Ребусы

вторник, 14 марта 2017 г.

Про воровство, ложь и не только…


0:46 - 9:55

Балакина Татьяна

школьный психолог

 Мир не может быть сохранен силой.
Он может быть достигнут только пониманием.
Альберт Эйнштейн

Нарушение поведения ребенка - это всегда творческий акт его приспособления к среде. Если такое поведение детей уже отмечается, то оно сводит с ума и родителей, и педагогов. Появляются растерянность, гнев, беспомощность, страх, что с ребенком что-то не так. Надо сказать, что точно такие же чувства испытывает и ребенок. Но даже если такого поведения у ребенка нет, родители могут тревожиться за то, чтобы этого не случилось, чтобы их ребенок не вырос лгуном, вором и лентяем.  Однако это тема другого разговора, разговора  про недоверие, на фоне которого развиваются детско-родительские отношения. Но во всех случаях присутствует страх, что ситуация выйдет или выходит из-под контроля.

А что же нам, взрослым,  можно и нужно контролировать, с целью профилактики антиобщественного поведения? Как сказал Козьма Прутков «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь». Поэтому предлагаю поговорить о причинах.
Агрессия – это механизм социальной активности, маркер эмоционального отношения к ситуации. Агрессия биологически обусловлена, но всегда крайне неудобна окружающим.
Причины  агрессивного поведения
1. Ребенок исследует границы допустимого.
2. Ребенок испытывает гнев, раздражение, но на родителей злиться нельзя, поэтому ребенок находится в поисках «кошки», которую позволительно пнуть.
3. Обида (проглоченный гнев) – она возникает на человека, который очень много значит для ребенка. Это маркер неоправданных ожиданий. Обида всегда адресована человеку, а не ситуации.
4. Страх (замер, напал).
5. Модель поведения: в семье спорные вопросы решают криками, грубостью, принуждением.
6. Гиперактивность. В этом случае агрессия выступает как средство справиться с возбуждением, вызванным нарушением функций головного мозга. В этой истории есть и психологический момент:  гиперактивность зачастую побуждает уставших от такого состояния ребенка родителей шпынять его, потому, проходя по классу он будет задевать, шпынять своих сверстников.
Профилактика физической агрессии заключается в обозначении границ отношений:  «Ты можешь сердиться, но я не позволю тебе ранить других». Таким образом, вы четко и однозначно формулируете разрешение на выражение чувств и запрет на нарушение границ другого человека. 
0 - 9.20
Кража, как скрытое присвоение чужого, есть пример косвенной агрессии. 
Первопричины детского воровства
1. В дошкольный период – это маркер несформированности норм и правил, понятий «нельзя», «свое-чужое», отсутствие волевой регуляции поведения. «Если хочу, то я должен получить всё и сразу»,- это усвоенная ребенком модель поведения в семье. Вместо: «Не всё, что ты хочешь,  можно получить немедленно!»
2. В начальной  школе – то, что воруют,  является сигналом того, в чём ребенок нуждается: важен не  сам предмет, а то, что он для ребенка значит.  Это то, что не удовлетворяется семейной ситуацией или средой. Часто это про внимание, про самоутверждение, про демонстрацию превосходства.
3. Стремление к накопительству. В животном мире известно множество примеров такого поведения, когда животные собирают запасы, значительно превосходящие их потребности, т.е. запасаются впрок.
Удачные действия взрослых: не навешивать ярлыки (ты – вор!), а говорить о поступке, причинах его вызвавших и своих чувствах с этим связанных. Для обнаружения мотива можете поиграть в игру: «Разговор от имени».  Например, Петя, представь, что ты – это тот предмет, который ты украл. Предмет может разговаривать твоим голосом. Что бы он рассказал нам о себе.
• Уважаемый предмет, что ты можешь сказать Пете?
• Уважаемый предмет, что ты  хочешь, чтобы Петя для тебя сделал?
В любом случае, необходимо дать ребенку возможность почувствовать, прожить последствия воровства. Вспоминая свои терзания, ребенок, впоследствии, создаст внутренний запрет, табу на такие действия. Это своего рода прививка.
Ложь – форма продуктивной творческой активности (Л.С.Выготский). До 4 лет у детей нет необходимости искажать реальность. Интенсивность фантазирования обусловлена жесткими границами наружу и обилием требований.
