Внедрение
новой формы оценки младших школьников
Из опыта
работы Корытовой М.Б
учителя
начальных классов
МБОУ СОШ
№6
ФГОС НОО
второго поколения выдвигает новые
требования к освоению основной
образовательной программы начального
общего образования (ООП НОО), в частности
требования к результатам обучения. Они
сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Все это привело к изменению
содержания и методов контроля планируемых
результатов освоения ООП НОО, введению
новых форм и методов оценки результатов.
Учителю
в своей педагогической деятельности
приходится решать новые задачи, одной
из которых является внедрение новой
формы оценки достижений обучающихся –
накопительной оценки.
В
нашей школе продумана система мониторинга
результатов обучающихся 1-х классов по
освоению ООП НОО. Определены виды и
субъекты мониторинга образовательных
результатов, составлен план-график
мониторинга, подобран методический
инструментарий, используемый при
проведении мониторинга оценки достижения
планируемых результатов обучающихся
начальных классов. Но даже имея все эти
ресурсы, учителю необходимо вести
большую самостоятельную работу по
изучению и отбору методов оценивания
достижения
планируемых результатов; изучению,
отбору (разработке) материалов
для оценки предметных планируемых
результатов образования; составлению
(выбору) комплексных проверочных работ;
внедрению
новой формы накопительной оценки
(портфолио учащихся); обработке результатов
диагностических и комплексных проверочных
работ.
Хочется
поделиться первым опытом в решении
задачи внедрения в начальной школе
новой формы накопительной оценки
обучающихся – портфолио.
Изучая
литературу о проблемах «безотметочного»
обучения в начальной школе, я прочла
статью В.Д. Никонова «Карта развития»
(сайт журнала «Директор школы»
www.director.ru),
в которой рассказывается о системе
оценивания в школах Германии. Представленная
в статье карта развития ребенка
содержательна, оценки действительно
показывают ребенка как личность, педагоги
кратко комментируют успехи ребенка.
Данная публикация помогла мне выстроить
свою систему «безотметочного» оценивания,
сделать ее более гуманной.
Новая система
оценивания без тесного взаимодействия
с родителями (законными представителями)
невозможна. Поэтому уже в начале сентября
на первом классном родительском собрании
я ознакомила родителей (законных
представителей) с новой формой
накопительной оценки – портфолио,
зачитала Положение о портфолио обучающихся
начальной школы, назвала основные
разделы портфолио «Титульный лист»;
«Знакомьтесь, это – я»; «Мое имя»; «Моя
семья»; «Мои друзья»; «Мои увлечения»;
«Мои достижения», целевые установки
создания портфолио для ученика и для
родителей. На этом же собрании родители
были ознакомлены с планируемыми
результатами освоения первоклассниками
ООП НОО, с результатами стартовой
диагностики, которая проводилась в
сентябре школьным педагогом-психологом
и мной.
Остановлюсь
на разделе портфолио «Мои достижения».
Именно в этом разделе отражаются главные
достижения ребенка в освоении программы,
через анализ его содержания идет диалог
«учитель-родитель».
Какие
виды диагностик размещаются в портфолио
моих учеников? Это – стартовая диагностика,
«Лист индивидуальных достижений», «Лист
метапредметных результатов», «Лесенки
успеха» по скорости чтения и скорости
вычислений, в конце года появится
итоговая диагностика.
Стартовый
контроль позволил оценить уровень
личностных, предметных и метапредметных
достижений моих учеников на момент
поступления в школу, установить уровень
развития каждого, основные проблемы,
характерные для большинства и спланировать
систему работы по обеспечению предметных,
метапредметных и личностных и результатов,
заложенных в ООП НОО школы. Вместе с
педагогом-психологом, учителем-логопедом
я старалась организовать целостную
работу по формированию УУД через
предметные линии развития, внеурочную
деятельность, через применение проектной
технологии, систему коррекционных
занятий.
Для
отслеживания динамики развития
первоклассников учителями первых
классов школы был разработан «Лист
индивидуальных достижений» (Приложение
1). Данный лист представляет собой
перечень основных программных требований
по предметам, которыми должен овладеть
ученик на конец первого класса.
