Лист
индивидуальных достижений в системе
оценки образовательных результатов
первоклассников
Дмитриева
Т.Г.,
учитель
начальных классов
МКОУ
«Гимназия №1»
- АКТУАЛЬНОСТЬ.
Оценка
– это не только фиксация учебных
достижений ученика, но и регулятор его
взаимоотношений с учителями,
одноклассниками, родителями. Чем младше
школьник, тем более он нуждается в оценке
каждого своего учебного усилия.
Недостаточно отменить школьную отметку,
важно заменить ее более содержательным
способом оценивания достижений каждого
учащегося.
В условиях
реализации положения ФГОС о системе
оценивания планируемых результатов
и внедрения безотметочных технологий
обучения в 1 классе, мною был разработан
«Лист индивидуальных достижений
первоклассника», как одна из форм
оценивания.
«Лист
индивидуальных достижений» введён для
более информативной обратной связи о
результатах обучения школьника для
родителей, учителей и обучающегося.
«Лист
индивидуальных достижений» –
это лист, на котором изображается полигон
достижений планируемых результатов.
- СТРУКТУРА «ЛИСТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»
"Лист
индивидуальных достижений» учащихся
комплексный, т. к. включает критерии,
объединяющие требования к планируемым
результатам по литературному чтению,
русскому языку, математике и окружающему
миру.
Критерии
оценки обсуждались на методическом
объединении учителей начальных классов.
Они
сформулированы, исходя из планируемых
результатов обучения в первом классе,
учебно-тематического планирования
учителя, особенностей контингента
класса.
Изначально
«Лист индивидуальных достижений» был
разработан по каждому предмету отдельно
(Приложения 1, 2, 3,4). Но затем в целях
удобства для учащихся и родителей,
четыре листа были объединены в один.
(Приложение 5)
Следует
помнить, что в первом классе результаты
обучения не оцениваются отметкой, но
важно учитывать продвижение каждого
обучающегося в освоении основной
образовательной программы. С этой целью
было разработано разноуровневое
оценивание предметных результатов:
критический (0-29 %), низкий (30-55 %), средний
(56-85 %) и высокий (86-100 %) уровни. В таблице
при оценивании результатов учебной
деятельности уровни обозначаются
начальными буквами слов: «к», «н», «с»,
«в». Особенности данной системы оценки
отражены в
образовательной программе школы.
Таким
образом, мы можем проследить, каким был
уровень подготовки в I
полугодии и каким стал во II
полугодии.
Такой
подход объясняется разной степенью
подготовленности обучающихся к началу
обучения в школе. Но в любом случае
важно, чтобы совокупность критериев
оценивания соответствовала требованиям
программы, а степень сложности и объем
требований может варьироваться.
- ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С «ЛИСТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»
Следует
признать, что часто родители требуют
выставления обычных школьных отметок.
Приходится объяснять, доказывать и
убеждать их в необходимости введения
безотметочного обучения в начальной
школе.
На
первом родительском собрании «Листы
индивидуальных достижений» были
представлены родителям и получили
одобрение и рекомендацию объединить 4
листа по предметам в один для удобства
в применении. Таким образом, «Листы
индивидуальных достижений» были
усовершенствованы родительским
коллективом и приведены в тот вид,
который имеют сейчас.
Родителям
были объяснены требования к планируемым
результатам по каждому предмету, и уже
на первом собрании они для себя отметили,
что умеют их дети, а чему еще предстоит
учиться.
Родители
должны понимать, что использование
«Листов индивидуальных достижений»
способствует формированию оценочной
самостоятельности школьников, развитию
рефлексивных умений, и в целом регулятивных
универсальных действий.
С детьми
мы также обсудили применение и значение
индивидуальных листов достижений на
классном часе по теме «Мой портфолио»
и подробно рассмотрели, какими предметными
знаниями должны овладеть первоклассники
в течение года.
В
«Портфолио учащегося начальной школы»
Мишакиной Т. Л., по которым мы работаем,
есть раздел «Пьедестал моих успехов»
(Приложение 6). В конце каждого полугодия
учащийся оценивает результаты своей
учебной деятельности по каждому предмету
и ранжирует по степени успешности. При
оценивании себя первоклассник учитывает
мнение родителей, результаты индивидуальных
листов достижений и свои собственные
наблюдения.
В течение
года листы хранятся у учителя. В конце
каждой четверти на итоговом классном
собрании проводится рефлексия по
индивидуальным листам: что удалось, а
над чем нужно еще поработать.
Таким
образом, в течение года у первоклассников
формируется адекватная самооценка и
умение планировать свой образовательный
маршрут.
К
концу учебного года « Листы индивидуальных
достижений» помещаются в портфолио.
Они позволяют отслеживать динамику
продвижения обучающегося.
