Цель:
Познакомить
учащихся с основными международ-ными
правовыми документами, отражающими
права ребёнка в обществе.
Задачи:
- Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
- Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.
- Научить правилам ведения дискуссий, умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
- Развивать познавательные способности детей, их кругозор.
Оборудование:
мультимедийное
оборудование,
DVD
– караоке, плакат с основными
положениями
Закона «О мерах по
профилактике
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолет-
них в
Краснодарском крае».
1.
Ведущий:
Давным-давно,
тысячи лет назад на земле появились
люди. Одновременно с ними появились
главные вопросы:
-
Что люди могут делать и чего не могут?
-
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
-
На что они имеют право и на что не имеют?
-
Люди взялись за решение этих главных
вопросов в обычных беседах между собой,
с помощью различных религий, путём
международных переговоров и, к сожаленью,
в битвах и войнах.
1
чтец: В какой бы я хотела жить стране?
Да
в той, где места нет ни горю, ни войне.
В
которой люди счастливы всегда,
Друг
друга не обидят никогда.
Где
не слышны глухие взрывы
И
где закаты так
красивы…
Я
так люблю простор страны своей,
Хоть
далека она от совершенства,
Хочу,
чтоб испытали люди в ней
Любовь
большую, счастье и блаженство!
1.
Ведущий: В
конце концов, людям удалось решить
Главные вопросы.
2.
Ведущий: В
США, в городе Нью-Йорке на берегу реки
Ист- Ревер, высится 39-этажное
здание. В нём помещается штаб-квар-тира
Организации Объединённых Наций (ООН),
Международной организации, главной
целью которой является стремление
избавить грядущие поколения от бедствий
войны. Ежегодно созывается Генеральная
ассамблея ООН – собрание делегатов
всех государств – членов организации,
сейчас их более 180. Стремление защищать
детей возникло ещё в 20-е годы прошлого
столетия. В 1959 г. ООН приняла Декларацию
прав ребёнка, провозгласив, «что
человечест-во обязано давать ребёнку
лучшее, что оно имеет». В этом докумен-те
были сформулированы социальные принципы,
касающиеся за-щиты и благополучия детей.
Декларация призывала всю общест-венность
признать изложенные в ней права и свободы
и стремиться к их соблюдению. Также
говорилось, что детям должна быть
обес-печена социальная защита и
предоставлена возможность жить в
здоровых и нормальных условиях свободы
и уважения к человечес-кому достоинству
ребёнка.
-
Международные документы о правах
человека условно можно разделить на 2
группы: декларации
и конвенции.
Декларация
(высказывание) – это всего лишь
рекомендации, она не имеет обязательной
силы.
Конвенция
(договор, соглашение) – это соглашение
по специаль-ному вопросу, обязательное
для государств, которые к нему
присо-единились, то есть подписали
договор.
20
ноября 1989 г. ассамблея единодушно
проголосовала за принятие Конвенции
ООН о правах ребёнка.
2.
- Однажды один Маленький человечек
нашёл в своей библиотеке маленькую
книжку, которая называлась «Всеобщая
декларация прав человека». В ней
говорилось, что все люди должны относиться
друг к другу с уважением. Но у кого он
не спрашивал, никто в городе даже не
слышал о правах человека. А вот и этот
человечек.
Маленький
человечек: Здравствуйте,
друзья. Я убедился, что даже некоторые
большие люди удивительно безграмотны.
И это надо ис-
правлять.
Вот, что я прочитал в Декларации и что
хочу вам расска-зать в первую очередь.
(На
экране появляется первое право:
Все
люди рождаются свободными и равными.
Все имеют одинаковое достоинство и
права. Все наделены разумом и должны
относиться друг к другу, как братья и
сёстры.
1
ученик: Что
здесь написано?
Маленький
человечек:
Это слова из «Всеобщей Декларации прав
человека». Она написана для того, чтобы
люди знали свои права.
2
ученик: Люди
не могут рождаться равными. Я, например,
когда родился, весил 4 кг 300 г, а мой сосед
– 3 кг 200 г.
Маленький
человечек: Рождаться
равными – значит рождаться людьми. Ведь
никто ещё не появлялся на свет Министром
с порт-фелем или генералом с погонами.
3
ученик:
Допустим, но почему это я должен относиться
ко всем как к братьям и сёстрам? Я в семье
единственный ребёнок, и никаких братьев
и сестёр у меня никогда не было!