Отслеживать успешность первоклассников
решили по четвертям. Учитывая
безотметочное обучение в первом классе,
нами были выделены три уровня успешности
в качестве диагностических показателей
в процессе творческой, познавательной
и коммуникативной деятельности:
-
высокий уровень характерен для школьников,
которые могут выделять основную идею,
самостоятельно справляться с поставленной
задачей и испытывать эмоциональную
удовлетворённость от процесса и
результата своей деятельности;
-
средний уровень характерен для
обучающихся, которые понимают учебную
задачу, видят взаимосвязь между фактами
и явлениями, но недостаточно самостоятельно
выдвигают новые идеи, испытывают
эмоциональный дискомфорт при возникновении
трудностей, в письменных работах
допускают 1-2 ошибки;
- низкий
уровень установлен у тех детей, которые
не склонны самостоятельно проявлять
активность, воспроизводят механически
случайные факты, испытывают значительные
затруднения при выполнении письменных
и устных работ, допускают 3-5 ошибок при
выполнении письменных заданий.
Следующим
видом контроля уровня успешности моих
учеников является «Лист метапредметных
результатов», в котором также по четвертям
я отслеживаю динамику развития
регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных
действий. (Приложение 2).
Проведя
подробный анализ достижений каждого
ребенка по итогам третьей четверти,
поместив все данные в общую таблицу
класса, я сделала вывод: налицо рост
показателей по учебным предметам и
сформированности универсальных учебных
действий от низкого уровня к более
высокому. Особенно радует положительная
динамика развития универсальных учебных
действий, познавательных мотивов и
активности моих учеников, поскольку
главной целью для меня, как для учителя,
является развитие личности учащегося
на основе освоения способов деятельности.
Диаграммы 1-6 отражают динамику развития
универсальных учебных действий
(регулятивных, познавательных,
коммуникативных) обучающихся моего
класса, наиболее важных, на мой взгляд,
для первоклассников. Диаграмма 7 наглядно
демонстрирует развитие познавательных
мотивов.
Регулятивные
УУД
|
|
Диаграмма
1. Организация
рабочего места
под
руководством учителя.
Диаграмма 2. Осуществление контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
|
Познавательные
УУД
|
|
Диаграмма
3. Умение ориентироваться
в учебниках.
Диаграмма 4. Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы (с помощью учителя).
|
|
|
|
Коммуникативные
УУД
|
|
Диаграмма
5. Участвовать
в коллективном обсуждении учебной
проблемы.
|
|
|
|
Диаграмма 6. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Диаграмма
7. Отношение к учению.
|
|
Используя
накопленный мной педагогический опыт,
я решила вовлечь в оценочную деятельность
и самих обучающихся. Регулярно в классе
проводятся проверочные работы, результаты
которых первоклассники учатся фиксировать
на листах, именуемых «Лесенками успеха».
Отслеживается движение по технике
чтения, скорости счёта и выполнению
контрольных работ по математике. Динамику
скорости вычислений я проверяю 2 раза
в месяц, учащимся дается 15 примеров на
сложение и вычитание в пределах 10, время
работы – 1 минута; скорость чтения -1 раз
в месяц. Учащиеся самостоятельно строят
свою «Лесенку успеха». Этот вид диагностики
несёт зрительную информацию не только
об успехах, но и о проблемных моментах,
позволяет сравнивать сегодняшние
достижения ученика с его же успехами
некоторое время назад, планировать
дальнейшую учебную деятельность
совместно с ребенком и его родителями.
Рисунок 1.
«Лесенка успеха» по скорости чтения
Скорость
чтения.
Ф.И
Рисунок 2.
«Лесенка успеха» по скорости вычислений.
Скорость
счета
Созданная
система мониторинга позволяет мне
проследить процесс развития ученика
на разных этапах обучения, а значит и
организовать систему индивидуальной
работы с ребенком и его родителями. Для
меня важно, чтобы родители регулярно
знакомились с достижениями своего
ребёнка. Как добиться действенного
участия родителей в развитии своего
ребенка?
В
первую очередь, использовать разнообразные
формы взаимодействия: родительские
собрания, встречи родителей, анкетирование,
совместная разработка памяток, семинары,
практикумы, консультации.
В
сентябре я ежедневно встречалась с
родителями своих первоклассников, в
первой учебной четверти ежемесячно
проводила родительские собрания, каждый
месяц по субботам организую групповые
и индивидуальные консультации,
практикумы, провожу их и в каникулярное
время. На индивидуальных встречах даю
возможность родителям выразить свое
согласие (несогласие) с моими оценками
достижений ребенка, задать вопросы или
даже подсказать мне причины неуспешности
ребёнка. Темы для проведения консультаций
выбираю исходя из проблем, которые
возникают у первоклассников в ходе
освоения основной образовательной
программы. Например, одну из консультаций
для родителей я посвятила вопросу
развития навыков чтения через совместное
чтение в кругу семьи. Каждый родитель
получил памятку «Как читать вместе с
детьми» (Приложение 3).