По
итогам учебного года учитель готовит
аналитическую справку, в которой
раскрывается освоение первоклассниками
ключевых предметных умений и УУД. Важно
описать какими умениями первоклассники
овладели на базовом и на повышенном
уровнях, какой процент первоклассников
еще не достиг базового уровня. В справке
также надо отразить соотношение оценки
учителя и самооценки учащихся, указать,
по каким критериям оценки совпадают, а
по каким отличаются. Следует сделать
вывод и об адекватности самооценки
обучающихся.
- ВЫВОД
Оценка
деятельности учащихся в той или иной
форме является необходимой частью
учебного процесса. Ребенок нуждается
в оценке своего труда, более всего в
положительной оценке, в одобрении. Его
огорчает отрицательная оценка, равнодушие,
когда его труд не замечается учителем
и товарищами.
Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной деятельности, активности, заставить ученика быть увлеченным в процессе познания.
Одной из задач школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, превращение их в субъектов учебной деятельности. Способность учащихся к осознанию и осмыслению собственных действий, чувств, отношения к окружающим, происходящему на уроке, т.е. рефлексия, формируется постепенно, начиная с первого класса, с «Листов индивидуальных достижений».
Можно заставить учиться, но невозможно принудить к познавательной деятельности, активности, заставить ученика быть увлеченным в процессе познания.
Одной из задач школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, превращение их в субъектов учебной деятельности. Способность учащихся к осознанию и осмыслению собственных действий, чувств, отношения к окружающим, происходящему на уроке, т.е. рефлексия, формируется постепенно, начиная с первого класса, с «Листов индивидуальных достижений».
Приложение
1.
ЛИСТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________
1 класса _____ Учитель ___________
Литературное
чтение (обучение чтению)
№
п/п
1.
|
Формируемые
навыки и умения
|
I
полугодие
|
II полугодие | ||
По слогам | |||||
По слогам и целыми словами | |||||
Целыми словами | |||||
2.
|
Правильность чтения | Без ошибок | |||
1 – 2 ошибки | |||||
3 и более | |||||
Пропуск, замена, искажение | |||||
Постановка ударения | |||||
Ошибки в окончаниях | |||||
Повторы | |||||
3.
|
Темп чтения | ||||
4.
|
Выразительность чтения | ||||
5.
|
Пересказ | ||||
6.
|
Чтение наизусть | ||||
7.
|
Ответы на вопросы по содержанию |
-
от 0 % до 29 % - критический уровень;
от 56 % до 85 % - средний уровень;
-
от 30 % до 55 % - низкий уровень;
от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение
2.
ЛИСТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________
1 класса _____ Учитель ___________
Русский
язык
№
п/п
|
Формируемые
навыки и умения
|
I
полугодие
|
II полугодие | ||
1.
|
Звуко – буквенный анализ слов | Последовательность звуков в слове | |||
Характеристика звуков | |||||
Деление на слоги | |||||
Ударение | |||||
Составление схемы слова | |||||
2.
|
Каллиграфия | ||||
3.
|
Списывание | ||||
4.
|
Письмо под диктовку | ||||
5.
|
Орфограммы | Пропуски, замены, искажения | |||
Большая буква в начале предложения | |||||
Знаки препинания в конце предложения | |||||
Пробелы между словами | |||||
Большая буква в именах собственных | |||||
Жи – ши, ча – ща, чу – щу | |||||
Обозначение мягкости согласных на письме | |||||
Словарные слова | |||||
Перенос слов | |||||
6.
|
Соблюдение норм речевого этикета и правил устного общения в повседневной жизни |
-
от 0 % до 29 % - критический уровень;
от 56 % до 85 % - средний уровень;
-
от 30 % до 55 % - низкий уровень;
от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение
3.
ЛИСТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________
1 класса _____ Учитель ________________
Математика
№
п/п
|
Формируемые
навыки и умения
|
I полугодие | II полугодие | ||
1.
|
Распознает, называет, изображает геометрические фигуры, использует чертежные инструменты, измеряет и чертит отрезки | ||||
2.
|
Знает состав чисел в пределах 10 | ||||
3.
|
Вычислительные навыки | Сложение и вычитание в пределах 10 | |||
Сложение и вычитание в пределах 20 | |||||
4.
|
Название компонентов и результата действий | Сложение | |||
Вычитание | |||||
5.
|
Умеет сравнивать числа и выражения | ||||
6.
|
Умеет решать простые задачи |
-
от 0 % до 29 % - критический уровень;
от 56 % до 85 % - средний уровень;
-
от 30 % до 55 % - низкий уровень;
от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение
4
ЛИСТ
ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ученика(цы)________________________
1 класса _____ Учитель ______________
Окружающий
мир
-
от 0 % до 29 % - критический уровень;
от 56 % до 85 % - средний уровень;
-
от 30 % до 55 % - низкий уровень;
от 86 % до 100 % - высокий уровень.
Приложение
5
Приложение
6
Комментариев нет:
Отправить комментарий