0:46 - 9:55
Балакина Татьяна
школьный психолог
Мир не может быть сохранен силой.
Он может быть достигнут только пониманием.
Альберт Эйнштейн
Нарушение поведения ребенка - это всегда творческий акт его приспособления к среде. Если такое поведение детей уже отмечается, то оно сводит с ума и родителей, и педагогов. Появляются растерянность, гнев, беспомощность, страх, что с ребенком что-то не так. Надо сказать, что точно такие же чувства испытывает и ребенок. Но даже если такого поведения у ребенка нет, родители могут тревожиться за то, чтобы этого не случилось, чтобы их ребенок не вырос лгуном, вором и лентяем. Однако это тема другого разговора, разговора про недоверие, на фоне которого развиваются детско-родительские отношения. Но во всех случаях присутствует страх, что ситуация выйдет или выходит из-под контроля.
А что же нам, взрослым, можно и нужно контролировать, с целью профилактики антиобщественного поведения? Как сказал Козьма Прутков «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Поэтому предлагаю поговорить о причинах.
Агрессия – это механизм социальной активности, маркер эмоционального отношения к ситуации. Агрессия биологически обусловлена, но всегда крайне неудобна окружающим.
Причины агрессивного поведения
1. Ребенок исследует границы допустимого.
2. Ребенок испытывает гнев, раздражение, но на родителей злиться нельзя, поэтому ребенок находится в поисках «кошки», которую позволительно пнуть.
3. Обида (проглоченный гнев) – она возникает на человека, который очень много значит для ребенка. Это маркер неоправданных ожиданий. Обида всегда адресована человеку, а не ситуации.
4. Страх (замер, напал).
5. Модель поведения: в семье спорные вопросы решают криками, грубостью, принуждением.
6. Гиперактивность. В этом случае агрессия выступает как средство справиться с возбуждением, вызванным нарушением функций головного мозга. В этой истории есть и психологический момент: гиперактивность зачастую побуждает уставших от такого состояния ребенка родителей шпынять его, потому, проходя по классу он будет задевать, шпынять своих сверстников.
1. Ребенок исследует границы допустимого.
2. Ребенок испытывает гнев, раздражение, но на родителей злиться нельзя, поэтому ребенок находится в поисках «кошки», которую позволительно пнуть.
3. Обида (проглоченный гнев) – она возникает на человека, который очень много значит для ребенка. Это маркер неоправданных ожиданий. Обида всегда адресована человеку, а не ситуации.
4. Страх (замер, напал).
5. Модель поведения: в семье спорные вопросы решают криками, грубостью, принуждением.
6. Гиперактивность. В этом случае агрессия выступает как средство справиться с возбуждением, вызванным нарушением функций головного мозга. В этой истории есть и психологический момент: гиперактивность зачастую побуждает уставших от такого состояния ребенка родителей шпынять его, потому, проходя по классу он будет задевать, шпынять своих сверстников.
Профилактика физической агрессии заключается в обозначении границ отношений: «Ты можешь сердиться, но я не позволю тебе ранить других». Таким образом, вы четко и однозначно формулируете разрешение на выражение чувств и запрет на нарушение границ другого человека.
0 - 9.20
0 - 9.20
Кража, как скрытое присвоение чужого, есть пример косвенной агрессии.
Первопричины детского воровства
1. В дошкольный период – это маркер несформированности норм и правил, понятий «нельзя», «свое-чужое», отсутствие волевой регуляции поведения. «Если хочу, то я должен получить всё и сразу»,- это усвоенная ребенком модель поведения в семье. Вместо: «Не всё, что ты хочешь, можно получить немедленно!»
2. В начальной школе – то, что воруют, является сигналом того, в чём ребенок нуждается: важен не сам предмет, а то, что он для ребенка значит. Это то, что не удовлетворяется семейной ситуацией или средой. Часто это про внимание, про самоутверждение, про демонстрацию превосходства.
3. Стремление к накопительству. В животном мире известно множество примеров такого поведения, когда животные собирают запасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок.
1. В дошкольный период – это маркер несформированности норм и правил, понятий «нельзя», «свое-чужое», отсутствие волевой регуляции поведения. «Если хочу, то я должен получить всё и сразу»,- это усвоенная ребенком модель поведения в семье. Вместо: «Не всё, что ты хочешь, можно получить немедленно!»
2. В начальной школе – то, что воруют, является сигналом того, в чём ребенок нуждается: важен не сам предмет, а то, что он для ребенка значит. Это то, что не удовлетворяется семейной ситуацией или средой. Часто это про внимание, про самоутверждение, про демонстрацию превосходства.
3. Стремление к накопительству. В животном мире известно множество примеров такого поведения, когда животные собирают запасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок.
Удачные действия взрослых: не навешивать ярлыки (ты – вор!), а говорить о поступке, причинах его вызвавших и своих чувствах с этим связанных. Для обнаружения мотива можете поиграть в игру: «Разговор от имени». Например, Петя, представь, что ты – это тот предмет, который ты украл. Предмет может разговаривать твоим голосом. Что бы он рассказал нам о себе.
• Уважаемый предмет, что ты можешь сказать Пете?
• Уважаемый предмет, что ты хочешь, чтобы Петя для тебя сделал?
• Уважаемый предмет, что ты можешь сказать Пете?
• Уважаемый предмет, что ты хочешь, чтобы Петя для тебя сделал?
В любом случае, необходимо дать ребенку возможность почувствовать, прожить последствия воровства. Вспоминая свои терзания, ребенок, впоследствии, создаст внутренний запрет, табу на такие действия. Это своего рода прививка.
