Ребусы

вторник, 23 февраля 2016 г.

Наши права


Цель:
Познакомить учащихся с основными международ-ными правовыми документами, отражающими права ребёнка в обществе.

Задачи:
  1. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.
  2. Формировать положительное отношение к законам и их выполнению.
  3. Научить правилам ведения дискуссий, умение выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.



Оборудование: мультимедийное оборудование,
DVD – караоке, плакат с основными
положениями Закона «О мерах по
профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолет-
них в Краснодарском крае».









1. Ведущий: Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?

- Люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров и, к сожаленью, в битвах и войнах.

1 чтец: В какой бы я хотела жить стране?
Да в той, где места нет ни горю, ни войне.
В которой люди счастливы всегда,
Друг друга не обидят никогда.
Где не слышны глухие взрывы
И где закаты так красивы…
Я так люблю простор страны своей,
Хоть далека она от совершенства,
Хочу, чтоб испытали люди в ней
Любовь большую, счастье и блаженство!

1. Ведущий: В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы.

2. Ведущий: В США, в городе Нью-Йорке на берегу реки Ист- Ревер, высится 39-этажное здание. В нём помещается штаб-квар-тира Организации Объединённых Наций (ООН), Международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная ассамблея ООН – собрание делегатов всех государств – членов организации, сейчас их более 180. Стремление защищать детей возникло ещё в 20-е годы прошлого столетия. В 1959 г. ООН приняла Декларацию прав ребёнка, провозгласив, «что человечест-во обязано давать ребёнку лучшее, что оно имеет». В этом докумен-те были сформулированы социальные принципы, касающиеся за-щиты и благополучия детей. Декларация призывала всю общест-венность признать изложенные в ней права и свободы и стремиться к их соблюдению. Также говорилось, что детям должна быть обес-печена социальная защита и предоставлена возможность жить в здоровых и нормальных условиях свободы и уважения к человечес-кому достоинству ребёнка.

- Международные документы о правах человека условно можно разделить на 2 группы: декларации и конвенции.
Декларация (высказывание) – это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы.
Конвенция (договор, соглашение) – это соглашение по специаль-ному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присо-единились, то есть подписали договор.
20 ноября 1989 г. ассамблея единодушно проголосовала за принятие Конвенции ООН о правах ребёнка.

2. - Однажды один Маленький человечек нашёл в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека». В ней говорилось, что все люди должны относиться друг к другу с уважением. Но у кого он не спрашивал, никто в городе даже не слышал о правах человека. А вот и этот человечек.

Маленький человечек: Здравствуйте, друзья. Я убедился, что даже некоторые большие люди удивительно безграмотны. И это надо ис-
правлять. Вот, что я прочитал в Декларации и что хочу вам расска-зать в первую очередь.

(На экране появляется первое право:
Все люди рождаются свободными и равными. Все имеют одинаковое достоинство и права. Все наделены разумом и должны относиться друг к другу, как братья и сёстры.

1 ученик: Что здесь написано?

Маленький человечек: Это слова из «Всеобщей Декларации прав человека». Она написана для того, чтобы люди знали свои права.

2 ученик: Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 300 г, а мой сосед – 3 кг 200 г.

Маленький человечек: Рождаться равными – значит рождаться людьми. Ведь никто ещё не появлялся на свет Министром с порт-фелем или генералом с погонами.

3 ученик: Допустим, но почему это я должен относиться ко всем как к братьям и сёстрам? Я в семье единственный ребёнок, и никаких братьев и сестёр у меня никогда не было!

Маленький человечек: У меня их тоже не было. Но все мы – люди, и значит братья по разуму и происхождению… А ещё в «Конвенции ООН о правах ребёнка» сказано:
- «Все люди имеют право собираться и вместе организовывать группы и союзы».

4 ученик: Подождите, подождите, кажется, я знаю такие группы – это же наши классы. Наши родители привели нас в школу и записали к учителю, которого они выбрали по собственному желанию.

5 ученик: А почему же Декларация называется всеобщей?

Маленький человечек: Позвольте, я скажу почему. Она называется «всеобщей», т.к. написана для всех.

3. Ведущий: - Ребята, посмотрите на экран. Здесь перечислены права, записанные в Конвенции о правах ребёнка. Давайте их разберём.
(Беседа о правах).

У меня есть:
Право на имя, отчество, фамилию и гражданство.
Право знать своих родителей, совместно с ними про-
живать.
Право на заботу и воспитание (право на надлежащее питание,
жилище, медицинское обслуживание, развлечения).
Право на общение со своими родителями, бабушками,
дедушками, братьями и сёстрами.
Право на общение с обоими родителями.
Право на защиту и воспитание.
Право на свободу и равенство.
Право собираться и вместе организовывать группы и
союзы.
Право на своё собственное мнение.
Право на уважение человеческого достоинства.
Право на жизнь и личную неприкосновенность.
Право на защиту своих прав и законных интересов.
Право на личное имущество, на получение содержания
от родителей.
Право на образование.
  • Право на отдых и досуг.


  1. Ведущий:
- У вас на столах лежат памятки: «Права, которые у меня есть». Положите их перед собой.
- Я уверена, что все вы читали сказку Алексея Толстого «Приклю-чения Буратино…» или смотрели экранизацию этого произведения. И кто внимательно её читал или смотрел, заметил, как неоднократно в этой сказке нарушается Конвенция о правах ребёнка. Хотя, отдельные права соблюдаются. Проанализируем, в каких ситуациях это происходит.