Из отзывов
родителей
«Благодаря
проводимым консультациям я могу помочь
дочери в закреплении пройденного
материала.»
Черняева
К. А.
«Мне очень
нравится «Лесенка успеха». По этому
листку я вижу успехи сына по скорости
счёта и технике чтения. Мы с ним вместе
радуемся успехам. Подобная работа
вырабатывает привычку концентрироваться
на выполнении задания за отведённое
время, приучает моего сына быть более
собранным.»
Сидорова
А. В.
«По совету
учителя дома были заведены по всем
предметам «Листы успеха», где наш ребенок
отмечают свои удачи или промахи. Оформляя
их, мы не могли представить, каким
стимулом это будет для ребенка. Каждый
день он стремится подняться хоть бы на
одну ступеньку выше.»
Семья
Сизовых
Еще раз
хочу подчеркнуть, что работа по новой
системе оценки достижений планируемых
результатов освоения младшим школьником
ООП НОО возможна лишь при тесном
взаимодействии «учитель-ученик-родитель».
Поскольку, цель создания портфолио: для
учителя – условие формирования
рефлексивного отношения школьника к
учебной деятельности, для ученика –
осознание самого себя, для родителей –
возможность совместной деятельности.
Тесное
сотрудничество принесло свои плоды.
Благодаря групповым и индивидуальным
консультациям, мамы с папами оказывают
методически грамотную помощь своим
детям по тем проблемам и трудностям,
которые обнаружились в ходе различных
диагностик. Наблюдая за успешностью
своего ребёнка в школе, родители своими
действиями и оказываемой помощью
вселяют уверенность в своего ребенка,
помогают преодолевать первые школьные
трудности. При этом, я как классный
руководитель найду возможность приподнять
авторитет семьи, даже неблагополучной.
А ошибку в воспитании - оценить как опыт,
позволяющий найти новые пути для
взаимопонимания.
В нашем
классе активизировалось и участие пап,
что раньше было большой редкостью. Папы
посещают родительские собрания,
консультации, интересуются успехами
своего ребёнка.
Родители
очень активно участвуют в жизни класса,
организуют совместные экскурсии и
поездки, классные часы, участвуют в
проектной деятельности.
Семейный
проект Гороховых «Береги лес от пожара»
Поездка на
фабрику елочных игрушек
Все
проводимые мероприятия находят отражение
в классном портфолио. Родители помогают
в его оформлении. Например, при участии
пап в феврале был организован и проведён
тематический классный час «Защитники
Отечества» и праздник с конкурсной
программой к Дню Защитника Отечества.
Классный
час «Защитники Отечества»
Можно
сделать вывод, что выбранные формы
работы позволили активизировать участие
родителей в делах класса, школы и не
просто видеть успехи и неудачи своего
ребёнка, но и видеть мир глазами детей,
радуясь, сопереживая вместе с ними.
Из отзывов
родителей
«Мы всегда
вместе – учитель, наши дети, и мы,
родители. Мы верим, что у нас всё получится.
Ведь именно сотрудничество семьи и
школы определяет общий успех.»
Семья
Сизовых
Приложение
1
Лист
достижений
учени__
1 «В» класса МБОУ СОШ №6
|
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
Чтение
|
||||
Скорость
чтения
|
|
|
|
|
Правильность
|
|
|
|
|
Характеристика
звуков
|
|
|
|
|
Работа
с текстом
|
|
|
|
|
Русский
язык
|
||||
Каллиграфия
|
|
|
|
|
Орфография:
|
|
|
|
|
Развитие
устной речи
|
|
|
|
|
Оформление
тетради
|
|
|
|
|
Математика
|
||||
Устные
вычислительные навыки
|
|
|
|
|
Письменные
вычислительные навыки
|
|
|
|
|
Решение
задач
|
|
|
|
|
Геометрический
материал
|
|
|
|
|
Именные
величины
|
|
|
|
|
Оформление
тетради
|
|
|
|
|
Окружающий
мир
|
||||
Работа
с книгой
|
|
|
|
|
Планирование
своей работы
|
|
|
|
|
Речевое
высказывание
|
|
|
|
|
Приложение
2
Лист достижений
метапредметных результатов
учени__ 1 «В»
класса МБОУ СОШ №6
_______________________________________
|
1
четверть
|
2
четверть
|
3
четверть
|
4
четверть
|
Регулятивные
УУД
|
||||
|
|
|
|
|
Познавательные
УУД
|
||||
|
|
|
|
|
Коммуникативные
УУД
|
||||
|
|
|
|
|
Приложение
3
Комментариев нет:
Отправить комментарий