Маленький
человечек: У
меня их тоже не было. Но все мы – люди,
и значит братья по разуму и происхождению…
А ещё в «Конвенции ООН о правах ребёнка»
сказано:
-
«Все люди имеют право собираться и
вместе организовывать группы и союзы».
4
ученик:
Подождите, подождите, кажется, я знаю
такие группы – это же наши классы. Наши
родители привели нас в школу и записали
к учителю, которого они выбрали по
собственному желанию.
5
ученик: А
почему же Декларация называется всеобщей?
Маленький
человечек:
Позвольте, я скажу почему. Она называется
«всеобщей», т.к. написана для всех.
3.
Ведущий:
- Ребята, посмотрите на экран. Здесь
перечислены права, записанные в Конвенции
о правах ребёнка. Давайте их разберём.
(Беседа
о правах).
У
меня есть:
• Право
на имя, отчество, фамилию и гражданство.
• Право
знать своих родителей, совместно с ними
про-
живать.
• Право
на заботу и воспитание (право на надлежащее
питание,
жилище,
медицинское обслуживание, развлечения).
• Право
на общение со своими родителями,
бабушками,
дедушками,
братьями и сёстрами.
• Право
на общение с обоими родителями.
• Право
на защиту и воспитание.
• Право
на свободу и равенство.
• Право
собираться и вместе организовывать
группы и
союзы.
• Право
на своё собственное мнение.
• Право
на уважение человеческого достоинства.
• Право
на жизнь и личную неприкосновенность.
• Право
на защиту своих прав и законных интересов.
• Право
на личное имущество, на получение
содержания
от
родителей.
• Право
на образование.
- Право на отдых и досуг.
- Ведущий:
-
У вас на столах лежат памятки: «Права,
которые у меня есть». Положите их перед
собой.
-
Я уверена, что все вы читали сказку
Алексея Толстого «Приклю-чения Буратино…»
или смотрели экранизацию этого
произведения. И кто внимательно её читал
или смотрел, заметил, как неоднократно
в этой сказке нарушается Конвенция о
правах ребёнка. Хотя, отдельные права
соблюдаются. Проанализируем, в каких
ситуациях это происходит.
-
Внимание на экран:
1
эпизод: «С
подоконника Буратино через
всю
каморку перелетел на стол, крыса за
ним…
И тут на столе она схватила Буратино
за
горло, повалила, держа его в зубах,
соскочила
на
пол и поволокла под лестницу, в подполье».
-
Какое право нарушено? (Право на жизнь и
личную неприкосновенность).
2
эпизод:
Папа Карло продал свою единственную
куртку
и купил «Азбуку» с крупными буквами и
цветными
картинками и отправил сына в школу.
-
Учись на здоровье.
-
О каком праве здесь говорится? (Право
на образование).
Маленький
человечек:
Я точно знаю, что каждый ребёнок имеет
право на бесплатное образование. В
Конвенции записано также: государство
должно следить, чтобы непременно все
дети посещали школу, а не прогуливали
уроки! Значит, когда ты ходишь в школу,
ты помогаешь своей стране выполнять
Конвенцию.
-
Воспользовался ли Буратино этим правом?
Куда он отправился, продав Азбуку?
3
эпизод:
Буратино подбежал к кассе театра,
протянул
золотой и пропищал: «Послушайте.
Дайте
мне в первом ряду билет на единственное
представление
кукольного театра».
-
Какое право здесь соблюдается?
(Право
ребёнка на отдых и досуг).
4
эпизод:
«Карабас Барабас погрозил куклам
семихвостой
плёткой, чтобы они продолжили
представление.
Куклы кое-как закончили комедию,
занавес
закрылся, зрители разошлись».
(Нарушение
прав – рабство, непосильный труд).
5
эпизод: «На
круглых листьях водяной лилии под луной
сидели большеротые лягушки, выпученными
глазами глядели на Буратино.
-
Какая-то каракатица плывёт, - квакнула
лягушка.
-
Нос, как у аиста, - квакнула другая.
-
Это морская лягушка, - квакнула третья»
(Нарушается
право на имя, лягушки оскорбляют
Буратино).
6
эпизод: «В
каморке никто не отозвался.
Карабас
Барабас приказал:
-
Именем Тарабарского короля –
откройте
дверь!