- Внимание на экран:
1 эпизод: «С подоконника Буратино через
всю каморку перелетел на стол, крыса за
ним… И тут на столе она схватила Буратино
за горло, повалила, держа его в зубах, соскочила
на пол и поволокла под лестницу, в подполье».
- Какое право нарушено? (Право на жизнь и личную неприкосновенность).

2 эпизод: Папа Карло продал свою единственную
куртку и купил «Азбуку» с крупными буквами и
цветными картинками и отправил сына в школу.
- Учись на здоровье.
- О каком праве здесь говорится? (Право на образование).

Маленький человечек: Я точно знаю, что каждый ребёнок имеет право на бесплатное образование. В Конвенции записано также: государство должно следить, чтобы непременно все дети посещали школу, а не прогуливали уроки! Значит, когда ты ходишь в школу, ты помогаешь своей стране выполнять Конвенцию.

- Воспользовался ли Буратино этим правом? Куда он отправился, продав Азбуку?

3 эпизод: Буратино подбежал к кассе театра,
протянул золотой и пропищал: «Послушайте.
Дайте мне в первом ряду билет на единственное
представление кукольного театра».
- Какое право здесь соблюдается?
(Право ребёнка на отдых и досуг).


4 эпизод: «Карабас Барабас погрозил куклам
семихвостой плёткой, чтобы они продолжили
представление. Куклы кое-как закончили комедию,
занавес закрылся, зрители разошлись».
(Нарушение прав – рабство, непосильный труд).

5 эпизод: «На круглых листьях водяной лилии под луной сидели большеротые лягушки, выпученными глазами глядели на Буратино.
- Какая-то каракатица плывёт, - квакнула лягушка.
- Нос, как у аиста, - квакнула другая.
- Это морская лягушка, - квакнула третья»
(Нарушается право на имя, лягушки оскорбляют Буратино).

6 эпизод: «В каморке никто не отозвался.
Карабас Барабас приказал:
- Именем Тарабарского короля –
откройте дверь!
Полицейские нажали, гнилые половинки дверей сорвались с петель…!
(Нарушается право на жилище).

7 эпизод: Кот Базилио и лиса Алиса пытаются
отобрать у Буратино монеты.
- Какое право нарушили кот и лиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты?
(Право на личное имущество).

- Буратино и Царевна-лягушка, Князь Гвидон и Чиполлино, Том Сойер и Гулливер занялись решением вопросов о правах человека. И вместе с ними тысячи и тысячи других литературных героев. Дома, пожалуйста, глядя в памятку, постарайтесь найти примеры из произведений о соблюдении или нарушении прав ребёнка.

5. Ведущий: А теперь я предлагаю вам отдохнуть и спеть известную вам песенку «Песенку мамонтёнка» (караоке).
- Скажите, какое право мамонтёнка нарушено?

6. Сейчас я вам предлагаю разгадать кроссворд. Я буду зачитывать определения, а вы должны назвать слово.
1.
1. Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендации. (Декларация)

2. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства. (Гражданин).

3. Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. (Конвенция).

4. Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности.
(ООН).
-Какое слово получилось по вертикали? (Право).

Ведущий: Совсем недавно, с 1 августа на территории нашего Краснодарского края стал действовать закон «О мерах по профи-лактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
Целью настоящего Закона является создание правовой основы для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений на территории Краснодарского края в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и общепризнанными нормами международного права.
- У вас в дневниках вложен этот закон и мы уже не раз беседовали
с вами об этом законе. Давайте вспомним некоторые моменты.
(Беседа с уч-ся об основных положениях данного закона).

Ученик: На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон издать
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха, - гласил бы он, -
Одних, без нас родителей
В театры, в цирк, на стадион
Не допускать как зрителей».
Пусть надпись – буквы покрупней! –
Там ярко освещается:
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается».
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям в праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.

  1. Итог занятия.

На экране задание:
- Вставьте вместо точек гласные буквы и прочитайте предложение:
Н… спр…ш…в…й, чт… стр…н… м…ж…т сд…л…ть дл… т…б…, спр…с…, чт… т… м…ж…шь сд…л…ть дл… св……й стр…н….
(Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны.)

- Как вы понимаете эти слова?
- Что было бы, если люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами?
- Это тема нашего следующего разговора.

- Итак, о чём мы с вами говорили на нашем занятии? Я уверена, что сегодняшний разговор не прошёл даром. И каждый из вас поговорит об этом дома с родителями и в кругу друзей.
И в заключении, давайте мы с вами договорим Знак-памятку:

В мире есть закон, что знает _________________ (каждый),
Все его Конвенцией ________________ (зовут).
Охраняет жизнь, здоровье _________________ (граждан),
Их права на отдых и на ________________ (труд).
Нам с тобою тот закон _______________ (знаком)
В жизни нам поможет очень ___________ (он).







Список литературы


  1. Егоров А. Конвенция о правах ребенка : итоги и перспективы // Вопросы социального обеспечения. - 2009. - N 23. - С. 5-6.
  2. Декларация прав ребёнка
  3. Всеобщая декларация прав человека
  4. Белянинова Ю. В. Как защитить права своего ребенка : юридический путеводитель родителей. – М. : Юрайт , 2007. - 170 с.
  5. Глушкова С.И. Права ребенка : международные стандарты и Россия. - Екатеринбург: Б. и., 2003. - 206 с.
  6. Интернет

Комментариев нет:

Отправить комментарий