Причины детской лжи
1. Высокая потребность в принятии. У детей не существует долговременной перспективы, поэтому кажется, что сейчас скроет правду и ВСЕ.
2. Способ избавления от чувства вины и стыда. Понимает, что не должен так делать, но…
3. Страх, стремление избежать наказания. Обычная ситуация - ребенок признается в каком-либо ошибочном проступке.  Взрослый переносит  само действие на ребенка, например, говорит «какой ты плохой, что так сделал». В  дальнейшем ребенок, в целях самозащиты, будет стараться что-то выдумать, солгать, чтобы не получать негативных оценок и быть в глазах родителей как прежде «хорошим».
4. Невозможность открыто выразить свое несогласие. Мне удалось обхитрить родителей … (ошибочная форма самоутверждения).
5. Ложь по поводу социального статуса. Такое бывает в случае высокого интеллекта ребенка и низкого социального статуса семьи.
6. Ложь во спасение. Проявляется в виде «корпоративной», групповой этики -  например, ребенок не выдает проступок друга и лжет чтобы спасти того  от наказания. Также это  характерно для ситуаций, когда между членами семьи натянутые отношения, и ребенку приходится лавировать (ситуации, когда два члена семьи в ссоре, и  ребенок не рассказывает одному, что о нем думает другой, лжет, чтобы спасти отношения).
7. Модель поведения: в семье принято врать (скажи, что меня нет дома).
Что делать в профилактических целях (агрессия, воровство, ложь)?
1. Учить ребенка говорить о своих чувствах, о том, в чём он нуждается.
2. Формировать зону социального успеха: ты многое умеешь.
3. Предъявлять к ребенку адекватные требования: отличать реальные результаты от идеальных.  Иметь мужество принять несовершенство ребенка.
4. Самим быть честным по отношению к ребенку.
Итак, педагоги и родители много сил потратили на то, чтобы «искоренить»  такие негативные поведенческие проявления ребенка как агрессия, воровство, ложь. И ребенок в ответ говорит о том, что он хочет, чтобы его оставили в покое. Внимание! Это маркер сильного стресса.
Ребенку необходимы дополнительные ресурсы, чтобы осознать свои чувства, связанные и с тем, что он сделал, и с тем, как на это отреагировали взрослые. Ему необходима дополнительная сила, чтобы эти чувства выразить. Целесообразно дать ребенку такую возможность и обсудить, где он может отдохнуть, где может построить себе убежище, чтобы на время спрятаться ото всех.
И еще одна, волнующая нас, родителей, проблема - лень. Сразу возникает вопрос, почему потребность в лени на каком-то этапе развития ребенка становится сильнее потребности в деятельности? Частично, на это вопрос мы с вами ответили. На что ещё хочу обратить ваше внимание.
Причины лени
1. Страх. В этом случае лень является защитным механизмом, чтобы вновь не ощутить неприятные переживания, связанные с неудачей.  Что делать? Вернуться к прошлому событию и обсудить его с точки зрения того, чему оно могло ребенка научить. У детей с низкой самооценкой значительно снижается и познавательная потребность.
2. Низкая мотивация: «Какой смысл? Ради чего?». В начальной школе дети учатся, чтобы получить одобрение, похвалу, заслужить уважение со стороны родителей и педагогов. Мотивация поддерживается и оптимальным уровнем познавательной нагрузки. Недостаток или избыток умственной пищи снижает активность.
3. Болезнь эмоций. Познавательная потребность тесно связана с радостью и удовольствием. Но связь между интеллектуальной деятельностью и эмоцией радости иногда разрушается при поступлении в школу. И тогда учение становится видом принуждения, актом агрессии со стороны педагогов и  родителей. Что будет делать ребенок? Или нападать в ответ, или замрет (лень).
Уважаемые родители! Мы с Вами обсудили причины, побуждающие ребенка  нарушать социальные нормы и правила. Как видите, в целях профилактики ошибочного поведения,  необходимо проявлять внимание  к чувствам и переживаниям ребенка, оказывать ему помощь и поддержку на пути обретения  уверенности в своих силах и возможностях. Это и станет залогом его социального здоровья.

Комментариев нет:

Отправить комментарий