Полицейские
нажали, гнилые половинки дверей сорвались
с петель…!
(Нарушается
право на жилище).
7
эпизод: Кот
Базилио и лиса Алиса пытаются
отобрать у
Буратино монеты.
-
Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь
отобрать у Буратино монеты?
(Право
на личное имущество).
-
Буратино и Царевна-лягушка, Князь Гвидон
и Чиполлино, Том Сойер и Гулливер занялись
решением вопросов о правах человека. И
вместе с ними тысячи и тысячи других
литературных героев. Дома, пожалуйста,
глядя в памятку, постарайтесь найти
примеры из произведений о соблюдении
или нарушении прав ребёнка.
5.
Ведущий: А
теперь я предлагаю вам отдохнуть и спеть
известную вам песенку «Песенку мамонтёнка»
(караоке).
-
Скажите, какое право мамонтёнка нарушено?
6.
Сейчас я вам предлагаю разгадать
кроссворд. Я буду зачитывать определения,
а вы должны назвать слово.
1.
1.
Объявление, провозглашение основных
принципов, программных положений. Не
имеет обязательной силы, это только
рекомендации. (Декларация)
2.
Человек, который принадлежит к постоянному
населению данного государства и
пользуется всеми правами, выполняет
все обязанности этого государства.
(Гражданин).
3.
Международное соглашение, как правило,
по какому-то специальному вопросу,
имеющее обязательную силу для тех
государств, которые к нему присоединились.
(Конвенция).
4.
Создана в 1945 году, представляет собой
международную организацию на добровольной
основе государства с целью поддержания
и укрепления международного мира и
безопасности.
(ООН).
-Какое
слово получилось по вертикали? (Право).
Ведущий:
Совсем недавно, с 1 августа на территории
нашего Краснодарского края стал
действовать закон «О
мерах по профи-лактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
в Краснодарском крае».
Целью настоящего
Закона является
создание правовой основы для защиты
жизни и здоровья несовершеннолетних,
профилактики их безнадзорности и
правонарушений на территории Краснодарского
края в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральным
законодательством и общепризнанными
нормами международного права.
- У вас в дневниках
вложен этот закон и мы уже не раз
беседовали
с вами об этом
законе. Давайте вспомним некоторые
моменты.
(Беседа с уч-ся об
основных положениях данного закона).
Ученик:
На час
начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон
издать
Для взрослых
обязательный.
«В
дни отдыха, - гласил бы он, -
Одних, без нас
родителей
В театры, в цирк,
на стадион
Не допускать как
зрителей».
Пусть надпись –
буквы покрупней! –
Там ярко освещается:
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам
без детей
Строжайше
запрещается».
Тогда бы поняли
они,
Всё взрослое
сообщество,
Как детям в
праздничные дни
Быть с ними вместе
хочется.
- Итог занятия.
На
экране задание:
-
Вставьте вместо точек гласные буквы и
прочитайте предложение:
Н…
спр…ш…в…й, чт… стр…н… м…ж…т
сд…л…ть дл… т…б…, спр…с…, чт… т…
м…ж…шь сд…л…ть дл… св……й стр…н….
(Не
спрашивай, что страна может сделать для
тебя, спроси, что ты можешь сделать для
своей страны.)
-
Как вы понимаете эти слова?
-
Что было бы, если люди забыли о своих
обязанностях и пользовались только
правами?
-
Это тема нашего следующего разговора.
-
Итак, о чём мы с вами говорили на нашем
занятии? Я уверена, что сегодняшний
разговор не прошёл даром. И каждый из
вас поговорит об этом дома с родителями
и в кругу друзей.
И
в заключении, давайте мы с вами договорим
Знак-памятку:
В
мире есть закон, что знает _________________
(каждый),
Все
его Конвенцией ________________ (зовут).
Охраняет
жизнь, здоровье _________________ (граждан),
Их
права на отдых и на ________________ (труд).
Нам
с тобою тот закон _______________ (знаком)
В
жизни нам поможет очень ___________ (он).
Список
литературы
- Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 23. - С. 5-6.
- Декларация прав ребёнка
- Всеобщая декларация прав человека
- Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М. : Юрайт , 2007. - 170 с.
- Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. - Екатеринбург: Б. и., 2003. - 206 с.
- Интернет
Комментариев нет:
Отправить комментарий