего друга, который за ваши знания правил раздаст по своей маленькой конфетке.
Мыши, ежики, ужи,
Лужи, крыши и моржи.
Ча и ща, ча и ща,
Роща, чаща и свеча,
Пища, туча, саранча –
С буквой а и ча, и ща.
Сочетания чу и щуПишем только с буквой у.
Чудо, щука, ухвачу
И кричу, лечу, хочу.
Точно, точка, стрелочка,
Тучка, срочно, белочка,
Не запомнятся никак,
Здесь не нужен мягкий знак.
Светлана ПАРХОМЕНКО,
учитель начальных классов,
учитель начальных классов,
Комментариев нет:
Отправить комментарий