Ложь – форма продуктивной творческой активности (Л.С.Выготский). До 4 лет у детей нет необходимости искажать реальность. Интенсивность фантазирования обусловлена жесткими границами наружу и обилием требований.
Причины детской лжи
1. Высокая потребность в принятии. У детей не существует долговременной перспективы, поэтому кажется, что сейчас скроет правду и ВСЕ.
2. Способ избавления от чувства вины и стыда. Понимает, что не должен так делать, но…
3. Страх, стремление избежать наказания. Обычная ситуация - ребенок признается в каком-либо ошибочном проступке. Взрослый переносит само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». В дальнейшем ребенок, в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим».
4. Невозможность открыто выразить свое несогласие. Мне удалось обхитрить родителей … (ошибочная форма самоутверждения).
5. Ложь по поводу социального статуса. Такое бывает в случае высокого интеллекта ребенка и низкого социального статуса семьи.
6. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики - например, ребенок не выдает проступок друга и лжет чтобы спасти того от наказания. Также это характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).
7. Модель поведения: в семье принято врать (скажи, что меня нет дома).
1. Высокая потребность в принятии. У детей не существует долговременной перспективы, поэтому кажется, что сейчас скроет правду и ВСЕ.
2. Способ избавления от чувства вины и стыда. Понимает, что не должен так делать, но…
3. Страх, стремление избежать наказания. Обычная ситуация - ребенок признается в каком-либо ошибочном проступке. Взрослый переносит само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». В дальнейшем ребенок, в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим».
4. Невозможность открыто выразить свое несогласие. Мне удалось обхитрить родителей … (ошибочная форма самоутверждения).
5. Ложь по поводу социального статуса. Такое бывает в случае высокого интеллекта ребенка и низкого социального статуса семьи.
6. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики - например, ребенок не выдает проступок друга и лжет чтобы спасти того от наказания. Также это характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).
7. Модель поведения: в семье принято врать (скажи, что меня нет дома).
Что делать в профилактических целях (агрессия, воровство, ложь)?
1. Учить ребенка говорить о своих чувствах, о том, в чём он нуждается.
2. Формировать зону социального успеха: ты многое умеешь.
3. Предъявлять к ребенку адекватные требования: отличать реальные результаты от идеальных. Иметь мужество принять несовершенство ребенка.
4. Самим быть честным по отношению к ребенку.
1. Учить ребенка говорить о своих чувствах, о том, в чём он нуждается.
2. Формировать зону социального успеха: ты многое умеешь.
3. Предъявлять к ребенку адекватные требования: отличать реальные результаты от идеальных. Иметь мужество принять несовершенство ребенка.
4. Самим быть честным по отношению к ребенку.
Итак, педагоги и родители много сил потратили на то, чтобы «искоренить» такие негативные поведенческие проявления ребенка как агрессия, воровство, ложь. И ребенок в ответ говорит о том, что он хочет, чтобы его оставили в покое. Внимание! Это маркер сильного стресса.
Ребенку необходимы дополнительные ресурсы, чтобы осознать свои чувства, связанные и с тем, что он сделал, и с тем, как на это отреагировали взрослые. Ему необходима дополнительная сила, чтобы эти чувства выразить. Целесообразно дать ребенку такую возможность и обсудить, где он может отдохнуть, где может построить себе убежище, чтобы на время спрятаться ото всех.
И еще одна, волнующая нас, родителей, проблема - лень. Сразу возникает вопрос, почему потребность в лени на каком-то этапе развития ребенка становится сильнее потребности в деятельности? Частично, на это вопрос мы с вами ответили. На что ещё хочу обратить ваше внимание.
Причины лени
1. Страх. В этом случае лень является защитным механизмом, чтобы вновь не ощутить неприятные переживания, связанные с неудачей. Что делать? Вернуться к прошлому событию и обсудить его с точки зрения того, чему оно могло ребенка научить. У детей с низкой самооценкой значительно снижается и познавательная потребность.
2. Низкая мотивация: «Какой смысл? Ради чего?». В начальной школе дети учатся, чтобы получить одобрение, похвалу, заслужить уважение со стороны родителей и педагогов. Мотивация поддерживается и оптимальным уровнем познавательной нагрузки. Недостаток или избыток умственной пищи снижает активность.
3. Болезнь эмоций. Познавательная потребность тесно связана с радостью и удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается при поступлении в школу. И тогда учение становится видом принуждения, актом агрессии со стороны педагогов и родителей. Что будет делать ребенок? Или нападать в ответ, или замрет (лень).
2. Низкая мотивация: «Какой смысл? Ради чего?». В начальной школе дети учатся, чтобы получить одобрение, похвалу, заслужить уважение со стороны родителей и педагогов. Мотивация поддерживается и оптимальным уровнем познавательной нагрузки. Недостаток или избыток умственной пищи снижает активность.
3. Болезнь эмоций. Познавательная потребность тесно связана с радостью и удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается при поступлении в школу. И тогда учение становится видом принуждения, актом агрессии со стороны педагогов и родителей. Что будет делать ребенок? Или нападать в ответ, или замрет (лень).
Уважаемые родители! Мы с Вами обсудили причины, побуждающие ребенка нарушать социальные нормы и правила. Как видите, в целях профилактики ошибочного поведения, необходимо проявлять внимание к чувствам и переживаниям ребенка, оказывать ему помощь и поддержку на пути обретения уверенности в своих силах и возможностях. Это и станет залогом его социального здоровья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий