Цели:
- расширять знания детей о растительном и животном мире леса.
- развивать любознательность, находчивость.
- воспитывать бережное отношение к природе.
ПЛАН.
1. Вступительная беседа.
Лес – это сказочный мир. Присмотритесь и прислушайтесь… Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нём разнообразных ягод и грибов! Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы. Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух. Чтобы понять, как живёт лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать повадки его обитателей.
Проведём турнир знатоков природы, на котором вы поделитесь своими знаниями о лесе. В нём участвуют две команды (названия, эмблемы). Следить за ходом поединка будет жюри.
2. Разминка.
– Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятел)
– Какие грибы растут на пнях? (опята)
– Что ест зимой жаба? (ничего, она спит)
– Кто трижды поменяет своё обличье, прежде чем стать взрослым? (насекомое)
– Куда зайцу бежать удобнее с горы или в гору? (в гору, у него задние ноги длиннее)
– Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (белка)
3. О страшных, храбрых и не очень.
1 этап. Узнай животное.
А) Гнездо, которое строит зверёк, называется гайно. Сначала зверёк сплетает из толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями. В таком гнезде один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником. (Если дети берут подсказку, то вычитается один балл)
– Подсказка.
Зимой этот зверёк серый, летом – рыжий. На кончиках ушей – длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. (Белка)
Б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: “Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав”.
– Подсказка.
Этих зверей называют санитарами леса. (Волки)
В) Это удивительный зверёк. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное зверёк чувствует жука или личину в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест всё: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.
– Подсказка.
Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. (Еж)
Г) У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает очень быстро и легко так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают не хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.
2 страница
– Подсказка.
Его считают большим трусишкой. (Заяц)
Д) Это самый хитрый и осторожный зверью. Он умеет прекрасно маскируется, у него острые зрение, слух, а как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. Питается насекомыми, грызунами, птицами, иногда ежами, зайцами.
– Подсказка.
Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост. (Лиса)
Е) Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.
– Подсказка.
Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь)
2 этап. Верю – не верю.
– Медведь в берлоге зимой сосёт лапу?
Ответ: нет. Зимой у медведей на подошве отслаивается кожа. Молодая нежная кожица зудит и мёрзнет. Вот мишка и облизывает подошвы горячим языком.
– Кабаны очень любят принимать ванну?
Ответ: да. Кабаны устраивают себе купальни в больших лужах, а также валяются в болотной грязи. Когда грязь на щетине подсыхает, они трутся боками о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней и различные насекомые и жучки, которые мешают животному.
3 этап. Отгадай-ка (загадки болельщикам за каждую отгадку балл команде).
а) Не всегда в лесу найдёшь – пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая как ёж зимою в платье летнем. (Ель)
б) Какую траву и слепой знает? (Крапива)
в) Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи. (Малина)
г) Бегает среди камней, не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но ах! Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)
д) Спинка в веснушках ах как не ловко.
И покраснела… (божья коровка)
е) Белые пятна на шапочке красной.
Он для людей чрезвычайно опасный,
Здесь ни к чему нам сомненья и спор- это же гриб, а точней. (мухомор)
ё) У кого на ноге ухо? (у кузнечика)
4. Игра “Лес наш дом”.
Вопросы:
а) Кто кукует у кукушки. Самец или самочка.
б) Какие лесные растения могут заменить мясо. Грибы или ягоды.
в) Какие птицы едят грибы. Рябчики или глухари.
г) Сколько раз в году приносит приплод зайчиха. 1-2-3.
д) Какой лесной гриб называется дедушкин табак. Сморчок или дождевик.
е) Сок, какого дерева сладкий. Осины или берёзы.
ё) Какие дрова самые жаркие. Еловые или берёзовые.
ж) Какое дерево осенью краснеет. Берёза или рябина.
з) Из какого дерева делают спички. Сосны или осины.
5. Конкурс капитанов.
Капитаны вытягивают конверты с заданиями и рассказывают о съедобных и несъедобных ягодах и грибах.
6. Экологическая сказка. (Учитель)
3 страница
Возле моего окна живёт синичка. Она каждый день прилетает к кормушке. Вот что она мне рассказала: “Скоро наступит новый год, все звери готовятся, только ёлочка стоит печальная. И чем ближе Новый год, тем печальнее становится ёлочка. А почему не знаю”.
– Ребята, почему ёлочка была печальная? (ответы детей)
Правильно, потому что в Новый год люди вырубают ёлки, а они потом погибают. Давайте, нарисуем плакат в защиту “Зелёной красавицы”.
(Две команды рисуют плакаты, жюри оценивает.)
7. Песня “Дружба с природой”.
(Мелодия песни “Песенка крокодила Гены”.)
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможем мы навек!
8. Игра “Лесные заморочки”.
Оборудование: фишки из лото (с 1 по 12), иллюстрации птиц.
Вопросы:
1) Всё у этой птицы не так как у других – клюв не прямой, а крест-накрест, и птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клёст)
2) Эти птички прилетают в наши края весной, когда ещё холодно, зябко. (Зяблик)
3) Птичка вспорхнула с ветки, как будто высоко подпрыгнула. И снова уселась на место. А потом опять взлетела. И ещё.…Это она в воздухе ловит мух и насекомых. (Мухоловка)
4) В зелёной листве то и дело вспыхивает огонёк. Но не тревожься пожара не будет: это, как язычок пламени, подрагивает яркий красный хвостик птички. (Горихвостка)
5) Эта птица настоящий акробат: только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз головой. (Поползень)
6) Это небольшая птичка скромной коричнево-серой окраски, славится своим чудесным пением. (Соловей)
7) Каких небылиц об этой птице не рассказывают! Даже считают, что она накликает беду. А на самом деле – это полезная птица. (Сова)
8) Птица немаленькая, а увидеть её нелегко: сядет на землю, прижмётся и нет её, сядет на сук вытянется вдоль и исчезнет. Уж такая у неё маскировочная окраска – рябенькая. (Рябчик)
9) Все его называют лесным доктором за то, что он “лечит” деревья, вытаскивает из стволов и из под коры вредных насекомых и их личинки. (Дятел)
Комментариев нет:
Отправить комментарий